Как вы думаете, для чего когда-то придумали Правила дорожного движения? (далее - пдд) Правильно, для того, чтобы минимизировать травмоопасность дороги и оптимизировать передвижение транспорта и пешеходов. Это я специально такими бюрократическими словами выражаюсь, потому что работа эта была изначально бюрократическая - сидели умные тёти и дяди и придумывали всякие разные правила.
Шли годы. Правила развивались, дополнялись, усложнялись по мере необходимости. Всякие разные дорожные штукенции типа светофоров и дорожных знаков обозначали возможность и скорость передвижения и прочие премудрости, в которые пешеходу вникать особо не требуется - на то он и пешеход, чтобы знать только одно: горит зелёный человечек - можно идти, красный - нужно стоять. Другое дело - водители, им надо сдавать экзамены на права и строго следовать требованиям пдд.
Так продолжалось довольно долго - весь двадцатый век и ещё одна пятая от века нынешнего. И кто-то там наверху, из законодателей, завидуя пешеходам, решил им усложнить жизнь. Так на тротуарах появились новые виды транспорта: электросамокаты, электропеды и всякое прочее электрическое с колёсами (слава Богу, до электромобилей не додумались).
Вы скажете: "Это всё ерунда, кто захочет усложнять жизнь пешеходам просто из зависти? Кто-то из законодателей получил на лапу от владельцев кикшеринга, чтобы это дело лоббировать, а может, он и сам совладелец. Ларчик просто открывается".
Конечно, можно допустить, что вы окажетесь правы, и электротранспорт на тротуарах, действительно, дело нечистых рук какого-нибудь законодателя, а не мстя прохожим за сам факт их существования. Но тогда чем объяснить пертурбации, которые происходят этим летом со светофорами?
Не знаю, как в других городах, а в Питере светофоры появились задолго до моего рождения. Были они не везде, некоторые опасные переходы были и остаются нерегулируемыми. Есть среди них, действительно, такие, где необходимы светофоры: например, на Адмиралтейской набережной у Александровского сада, там, у меня на глазах, за 40 лет моей жизни в этом месте, были сбиты несколько человек, включая иностранных школьников, кое-кто даже погиб.
Светофоры нужны. Но питерские имеют один изъян - они позволяют одновременно переходить пешеходу и совершать поворот машине, которая едет из-за угла через этот переход. Водитель должен уступить дорогу, но вы же сами понимаете, за ними нужен глаз да глаз - 149 уступят, а 150-й - не остановится. В разных чатах питерские светофоры за это справедливо критиковали, сама читала, и согласна, что это неудобно, особенно для иногородних, у которых правила другие, свои-то привыкли.
И вот кто-то решил, что наши светофоры нужно переделать так, чтобы сперва ехали машины в одну сторону, потом в другую, а потом светофор загорается только для пешеходов. Сама по себе, идее неплохая, только, наверное, нужно было её продумать. Кроме того, если раньше светофор показывал, сколько времени осталось до начала движения, то теперь этого нет. Теперь светофор сам решает, когда должен загореться зелёный - по мере наполняемости площадки перед "зеброй" людьми. Чтобы пешеходы были в курсе, что ждать им неизвестно сколько, вместо цифирек светофор мигает и показывает буковки: "Ау-ау-ау". Переводится как "автоматизированное управление", но выглядит издевательски. Люди у нас избаловались, они привыкли глянуть на светофор, узнать, что осталось ждать полминуты, к примеру, включить в голове встроенный будильник и думать о чём-то о своём оставшееся время. Стоять, вывернув шею, и ждать, когда же загорится зелёный, разучились.
И вот на практике это выглядит так: светофор "ау" ждёт, когда скопится народ. 2-3 минуты горит красный свет. Передний ряд отвлекается и промаргивает тот момент, когда загорается зелёный. А загорается он всего на 18 секунд. Если вовремя не начать движение, то те, кто стоят позади передних (а это случается систематически) тупо не успевают перейти дорогу.
Мало того, на примере нашего Ланского шоссе хочу показать абсурдность этого нововведения. Представьте себе, что вы вышли из Петербургских аптек и подошли к переходу, когда зелёный только что закончился. Надо же вам на автобусную остановку, чтобы подойти к которой нужно перейти три перехода. И так, вы подошли, встали, подождали 3 минуты, за 18 секунд перебежали Новосибирскую, ждёте ещё 3 минуты, перебегаете Ланское, потом ещё три минуты, и, опять перебежав Новосибирскую, оказываетесь возле остановки, от которой только что отошёл ваш автобус. Весь маршрут у вас отнял почти 10 минут. И так происходит, не знаю, как по городу, но по всему нашему району.
На практике люди сперва стали перебегать дорогу во всех направлениях, благо, машины стоят. Загорается зелёный и вот люди несутся сломя голову, а вместе с пешеходами и самокатчики, и мопеды, и велосипеды, несутся прямо и наискосок, только бы успеть за 18 секунд. А за 18 - никак. Недели три народ тренировался в беге, но наконец ему это надоело, и в последние дни я вижу давно позабытое: наши законопослушные граждане начали переходить дорогу на красный свет - исходя из обстоятельств.
Вот не знаю, кому понадобилось реконструировать светофорную систему, но я уверена, что это какой-то злыдень, который спит и видит, как бы насолить несчастным пешеходам.