ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ (Парижское_кафе) все записи автора
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО? ПРОЗРЕНИЯ И ОШИБКИ
ТОЛСТОГО
Возьмите какую бы то ни было газету нашего времени, и во всякой вы найдете отдел театра и музыки; почти в каждом номере вы найдете описание той или другой выставки или отдельной картины и в каждом найдете отчеты о появляющихся новых книгах художественного содержания, стихов, повестей и романов.
Подробно и тотчас же, как это совершилось, описывается, как такая-то актриса или актер в такой-то драме, комедии или опере играл или играла такую или иную роль, и какие выказали достоинства, и в чем содержание новой драмы, комедии или оперы, и их недостатки и достоинства. С такою же подробностью и заботливостью описывается, как спел или сыграл на фортепиано или скрипке такой-то артист такую-то пьесу и в чем достоинства и недостатки этой пьесы и его игры. В каждом большом городе всегда есть если не несколько, то уже наверное одна выставка новых картин, достоинства и недостатки которых с величайшим глубокомыслием разбираются критиками и знатоками. Каждый день почти выходят новые романы, стихи, отдельно и в журналах, и газеты считают своим долгом в подробности давать отчеты своим читателям об этих произведениях искусства.
На поддержание искусства в России, где на народное образование тратится только одна сотая того, что нужно для доставления всему народу средств обучения, даются миллионные субсидии от правительства на академии, консерватории, театры. Во Франции на искусства назначается восемь миллионов, то же в Германии и Англии. В каждом большом городе строятся огромные здания для музеев, академий, консерваторий, драматических школ, для представлений и концертов. Сотни тысяч рабочих — плотники, каменщики, красильщики, столяры, обойщики, портные, парикмахеры, ювелиры, бронзовщики, наборщики — целые жизни проводят в тяжелом труде для удовлетворения требований искусства, так что едва ли есть какая-нибудь другая деятельность человеческая, кроме военной, которая поглощала бы столько сил, сколько эта.
Но мало того, что такие огромные труды тратятся на эту деятельность,— на нее, так же как на войну, тратятся прямо жизни человеческие: сотни тысяч людей с молодых лет посвящают все свои жизни на то, чтобы выучиться очень быстро вертеть ногами (танцоры); другие (музыканты) на то, чтобы выучиться очень быстро перебирать клавиши или струны; третьи (живописцы) на то, чтобы уметь рисовать красками и писать все, что они увидят; четвертые на то, чтобы уметь перевернуть всякую фразу на всякие лады и ко всякому слову подыскать рифму. И такие люди, часто очень добрые, умные, способные на всякий полезный труд, дичают в этих исключительных, одуряющих занятиях и становятся тупыми ко всем серьезным явлениям жизни, односторонними и вполне довольными собой специалистами, умеющими только вертеть ногами, языком или пальцами.
ВОСХИТИТЕЛЬНО ТОЛСТОЙ ДАЛ ОТПОВЕДЬ
ПРОДАЖНОМУ МИРОВОМУ ИСКУССТВУ И НАУКЕ!
разгорелась полемика о Толстом
и пришлось почитать побольше
и я наткнулся на великолепное начало его статьи
читается начало - с восхищением
- написано с большим чувством!
которое никак не ожидал от Толстого
- просто восхитился им в разрез со своим предубеждением...
да-да! читал с восхищенной улыбкой!
а дальше (не привожу его слов) он ругает справедливо и науку!
это лучшее что я читал у Толстого
это полно поэзии местами и Маяковского и Есенина...
да... - все с мировым искусством в целом верно
но в частностях наошибался - все свалив в одну кучу
вначале по чувству написал верно
а потом по уму - запутался...
и надо разобрать то что он не смог...
отделить - истинное искусство - от ложного
Читать далее...