Еврейский народ живет в самых разных сторонах мира, но при этом их кухня совершенно не зависит от места, где они обитают. Евреи верны своим традициям. Следуя своей вере, у них допускается к употреблению только кошерная пища. А что в принципе представляет собой кошерная пища, которую одобряет Священное писание? Какие продукты, и при каких условиях попадают на еврейский стол.
Кошерная пища – это продукты, которые допускаются к употреблению кашрутом (Кашрут – совокупность еврейских законов об употреблении и приготовлении пищи ) . Так обозначаются прописанные правила, относительно того какие продукты считаются допустимыми к употреблению, а также каким образом их нужно готовить.
Попытаемся разобраться, каким именно должно быть кошерное питание.
В пищу разрешено употреблять только мясо животных, которые одновременно являются строго травоядными или жвачными и парнокопытными. Это – коровы, козы, овцы, лоси, горные козлы, жирафы, газели.
Что касается птиц, Тора не даёт их конкретных признаков, ограничиваясь только перечислением трефных птиц. К ним относятся пеликан, орёл, сова. В связи с тем, что в настоящее время нет возможности идентификации всех перечисленных в Торе птиц, в пищу употребляют мясо домашних птиц, о кошерности которых есть традиции. Это утки, куры, гуси, индейки и голуби.
Определить кошерность рыб, согласно кашруту, можно по двум обязательным признакам: наличие чешуи плавников. Но и это ещё не всё: чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и легко отделяется, если провести по рыбе ногтем.
Следует иметь в виду, что приготовление кошерной пищи – весьма скрупулёзный процесс, в котором нет мелочей. Правила касаются не только тщательного выбора продуктов, но и способов забоя скота и птицы.
Имеются специальные законы ритуальной подготовки ножа, которым будет зарезано животное: он должен быть без малейшей щербинки и максимально острым.
Есть даже законы о том, как и где необходимо наносить удар или резать, чтобы смерть животного наступила мгновенно: ведь Тора запрещает любые проявления жестокости по отношению к живым существам, а мясо ненадлежащим образом зарезанных животных считается уже некошерным.
Неудивительно, что резник, как правило, много лет учится, чтобы получить необходимые знания еврейских законов, а затем проходит специальный курс, завершающийся экзаменом. Лишь после такого непростого подготовительного этапа он получает право заниматься забоем скота и птицы.
Иными словами, - делать шхиту. И сама шхита, и последующая после зарезки проверка туши животного на кошерность – многоступенчатый и сложный процесс. Поэтому только тот человек, который досконально изучил все правила и законы, получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
После зарезки туша проверяется специалистом на предмет отсутствия каких-либо признаков болезни, по которым мясо не может считаться кошерным.
Запрет Торы распространяется также на употребление крови. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, после чего помещают на специальную доску и посыпают крупной солью, которая впитывает кровь. Затем мясо тщательным образом промывают.
Правила касаются, конечно, и последовательности приёма пищи. В частности, кашрут запрещает совместное употребление мясных и молочных продуктов. Молочную продукцию можно употреблять лишь спустя несколько часов после приёма мясных продуктов.
Употребление мяса разрешено после молочных продуктов через промежуток времени от 30 минут до 2 часов. Точный интервал определяется общиной.
Особую позицию занимают твёрдые сыры: после их употребления должно пройти столько же времени до употребления мясной пищи, сколько в данной общине принято между приёмами мясной и молочной пищи.
С продуктами, не относящимися ни к мясной, ни к молочной пище, гораздо проще: их можно с тем и другим. Их называют праве. Это – рыба, фрукты, овощи.
Как видим, процесс приготовления кошерной еды достаточно сложен и требует соблюдения множества правил и законов. Но и результат хорош – кошерная еда экологически чистая, полезная и здоровая.