Цитата сообщения Толстохомский
Прочел тут
.
на досуге статью Сигэки ХАКАМАДА про сравнительный социально-психологический анализ Японии и России
Есть японцы, есть русские. Они выступают как две крайности. Первые, под влиянием дефицита ресурсов и земли, досамоорганизовывались до возникновения социальных механизмов подавления личной свободы, когда человек, хоть и ориентирован на благожелательность к окружающим и анти-эгоизм даже в отсутствие политического подавления, но испытывает непрестанный гнет общества, которое заставляет его максимально возможно контролировать свои чувства:
В политическом смысле это свободное общество, но в социально-психологическом плане ограничения настолько сильны, что, можно сказать, человек лишен свободы.
В России же, наоборот, как только внешние ограничения в лице государства снимаются, тормоза у населения исчезают, что приводит к стихийности желаний и совершаемых действий.
Но интересны примеры про восприятие японцев русскими и русских иностранцами, которые он приводит в своей статье. Например:
В записках ясно отражены качественные и социально-психологические отличия японского и российского общества. Они принадлежат жене некого русского офицера, женщине из благородной семьи, утонченной и наблюдательной, последовавшей в лагерь Мацуяма за супругом. Вот что она записала со слов арестованных русских. Префектура Иё, столицей которой является Мацуяма, похожа на неестественно чистый голландский городок, поэтому возникло подозрение, что это место - "потемкинская деревня". Хотелось найти хоть одного крестьянина, живущего в свинарнике на маленьком грязном поле, однако сделать это не удалось. "Везде было одно и то же. Соломенные крыши одинаковой формы выстроились как на картинке, нарисованной школьником. Одинаковые маленькие рисовые поля составляют геометрические узоры, похожие на мозаику. В любой долине и на склоне земля возделывается, если туда поступает вода. Что же до лесопосадок - в любом районе вдоль железнодорожных линий, да в местах, отстоящих от железной дороги на несколько миль, за насаждениями ухаживают так, как будто этим занимается сельскохозяйственная академия. И все это не трюк, проделанный ловкими руками. Я был поражен окружающим, словно произведениями искусства на выставке. Я даже подумал, какое было бы счастье унести всю эту красоту с собой..." [7]. Русские из Мацуямы были удивлены тем, что японские крестьяне, в отличие от русских, вкладывают всю душу в выращивание сельскохозяйственных культур, а также чистотой городов и жилищ в глубинке. Далее автор записок замечает: "В России крестьяне и рабочие бедны, морально неустойчивы, невежественны и необразованны, хронически недосыпают. Сколько же нужно времени и усилий, чтобы этих людей облагородить и дать им хорошее образование, как у японцев! Много спорят о том, как вывести Китай из летаргического сна, но сначала надо разбудить Россию!"
Есть и другие отзывы о японцах:
Вот как Эдвард Мозе, посетив Японию в начале периода Мэйдзи в 1877 г., описывает свое впечатление о японцах. Кстати сказать, к тому времени распалось правительство Эдо, к власти пришло переходное революционное правительство, начался процесс отмены кланов и учреждения префектур, старые порядки и ценности пали, ширилась борьба за свободу и народные права, а на юго-западе разразилась гражданская война, продолжались безвластие и политический хаос в стране. "Насколько серьезны и опрятны крестьяне и наемные работники! О честности работников, их бережливости, вежливости и опрятности, об их морали, которую у нас в стране можно было бы назвать истинно христианской, - обо всем этом следовало бы написать целую книгу!" [8]. "Иностранец, несколько месяцев пробывший в Японии, начинает с удивлением и огорчением осознавать, что японцы, кажется, с рождения обладают такими человеческими качествами, как нравственность и достоинство, их уже нечему учить" |8, с. 40]. "Повсюду воочию можно убедиться, как упорно трудятся люди. Невозможно и представить, что вручную пересаживается рис и скрупулезно уничтожаются сорняки на тысячах акрах заливных полей" [8, с. 61].
Вместе с тем в книге Э. Мозе отмечено, что "тонкая психология" японцев может обернуться крайней жестокостью.
Хакамада не приводит обоснование Мозе крайней жестокости японцев, вытекающей из «тонкой психологии», а жаль, было бы интересно, в конце концов известно, что во время второй мировой войны японцы были жестокими злодеями, китайцы уж очень натерпелись. Кстати, помнится, слышал про японские программы ассимиляции корейцев, которых заставляли говорить на японском языке, носить японские имена и воспитываться по-японски. Не получилось, правда.
Интересны и свидетельства иностранцев о русских:
Вот как выразил свои впечатления о народе Андре Жид, посетивший в 1936 г. Советский Союз. "Первое впечатление о москвичах - совершенно беспечные и вялые... Стахановское движение - прекрасное изобретение для раскачки народных масс. Раньше для этой цели применялись телесные наказания. Вообще-то стране, где люди приучены к труду, стахановское движение не нужно. Но в Советском Союзе, если рабочих предоставить самим себе, то из каждых десяти восемь или девять будут бездельничать. Поэтому странно, что здесь хоть что-то делается. Но об этом должна болеть голова у руководителей. Таким образом, одной из наиболее важных и насущных проблем, которую требовалось решить Сталину, была инертность и вялость масс. Думаю, и сегодня эти проблемы не потеряли своей актуальности. Вот в чем главная причина появления стахановского движения" [10].
в результате отсутствия социально-психологического давления в России, наше общество смогло породить оригинальных представителей культуры, в Японии же народ приобрел экстраординарное чувство порядочности и отношение к труду.
Однако неоспорим тот факт, что в японском обществе нестандартность, оригинальность характера и элитарность стали исключением из правил и поэтому здесь трудно заниматься венчурным бизнесом и вести творческую жизнь.
у каждого народа свои недостатки, хе-хе.
Граф Калиостро, которого английский король Карл II в 1663 г. своим распоряжением направил в Россию, в путевом дневнике отметил: "Москвичи деликатны, способны и умны". Вместе с тем он же писал: "Их самое заветное желание - побездельничать, без принуждения и без необходимости они и пальцем не шевельнут. Они готовы быть битыми, лезть под розги, только бы не работать" [17].
Жюль Легра в своей книге "L'ame russe" (1934) говорит: "Природные качества, присущие русским людям, - доброта и душевность. В этом заключается их неисчерпаемая привлекательность. Любой, кто хоть раз пообщался с русским человеком, навсегда сохраняет к нему искреннее расположение. Однако эти качества уживаются с принципом "живу одним днем", беспечностью и безволием. Русские, однажды взявшись за дело, могут с энтузиазмом его выполнить; если прикажут, могут привести в образцовый порядок контору или особняк. А в целом они лентяи и к работе относятся небрежно, для них работа - это не более чем насилие со стороны, и если их не контролировать, они отлынивают от работы. Поэтому в эпоху самодержавия солдат и крестьян били розгами. Абсолютистский режим разрушил их ум, интеллект и нравственность, и только страх заставлял весь народ работать" [17].
С другой стороны, ведь эта самая лень – она ведь очень логична. Здесь сыграли свою роль климат, не позволяющий заниматься сельским хозяйство круглый год, и власть, постоянно отбирающая продукты труда на собственные нужды. Это в России было всегда.
Я вот тоже страшно не хочу работать.
LI 5.09.15