Цитата сообщения Шустрая_особа
Золотые руки серебряных дел мастера Олега Аузера
Его работы украшают наряды королевы Англии, дополняют коллекцию реликвий папы Римского и японского императора, занимают почетное место в доме президента России. Он может сделать из серебра настоящие шедевры. Знаменитый ювелир Олег Аузер знает секреты, как металл превратить в букет ландышей или в переплетение виноградных листьев. Олег Аузер – ювелир-художник, основатель первого в Балтии ювелирного колледжа. Он знает, как стать счастливым. Долгие годы он изучает классическую и тибетскую медицину и восточную философию, занимается психологией человека.
В качестве подарка президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга во время государственных визитов преподносила творения мастера королеве Англии Елизавете II, госсекретарю США Мадлен Олбрайт, президенту Джорджу Бушу, премьер-министру России Владимиру Путину. В качестве экспонатов они хранятся в Швейцарском музее серебра в Цюрихе. Мастер имеет сотни учеников и передает им не только свое техническое мастерство, но и философию творчества.
- В мире не найдётся государства, куда бы я не отправлял свои ювелирные изделия. Прежде чем начать работу, смотрел, что ценно для страны и конкретного человека. Например, королева Англии занималась выращиванием роз. Я сделал розу. Во Францию уехала ветка каштана. Для Путина изготовил ветвь дуба. Она символизирует силу, мощь и долгую жизнь.
Его работы - это скорее скульптуры, чем ювелирные изделия, в то же время поражает тонкость работы, фантазия и глубокий философский смысл каждой вещи. Вот, например, «Замок будущего».
Поднимаются к небу серебряные башни, похожие на мечети, буддистские храмы, православные купола, и все они переходят в стремительные шпили, устремленные к небу.
Под этой работой надпись: «Языковые барьеры, религиозная непримиримость, эгоизм, черствость в современном обществе разделяют наших детей и угрожают им».
Этот серебряный протест против людской разобщенности и всевозможных расколов насыщен символикой, понятной каждому. Не спешите, когда будете рядом с ним, и Замок будущего заговорит с вами языком мудрости, призывая к разумному, доброму, вечному.
Или «Летучий голландец», корабль из оксидированного серебра с позолотой, работа над которым заняла два года - с философским подтекстом. Море признает сильных и смелых. Трусам, лентяям и пьяницам на морском корабле делать нечего. Однажды они летят за борт.
Это аллегория нашей жизни, можно видеть, как политики взбираются по карьерной лестнице, некоторые из них не выдерживают, падают; большой сундук с драгоценностями символизирует накопительство, два друга, «отдыхающих» после чрезмерного возлияния, – пьянство; мы видим пробоины и рваные паруса – корабль стареет, и у него, как и у людей, с возрастом появляются «седины» и выпадают «зубы»…
Флаг, который вызывает ассоциации с пиратским, на самом деле – это наш эгоизм, который, по сути, продвигает нас вперед.
Символичен подсвечник «Стрекоза» (2007) из цикла «Восток». Бережное отношение к окружающему миру, наблюдательность, сближение человека с природой – вот идеи, прослеживающиеся в этой работе. В серебре – нетронутый цивилизацией уголок природы с его многообразием и удивительным миром насекомых.
Очень многие работы автор не продает, а дарит, получая от этого искреннее удовольствие. Внушительных размеров ваза для фруктов, созданная Аузером (2001), пополнила коллекцию серебра Дома Черноголовых. Его работы есть в Рижском музее истории и мореходства, Лимбажском музее серебра и Швейцарском национальном музее в Цюрихе.
Работа под названием «Хребет народа» посвящена жертвам сталинских репрессий. Голые сучья – погибшие, а листья и желуди – это их дети и внуки, которые продолжают род.
Кубок «Ренессанс 21 века», изготовленный по заказу Baltic International Bank из серебра 925 пробы, общий вес изделия – 35,37 кг. Размеры кубка − 120 см в высоту, 75 см в длину и 65 см в ширину. Задняя сторона кубка украшена позолоченной гравюрой с изображением процесса развития денег с эпохи древнего Китая вплоть до 21 века современной Риги.
Символично произведение «Любовь и ненависть» – острая сабля и нежные цветы: от любви до ненависти, как и наоборот, может быть один шаг, один вздох, одно мгновение… Змей-искуситель всегда дремлет где-то рядом, и надо быть очень острожным, чтобы не разбудить его. Сегодня люблю, а завтра... ситуация меняется, она уходит к другому. И в руках уже ... меч.
Кубок «Капкан желаний» (Vēlmju slazds) - оксидированное серебро, эмаль, позолота. На самом деле это - чаша Грааля, а различные предметы в ней, изящно отлитые из серебра - наши тайные помыслы.
Символизирует ту чашу желаний, которую каждый из нас хочет наполнить. Ты хочешь откусить от яблока желаний – тебя же, в свою очередь, может ужалить змея. Мораль такова: за все желания приходится платить! Временем, свободой, здоровьем…
- Желания у каждого разные: красивые женщины, дорогая машина, дом, дети. Но за эти желания приходится платить. Одни расплачиваются здоровьем, другие деньгами, третьи жизнью. Не всегда люди осознают цену своей мечты, - говорит самый знаменитый ювелир из Риги.
Одна из работ навеяна воспоминаниями о том, как когда-то в 6 лет он под присмотром деда выстрогал свою первую дощечку-лодочку. Это рубанок - первый инструмент, который дед позволил мальчишке взять в руки. Знал бы дед, в какие дали уплывет его внук на этой дощечке!
Когда в Лимбажи проходили международные соревнования в спринте на каноэ и байдарках, специально для них был создан приз. Месяц художник потратил на то, чтобы уловить и зафиксировать форму волны под веслом: у байдарок и каноэ они совершенно разные.
Имея огромный опыт работы по серебру и золоту, Олег Аузер считает золото ученическим материалом, с ним легче работать. Серебро требует опыта, знаний, чутья. Масштабным произведениям, таким как корабль жизни «Летучий голландец», аналогов в мире не существует. Крупные произведения мастера имеют ощутимый вес в килограммах, но килограммы эти совершенно не воспринимаются визуально. В восторг приходишь от изящества форм, безудержного полета фантазиии маэстро. Все воздушно, душевно, чудно и чисто. Ах, если бы так в жизни…
Серебро – очень специфический материал, загадочный и непредсказуемый. Можно посвятить работе несколько лет, а в момент, когда вдруг понадобится запаять какой-то флажок и работу придется нагреть, – все рухнет в одночасье. Или взять, к примеру, виноградины на этом подносе.
Они составляются из двух половинок, и внутри сферы возникает давление. Когда возникает необходимость присоединить еще одну ягоду, то виноградину с избыточным давлением нужно нагреть. А она может «рвануть», и это немалый риск. Однажды при таком взрыве Аузер получил ожог шеи и небольшую контузию.
Чтобы запаять какую-то деталь в серебро, необходим нагрев всего изделия. При этом возникает опасность для сохранности формы. Дабы не расплавить изделие, детали в старину припаивали оловом. Иногда Аузер добавляет в серебряный припой паучью производную – паутину: она достаточно текуча, и ее компоненты выгорают.
Конечно, Мастер создает и украшения для женщин.
А кроме основного занятия, среди серьезных увлечений Олега Аузера - астрофизика, физика, психология, классическая медицина, скульптурная живопись. В середине 70-х Аузер увлекся тибетской медициной. Увлечение пришло через ее связь с серебром - иглы для акупунктуры изготавливаются из серебра, ведь серебро убивает почти 700 видов микробов. Да и рыба на серебряную блесну лучше клюет! Серебряными пластинами он выходил свою дочь после страшной автомобильной аварии, вылечив без операций девушку с многочисленными переломами.
Вот такой он, самый известный рижский ювелир, создающий серебряное настроение и знающий рецепт Серебряного Счастья..