-Метки

авторская кукла авторские куклы акварель ангелы бумага бумагопластика весна видео воспитание вязание вязание крючком вязание спицами города гороскоп декупаж день рождения десерт дети дизайн дождь домики друзья женщина живопись животные жизнь зайка зима игрушки игрушки крючком из бумаги из фетра иллюзии иллюзии восприятия история картинки квиллинг кино книги контурная роспись котята кофе кошки куклы лепка личное любовь люди мама манипуляция мои работы мудрость музыка мысли вслух настроение натюрморт необычные вещи ник туманов новый год о себе обои для рабочего стола общение одностишия оригами осень отношение к жизни отношение к себе отношения оформление дневника пейзажи поздравления праздники природа притча притчи психология птицы развивающие занятия ретро рецепты рукоделие рукоделочки семья сказки скрапбукинг состояния стихи счастье танец темперамент тесты тильды упаковка упражнения для тренинга фотографии фототерапия цветы шитье эмоции юмор

 -Я - фотограф

Измайлово (1 июля). Часть 3.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vasilina-76

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2010
Записей: 2193
Комментариев: 13582
Написано: 25352


Психологическое (эмоциональное) насилие

Суббота, 16 Апреля 2011 г. 15:51 + в цитатник
Цитата сообщения Nataly_a

Психологическое (эмоциональное) насилие
 

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.
 
Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.
 
 
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
 
 - изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
 - угрюмость, отказ от обсуждения проблемм;
 - «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
 - оскорбление;
 - терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
 - поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
 - брань, издевки;  запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);
 - моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
 
Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:
 
 - предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;
 - чрезмерно сурово наказывает ребенка;
 - чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
 - злится и ведет себя устрашающе.
 
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:
 
 - эмоционально невосприимчив, равнодушен;
 - грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
 - сосет пальцы, монотонно раскачивается;
 - замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
 - «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
 - испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
 - не выказывает интереса к играм.
 
Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:
 
 - ночной и дневной энурез (недержание мочи);
 - психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
 - замедленное физическое и общее развитие ребенка.
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
 
Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.
 
К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легкоранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.
 
Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:
 
Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
 
Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
 
Родители всегда должны быть защищены.
 
Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
 
Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.
 
Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.
 
Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание – вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).
 
Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:
 
 - любовь – это обязанность;
 
 - родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;
 
 - дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
 
 - высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;
 
 - нежность (сильная любовь) вредна;
 
 - удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;
 
 - лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;
 
 - то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;
 
 - родители не переживут, если их обидят;
 
 - родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
 
 - родители всегда правы, они не могут ошибаться.
 
Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.
 
А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:
 
– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;
 
– потребность дать выход подавленным чувствам;
 
– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;
 
– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;
 
– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;
 
– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
 
Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.
 
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.
 
 
Рубрики:  Психология
Метки:  

Nikin   обратиться по имени Вторник, 19 Апреля 2011 г. 16:27 (ссылка)
Из-за авторитарности в семье ( хотя и люблю маму, папа себе ничего подобного не позволял), я совершенно не переношу малейшего посягательства на свою внутреннюю свободу, в этом есть и свои плюсы и свои минусы!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 20 Апреля 2011 г. 12:50ссылка
Вы знаете, у меня та же проблема: сразу же возникает желание дать отпор в ответ на попытку начать мной манипулировать.
Перейти к дневнику

Среда, 20 Апреля 2011 г. 14:47ссылка
В фильме "Они сражались за Родину", когда осталось мало бойцов, повару дали гранату, а он спросил как ей пользоваться..."да вынимаешь чеку и по голове его гада и по голове". Образно мое состояние, если кто-то пересек черту!
Перейти к дневнику

Среда, 20 Апреля 2011 г. 14:50ссылка
Да уж, радикально... Я просто прекращаю, или сокращаю общение с этим человеком, оно становится исключительно деловым.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку