беспокойное_-сердце (Педагогика_и_Психология) все записи автора
/тренинг по обучению правилам и приемам слушания/
Человек счастлив, когда ему хорошо.
А когда ему хорошо?
Когда он хорошо о себе думает.
Когда он хорошо себя чувствует.
Когда его понимают.
А когда человека понимают?
Когда его с л у ш а ю т.
УМЕЕТЕ ЛИ СЛУШАТЬ ВЫ?
Стараетесь ли вы «свернуть беседу», если собеседник или тема вам не нравится?
Раздражают ли вас манеры партнера по общению?
Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость и грубость?
Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестными или малознакомыми людьми?
Имеете ли привычку перебивать говорящего?
Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а думаете о другом?
Меняете ли вы тон, голос, выражение в зависимости от того, кто собеседник?
Меняете ли вы тему разговора, если она неприятна?
Поправляете ли вы человека, если он употребляет неправильные выражения, вульгаризмы?
Бывает ли у вас снисходитено-менторский тон с оттенком пренебрежения по отношению к собеседнику?
Проверьте себя: 2 балла – почти всегда.
4 – в большинстве случаев.
6 – иногда.
8 –редко
10 – почти никогда.
Чем больше вы набрали баллов, тем лучше развито умение слушать:
Больше 62 баллов – выше среднего
55 баллов – средний уровень.
Меньше 55 – низкий уровень.
Сможете ли вы себя назвать полноценным слушателем? Если вы выполняете эти правила, то – да!
Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем
Никогда не пользуется чужими и предвзятыми оценками.
Абсолютно свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы
Показывает говорящему, что тот услышан, и смысл сказанного понят.
Отказывается от любых предубеждений в отношении к говорящему.
ПРИЕМЫ СЛУШАНИЯ:
Глухое молчание.
Поддакивание: угу – угу – «угу-поддакивание».
«эхо» - повторение последних слов собеседника.
«зеркало» - повторение последней фразы с перестановкой слов.
«парафраз» - передача рассказа другими словами.
«побуждение» - междометия и другие выражения, которые побуждают собеседника, типа: «давай..», «ну и..», «что дальше?»
уточняющие вопросы, типа: «что ты имел в виду, когда говорил…».
Наводящие вопросы: «что, где, когда» расширяют сферу, затронутую говорящим, но они иногда уводят от линии разговора.
Оценки, советы.
Эмоции: «ух!», «ну и ну!»
Текст, предлагаемый для передачи: «Аборигены Австралии, когда опаздывают куда-либо, особым образом заламывают веточки дерева, и верят, что это им на самом деле поможет остановить ход солнца».
Упражнение в парах: группа делится на две подгруппы: 1-ая, 2-ая.
Первой подгруппе дается информация: наблюдать за эмоциональным проявлением слушания нудного неинтересного рассказа и отмечать, какие приемы активного слушания они используют. Далее участники делятся впечатлениями, кто был терпеливым собеседником.