Громово, Саккола, Sakkola |
Громово
Саккола Sakkola
Поселок и пристанционный поселок. До 1939 г. село Sakkola входило в состав одноименной волости Выборгской губернии (Финляндия).
Ранняя форма топонима - "Саккула" превратилась в XVII веке в результате неправильного написания шведскими чиновниками в "Саккола". Это слово составитель первого словаря финского языка Элиас Леннрут перевел как библейское имя Захарий. В средневековых церковных книгах шведских священников встречается и фамилия Сакка или Сака. В писцовой книге Водской пятины 1568 г. название воспроизводится как "Сакула у озера у Сванского". Деревня Саккола, а по-старому, Саккула, являлась в средние века центром старого Саккульского Михайловского погоста Корельского уезда. Здесь был сосредоточен один из важных пунктов русского православия на востоке Карельского перешейка - церковь "Михаила архангела и приделы Богоявления и Николы Чудотворца". Земли же принадлежали основанному в XIV веке на Ладожском озере Коневецкому монастырю. Обложная книга Водской Пятины Корельского уезда за 1568 год упоминает о таких названиях деревень, как "Сакула у озера у Сванского", "Сакула на горе", "Сакула горка", "Сакула средняя", две "Сакулы Конецкие" (очевидно, дома, принадлежащие Коневецкому монастырю). По неполным данным, 13 дворов и 18 душ населения, облагавшихся налогом. Деревня располагалась на нескольких холмах, вдоль северного берега Суванто-ярви [ныне Суходольского озера], образуя несколько самостоятельных групп домов. Собственно церковная деревня Саккола начиналась в месте пересечения дорогой, шедшей вдоль озера, реки Киркко-йоки. Сразу за мостом заканчивались дома Сипилян-мяки и начиналась Саккола. Дорога шла в гору, где и находился центр деревни. Северная часть Саккола, граничащая с болотом Суур-суо [ныне Морошковое], называлась Кархола. Восточная часть деревни примыкала к лесу и носила название Луприккала. Конец XVI, начало XVII веков стало временем смены населения, когда православные жители стали уходить из родных мест, и на их земли прибывали лютеране из соседних волостей шведской Карелии. В 1616 году в Саккола построили первую кирху. Располагалась она на холме в центре поселка, можно сказать, на берегу озера, так как в то время Суванто подступало значительно ближе к деревне. Она стала вторым лютеранским храмом волости, после построенной ранее церкви в Киви-ниеми [ныне Лосево]. В 1674 году в Саккола была возведена новая кирха, прослужившая прихожанам сто лет и сгоревшая от удара молнии. В 1772 году прихожане построили третью, не прослужившую и четырех лет церковь. Она, как и ее предшественница, сгорела во время страшной грозы. Последняя церковь, уже четвертая по счету, была освящена в 1781 году и простояла в сохранности вплоть до начала Второй мировой войны. Это был просторный деревянный храм, крестообразный в плане, и являвший собой образец сельского деревянного зодчества того времени. Колокольня располагалась отдельно от здания церкви, на противоположной стороне от старой дороги. Кладбище было совсем рядом. Оно спускалось с возвышенности, где находился храм, в направлении Суванто-ярви и со стороны напоминало большой зеленый остров, окруженный крестьянскими полями, над которым возвышались шпили кирхи и колокольни. Новое кладбище открыли в 1889 году, на расстоянии полутора километров в сторону Ладожского озера, в сухом сосновом лесу. Небольшая часовня для отпевания усопших возникла в этом месте несколько позднее. Старое кладбище после закрытия использовалось лишь как место почетного погребения. Так, здесь были захоронены 20 жителей волости Саккола, погибших во время гражданской войны 1918 года. В 1921 году по проекту художнике Илмари Вирккала и при содействии строительной фирмы "Гранит" был поставлен памятник из гранита в виде большого куба с надписями, над которым возвышались львы, державшие в лапах щит в виде герба Карелии. Текст на памятнике гласил: Здесь спят мужи, Богатыри наши. Они, Преданные всей душой, Отдали жизнь За прекрасную Суоми, За отчий дом. Братская могила воинов Зимней и Летней войн (1939-40 и 1941-44 годов) располагалась здесь же - рядом с кирхой. В советское время могильные памятники были утрачены, но вновь восстановлены в последнее десятилетие. Только сохранившиеся каменные львы украшают верхушку нового памятника на могиле 1918 года. Когда в 1885 году в Саккола стали строить дом церковного настоятеля, то случайно наткнулись на старое православное кладбище, окружавшее когда-то средневековую церковь Михаила Архангела. Это место располагалось между рекой и центром деревни с правой стороны у шоссейной дороги, на границе леса и поля. В те далекие времена оно находилось у самого озера и местные жители до спуска вод из Суванто в Ладогу (1818) часто после паводка натыкались на вещи из размытых весенней водой могил.
Много столетий крестьяне Саккола занимались землепашеством. Участки земли у большинства из них составили всего 2-3 га пашни и немного лугов. Это заставляло искать работу на стороне и осваивать различные ремесла. Многие становились лесорубами в государственных лесах, а также сплавщиками и перевозчиками древесины. Весной некоторые уходили из дома в поисках строительных подрядов. До закрытия границы с Россией почти все хозяйства зарабатывали на отправке продовольственных товаров на рынок Петербурга. Там можно было также найти работу мастерового или извозчика. С обретением Финляндией независимости крестьянам пришлось взяться за расширение своих пахотных земель, разрабатывая целинные участки. Многие взялись за расширение болота Суур-суо, которое находилось совсем рядом с Кархола, да так усердно, что новые участки доходили чуть-ли не до середины большого болота, бывшего в древности заливом озера Суванто. На полях выращивали традиционно картофель (potaatti), рожь, ячмень, овес. В последние предвоенные годы широко использовали посадку озимой пшеницы. Животноводство также было поставлено на высокий уровень. Знаменитые на всю Финляндию саккольские поросята не случайно получили фирменное название от волости и деревни, где занимались выращиванием поросят самого высокого "саккольского" качества. А два веселых поросенка стали со временем эмблемой, гербом, визитной карточкой Саккола. Наряду с ведением сельского хозяйства, обычно кто-либо из членов семьи владел ремеслом. В Саккола, таким образом, были свои плотники, каменщики, портные, изготовители лыж и саней, даже специалисты по сбору муравьиных яиц. Некоторые собирали и сдавали в приемные пункты мох ягель, которым очень богаты окрестные леса. Но мастером, имевшим самую большую популярность в деревне, был кузнец Аукусти Коппанен. В его кузнице создавалось большинство железных предметов, которые использовали в своей жизни односельчане, начиная от конских подков и серпов и кончая замками и санными полозьями. У кузнеца была также смолокурня, и, когда Аукусти занимался вытапливанием смолы, местная молодежь собиралась посмотреть на это занятие с большим любопытством. От этого обычая собираться во дворе у кузнеца, появился в Саккола свой танец "В парке торпаря", который сам хозяин отплясывал лучше всех. На церковном холме в 1882 году была построена первая в волости школа. Правда, начала она свою деятельность несколько раньше. С 1874 года в соседней деревне Сипилян-мяки под школу была арендована одна комната в крестьянском доме. В школьный округ вошли, кроме церковной деревни, также Сипилян-мяки, Кархола и Луприккала. Первым учителем стал семинарист из города Ювяскюля Вильгельм Алфорс. В Саккола он нашел свою "лучшую половину", барышню Хелену Софию, вместе с которой он и продолжил учительскую деятельность в деревне. В разные годы (1922-39) здесь учительствовали шеф шюцкора Саккола и директор сберегательного банка Матти Валконен, Ида Питкянен, ставшая самой любимой учительницей для детворы и серьезно занимавшаяся историей (1898-1915). Завуч школы Сельма Канккунен (1921-44) была родом из Саккола и воспитывалась в этой школе. Всего около двадцати человек. Само здание было очень большим. Здесь располагалось много классов и жилые комнаты для учителей. К сожалению, школа была построена из дерева и сгорела в начале войны.
В деревне Кархола был возведен большой двухэтажный дом просвещения. Большая часть этого общественного здания принадлежала местной организации шюцкор, но здесь также работали театральный кружок, спортивный союз, общество Мартта, Лотта Свярд и другие организации. На первом этаже располагался актовый зал, выставочное помещение, кухня и небольшой ресторан. Второй этаж занимали балкон, библиотека, комнаты для собраний и склад шюцкора. Во время войны (1941-44) Дом просвещения служил помещением для церкви, школы, воскресной и конфирмационной школ. Здание сохранилось до наших дней и используется как сельский клуб.
В Саккола начала ХХ века существовало два магазина - кооператив Саккола и ювелирная лавка Яяскеляйнена. Кооператив занимался посреднической деятельностью по купле-продаже земли и скота, а также организовывал приемный пункт по сбору ягод. Паакари Элис содержал хлебопекарню и кафе. На церковном холме стоял и дом общины, где прежде всего находилась так наз. "Волостная изба" и сберегательный банк Саккола. Здесь располагался также церковный хор и конфирмационная школа для девочек. Часть дома отвели под местную гостиницу, где, в частности, зимой останавливались цыгане, кочевавшие по деревням. Еще начиная с XVII века через Саккола проходило почтовое сообщение между городами Ниеншанц и Кексгольмом. Но только преобразования финляндской почтовой системы в 1881 году привели к появлению почтовых отделений. Так Саккола получила собственное отделение почты в 1882 году. Почтальонов того времени отличали такие предметы, как почтовые бубенцы на лошади, отличительная повязка вокруг шляпы, висящий на поясе револьвер и почтовая сумка. До постройки железной дороги почта доставлялась кружными путями через Кексгольм [ныне Приозерск] и Пюхя-ярви [ныне Отрадное]. Когда в 1917 году открылась станция Саккола в деревне Хайтер-маа, то вся почта приходила вначале туда и далее распределялась по почтовым отделениям. Местные почтальоны ежедневно совершали рейды по своим деревням, разнося почту. В Саккола наиболее распространенными фамилиями были Месканен, Коппанен, Курки, Наскали, Тенканен, Курикка. В последние перед войной годы в Кархола насчитывалось 33 дома, а в церковной деревне и Луприккала - 58. Саккола была связана пароходным сообщением с Киви-ниеми, а также автобусными линиями со станцией и городами Кексгольм и Выборг.
Во время советско-финской войны фронт проходил по озеру Суванто-ярви и деревня оказалась на передовой, но кроме артиллерийских обстрелов с южного берега других военных действий на этом участке не происходило. В первые же дни войны население было срочно эвакуировано вглубь Финляндии. В волости остались лишь те, кто мог воевать. И, хотя, в последний день войны фронт оставался на старом месте и финны удерживали позиции северного берега, по условиям мирного договора им пришлось оставить позиции и отойти за линию современной границы. В период между войнами в Саккола находилось какое-то количество колхозников - переселенцев. Во всяком случае, в 1941 году было засеяно 1040 га пашни, что составляло 15, 5% общих довоенных площадей. Летом того же года началась новая война. В конце августа Саккола была освобождена финскими войсками. При отступлении Красной Армии здесь произошел бой, вследствие чего в Саккола были большие разрушения. Тогда сгорела кирха и колокольня, школа, обе усадьбы священников и много других построек. В 1942 году сюда вернулось гражданское население. Много разрушенных построек было восстановлено или отстроено заново. Открылась школа и магазин. Военные очень помогали, на первых порах, крестьянам в полевых и строительных работах.
Два года мирной жизни на родине закончились в июне 1944 года, когда для жителей Саккола настало время новой эвакуации. Последние годы, проведенные на своей земле, были заполнены изнурительной работой, так как требовалось одновременно отстраивать жилье и возделывать поля. Недоедание, переутомление от работы подорвали здоровье многих уже не молодых людей. В новой эвакуации они быстро чахли и таяли на глазах. Но, все же, большинство с честью перенесло все трудности обустройства на новом месте. Огромный заряд жизненной энергии молодых эвакуированных карел удивлял население Финляндии. Местом эвакуации жителей Саккола стали районы вокруг города Тампере, а центром переселения церковной общины волость Лемпяяля, что расположена в двадцати километрах от города. Ээва Койранен, уроженка Саккола, спустя многие годы так напишет о своей родине:
"Саккола - место заветное, место, лучшее в мире. Там я родилась и выросла среди природы летней. Тот, у кого украли любимую, единственную родину, для того навеки пропадает способность чувствовать очарование природы. Знаете, как это тяжело!"
В 1945-46 годах в Саккола направляются первые волны советских переселенцев. Образуется Саккольский сельсовет, в который вошли деревни северо-востока волости Саккола и несколько деревень южного Пюхя-ярви. 14 января 1948 г. исполком Саккольского сельсовета принял решение о присвоении деревне Саккола наименования "Новинка". Спустя некоторое время по решению исполкома райсовета деревню Саккола переименовали в "дер. Южная". Но и это название не устроило вышестоящие структуры, - вскоре деревне присвоили название "Громово", обосновав причину фразой: "в память погибшего участника ВОВ Громова". Сведения о Громове отсутствуют. [Идеологоним]. Переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1948 г.
В ходе укрупнения хозяйства к деревне были присоединены соседние селения Кархула, Капиайнен, Луприкка, Маттила, Пикку Паппила, Саха, Салакка, Юссила.
В 1950 г. озеро Суванто-ярви областные власти переименовали в Суходольское. Ранее в поселке Громово находилось отделение совхоза. В советское время второй раз были открыты месторождения лечебных грязей - сапропелита, используемого врачами санатория г. Приозерска. В 1960-е годы было восстановлено пароходное сообщение со станцией Лосево, но уже более 20 лет оно прекратило свое существование. Саккола-Громово остается по сей день крупным населенным пунктом Приозерского района, расположенным среди красивейших сосновых лесов низовьев Вуоксы.
kannas.nm.ru/priozersk_district1.htm#Sakkola
Серия сообщений "КАРЕЛИЯ,ОНЕГА":
Часть 1 - Петроглифы Бесова Носа
Часть 2 - Онежские петроглифы
...
Часть 7 - Исторически, территория Приозерья у Вуоксы
Часть 8 - Суходолье, Хайтермаа, Haitermaa
Часть 9 - Громово, Саккола, Sakkola
Часть 10 - Озерный край
Часть 11 - Без заголовка
...
Часть 16 - Уникальный эксперимент
Часть 17 - Уникальный эксперимент
Часть 18 - Магия камней-следовиков из Карелии
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |