-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в SPACELilium

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.07.2011
«аписей: 18821
 омментариев: 6493
Ќаписано: 37638

–»‘ћќ¬ » ƒЋя ”—¬ќ≈Ќ»я ѕ–ј¬»Ћ –”—— ќ… ќ–‘ќ√–ј‘»»

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 20:33 + в цитатник

–»‘ћќ¬ » ƒЋя ”—¬ќ≈Ќ»я ѕ–ј¬»Ћ –”—— ќ… ќ–‘ќ√–ј‘»»

–абота по орфографии на уроках русского €зыка всегда доставл€ет немало хлопот учителю. ћногие дети не очень охотно выполн€ют задани€ учебника, плохо запоминают правила, не про€вл€ют интереса к уроку.
’очу рассказать об использовании стихотворных упражнений по орфографии, накопленных мною в практической работе с детьми.
„то собой представл€ют подобные упражнени€? ”словно их можно разделить на две группы.
ѕерва€ группа – это так называемые запоминалки. Ќапример:
»мена, фамилии Ќачинает буква
клички, города важные слова:
¬се с заглавной буквы »ванова јнна,
ѕишутс€ всегда. Ўу€ и ћосква
Ќазначение таких упражнений предельно просто. ќни служат дл€ выделени€ орфограммы и запоминани€ ее правописани€ в стихотворной форме. ”пражнени€ многократно читаютс€ на уроке. ќсновное требование – не подмен€ть ими правило учебника.   тому же предназначены они дл€ пропедевтической работы и заучиваютс€ детьми еще в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтение по учебнику (в данном случае) имен людей, кличек животных, названий городов.
¬тора€ группа – рифмованные упражнени€, которые используютс€ нами дл€ чтени€ и письма орфографически насыщенного словарного материала. “акие упражнени€ привлекают детей к орфограмме, расшир€ют их представлени€ о несоответствии написани€ и произношени€ и используютс€ дл€ решени€ орфографических задач сначала в устной, а затем в письменной форме. ѕриведу одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного воспри€ти€ орфограммы в именах и фамили€х людей, названи€х городов:
ѕочему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
“ан€, ¬ан€, ћила, Ќина,
 ол€, ѕет€ и »рина,
»ванов, ѕетров, ќрлов,
Ћенинград, ћосква,  овров?
ћетодика проведени€ подобных упражнений (как первой, так и второй группы) несложна€, однако имеет р€д специфических особенностей. ќсновна€ – многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучени€: в третьем, четвертом классах, причем работу с рифмованными упражнени€ми целесообразно начинать как можно раньше. –ассмотрим возможности применени€ подобных упражнений и варианты заданий к ним на материале орфограммы жи и ши. “ак, на уроке обучени€ грамоте после знакомства с сочетани€ми жи и ши дети вместе с учителем читают стишок-запоминалку:
„ижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи;
кружи, дружи, служи, спеши –
запомни слоги жи и ши.

»ли:
∆и и ши, жи и ши
с буквой и всегда пиши:
мыши, ежики, моржи,
лыжи, лужи, камыши.
¬ дальнейшем при работе с другими страницами учебника или на уроках письма дети не раз читают текст запоминалок с плаката, оформленного учителем и периодически вывешиваемого им перед классом. »ногда эти незамысловатые рифмовки включаютс€ как элементы речевой гимнастики в начале или в конце урока обучени€:
Ћыжи, мыши и ужи,
шины, Єжики, чижи
жи да ши, жи да ши –
с буквой и всегда пиши.
Ќа уроке дети пишут диктант, предварительно легко заучив две стихотворной строчки, либо списывают с печатного или письменного текста:
ћыши, Єжики, чижи –
только с и всегда пиши.
Ѕолее сложные рифмовки, предназначены дл€ работы в четвертом классе. »х удобно читать со средствами обратной сигнализации.   примеру, на доске печатаетс€ текст с пропущенными сочетани€ми жи и ши. ƒети вместе с учителем хором рекламируют рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием:
„ижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
шиповник, шины, камыши,
машины и карандаши,
кружить, служить, дружить и жить,
спешить, смешить, шипеть и шить.
¬се сочетань€ жи и ши
ты только с буквой и пиши!
ѕри кажущейс€ простоте €сно выступает дидактическа€ ценность подобных упражнений. „тение текста с пропущенным слогом (а при повторном выполнении данного упражнени€ дети читают его без помощи учител€) всегда очень полезно дл€ формировани€ навыка чтени€, поскольку тренирует ученика в антиципации – угадывании или предвосхищении читаемого слова.   тому же стихотворна€ форма словарного материала благотворно вли€ет на выработке оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивает интерес к насто€щей поэзии. –абота, одновременно ориентированна€ на формирование навыка чтени€ и письма, полезно дл€ развити€ орфографической зоркости и культуры речи в целом.  роме того, такие упражнени€ способствуют выработке самоконтрол€, положительно в отношении к учению. „ередование работы по текстам учебника с тренировочными рифмованными задани€ми не противоречит принципам организации учебного процесса в этот период: авторы учебников не случайно побуждают педагогов использовать на уроке разнообразный дидактический материал в занимательной форме. —истематическое же применение подобных упражнений с первых уроков чтени€ и письма дает возможность учителю ориентироватьс€ на завтрашний день школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преодоление которых €вл€етс€ задачей последующего обучени€.

» так, накопив достаточный опыт выполнени€ таких упражнений, как правильно, в устной форме, дети запоминают многие из них. «начительно обогащаютс€ их представлени€ о лексическом разнообразии трудных в орфографическом плане слов. “ак, способом запоминани€ рифмовок устанавливаетс€ запас пор€дка 15-20 слов на жи и ши. ќднако знани€ правил и примеров на эти правила еще не есть гаранти€ грамотного письма. Ёта истина хорошо известна каждому учителю. ѕоэтому методика работы с рифмованными упражнени€ми на уроках русского €зыка усложн€етс€. «—тарый» материал, прочитанный ранее, становитс€ надежным помощником в трудном деле овладени€ прочными знани€ми. ƒиапазон методических приемов работы с данными упражнени€ми довольно широк. “ак, приведенную выше первую рифмовку (чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши и моржи…) можно предлагать дет€м в различных вариантах, например: полное или частичное списывание с карточки или с доски вставкой пропущенных сочетаний жи и ши; письмо по пам€ти с опорой на схему, регулирующие постепенное нарастание трудностей задани€. ѕо нашей рифмовке, возможно, такие варианты схем:
»ли:
__жи, __жи, __жи, __жи, __, __, __, __,
жи__, __ши и __жи, __, __ и __,
__жи, __жи, __жи, __ши – __, __, __, __ -
запомни слоги жи и ши. __ __жи и ши.
«рительные, зрительно-слуховые или слуховые предупредительные диктанты обучающего характера;
составление словосочетаний и предложений с одним из орфографических трудных слов рифмовки по выбору учащихс€.
 ак правило, эта работа совпадает с периодом формировани€ навыка по написанию данной орфограммы, поэтому предложенные выше упражнени€, разнообраз€т виды работы на уроке, чередуютс€ с задани€ми учебника, способствуют овладению прочными знани€ми.
√лавна€ особенность рифмовки заключаетс€ в том, что орфографически-насыщенные рифмованные упражнени€ станов€тс€ как бы фоном дл€ более сложной грамматической работы учащихс€.
“ак, по той же рифмовке (чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы…) можно рекомендовать следующие задани€:
поставить имена существительные в единственном числе, определив род, понаблюдать за особенност€ми существительных, оканчивающихс€, на шип€щие;
выписать в один столбик существительные, в другой – глаголы;
поставить глаголы, данные в четверостишии, в неопределенную форму;
придумать с этими же глаголами предложени€, поставив их в третьем лице единственного числа;
подобрать пословицы с данными глаголами и т. д.
“аким образом, с приведенных примеров видно, что возможности варьировани€ и усложнени€ заданий таким, казалось бы, простым упражнением практически безграничны. ќднако естественно и справедливо встают вопросы: как часто можно использовать одно и то же упражнение в практике работы? —тоит ли один и тот же материал давать дет€м на разных этапах обучени€? ќтвеча€ на первый вопрос мы можем руководствоватьс€ общим положением методики о том, что дл€ прочности навыков правописани€ трудные в орфографическом смысле слова должны включатьс€ в работу учащихс€ на уроке не менее восьми раз. ѕользу€сь этой рекомендацией, мы рассредоточили свой динамический материал во времени, неоднократно возвращались к нему, измен€€ задани€ по мере совершенствовани€ навыка. „то касаетс€ ответа на второй вопрос, то, по нашим наблюдени€м, неоднократное возвращение к уже знакомым упражнени€м, особенно на разных этапах обучени€, вызвало у детей положительную реакцию. »м всегда нравилась встреча с ними, а прочное усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных задани€х, как правило, непроизвольно переносилось ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописани€.
— какими орфограммами мы работали подобным образом? ѕочти со всеми, включенными в программу учебника школы. ѕерспективна€ работа сама по себе всегда дает хорошие результаты, а продуманна€ с точки зрени€ формы и облеченна€ в стихотворные запоминалки и упражнени€ только усиливает обучающий эффект.
ѕоказав возможный диапазон заданий, а также последовательность работы с одной из орфограмм (жи и ши), приведу дидактический материал дл€ отработки некоторых других правил правописани€:

»мена, фамилии людей, клички животных

“ан€, ¬ан€, ѕет€, √ал€,
Ћена, Ќина, ћила, ¬ал€,
 ол€, »ра, јлексей,
и —ерЄжа, и јндрей.
Ќикогда не забывайте –
»м€ буквой выдел€йте.

 ошка – ћаришка,
 отЄнок - “ишка,
ўенок – ƒружок,
÷ыплЄнок – ѕушок,
 орова – ЅурЄнка,
 оза – ЌайдЄнка,
ѕоросЄнок ’рюша
и бычок – √аврюша.
¬се их клички до одной
пишут с буквы прописной!

 ошка – ѕушкина,
—обака – —мешкина,
ѕетух –  рикун,
 озЄл – Ѕодун,
¬оробей – “ишка,
ѕоросЄнок – √ришка.
 расотка – синичка,
 ак напишешь клички?

—очетани€ жи, ши, ча, ща, чу, щу

„а и ща, ча и ща –
–оща, чаща, и свеча –
ѕища, туча, саранча –
с буквой а ища и ча.

ѕища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча –
все слова на чаи ща.

—очетань€ ща и ча
¬ словах пища и свеча,
 уча, гуща, каланча,
“уча, роща, саранча,

„аща, дача и печать -
Ќужно с буквой а писать

ўука, чум, ищу, молчу –
я слова учу, учу.
„у да щу, чу да щу –
€ п€тЄрку получу.

Ќе стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу.
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.

я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувства и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу –
€ с у пишу и чу, и щу!

ѕравописание чн и чк.
 озочка, горочка,
33 пригорочка.
ќй чк! чк! чк!
 очка, почка, звездочка.

≈лочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
булочка и строчка,
свечка, печка, точка!

–ечка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
«наем мы наверн€ка,
где чн, а где чк.

ћ€гкий знак (ь) – показатель м€гкости
ћ€гкий знак, м€гкий знак –
без него нельз€ никак!
Ѕез него не написать
тридцать, двадцать, дес€ть, п€ть.
¬место «шесть» напишем шест,
вместо «есть» напишем ест,
станут пенками «пеньки»,
уголками – «угольки»,
«банька» в банку превратитс€.
¬от что может получитьс€,
если будем забывать
м€гкий знак в словах писать.

ƒень, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нЄс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
ѕодчеркни, в каких словах
не напишешь м€гкий знак.

–азделительный м€гкий знак (ь)

ѕеред е, Є, и, ю, €
я в корн€х стою друзь€.
¬оробьи, семь€, жилье –
перед €, ю, и, е, Є.

¬оробьи, жилью, ручьи,
листь€, крыль€, стуль€, чьи,
коль€, перь€ и семь€,
вьюга, осенью, друзь€.

–азделительный твердый знак (ъ)
Ѕыло «сели»,
стало «съели»,
догадатьс€ вы сумели,
почему случилось так?
 то виновник?
- “вердый знак.
“вердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объ€снение,
и подъезд и объ€вление.

Ѕезударные гласные

Ѕезударный хитрый гласный:
слышим мы его прекрасно,
ј в письме кака€ буква?
«десь поможет нам наука:
гласный ставь под ударенье,
чтоб разве€ть все сомнень€!
—осна, вода, дела, трава –
проверить надо все слова.
Ѕезударный гласный –
стоп!
ѕисать опасно!
—луху не довер€йте –
”дареньем провер€йте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.

—ело, гнездо, сосна, весна –
одна из гласных не €сна.
Ќе верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
“ы в них число лишь имени,
подскажут гласную они:
сЄла, гнЄзда, вЄсны
и, конечно, сосны.

√р€да, цена, скала, весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земл€, стол€р, сова –
проверить надо все слова.
“ы будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударение,
потом пиши стихотворенье.

—трана, земл€, стрела, сосна,
гр€да, игла, звезда, весна,
роса, зерно, следы, листок,
кормушка, озеро, цветок.
ƒиктанту нашему конец,
кто не ошибс€ – молодец!

ƒл€ письма по пам€ти
–…чной, л…сной, г…ристый,
м…рской, р…дной, л…систый.
ѕроверь слова, да не сп…ши,
красиво, грамотно сп…ши.

ѕарные звонкие и глухие согласные
≈сли слышишь парный звук,
будь внимательным мой друг,
парный сразу провер€й,
слово смело измен€й:
«зуб» - на «зубы»,
«лед» - на «льды» -
будешь грамотным и ты.

- √де растЄт морковь?
- Ќа гр€дках.
- Ѕуквы пишут где?
-¬ тетрадках.
-„истим что мы?
-„истим зубки.
-ќдеваем в холод?
- Ўубки.
-Ћюбим все?
-—нежки, салазки.
-ј читаем часто?
-—казки.
«вук согласный провер€й,
р€дом гласный подставл€й!
√р€дка. Ќет чего? –
Ќет гр€док.
ј тетрадка? – Ќет тетрадок.
«убки! »зменили - зубы.
Ўубки! ѕровер€ем – шубы.
∆дем снежинок и салазок.
» побольше чудных сказок.

ќбед, завод, медведь, кровать,
отр€д, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.

–ыбка, грудка, кружка, гладко,
травка, сетка и тетрадка,
крышка, лапка, лодка, ласка,
книжка, ложка, утка, сказка.

Ћожка, лодка, рыбка, гр€дка,
шутка, утка и тетрадка,
книжка, крышка и рубашка,
травка, сетка, промокашка.

ƒружки снежки, рожки, прыжки,
сапожки, рожки, пирожки,
лужки, флажки и ложки,
кружки и поварешки.
(Ќайди лишнее слово).

ћышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и березка и сережки.
(—оставьте предложение со словами каждой строчки)

≈стественно, что не все из приведенных выше рифмовок об€зательно читались детьми в период обучени€ грамоте. ќсновна€ часть упражнений проводилась на уроках русского €зыка или использовалась нами на уроках чтени€ в качестве тренировочных упражнений по совершенствованию навыков чтени€. — этой целью давались следующие задани€: прочитать так, как написано (орфографически); прочитать быстро (текст предъ€вл€етс€ дл€ чтени€ на ограниченное врем€) и назвать слова, которые запомнили, подобрав к ним проверочные, и т.д. ƒиапазон подобных заданий широк и разнообразен.
¬ одном же мы убедились точно: использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с задани€ми учебник, другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

–убрики:  ѕсихологи€.
 ниги, писатели
»нтересно!!
“ренинг воображени€, головоломки, шахматы
ѕедагогика, воспитание, образование
ћетки:  

ѕроцитировано 35 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



√алина_Ѕикмуллина   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 21:11 (ссылка)
Ѕлаго дарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 23:56ссылка
ѕусть помогает!!
Ќаталь€Ќик   обратитьс€ по имени —реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 22:24 (ссылка)
 ака€ прелесть! ќт души благодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ‘еврал€ 2013 г. 23:55ссылка
Ѕудем грамотными!!)
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку