-Всегда под рукой

http://www.liveinternet.ru/users/4432237/profile

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Зарубежка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2011
Записей: 190
Комментариев: 30
Написано: 221


За что сгорел Джордано Бруно

Воскресенье, 10 Июля 2011 г. 14:05 + в цитатник
Muslina2010 все записи автора
Цитата сообщения alla_sumeny
Как-то один издатель, находясь в Риме, побывал на Кампо деи Фьоре (Площадь цветов), чтобы сфотографировать памятник Джордано Бруно для школьного учебника по астрономии. Он спросил у проходящего мимо католического священника, как он может прокомментировать события, связанные с аутодафе (казнь без пролития крови - т.е. сожжение) Джордано Бруно? На что тот ответил: "Это была всего лишь кремация..."

 (270x405, 35Kb)

Джордано Бруно (1548-1600)


Джордано Бруно - итальянский мыслитель, философ, поэт, обучался в доминиканском монастыре, став монахом, потом - священником, сменил имя с Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в монастырской библиотеке. За выступления против догматов церкви вынужден был покинуть монастырь. Дальше - годы скитания по городам и странам Европы. Выступал на публичных, богословских диспутах, читал лекции.
Его основные философские и естественно-научные сочинения, написанные на итальянском языке, вышли в Лондоне в 1584 году. Наиболее значительным был труд "О бесконечности, Вселенной и мирах" (миром называли Землю с ее обитателями).
Когда Бруно вернулся в Италию, один из его учеников выдал его инквизиции. В течение 7-ми лет он был заточен в тюрьме, где его уговаривали отречься от своих взглядов. Был сожжен на костре в Риме на Площади цветов в 1600 году. Теперь там стоит памятник, воздвигнутый в 1889 году, спустя три столетия со дня его казни, с надписью: "Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел на том месте, где был зажжен костер".
Последние слова Бруно: "Сжечь - не значит опровергнуть".
Бруно отрицал существование сверхприродного Бога и утверждал свою пантеистическую натурфилософию. Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправили на костер за то, что он обожествлял природу и практиковал магию. В любом бульварном издании публикуются десятки объявлений о порчи, привороте...
Однако даже спустя 400 лет после казни Джордано Бруно, глава Римско-католической церкви отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации.
Времена меняются, история подвергается пристальному и скрупулезному анализу. Что же в действительности произошло? Насколько произошедшее имеет отношение к "конфликту" религии и науки, как любят это утверждать защитники якобы обиженных христианством ученых?
Джордано Бруно был казнен. И такой шаг наврядли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали. И эта смерть навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада.
За что же пострадал Бруно?
Как мыслитель, он оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и - косвенным образом - на развитие философии Нового времени. Его идеи получили свое продолжение в трудах Спинозы и Лейбница. Бруно был продолжателем идей Николая Кузанского, учение которого подрывало физику и космологию Аристотеля. Но, при этом, сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом.
Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки ХУІ века.
Действительно науку создавали Коперник, Галилей, а также Ньютон. Бруно не занимался исследованиями в том смысле, в каком занимались ученые его времени.
Бруно пострадал не за свои научные взгляды. Он был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его, в первую очередь, как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.
Конечно, в ту эпоху становления науки, эта разница - ученый или философ - была не столь очевидна, как сегодня.
В отличие от Ньютона, который говорил: "Гипотез не измышляю", Бруно "измышлял гипотезы" и, собственно, больше ничем и не занимался. Своим мыслям в трактатах Бруно придавал поэтически-образную форму, а также риторическую красочность.

Из вступительного письма, написанного сеньору Микело ди Кастельново:
"Но я измеряю поле природы, стремлюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исправляю привычки интеллекта - вот почему, кто на меня смотрит, - угрожает мне; кто наблюдает за мной, - нападает на меня; кто догоняет меня, - кусает меня и кто меня схватывает, - пожирает меня; и это - не один или немногие, но многие или почти все".
("О бесконечности, Вселенной и мирах")


Бруно обладал удивительной способностью наживать себе врагов. Он отказывался от всего, что не воспринимал его разум и прямо заявлял спорящими с ним, что они глупцы и недоумки.
Идеи бесконечного пространства и бесчисленных миров Бруно нашел в поэме Лукреция "О природе вещей". Идеи Лукреция (взятые из Эпикурейской философии) он преобразует, снабжая бесчисленные миры магической одушевленностью.
Магия была для Бруно самой точной и жизненной наукой. Его философия представляет собой сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой.
Галилео Галилей, признавая выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым и, тем более, астрономом. Принято считать, что Бруно развил идеи Коперника. Однако факты свидетельствуют, что их знакомство было весьма поверхностным. В толковании трудов Коперника Бруно допускал грубые ошибки, что уничтожало их научную ценность. Хотя теория Коперника оказала влияние на формирование взглядов итальянца.
Бруно смело и легко интерпретировал Коперника, облекая свои размышления в поэтическую форму. Он "обожествлял" материальный мир, утверждая, что человек "есть смертный Бог" и что "Бог небесный есть бессмертный человек". Далее Бруно говорил: "Господин вечности есть первый Бог, мир - второй, человек - третий. Бог, творец мира и всего, что он в себя заключает, в том числе и человека, который, в свою очередь, все превращает в предмет своей деятельности".
Таким образом, Бруно нельзя назвать ученым, а, тем более, популяризатором учения Коперника. С точки зрения науки, Бруно, скорее, компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Его аргументы в пользу Коперника были лишь набором бессмыслиц, которые, в первую очередь, демонстрировали невежество автора.
За что же тогда его сожгли?
За его религиозные воззрения. Его идеи отвергали христианскую идею Бога, сотворившего мир из "ничего" (ex nihilo).
Согласно христианским воззрениям, Бог - вне времени. Он не сотворен. Он не подчиняется законам пространства-времени. А сотворенная Богом Вселенная не обладает абсолютными характеристиками самого Творца. По идее Бруно, бесконечная причина - Бог, должна иметь бесконечные следствия и не может существовать предел Его творящей силы. У Бруно стираются границы между Творцом и Его творением и уничтожается принципиальная разница. Бог у Бруно - не личность. В то время, как учение о Боге как о личности, является принципиально важным для христианского учения о человеке. Человек есть личность, т.к. сотворен по образу и подобию личности Творца.
Творение мира и человека есть свободный акт Божественной любви.
Кроме того, что Бруно активно практиковал магию - "герметизм", он отстаивал идею переселения душ из одного тела в другое, из одного мира - в другой, подвергая сомнению смысл и истинность христианских таинств. Он иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с церковью.
Что же такое "герметизм"? Это логико-оккультное учение, восходящее к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста. Гермес как основатель религии, был провозвестником в эзотерических герметических кружках и гностических сектах.
Адепты герметизма верили, что существует магическое средство очищения человека, возвращающее его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения.
Очистившись от скверны, человек становится вторым Богом. И он может без всякой помощи свыше управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом, до изгнания из рая.
Поэтому взгляды Бруно нельзя охарактеризовать как научные. И в его борьбе с Римом не было борьбы науки с религией. Таким образом, для церкви он был еретиком, а еретики в то время были сжигаемыми. Бруно жил в эпоху религиозных войн. В те времена еретики не были безобидными религиозными мыслителями, которых инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба не просто за власть. Шла борьба за смысл жизни, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И все это, безусловно, не приближает эпоху ведьм к Евангелию.
Все это подтверждает основной тезис: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды. Церковь во времена Бруно не была гонительницей науки. Инквизиторы тщательно, в течение восьми лет, изучали труды Бруно и склоняли его к покаянию за его антихристианские взгляды. И упорство Бруно фактически не оставляло ему никаких шансов на помилование.
Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Свое собственное религиозно-философское построение Бруно называл "героическим энтузиазмом" и "философией рассвета". Будь он больше ученым, чем "свободным философом", он мог бы избежать проблем с Римским престолом.
По мнению выдающего российского мыслителя А.Ф. Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с христианством.
Бруно же не боялся потерять Христа, т.к. эта потеря, судя по всему, произошла гораздо раньше...


"Кто дух зажег, кто дал мне легкость крылий?
Кто устранил страх смерти или рока?
Кто цель разбил, кто распахнул широко
Врата, что лишь немногие открыли?..."

(Сонеты перевел В.Н. Ещин)


Литература:
1. Материалы сайта: Русский гуманитарный интернет университет.
2. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейскаого естествознания. Философско-религиозные истоки науки, М., 1997, с.57.
3. В.Лейгода "За что сожгли Джордано Бруно?" http://www/fomacenter/ru
4. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., Новое литературное обозрение, 2000.

Серия сообщений "Эпоха Возрождения":
Часть 1 - Кристофер Марло
Часть 2 - Лекція 3 (2 семестр)
...
Часть 4 - Лекція 4 (2 семестр)
Часть 5 - Биография Шекспира
Часть 6 - За что сгорел Джордано Бруно
Часть 7 - Перевод сонета Шекспира
Часть 8 - Варианты перевода одной шекспировской фразы
Часть 9 - Портрет Шекспира
Часть 10 - Мир сонетов У.Шекспира
Часть 11 - Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. (аудиокнига).

Рубрики:  Литература Средних веков и Возрождения
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку