-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gold-a

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2009
Записей: 5115
Комментариев: 26232
Написано: 40786


Китайщина (шинуазри)

Среда, 03 Февраля 2010 г. 13:19 + в цитатник

Шинуазри, шинуазери (от фр. chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Шинуази — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

           Китайский чайный домик в Сан-Суси Потсдам

 

  Китайская деревня в Царском Селе

 Причина появления шинуазри

Чаепитие. Работа Ж.Шардена.


Утреннее чаепитие. Работа Ф.Буше.

Хрупкий фарфор, в котором подавали чай, подчеркивал благосостоятельность семьи, прибавляя особое значение к церемонии. Это было также возможностью для дамы показать ее бледную кожу и утонченную структуру кости, на фоне прозрачной чистоты китайского фарфора.

Ваза. Китай. Гуанчероу. Вторая половина XIX века.
Фарфор, роспись цветными эмалями.
 

В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.

 

 

(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).

На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.

Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.

Чайный столик с подносом из спальни Д.М. Меншиковой (Эрмитаж) Первая четверть 18 в.
 

 Распространение шинуазри


 В изобразительном искусстве



Виньетка в стиле шинуазри


«Китайский сад» Ф.Буше

«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.

Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.

Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».

В оформлении дворцово-парковых ансамблей

Китайский домик в потсдамском дворце Сан-СусиС возникновением интереса к чаепитию, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц).

 

В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду (Кью Гарденс близ Лондона).

Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт). Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаём их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» — полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.


Китайский мостик в Царском Селе.

В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры.

    

 Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды.

Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

В декоративно-прикладном искусстве



Шпалера в китайском стиле по рисунку Ф.Буше

 
Дама с китайским зонтиком

Параллельно с произведениями живописи, возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.

"Общество в парке"" Работа Ж.Ф де Труа

Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.


На заднем плане — ширма в стиле шинуазри

Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай». Возникшая в первой половине XVIII века мода на фарфоровые статуэтки, породила особый их тип — «китайская пастушка».

Интересны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.

Именно в это время возникает мода на «китайские фонарики».

В костюме

                                     

Соломенная шляпа в китайском стиле              Рукав а-ля пагода  Фрагменты картин XVIII века


Рукава a-la pagodeМода всегда является отражением общих тенденций в искусстве. Увлечение стилистикой шинуазри выразилось, прежде всего, в орнаменте тканей (в особенности, шёлка, также пришедшего из Китая). Это были яркие, сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тендеций рококо, как известно, тяготевшего к пастельным тонам.

   Mary , Countess Howe Гейнсборо
 

"A Tender Moment in the Garden" Federico Andreotti
 

Lavery Sir John. Boating On The Thames
 

В женском костюме рококо также проявился интерес к далёкой экзотической культуре. В 1730—1760 в моде был рукав «а-ля пагода»: ряды кружев, особым образом спускавшиеся ниже локтя.

В Англии существовала мода на соломенные шляпы, похожие на конусообразный китайский головной убор.

Дама в туфельках-мюли 

В употребление вошли также неудобные крохотные туфельки — мюли, имитирущие китайскую обувь.

 В литературе, драматургии, балете.


«Китайская тема» была востребована и в других областях искусства. Ярчайшим воплощением стиля шинуазри в драматургии являются пьесы: Карло Гоцци «Турандот»

и Вольтера — «Китайский сирота». Сказка Гоцци происходит в несуществующем, фантазийном Китае. Вольтеровский «Сирота» основан на реальном повествовании: основой пьесы послужил переведённый в середине 1730 гг. «Сирота из дома Чжао» Цзи Цзюньсяня. В начале XVIII века на европейские языки переводится древнейший китайский трактат — «Книга Перемен».

В «галантном», придворном балете также используется китайская тема. Возникают изящные балеты-однодневки «Галантный Китай», «Китайская пастушка», «Мандарин». К китайской действительности они не имеют никакого отношения — это всего лишь экзотическая мишура, дань увлечения Востоком.

 Шинуазри в XX веке



Китайские фонарики, как символ Галантного Века


Плакат, рекламирующий отдых на курорте Виши.

1920 гг.В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.

Афиша к спектаклю «Турандот»


В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшем эстетику шинуазри в 1920—1930 годы была венгерская фирма Herend.

В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944) были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.

В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.

 Ипользованы материалы из Википедии

Еще о шинуазри:

Серия постов Парашутова

 

Серия сообщений "китай":
Часть 1 - Н. Гумилев Китайские стихи
Часть 2 - Н.Гумилев Китайский альбом
Часть 3 - Китайщина (шинуазри)
Часть 4 - Китайщина (шинуазри), часть 3
Часть 5 - Китайская весна
...
Часть 18 - ЖАР-ПТИЦА
Часть 19 - Чжао Чун (ZHAO CHUN) и поэзия древнего Китая
Часть 20 - Прочитав Ду Фу

Рубрики:  история
разное
О сколько нам открытий чудных...
Метки:  

Процитировано 16 раз

vera_nadezda   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2010 г. 16:34 (ссылка)
gold-a, какой великолепный пост получился.:give_rose:give_rose:give_rose
Что это я зацыклилась на 19 веке ?...Совсем уже....
Олечка, пост изумительный, спасибо! Конечно я его прихвачу, со ссылками на Парашутова. Я к нему и боюсь заглядывать в дневник - боюсь утонуть...специально отключила его сообщения из почты...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 03 Февраля 2010 г. 18:08ссылка
vera_liverouzna, Анечка, этот пост по твоей заявке. А Парашутовские посты посмотри, классные!
Перейти к дневнику

Среда, 03 Февраля 2010 г. 19:35ссылка
gold-a, спасибо, я поняла. А ссылки посмотрела, конечно, но у него такой для меня соблазнительный дневник, что буду только там читать, а вокруг так много интересного!!! Поэтому и отключила из почтовых сообщений. А я пришла за постом, теперь сюда...Спасибо, дорогая, очень интересно и красиво...
мария_карчина   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2010 г. 17:27 (ссылка)
Считаю, что увлечение китайской культурой привнесло в европейское искусство особую утонченность и изящество.
Очень интересный пост и красивый, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 03 Февраля 2010 г. 18:11ссылка
мария_карчина, У нас в семье до сих пор хранится тарелка мейзенского фарфора с росписью в китайском стиле. Дед привез из Германии после войны как трофей.
Алевтина_Князева   обратиться по имени Воскресенье, 07 Февраля 2010 г. 21:39 (ссылка)
Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Студия_ТНС   обратиться по имени Воскресенье, 07 Февраля 2010 г. 22:40 (ссылка)
Спасибо! Великолепно!
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Среда, 15 Декабря 2010 г. 04:16 (ссылка)
Благодарю за прекрасный материал!
Ответить С цитатой В цитатник
VIP_Luana   обратиться по имени Понедельник, 04 Апреля 2011 г. 17:19 (ссылка)
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КИТАЙСКИЕ ПОСТЫ....очень много интересного - и информации,и музыки,и иллюстраций...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 10 Сентября 2012 г. 13:36 (ссылка)
Большое СПАСИБО! Очень познавательно, особенно для тех, кого это только начинает завораживать китайское искусство. Правда замечательные китайские посты . СПАСИБО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку