НЕС_с (Культурная_Столица) все записи автора
Писатель, музыкант, историк, председатель комитета "Граждане Санкт-Петербурга" Владимир Рекшан о сносах, стройках, взятках, способах борьбы и национальной идее...
ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ АДВОКАТОВ
Последние недели телеканал «Россия» постоянно показывает сюжеты, связанные с архитектурными нарушениями на Васильевском острове Санкт-Петербурга. При максимально разрешенной высоте зданий в этой части города в 48 метров, застройщики соорудили аж 64-метрового монстра.
То, что в архитектурно-строительном бизнесе Санкта не все в порядке известно всякому. Сносы исторических зданий, трещины в архитектурных памятниках, автомобильные пробки, вызванные строительными площадками, таинственные истории со строительством Новой Мариинки, а теперь уже и нью-стадиона не имени Кирова – все это происходит на наших глазах. Но официальный канал ТВ мог забеспокоится по этому поводу лишь после мнения кого-либо из кремлевцев. Скорее всего, одно из первых двух лиц государства, прокатилось по мосту через Неву, увидело чудище Биржи-новодела, торчащее из-за Ростральных колонн, и выразило свое отношение. После телевизионных сообщений возмутилась губернатор, Градостроительный совет постановил что-то сносить, проектировщиков олигархической конструкции оштрафовали на сто тысяч (ха-ха-ха!) рублей. Некоторые мои знакомые интеллегенты счастливо возопили: «Это прецедент!» После прецедента они, правда, дежурно продолжили выпивать, а на улицу с флагом Санкта не вышли. Несомненно, в огромной России, где власть всегда централизованна, внимание из Кремля является решающим, но в условиях все-таки капитализма это внимание вовсе не гарантирует хэппи-энда.
Смею предположить, что произойдет в ближайшее время. На смену грозным и несколько абстрактным речам придет поиск решения. Оно, собственно, и теперь найдено, но его не обнародовали, так сказать, в лоб. На днях по НТВ показали сюжет про злосчастную новую биржу, о том, сколько money в нее вбухано, а вбухано, мол, именно в последний этаж, где находится биржин мозг, вентиляция и отопление. А, вот, на крыше есть архитектурное излишество в три метра высотой, которое не функционально, его можно и снести. Вот вам и будущее действие. Излишество снесут, чтоб торчало поменьше, а биржа останется. Или я ничего не понимаю в капитализме! Капитализм – это власть денег. И любая власть при капитализме – это именно их власть. И власть не может противоречить сама себе. Ведь те, кому положено, получили взятки – у строителей есть разрешение. Лень и бессмысленно повторять то, в чем никто не сомневается. Если я не прав, то готов съесть или свою или твою, читатель, шляпу.
А теперь давайте поднимем голову, оторвем взгляд от суеты обыденности. Вспомним славный итальянский Ренессанс, оставивший столько замечательных архитектурных памятником, лицезреть которые регулярно отправляются сотни тысяч представителей и власти, и обычного российского плебса. В создании шедевров тогда участвовали и вершки, и корешки, и нобили, и пополаны, и папы Римские приложили деньги и желание, и простые граждане, всяческие производители малого и среднего бизнеса. Флоренция, к примеру, Цветочный город. Сперва цеховые организации многократно увеличили местный ВВП, стали продавать товары по всей тогдашней Европе, накачали бюджетные мышцы. В начале XY столетия руководители купеческого цеха совместно с местной Синьорией решили доделать двери в местной церкви Сан Джованни. Был объявлен всеитальянский конкурс, в котором победили семеро лучших. Этим лучшим целый год платили стипендию, ожидая окончательного проекта. В итоге заказ на церковные двери получил некто Лоренцо Гиберти, обошедший таких, например, мастеров, как Донателло и Брунеллески. Бронзовые многофигурные двери Гиберти делал всю свою творческую жизнь, несколько десятилетий. Умерли заказчики, выросли новые. Но народ и власть ответственно контролировали процесс. Теперь на флорентийские двери ездит смотреть весь мир, а на нашем Казанском соборе можно увидеть копию. Этим сообщением я хочу сказать следующее – в русском сознании всегда царь хорош, а бояре плохие. Всегда ожидаются правильные указания из Кремля. Незыблема вера в то, что добрый дядя, царь, генсек, президенты все за нас решат. Не фига они не решат без адекватного давление снизу. Вот если б на вопрос сверху об архитектурном уродстве к бирже пришли массы горожан с мирными требованиями, а подписантам разрешения на всякие уродливые строительства перестали б подавать руку, то местная власть вздрогнула, забоялась и перестала.
Когда говорят, что в России нет национальной идеи и поэтому проблемы, то можно ответить так: «Пусть нашей нынешней идеологией станет требование сохранить город Петербург в лучших его проявлениях. Если каждый российский город, уезд и деревня постараются сохранить лучшее, то, суммируясь, это и станет национальной идеей!»
Но можно, в силу вялой аполитичности электората, и по-другому решить проблему организации российской жизни. Стоит просто пригласить к нам на работу десять тысяч диков адвокатов и пятнадцать тысяч гусов хиддингов. Посадить их стоит на серьезные чиновничьи посты, и положить большие оклады. Эти ребята работают по контракту и его условия выполняют. Взяток не берут, кстати. То ли потому, что по-русски не понимают, то ли потому что патологически честны. Такое предложение может показаться обидным, но мы имеем положительный исторический опыт. Только гражданства приглашенным давать не надо, а то они сгоряча выдвинуться в кандидаты и всех коренных и титульных на очередных выборах победят.