-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Потешки
Потешки
22:13 05.02.2014
Фотографий: 5

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СЕМЬЯ_И_ДЕТИ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2012
Записей: 10383
Комментариев: 14439
Написано: 25573


КАК БЕЗ ТРАВМЫ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САДИКУ?

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 08:37 + в цитатник
16 (600x400, 56Kb)Краткий ответ — никак.

Но глубина травмы может сильно варьироваться и зависит от 1) возраста ребёнка (чем раньше, тем хуже) и глубины привязанности с родными взрослыми (чем слабее, тем травма будет глубже).

В идеале, ребёнок физически готов расставаться со своими родителями на относительно протяжённые отрезки времени, когда он привязан на уровне любви

Когда он начнёт рисовать вам сердца, говорить о любви не просто имитируя вас, а изнутри, от себя, вот тогда он и будет готов. Причём, жаловаться и плакать такой ребёнок, скорее всего, будет больше, чем дети, которые идут в садик в более раннем возрасте, потому что он уже будет понимать свою потерю и страдание, а не просто чувствовать тупую необъяснимую боль. Так вот, плакать он будет больше, а урон его психике будет нанесён меньший. Это если кратко.

Теперь, длинный ответ.
Никогда раньше в истории не предполагалось, что ответственность за выращивание ребёнка лежит исключительно на родителях. Ребёнка всегда окружали и другие взрослые, которые заботились о нём, считали его «своим», несли за него ответственность.

В Африке говорят «It takes a village to raise a child”- “Чтобы вырастить ребёнка, нужна целая деревня». Когда ребёнок растёт среди своих, выражаясь языком Гордона Ньюфелда, в «деревне привязанностей» (я это называю круг привязанностей), то детский страх потерять маму или папу никогда не переходит в тот животный ужас, который испытывают многие современные городские дети.

Второе, в традиционных культурах мир женщины никогда не делился на дом и работу, оба эти мира были неразделимы, переплетались и у женщин не стояло проблемы или дом и ребёнок, или работа и общение с другими взрослыми.

Неудивительно, что выращивание детей силами исключительно двух взрослых является не просто очень трудной задачей, а зачастую невыполнимой. Ниже я опишу возможные варианты привлечения помощи со стороны, которые будут созвучны с теми знаниями о привязанности, которые у нас уже есть, дружественны для нормального психоэмоционального развития ребёнка, либо, если они не очень дружественны, то предложу варианты компенсации получаемой ребёнком травмы.

Как я уже писала, до 6 месяцев мозг ребёнка открыт для установления привязанностей. Ребёнок охотно улыбается дружественно-настроенным незнакомцам, почти без сопротивления идёт ко всем на ручки. Задача родителей за эти полгода познакомить ребёнка со всеми взрослыми, кто в дальнейшем может о нём заботиться, создать как можно больший круг привязанностей. Бабушки и дедушки, подруги, соседи, будущая няня, все, с кем ребёнок успеет познакомиться до своих 6 месяцев, не будут в последствии иметь особых проблем, чтобы заботиться об этом ребёнке. И у ребёнка не будет особенных проблем с тем, что эти взрослые о нём заботятся.

После 6 месяцев начинается поляризация привязанностей, мозг ребёнка как бы говорит «Так, спасибо, я познакомился со всеми своими привязанностями, больше мне не надо. Пусть они обо мне заботятся, а я займусь другими делами.» С момента, когда у ребёнка начинается синдром боязни незнакомцев, передавать его из рук в руки, как раньше, без предупреждения, будет большой ошибкой.

Теперь один взрослый, к которому привязан ребёнок, должен будет как бы передать свою привязанность другому взрослому, который, в свою очередь, должен будет поработать над привязанностью ребёнка к себе, развить и укрепить её.

Например, если у вас меняются няни, то либо вы должны организовать ход событий таким образом, чтобы старая няня познакомила и подружила ребёнка с новой няней, либо вам самим надо на время сосредоточиться на ребёнке и послужить мостиком между двумя нянями.

Если вы собираетесь в детский сад, то надо постараться познакомить ребёнка не только и не столько с группой, сколько со взрослыми, которые призваны заботиться о ребёнке. Всеми правдами и неправдами старайтесь подружиться с воспитателями и нянечкой, организуйте их приход к вам домой на чай (оплатите им это время, как рабочее), сватайте им ребёнка, а ребёнку — их (Ах, моя малышка в вас души не чает! - А Марина Сергеевна (лучше тётя Марина) всегда так тебя хвалит, говорит, ты её самая любимая девочка.)

Необходимо всегда помнить, привязанность зависит от взаимоотношений, а не от роли. Иными словами, невозможно прийти и сказать, я твоя мать — люби меня, я твоя воспитательница — ты должен меня слушать, я твой учитель — я знаю лучше, чем ты. В итоге мы можем получить сильнейшее противление, расстройство привязанности с родителями и перенос привязанности (обычно на ровесников).

Теперь перечислю варианты ухода за ребёнком силами не родителей от наиболее мягких для развития ребёнка до жёстких.

Ребёнок и мама дома. Домой на пару часов в день приходит няня. Няня может погулять с ребёнком (одевает обычно мама), мама в это время может поработать. Позже, когда ребёнок привыкнет к няне, мама может уходить на пару часов в день (не каждый день). Старайтесь, чтобы ваши отлучки были не больше времени, которое ребёнок готов без вас провести. Также няня может помогать по хозяйству, тогда мама высвободившееся время сможет провести с ребёнком. Это самый мягкий вариант, когда и маме даётся отдушина, она не чувствует себя заключённой в четырёх стенах, и ребёнок чувствует себя в безопасности, окружённый знакомыми запахами, обстановкой, родными лицами. Его мозг расслаблен и может спокойно развиваться.

Если мама работает вне дома, то няня, приходящая к ребёнку, лучше, чем ребёнок, приходящий к няне. Конечно, тут могут быть исключения. Например, если ребёнок ходит к няне, которая является вашей ближайшей подругой, в доме которой он с рождения уже облизал все углы и детей которой он считает членами своей стаи, и незнакомая, не очень настроенная на ребёнка няня, которая приходит к вам и проводит с ребёнком времени больше, чем он с вами.

Если мама уходит, то надо обратить внимание на моменты ухода-прихода и попытаться своё отсутствие компенсировать на доступных ребёнку уровнях привязанности. При уходе «передать» привязанность няне, поговорить с ней, дать ей время на то, чтобы настроиться на ребёнка и пригласить его зависеть , при приходе «забрать» привязанность от няни, не забыть настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Обьяснить няне, что то, что при вас ребёнок её не слушается — это нормально и не является показателем её непрофессионализма, дети привязаны через чувства и когда вы исчезнете с глаз, ситуация поменяется. Избегайте столкновения привязанностей.

Во время вашего отсутствия дайте ребёнку возможность держаться за вас через вещи, фотографии, записи вашего голоса, видео. При расставании фокусируйтесь на будущем возвращении и каком-либо совместном приятном действии. У няни должны быть чёткие инструкции о том, что она должна поддерживать привязанность ребёнка к родителям, почаще вспоминать их добрым словом, напоминать о том, что «скоро придёт мама».

Решение о посещении ребёнком детского сада должно рассматриваться только в самой-самой безвыходной ситуации. Детский сад — это чуждое ребёнку место, не благоприятное для его развития и вам придётся компенсировать очень и очень многое. Исключение — группы краткосрочного пребывания, куда ребёнок ходит только играть, где он не кушает незнакомую еду в неудобное время, в непривычной обстановке, не спит в чужой кровати, не борется вместе с другими детьми за внимание воспитателя. И даже в ГКП, если на замене незнакомая воспитательница, ребёнка лучше оставить дома.

Самое тяжёлое в саду — это, конечно, сон. Для ребёнка сон — это маленькая смерть, уснуть без родителей — серьёзная травма. Если можете не оставлять на сон — не оставляйте. Если не можете — договоритесь, чтобы можно было принести своё постельное бельё (на нём лучше вначале поспать вам, чтобы оно вами пахло), чтобы можно было в постель брать с собой какую-нибудь домашнюю игрушку, что-то из ваших личных вещей. Много детей легче засыпают обнимая мамину ночнушку либо слушая записанный на диктофон мамин голос.

Если всё же ситуация безвыходная, денег на няню нет и надо работать, иначе - голодная смерть, подчёркиваю, разговор может идти только о перспективе голодной смерти, а не о том, что маме не хватает денег на поездку в Испанию, а папе — на новый Макбук. Дети — не идиоты, они прекрасно видят, когда у родителей нет другого выхода, а когда от них просто хотят избавиться. И сколько вы не будете себя убеждать, что садик — это хорошо, полезно, социализация и бла, бла, бла — ребёнок будет чувствовать, что самые близкие люди его бросили. Не все дети выходят из садика невротиками, но все выходят с покалеченной привязанностью к родителям.

Степень покалеченности может быть разная. Она сильно зависит от многих факторов: какая обстановка в семье, степень эмпатии мамы, как часто семья переезжает, какое количество детей в группе, как часто они меняются, как часто меняются воспитатели, как часто детей дёргают из группы на различные развивалки. От воспитателей, конечно, зависит многое.

Как компенсировать

Понять и принять, что ребёнок в садике страдает, что ему плохо, но своё страдание он ещё не может осознать. Скорее всего страдание после садика будет выливаться в агрессию\самоагрессию. Понимать и принимать такое поведение, ни в коем случае не ставить запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Помогать выплакивать слёзы тщетности в своих любящих руках.

Дома создать тёплую, заботливую атмосферу. Относится с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, пестовать его, заботиться о нём. После садика поменьше ходить на разные мероприятия, побольше сидеть дома или вместе гулять, но подальше от других детей, только вы и он.

Давать как можно больше физического контакта, желательно спать вместе. Тогда он хотя бы за ночь будет добирать ту близость, которой ему днём так не хватает.

Развивать более глубокие уровни привязанности, чтобы ребёнку было легче переносить физическую разлуку.

Облегчать ребёнку пребывание в садике.

Поддерживать привязанность к вам вашего малыша на уровне чувств: дать какую-нибудь свою вещь, медальон с вашей фотографией. Или повесить свою фотографию в шкафчике. Записать на диктофон свой голос и договориться с воспитателями, что ребёнок может приходить к шкафчику и слушать маму.

Поддерживать привязанность на уровне похожести: носите одинаковые вещи. Малышу будет легче держаться за привязанность, когда он будет знать, что у него такой же зелёный шарфик, как у мамы, или такая же клетчатая кепочка, как у папы. Хорошо бы воспитатели подчёркивали, как ребёнок похож на маму и папу (Ой, у тебя глаза, как у мамы, а нос — как у папы).

Поддерживать привязанность на уровне принадлежности: постоянно подчёркивайте, что вы — семья, один за всех и все — за одного, всегда защищайте ребёнка, никогда ни с кем не объединяйтесь против него, даже в самых, как вам кажется, гуманных целях. Помните, поведение ребёнка инстинктивно, с теми, к кому он не привязан, он будет вести себя плохо, а с теми, к кому привязан — хорошо.

К сожалению, чтобы мы ни делали, полностью травмы избежать не удастся. Как я уже говорила, к разделению с родителями ребёнок готов только на уровне привязанности через любовь, когда он может держаться за нас, потому что он ЛЮБИТ нас. В лучшем случае, признаки такой привязанности появляются в 4-5 лет.

(Ольга Писарик)

Серия сообщений "Детский сад":
Часть 1 - Ребенок не хочет ходить в детский сад
Часть 2 - КАК БЕЗ ТРАВМЫ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САДИКУ?
Часть 3 - Как устроить ребёнка в детский сад без прививок
Часть 4 - Лапша на уши. О детском саде
Часть 5 - Детский сад или няня? Мнение детского психолога

Метки:  

Процитировано 95 раз
Понравилось: 29 пользователям

gestija45   обратиться по имени Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 08:49 (ссылка)
сыну уже 27,а я до сих пор с ужасом вспоминаю это время,он плакал и когда приводили в сад и когда забирали,и дома умолял,обещая все мыслимое и немыслимое,лишь бы не отдавали -именно не отдавали его,не знаю,как для него,но для нас травма на всю жизнь
Ответить С цитатой В цитатник
madam_Gerbera   обратиться по имени Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 11:56 (ссылка)
Сына отдала в садик в 1,7, внуку будет 2,3,когда поведем.Итак переживаю,а прочитала статью еще и расстроилась.
Ответить С цитатой В цитатник
george7   обратиться по имени Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 20:23 (ссылка)
Спасибо! Прекрасная статья.
Ответить С цитатой В цитатник
NikiLynx   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 02:50 (ссылка)
хорошая статья, есть о чем поразмыслить, нам три скоро будет, начала подумывать о саде..
Ответить С цитатой В цитатник
Tata-aaa   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 08:00 (ссылка)
Если кратко- то это не сложно.
Если вы знаете в какой сад пойдет ребенок и он не так уж далеко от дома.
1. Вы пока дома и гуляете во дворе. Найдите компанию для прогулок и игр, лучше если детей будет больше одного. Пусть ребенок привыкает к "обществу". Мы гуляли и играли в компании даже когда сыну исполнился год, но он еще не ходил сам (пошел в 1 г 2 мес). Я сажала его в песочник к детям, давала игрушки. Даже если игрушки кто то забирал, не вмешивалась, пока не начинал плакать. тогда предлагала взявшему или отдать или поделится своими. И дети спокойно играли дальше. Либо если непогода для игр в песке. просто ходила с ним "на руках или в коляске" рядом с играющей компанией.
2. Каждый день гуляли около детсада, когда дети на прогулке или проходили мимо, когда там нет никого.
Рассказывала- Вот детский сад, тут ребятки днем живут, а вечером мама забирает их домой. Они тут кушают, играют, а днем спят. Тятя-воспитательница им книжки читает, учит рисовать и лепить из пластелина. Ребятки и в группе (объяснила что это) играют, там много игрушек. Ты вырастешь и тоже пойдёшь с ребятками играть. Я буду утром тебя приводить, а вечером забирать. А днем ты будешь играть с ребятками в садике.
И так каждый день в течении почти года. "речь" всегда заканчиваете вопросом- ты ведь хочешь играть с ребятками? ты пойдешь в садик?
В конце "срока" сын всегда с энтузиазмом отвечал утвердительно.
В итоге- в сад пошел с удовольствием- в первый же день. Я его переодела, он мне ручкой помахал и пошел с воспитательницей в группу.
Слёз не было.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 14:18ссылка
Аноним
Умница мамочка, всё правильно сделала!
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 20:16ссылка
Tata-aaa, все бы были такими как ВЫ!!! Как я была благодарна и рада вот таким понимающим родителям. Спасибо ВАМ!
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 08:20 (ссылка)
вот я и бабушка, а сколько нового почерпнула из этой статьи! Спасибо огромное, а также всем. кто поделился своим опытом
Ответить С цитатой В цитатник
TATIANA_36   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 15:38 (ссылка)
Спасибо! Пригодится!
Ответить С цитатой В цитатник
draika   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 15:40 (ссылка)
Почти всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Так что эти проблемы знаю не по наслышке... Со многим согласна... но многое категорически опровергаю! Повторяю: работала очень долго в детском саду и дополню: сама мама троих детей. Такое впечатление, что писал человек, очень далёкий от дошкольной практики и педагогики. Своих детей, зная как детки относятся к разлуке с мамой старалась отдать в детский сад как можно позже. Идеально - после 3-х! Знаю - не всегда это выполнимо, но как можно дольше старалась "подтянуть" дитятко где-то к этому возрасту. Детка уже многое умеет сам, уже "оторвался" от мамы, уже многое умеет и, главное, у него уже созрели психологически все функции "Ясамости"... Он уже очень много к этому времени умеет - при разумном воспитании - одеваться, умываться, чистить зубки, обуваться... И вы очень часто от него в этом возрасте слышите категорическое "Я САМ"! Поверьте, умение вашего ребёнка "самообслуживаться" - это очень важно для его жизни в детском коллективе - он уже и сам самостоятельно себя обслуживает и может помочь товарищу - а это очень ценно не только для воспитателя и няни, но и для самого ребёнка в его коллективе - он уже будет авторитетным и уважаемым в коллективе малышей. Ещё один важный аспект: старайтесь перед тем, как отвести детку в детский сад, познакомиться с режимом детского сада и постепенно подстраивайте ребёнка под режим детского учреждения. Очень часто бывает так, что ребёнок, привыкший дома ложиться спать поздно, утром приходит невыспавшимся и скандалы, возникающие в детской раздевалке на этой почве, надолго выбивают из колеи не только вас, но и весь коллектив группы, в которую ходит ваш ребёнок - за завтраком после скандала, он просто может уснуть за столом, и,естественно, выключается полностью и из дальнейших мероприятий и режима группы, а когда группа идёт на дневной сон - ваш ребёнок уже не желает спать, потому что он выспался за завтраком... Это вам жаль только своего единственного и неповторимого, а у воспитателя яселек, как минимум их 15-17 человек, и все они единственные и неповторимые, а ещё, как ни верти, у него план воспитательной и познавательной деятельности... Почему против вещей маминых и маминого голоса на диктофоне... Может быть ЕДИНИЦАМ это поможет... Большинство детей замыкается в мамином голосе и вещах и напрочь отключается от всего того, что и кто его окружает здесь и сейчас... Так что этим не стоит сильно увлекаться! Конечно, я согласна: всё зависит от воспитателя... Но войдите не только в своё, но и в его положение... Ведь вам с ним ещё жить, как минимум 4-5 лет, и, поверьте, порой он про вашу детку знает намного больше, чем вы сами знаете про него - потому что он с вашей деткой встречается и проводит время чаще и больше... И это для него не только работа... у настоящего воспитателя... И ещё одно пожелание и совет: ВАШЕГО ребёнка воспитываете только ВЫ, все остальные ТОЛЬКО ПОМОГАЮТ ВАМ В ЭТОЙ РАБОТЕ!!!! Поэтому, мамочки, бабушки, если есть хоть маленькая возможность, старайтесь воспользоваться ею и проводите со своей дитяткой как можно больше времени и не ругайте его за то, что он кричит громко, возвращаясь с вами после его работы в детском саду, когда он делится с вами его новостями и впечатлениями! Я уверена - у деток - детский сад - это РАБОТА, ТЯЖЕЛЕЙШАЯ и подчас "от звонка до звонка"... Печально смотреть на деток, которых приводят в детский сад раньше других - по открытию детского сада и забирают, почти перед его закрытием, хотя прекрасно знаешь, что родители этой детки работают до 17 вечера... а потом они отдыхают... а ребёнок, зная, что мама и папа уже дома, ждёт и нервничает... А ведь психика у деток намного слабее взрослой психики и как бы хорошо ему ни было в детском саду - находиться 5 дней с 8 утра и до 20 вечера ребёнку очень тяжело...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 16:13ссылка
спасибо за статью! комментарий воспитателя очень полезный! К сожалению, не все педагоги на своем месте!
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 16:41ссылка
Согласна! Поэтому так много и написала в Вашем посте - тема очень актуальна... Родители, по большей части, все сейчас с амбициями... Учат воспитателей, не взирая на возраст, а страдают чаще детки, а у умного воспитателя, чаще страдает он сам. Я уже это прошла - 2 года на пенсии, поэтому если воспитатель стОящий, берегите его... Вам и деткам воздастся сторицей... По большей степени настоящие педагоги - альтруисты - и зло на детках не возмещают - детки подчас мудрее своих амбициозных родителей. Потому берегите доброго человека, воспитывающего ваших малышей, возможно, ваши детки приведут к нему и ваших внуков! Всего Вам самого доброго, хорошую тему подняли.
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 20:30ссылка
draika, полностью согласна с Вами, как воспитатель деток раннего возраста! Еще хотела бы добавить, чтобы родители задолго до поступления, поинтересовались меню в детском саду, к режиму дня, придерживаясь его и дома. И приучали деток к той пище, которой будут кормить в детском саду. Можно заранее прийти и поинтересоваться у воспитателей в группе.
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Марта 2014 г. 03:28ссылка
Вы правы и в этом - полностью с Вами согласна... А ведь бывает так, мамочки, не подготовив абсолютно своего малыша. уже на следующий день спрашивают: когда ребёнка можно оставить на целый день в садике. А потом удивляются: почему ребёнок в садик не желает ходить и обвиняют во всём воспитателей...
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Марта 2014 г. 22:15ссылка
Очень правильно всё сказано!
75130414___1_1 (550x120, 702Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Марта 2014 г. 23:53ссылка
Рада, что не я одна такого мнения! Удачных выходных!
Tata-aaa   обратиться по имени Понедельник, 17 Марта 2014 г. 20:54 (ссылка)
Надежда-Эсперанса, нам наверное еще повезло. Мы в сад пошли в 1996 году, тогда была низкая рождаемость и сады многие даже закрывали из за незаполненности. Поэтому наш сад был через дорогу от дома. А сейчас бывает возят детей через пол города, поэтому не все мои советы возможны. Но вот найти ребенку "компанию" вполне доступно всем. Дети выросшие на попечении нянь и бабушек, часто вырастают к садику "дикими", не умея общаться не с кем и боясь всех и каждого не зависимо от возраста.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 21:04ссылка
Tata-aaa, да было и закрывали, но я работала там где не закрыли. И в группе было до 30 малышей и работали по 12 часов, так как люди не выдерживали таких нагрузок и уходили. Это ведь не у станка стоять, а с каждым малышом приходилось находить контакт. И тогда еще по полгода задерживали зарплату. Тогда и отношение родителей к нам было совсем другое. И прислушивались к нашим советам и рекомендациям больше, чем сейчас.
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Марта 2014 г. 03:35ссылка
И я так же работала - было так, что воспитателю на проездной билет родители собирали - чтобы только осталась с их детками - нового и другого категорически не желали. Было так, что деток некуда было укладывать спать в тихий час - раскладушки ставили... Да уходили, не выдерживали многие, оставались единицы - самые стойкие и, вероятно, те, по большему счёту, которые не мыслили себя без этого мира - мира раннего, дошкольного детства.
Татьяна_Тайна   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 22:11 (ссылка)
Спасибо! Очень нужный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Moratorium   обратиться по имени Среда, 26 Марта 2014 г. 18:58 (ссылка)
Действительно, очень интересная и полезная статья.

Однако, не возникнет ли позже проблем с переходом ребенка в школу. При условии, что мама и няня, не отдавали ребенка и сами заботились о нем, однако а домашнем образовании ребенка не оставляют... а тут раз - и надо проводить полдня с полностью чужими людьми, еще и выполнять их требования?
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку