Xek (Культурная_Столица) все записи автора
газета "Новые времена"
№ 14 (367) 23-29 апреля 2010 г.

МОЙ ДРУГ ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВ
Свою антологию саратовской поэзии я начал весной 2008 года с подборки Игоря Алексеева. Помимо его апрельского преждевременного ухода и заглавной буквы алфавита в фамилии, мне кажется, есть достаточно много причин начинать поэтические собрания наших земляков именно с этого мастера.
Скромно, но смачно называя себя стихотвором, Игорь чуть самоуверенно и нагло, но одновременно иронично обозначил мне свою сверхзадачу в литературе - стать Нобелевским лауреатом. Да, допускаю, сказать можно что угодно. Но знаете ли вы хоть одного саратовского автора, не только ставившего такую задачу, но и в один год публиковавшегося в двух разделах (в прозе и в поэзии) в старейшем и самом признанном литературном издании русскоязычного пространства планеты - журнале «Новый мир»? А Игорь это сделал в 2007 году, придя в вышеуказанные отделы буквально «с улицы», без рекомендательных звонков и писем, мужественно (с его-то строптивым характером) выдержав принятые у нас легкие унижения, адресованные незнакомым авторам.
А еще Игорь страстно любил жизнь во всех ее проявлениях. И до конца за нее цеплялся. Зимой 2006-го, когда от него практически отказались местные доктора, поддержанный друзьями и женой, он непонятным образом, спустя большой промежуток времени молчания, буквально вытащил себя из небытия. И как вытащил! За оставшиеся отпущенные ему неполные два года жизни Игорь написал и опубликовал две новых книги стихов («Трамвай живых» и «Если дорога»), книгу сказок («Сказки Игоря Алексеева»), первую книгу малой прозы («Как умирают слоны»), два сценария, повесть, первые главы романа... И это не беря во внимание регулярную работу со сборниками молодых собратьев по перу, постоянные высокорейтинговые странички на сайтах «Литсовета» и «ВВС»...
Настоящий мужик, находясь в непрекращающихся физических мучениях, утратив возможность продолжать зарабатывать привычным для себя бизнесом, Игорь сумел перестроиться и начать добывать на жизнь словом. И кто знает, не достиг бы он желанной цели, отпусти ему Бог чуть больше?
Развить разговор о нашем современнике предоставлю человеку, которому Игорь читал все свои новые произведения, - Владимиру Семенюку.
НЕ СТЕСНЯТЬСЯ ЛЮБВИ К ЖИЗНИ
Игоря Алексеева в городе знали по учебе и работе в медицинском институте, по бизнесу в девяностые. Я слышал о нем, но не был знаком, в 2002 г. Игорь пригласил меня на заседание нового поэтического клуба «Арт-система» в ресторане «Камелот» Андрея Табоякова, подарил «Желтую тетрадь».
Вскоре к работе подключился Андрей Сокульский. Профессиональный менеджмент был осуществлен в сфере поэтической культуры: ежемесячные заседания «Арт-системы» привлекали разную публику, устраивались авторские поэтические вечера, фестиваль «Поэтические пояса России-2004», встречи с поэтами из других городов. Игорь и Андрей выступали в поэтических клубах Москвы и Петербурга, принимали участие в создании международного поэтического журнала «Дети Ра». Вместе с Игорем я редактировал книги «Командир Пентагона» и «Русский день».
«Поэт и деловой человек в одном лице - явление для саратовской поэзии новое», - писал я в предисловии к «Командиру Пентагона». А позже узнал, что Игорь чувствовал себя поэтом всегда и больше всего хотел стать профессиональным литератором. Удивительно, как много было ему дано.
Темперамент, страстность, с которой он переживал все впечатления жизни.
Искренность, отсутствие умысла, стремление быть в слове, а не казаться, смелость и даже дерзость, с которой он говорил о мире внутреннем и внешнем. Беспощадность самоанализа и самоотчета. Ничего он не боялся, но и не прощал себе ничего, его тончайшая самоирония уникальна.
Верность своему поэтическому дару, убежденность в том, что поэзия - дело нужное землякам и современникам.
Работоспособность и требовательность - он не успокаивался, пока не добивался необходимого результата.
Жажда творить - писал стихи, рассказы, повести, сказки, сценарии, начал роман.
Зоркость, умение подмечать детали, ускользающие от привычного взгляда.
Чувство слова, тонкое понимание всех оттенков смысла.
Игорь был правдив в самом своем естестве, не стеснялся любви к жизни, успеху, достатку. Его поэзия диалогична, это лирика общения, дружбы, ей необходимы были отклик, осуждение - восхищение. Как он умел радоваться чужим стихам! Он был яркой артистической натурой, о таких в старину говорили просто: артист - художник. Его произведения сделаны, отточены, изящны, концовки всегда ударны и оригинальны, он великолепно читал свои и чужие стихи. Три темы, на мой взгляд, были главными в его творчестве: тема дороги, движения, преодоления, свободы и бесконечного пути; любви, этой последней правды, которая должна искупить все беды и несчастья; провинциального захолустья не только во внешнем устройстве, но в умах и сердцах.
Я вызнал дно всех мусорных корзин,
Когда стремился из воришек в воры.
Я пробивал бетонные заборы,
Я рельсы разгрызал, я пил бензин.
А что теперь? Я плачу над кино,
Где умирают бедные солдаты.
Не может быть, что в этом виноваты
Болезни, возраст, нервотрепка, но
Я помню свет люминесцентных ламп
И разговор про среднюю
летальность,
Когда вернулись страх,
сентиментальность
И надоевший пятистопный ямб,
Как способ мыслить.
Впрочем, этот мир
Не признает поэзии, как дела.
Толпа поэтов сильно поредела.
Иные времена - иной кумир.
Мне незачем подыскивать словцо
К размеру поэтической тирады.
Мне нужно пить бензин,
ломать преграды,
Грызть рельсы,
пачкать мусором лицо.
Игорь Алексеев
Долго были мне непонятны строки: «Не от людей в миру несчастном/От неба жду я приговора» - о трагическом приговоре узнал я за два года до конца. В масштабе мирового культурного пространства Игорь совершил уникальную акцию: в блогах на сайте Би Би Си стал рассказывать о своей борьбе с неизлечимой болезнью. Откликнулись сотни людей, сотни тысяч узнали. Теперь для них и для всех, кто любит литературу, наш город - тот, где жил по-настоящему мужественный русский писатель Игорь Алексеев.
Его творчество - необходимый шаг в движении саратовской литературы к постижению нашей сегодняшней жизни. Вновь, после поэтов саратовского андеграунда, он стал называть вещи своими именами, а мы стали узнавать себя. Как писатель развивался стремительно, стал Мастером, достиг совершенства. Сквозь обыденность в его последних книгах все явственнее проступает Бытие - жизнь, выбор, смерть, любовь, встреча, борьба, надежда, счастье, ведь как ни различно мы живем, судьба у нас все-таки одна.
Всем, кто с ним общался, Игорь дал мощный импульс к творчеству. Он звонил мне практически каждый день и читал новые стихи, сказки, фрагменты прозы, сценарии, и я готов был говорить с ним, спорить, обсуждать в любое время дня и ночи. Конечно, читал жене, поэтам, но критик я был один. Он подарил мне счастье дружеского и профессионального общения, утвердил веру в пошатнувшуюся истину: аналитическая критика необходима писателю.
Разорваны оковы провинциального захолустного ада. Что теперь? Любовь, понимание, сочувствие необходимы как живым, так и тем, кто шагнул за земные пределы. Читайте строки Игоря Алексеева - в них отчаянная правда, удаль, горечь и сила.
Справка «ДГ»
Игорь Алексеев родился 16 января 1959 года. Жил в Саратове. По образованию врач-кардиолог, кандидат медицинских наук. Работал по специальности, преподавал, занимался бизнесом.
По призванию - писатель. Автор шести поэтических сборников, двух сценариев, двух книг прозы. Член Союза писателей РФ. Победитель конкурса имени Н.С.Гумилева 2006 года. Член редколлегии международного журнала «Дети Ра». Лонг-лист премии «Большая книга» 2007 года.
Скончался 7 апреля 2008 года. У Игоря остались жена и три дочери.
Основные публикации: «Крещатик» (Германия), «Комментарии» (Москва), «Волга XXI» (Саратов), «Футурум-АРТ» (Москва), «Дети Ра» (Москва), «Знамя» (Москва), «Новый мир» (Москва).
http://www.asokulsky.ru/new_time14.php
взято тут