-Метки

🇩🇪критика шольца (прогулка на речку 20 мая 2022) * film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * беженцы и немецкие вузы * жанну де арк народ когда-то услыхал * почему грустные иконы у позднякова * тв музей рондизма * чехов отдыхает олег стеняев - невидимы и легки... cinema literature music muzeum rondizm tv painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское чтение акварель актеры оказывается были разносторонними алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио книга аудио-книга аукцион лето 2022 бандеровцу за что пропадать в пустоту? бедные бандеровцы бессмысленности бандеровского движения вена верди * травиатта * впечатление ю.косаговский верди не приняли в консерваторию слава богу видео-книга власть и деньги восприятие высший свет гойя * донна леокадия соррилья * о чем это гойя донна леокадия соррилья косаговский город городской пейзаж горы греция гумилев пастернак бродский дети дизайн дирижеры и певцы губят классику профессионализмом дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир здоровье знаменитости изумительные рассказы олег стеняев индия интересное интерьер искусство истории история история россии история создания к выборам во франции 2022 * стихи и музыка камни карлсон чудо журналист сша картины кино кино на выходные * бергман фани и александр кипр китай классический балет книги косаговский поздравление резника косаговский - менталитет россиян косаговский борьба с нацизмом косаговский михеев о россии косаговский о саванароле косаговский роль россии в мире косаговский стихи эссе косаговский эстетика оперы кошки креатив куклы легенды ленен луи и его братья косаговский летнее настроение лето лингвистика литература ломоносов искренность не сгибается любовь мальта мамонтов борец за истины в арт мамонтову отомстили разорением михайловский театр петербург травиатта михайловский театр травиатта рецензия на коленке мода море москва музыка музыка импровиз алиса косаговская музыкальная открытка народности натюрморты наука наши прекрасные актеры необычное нереальное несерьезность поднимает к вершинам оазисы мировой оперы в пустыне общественное устройство осенние зрелища * отношения ошибки насилия памятник парк пасха * любовь как фундаментx пасха вербное воскресение картины пасха вербное воскресение фильм пасха джотто рембрандт косаговский пасха рублев нестеров пейзажи по перилам верю ангелы гуляют полеводка полезное полонский случевский плещеев гнедич - пасхаx португалия поэзия поэзия в науке прикладное искусство природа психология птицы пушкин лермонтов блок разное растения религия ретро рисунки алиса косаговская романовы россия россия исторически спасает мир русские художники русь сад камней * марина венедиктова самоцветы серов примкнул в революции сказки скульптура сссрр спасает мир от биологической войны с японией стихи стихи и рисунки стихи на прогулке стокгольм сурдин время косаговский танцы и пение алиса к тверская улица традиции трек и видео косаговский трек стихи видео * тютчев кюхельбекер косаговский - пасхаx уголки мира умные мысли физика и философия философия философия устройства общества фото фотоискусство храбрость у косаговского переписать историю арт христос воскрес и посрамил судей художник художники цветы человек черногория читает косаговский что такое время косаговский шаман швейцария швеция эстетик эстетика косаговский ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58610


Выходя из себя, не забудьте вернуться. Дон-Аминадо

Понедельник, 03 Ноября 2014 г. 07:08 + в цитатник
Натали_Пушкина все записи автора
О чем пишет Дон-Аминадо? О том, в сущности, что составляет только поверхность нашей жизни, или даже не жизни, а быта.



Дон-Амина́до (после Второй мировой войны печатался как Д. Аминадо, настоящее имя Аминодав Пейсахович Шполянский; 1888 — 1957) — русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат.



Письмо Марины Цветаевой Дону Аминадо:

Дону Аминадо

VANVES, 31-ГО МАЯ 1938 Г.
Милый Дон Аминадо,
Мне совершенно необходимо Вам сказать, что Вы совершенно замечательный поэт. Я уже годы от этого высказывания удерживаюсь — a quoi bon? [1] — но в конце концов, — несправедливо и неразумно говорить это всем, кроме Вас, — который, единственный, к этому отнесется вполне серьезно и, что важнее, — не станет спорить. (Остальные же (дураки) Вам верят на слово — веселее.)
Да, совершенно замечательный поэт (инструмент) и куда больше — поэт, чем все те молодые и немолодые поэты, которые печатаются в толстых журналах. В одной Вашей шутке больше лирической жилы, чем во всем «на серьёзе».
Я на Вас непрерывно радуюсь и Вам непрерывно рукоплещу — как акробату, который в тысячу первый раз удачно протанцевал на проволоке. Сравнение не обидное. Акробат, ведь это из тех редких ремесел, где всё не на жизнь, а на смерть, и я сама такой акробат.
Но помимо акробатизма, т. е. непрерывной и неизменной удачи, у Вас просто — поэтическая сущность, сущность поэта, которой Вы пренебрегли, но и пренебрежа которой Вы — больший поэт, чем те, которые на нее (в себе) молятся. Ваши некоторые шутливые стихи — совсем на краю настоящих, ну — одну строку переменить: раз не пошутите! — но Вы этого не хотите, и, ей-Богу, в этом нехотении, небрежении, в этом расшвыривании дара на дрянь (дядей и дам) — больше grandezz'ы [2], чем во всех их хотениях, тщениях и «служениях».
Вы — своим даром — роскошничаете.
_______
Конечно, вопрос: могли бы Вы, если бы Вы захотели, этим настоящим поэтом стать? На деле — стать? (Забудем читателя, который глуп, и который и сейчас не видит, что Вы настоящий поэт, и который — заранее — заведомо — уже от вида Вашего имени — beatemeat et betement [3] — смеется — и смеяться будет — или читать не будет.)
Быт и шутка, Вас якобы губящие, — не спасают ли они Вас, обещая больше, чем Вы (в чистой лирике) могли бы сдержать?
То есть: на фоне — не газеты, без темы дам и драм, которую Вы повсеместно и неизменно перерастаете и которая Вам посему бесконечно выгодна, потому что Вы ее бесконечно — выше — на фоне простого белого листа, вне трамплина (и физического соседства) пошлости, политика и преступлений — были бы Вы тем поэтом, которого я предчувствую и подчувствую в каждой Вашей бытовой газетной строке?
Думаю — да, и все-таки этого — никогда не будет. Говорю не о даре — его у Вас через край, говорю не о поэтической основе — она видна всюду — кажется, говорю о Вас, человеке.
И, кажется, знаю: чтобы стать поэтом, стать тем поэтом, который Вы есть, у Вас не хватило любви — к высшим ценностям; ненависти — к низшим. Случай Чехова, самого старшего — умного — и безнадежного — из чеховских героев. Самого — чеховского.
Что между Вами — и поэтом? Вы, человек. Привычка к шутке, и привычка к чужой привычке (наклонная плоскость к газетному читателю) — и (наверное!) лень и величайшее (и добродушное) презрение ко всем и себе — а может быть, уж и чувство: поздно (т. е. та же лень: она, матушка!).
Между Вами и поэтом — быт. Вы — в быту, не больше.
Не самообольщаюсь: писать всерьез Вы не будете, но мне хочется, чтобы Вы знали, что был все эти годы (уже скоро — десятилетия!) человек, который на Вас радовался, а не смеялся, и вопреки всем Вашим стараниям — знал Вам цену.
Рыбак — рыбака видит издалека.
Марина Цветаева.
— А дяди! А дамы! Любящие Вас, потому что невинно убеждены, что это Вы «Марию Ивановну» и «Ивана Петровича» описываете. А редактора! Не понимающие, что Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию! Что Вы ее самый жестокий (ибо бескорыстный — и добродушный) судья.
Вся Ваша поэзия — самосуд: эмиграции над самой собой.
Уверяю Вас, что (статьи Милюкова пройдут, а...) это — останется. Но мне-то, ненавидящей политику, ею — брезгующей, жалко, что Вы пошли ей на потребу.
— Привет! —


Этот человек — частица каждого из нас – о, ничуть не героическая и не творческая, а, наоборот, слабая, смятая, удивленная, утомленная, скучающая. Дон-Аминадо прекрасно знает, что это именно слабая частица, и потому он все время над ней подтрунивает и ни на какие пьедесталы возводить ее не склонен.

НОЧНОЙ ЛИВЕНЬ
(На даче)

Напои меня малиной,
Крепким ромом, цветом липы…
И пускай в трубе каминной
Раздаются вопли, всхлипы…
Пусть, как в лучших сочиненьях,
С плачем, с хохотом, с раскатом
Завывает все, что надо,
Что положено по штатам!
Пусть скрипят и гнутся сосны,
Вязы, тополи и буки.
И пускай из клавикордов
Чьи-то медленные руки
Извлекают старых вальсов
Мелодические вздохи,
Обреченные забвенью,
Несозвучные эпохе!..

Напои меня кипучей
Лавой пунша или грога
И достань, откуда хочешь,
Поразительного дога,
И чтоб он сверкал глазами,
Точно парой аметистов,
И чтоб он сопел, мерзавец,
Как у лучших беллетристов…

А сама в старинной шали
С бахромою и с кистями,
Перелистывая книгу
С пожелтевшими листами,
Выбирай мне из «Айвенго»
Только лучшие страницы
И читай их очень тихо,
Опустивши вниз ресницы…

Потому что человеку
Надо, в сущности ведь, мало…
Чтоб у ног его собака
Выразительно дремала,
Чтоб его поили грогом
До семнадцатого пота
И играли на роялях,
И читали Вальтер-Скотта,
И под шум ночного ливня
Чтоб ему приснилось снова
Из какой-то прежней жизни
Хоть одно живое слово.

Но знает он и то, что «творчество» и «героизм» если сейчас в ком-нибудь и присутствуют, то всегда они нестройны, не согласны, противоречивы, а слабости и смятения приблизительно одинаковы: каждый современный человек, и в особенности русский человек, щепка одного и того же срубленного леса. Отказываясь от глубокого воздействия, Дон-Аминадо ищет впечатления широкого и, никого особенно не тревожа, задевает всех.

ГОРОДА И ГОДЫ

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.
Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.
Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.
А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.
Вечных запахов Парижа
Только два. Они всё те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.
Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..
Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
{1927}

Его сатира нисколько не обличительна, она никого не бичует и не стремится ничего исправить. Ее гражданственность сказывается только в том, что она всегда трогает «общие струны» и поэтому объединяет людей, а не уводит их в замкнутые безнадежные мечты, как это часто делает поэзия.

Мерилом поэзии должны быть не особенности или уровень темы, а то, насколько поэту удалось сквозь слова – сквозь «слова, слова, слова», по Гамлету, – договориться до чего-то реального, прервать пелену, передать в живом и заражающем виде свою мысль и мечту.

Без названия…

Как весело, ярко пылает камин,

А чайник поет и клокочет,
Клокочет, как будто он в доме один
И делает все, что захочет.

А черный пушистый и ласковый кот,
С пленительным именем Томми,
Считает, что именно он – это тот,
Кто главным является в доме.

За окнами стужи, туманы, снега.
А здесь как на старой гравюре,
Хрусталь и цветы, и оленьи рога,
И лампы огонь в абажуре.

Я знаю, и это, и это пройдет,
Развеется в мире безбрежном
И чайник кипящий, и медленный кот,
И женщина с профилем нежным.

Но все же, покуда мы в мире пройдем,
Свой плащ беззаботно накинув,
Пускай у нас будет наш маленький дом
И доброе пламя каминов.

Пусть глупую песенку чайник поет
И паром клубится: встречай-ка!
И встретит нас Томми, пленительный кот,

И наша и Томми хозяйка.

Его стихи по тону своему сразу доступны, в них не надо вчитываться, к ним не надо привыкать, и никакой, даже самый заурядный, самый средний человек не чувствует себя при чтении Дон-Аминадо глупцом и ничтожеством, как в общении с другими поэтами. За это читатель платит Дон-Аминадо любовью и благодарностью.
У Дон-Аминадо, как у всех настоящих талантов, никогда не бывает расхождения между формой и содержанием; наоборот, в каждом стихотворении между ними само собой возникает соответствие

Живём. Скрипим. И медленно седеем.
Плетёмся переулками Passy
И скоро совершенно обалдеем
От способов спасения Руси.

Стихи Дон-Аминадо веселы или лиричны по самой ткани своей. И можно, не вслушиваясь в слова и смысл, уловить их «окраску» по звуку и тону. Есть какая-то безошибочность в этих стихах, есть упругость, позволяющая им выдерживать без ломки какие угодно переходы голоса и тем. Есть, наконец, при чтении их, сознание безопасности, спокойствие за автора: будто движется легкая прочная искусная машина, которая неожиданно не даст ни толчков, ни сбоев…

Убого жили.
Сказать не смели.
Не тех любили,
Кого хотели.

Не те глаголы
Не так спрягали.
И сном тяжелым
Свой век проспали...

А мир был полон
Чудес-загадок!
Слезою солон,
Любовью сладок,

В словах и звуках
Высок и ясен,
И в самых муках
Своих прекрасен.

А мы за призрак
Хватались каждый,
Справлялись тризны,
Томились жаждой.

Боялись прозы,
В стихах мечтали...
А сами — розы
Ногой топтали.

И вот расплата
За жизни наши...
— В огне заката,
Из смертной чаши,

В смятеньи, в розни,
С вином причастья,
Мы пьём свой поздний
Напиток счастья.



Афоризмы

Благородные люди всё помнят, расчётливые ничего не забывают.

Богатые люди украшают стол цветами, а бедные родственниками.

Богатые писатели дают на чай, бедные — интервью.

Брак по расчёту — это либретто музыки.

Бросая утопающему якорь спасения, не старайтесь попасть ему непременно в голову.

Бросить в женщину камень можно только в одном случае: когда этот камень драгоценный.

Будущее полно надежд, но отчество их неизвестно.

Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.

В любви есть три знака препинания: восклицательный, многоточие и точка.

В нормальной женской биографии до тридцати лет — хронология, после — мифология.

В погоне за главным не пропустите второстепенного.

В раю можно найти карты, но трудно найти партнёров; между тем как в аду сколько угодно партнёров, но невозможно найти карты.

Великодушием можно убить только человека, но не слона.

Взаимное понимание требует взаимной лжи.

Во всякой лжи можно сознаться, только в святой необходимо упорствовать.

Возраст женщины, которая всех критикует, называется критическим возрастом.

Волосы — как друзья: седеют и редеют.

Вставайте с петухами, ложитесь с курами, но остальной промежуток времени проводите с людьми.

Не думай дурно о всех ближних сразу, думай по очереди.

Из объявлений

Ищут вежливых старушек
Для различных побегушек.

Имею восемь паспортов,
На всё готов.

Ищут тихого злодея.
Есть старушка. Есть идея.

В хор казаков из Бордо
Нужен тенор с верхним «до»!

Крашу! Кошку ли, собаку ль –
В горностай или каракуль.

Молод. Знаю языки.
Могу делать шашлыки.

Пожилой аристократ
Отдается напрокат.
Соглашается при браке.
Быть свидетелем. Во фраке!



Послесловие

Жил. Были. Ели. Пили.
Воду в ступе толокли.
Вкруг да около ходили,
Мимо главного прошли.

источник

стихи

письмо
Рубрики:  поэзия
Метки:  

Процитировано 23 раз
Понравилось: 16 пользователям

Lenikon   обратиться по имени Понедельник, 03 Ноября 2014 г. 07:56 (ссылка)
Спасибо, Вам - чудесный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
людмила39   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2014 г. 06:23 (ссылка)
Замечательный пост!Спасибо большое за знакомство с поэтом-не знала о его творчестве к стыду своему!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 04 Ноября 2014 г. 06:28ссылка
...приятно, что вам понравилась статья
Ирина-Крым   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2014 г. 09:04 (ссылка)
Случайно зашла на Вашу страничку-и такой прекрасный пост!!! Спасибо огромного
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Аноним   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2014 г. 10:06 (ссылка)
Отличный поэт! Почему же он многим незнаком?
Спасибо автору поста за приятное и полезное знакомство!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Клара_088   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2014 г. 15:11 (ссылка)
Натали_Пушкина, Благодарю Вас за прекрасный пост, с вашего разрешения забираю себе в дневник.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 04 Ноября 2014 г. 15:14ссылка
Клара, я рада, что вам понравилась статья.
Трииночка   обратиться по имени Вторник, 04 Ноября 2014 г. 17:37 (ссылка)
Добрый вечер! Благодарю! Отличный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Меркульдин   обратиться по имени Среда, 05 Ноября 2014 г. 18:21 (ссылка)
Спасибо за прелесть и грусть,навеяло его стихами и шутками-добрыми и мудрыми.
Ушедшая навсегда Россия,с её полуденным снегом.
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 05 Ноября 2014 г. 19:02ссылка
...благодарю вас за столь ностальжический комментарий
Меркульдин   обратиться по имени Среда, 05 Ноября 2014 г. 19:36 (ссылка)
Не стоит благодарности,ностальгия идет,как правило,рука-об ркук,с возрастом,который и может ощутить всю прелесть ушедшего-запахи и звуки
Ответить С цитатой В цитатник
Ariadna_Irinia   обратиться по имени Среда, 05 Ноября 2014 г. 19:56 (ссылка)
Замечательный пост!Спасибо большое за знакомство с поэтом ,с вашего разрешения забираю себе
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 05 Ноября 2014 г. 20:06ссылка
...приятно, что вам понравился пост
Лапкина_Людмила   обратиться по имени Четверг, 06 Ноября 2014 г. 10:51 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку