-Цитатник

Словарь для перевода вэб-страниц - (2)

Вставьте адрес страницы в интернете: Перевести с английского арабского ...

Поисковик Google - (0)

Поисковик.

Генераторы прозрачного фона - (0)

Новый генератор прозрачного фона ...

О героях Великой Отечественной войны - (0)

Обзор постов о Героях Великой Отечественной войны 9 Мая - День П...

10 лет PIANOMANIЯ Дмитрия Маликова - (0)

10 лет PIANOMANIЯ Дмитрия Маликова ДМИТРИЙ МАЛИКОВ ...

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:28 04.06.2015
Фотографий: 34

 -Всегда под рукой

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena-Rusalochka

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.07.2011
Записей: 1707
Комментариев: 858
Написано: 4716


Драгоценные вещи Екатерины Великой

Четверг, 10 Ноября 2016 г. 18:03 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Драгоценные вещи Екатерины Великой

Вновь всплывают на аукционе Sotheby’s драгоценности Российской империи. Уникальное бриллиантовое колье императрицы Екатерины Великой было продано с молотка... Это изысканное украшение создано во второй половине XVIII века и имеет огромную историческую ценность. Ювелирное искусство достигло в этот период непревзойденных вершин мастерства, чему способствовало щедрое покровительство со стороны российской императорской семьи.

Колье Екатерины Великой - историческая драгоценность Российской империи, известно в мире как Imperial Diamond Necklace of Catherine the Great. Оно состоит из двух независимых между собой изделий - собственно колье "ривьера" и бантика-броши, который служит застежкой украшения. Колье представляет собой соединение 27 крупных бриллиантов, окаймлённых декоративным листовидным орнаментом и окружённых россыпью более мелких камней. Оценочная стоимость - $3-5 млн.





Это колье в нашей стране никто никогда не видел. На Запад оно попало вместе с другими сокровищами Романовых, когда советское правительство решило восполнить дефицит в бюджете страны за счет массовой "реализации" антиквариата. Колье выставлялось на торгах в 1927 году и было приобретено лондонским ювелиром С. Дж. Филлипсом. Следует заметить, что он купил колье "ривьера" и брошь "бант" отдельными лотами, а позже соединил их в одно украшение. В 1960 году его купил частный коллекционер, и оно исчезло из поля зрения. 17 ноября 2005 года в Женеве на Sotheby’s снова на продажу было выставлено бриллиантовое колье, принадлежавшее императорской фамилии России. Аукционный каталог "Magnificent jewels" представлял 450 лотов, но только "русское колье" имело еще и отдельное подарочное издание в твердой обложке, а также буклеты на русском и английском языках. Русское бриллиантовое колье на краткий миг появилось на женевском аукционе и снова исчезло в неизвестной частной коллекции.


Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.

История возникновения царской сокровищницы драгоценностей начинается еще в XVIII веке. В 1719 году Петр I основал Камер-коллегию, где должна была храниться коллекция ювелирных украшений, принадлежащих российскому государству. Пётр Великий постановил, что каждый последующий император или императрица обязан передать государству определенное количество драгоценностей, приобретенных во время своего царствования, и что ни одна из коллекционных драгоценностей не подлежит продаже, обмену либо приношению в дар. Коллекция располагалась в Алмазной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.


 

Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. Алмазный фонд.

Вряд ли в истории России была другая императрица, столь же известная своей страстью к драгоценным камням, как Екатерина Великая. Будучи женщиной чрезвычайного ума и редкой образованности, царица понимала толк в драгоценностях, как понимала и то, насколько выгодно вкладывать в них деньги. За период правления Екатерины II сокровищница дома Романовых пополнилась огромным количеством прекрасных ювелирных творений.

Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье. Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II. На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества. Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами. Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. Алмазный фонд.

По данным историков, Екатерина тратила на приобретение драгоценных изделий просто неимоверные суммы. В эпоху ее царствования расточительность двора стала притчей во языцех — как и великая государыня, придворные горели желанием перещеголять друг друга в роскоши и блеске. Если сама императрица любила украшать свои парадные платья большим количеством самоцветов, то стоит ли удивляться, что дамы в ее свите стремились к тому же? Бывали случаи, когда количество драгоценных камней на нарядах было столь велико, что женщины с трудом передвигались под их тяжестью и даже падали в обморок.

Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет»

Над изготовлением ювелирных украшений для Екатерины Великой день и ночь трудились самые прославленные мастера — достаточно назвать хотя бы Позье и Дюваля, чьи имена знали в каждом королевском доме Европы.

Жакоб  -Давид  Дюваль

Царица любила, чтобы самоцветами обильно осыпалась практически каждая вещь, к которой она прикасалась. Одна только ее табакерка была инкрустирована двумя тысячами бриллиантов. Придворные ювелиры делали для императрицы не только яркие светские украшения, предметы быта, но и государственные регалии.

Один из двух бриллиантовых браслетов эпохи Екатерины II .В рисунке браслета лиственный орнамент сочетается с мотивом ленты, «завязанной» в центральном фрагменте в узелок, которым служит большой бриллиант овальной формы.

С каждым годом страсть Екатерины к коллекционированию становилась все сильнее, поэтому она лично следила за пополнением царского собрания драгоценностей. В ее персональном пользовании было неисчислимое множество восхитительных ювелирных изделий: колье, ожерелий, колец, диадем, брошей, корсажных украшений…

Бриллиантовые кисточки времен Екатерины II работы ювелира Дюваля. В 1927г. они были проданы на аукционе 16 лотами (по две кисточки в каждом). Недавно они вновь были выставлены на аукционе, но уже как серьги.

С ее легкой руки при дворе стали чрезвычайно модными бриллианты .

А в эпоху правления Екатерины II ассортимент изделий с бриллиантами значительно расширился: серьги,пряжки для башмаков и поясов, пуговицы, запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки, гребни и т.д. Екатерининскую эпоху и теперь называют «веком бриллиантовых мужей». Нередко в украшениях бриллиантыобрамлялись цветными камнями. В это же время входит в моду увлечение античностью, вместе с которойстановятся популярны резные камни, выполненные специально для медальонов и прочих украшений. В середине иво второй половине ХVIII века возросла мода на миниатюрную живопись, что способствовало развитию технологииэмалирования. Живописные изображения на эмали помещали в самых разнообразных бытовых предметах:медальонах, кольцах, брошах, браслетах, на табакерках, коробочках, шкатулках и т. п.  У императрицы была привычка в знак своего расположения дарить некоторые свои драгоценности фаворитам, особенно троим из них — Потемкину, Румянцеву и Орлову.
 
 
Императрица Екатерина II в Большой императорской короне,1766-7. Виргилиус Эриксен. Государственный музей искусств, Дания
  В конце ХVII — начале XVIII века в России был утвержден ряд орденских знаков, представлявших собой великолепные образцы ювелирного искусства. К нимотносятся ордена Святого Андрея Первозванного, наградные портреты Петра I, выдававшиеся за личные заслуги перед государем, ордена Святого АлександраНевского, Святого Георгия, Святого Владимира. В ХVIII веке в Российской империи был учрежден орден Святой Анны — вначале в качестве династическойнаграды, а позже получивший статус государственной российской награды. Один из первых орденских знаков Святой Анны был сделан из золота и серебра идекорирован эмалью. Его украшали 4 великолепных изумруда и 130 бриллиантов. При этом каждый орденский знак был неповторим, отличаясь такжеколичеством бриллиантов.

Букет цветов. СПб, 1740-е, мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II,полученное в наследство от Елизаветы

 В высшей степени ювелирное искусство петербургских мастеров проявилось при создании царских регалий. В 1730 году была изготовлена корона императрицыАнны Иоанновны, в которой установили 2536 бриллиантов и более 20 крупных драгоценных камней.

  Для коронации Екатерины II в 1762 году выдающимся петербургским мастером Иеремией Позье была создана Большая императорская корона, которой нет равных среди всех европейских ценностей подобного рода. Традиционная для российских монархов по форме, она состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и византийским крестом. Корона изготовлена из серебра с бриллиантами и жемчугом. Бриллианты образуют декор в виде лавровых листьев, символизирующих власть и славу. Всего в короне установлено 4936 бриллиантов массой 2858 карат и 75 крупных жемчужин.

Позднее в корону была дополнительно вставлена великолепная рубинового цвета шпинель массой 398,72 карата и добавлен золотой обруч. В 1801 году по эскизам французских придворных ювелиров Жакоба и Жана Дювалей была выполнена Малая императорская корона, предназначенная для коронации императрицы Елизаветы, жены царя Александра I. Покрытая бриллиантами, корона по праву относится к шедеврам ювелирного искусства и отличается точностью пропорций, изяществом и особой изысканностью, а также высоким мастерством исполнения.

В дальнейшем знаменитые драгоценности Екатерины II представляли собой предмет особой гордости династии Романовых. После падения монархии часть коллекции была распределена по музеям, а часть таинственным образом пропала. Время от времени некоторые ценные вещи, принадлежавшие знаменитой русской царице, «всплывают» на аукционах.Многие из этих прекрасных ювелирных творений были проданы иностранным коллекционерам. 

 

 Шпинель часто путают с рубином, хотя химический состав и физические свойства у этих камней разные. Кстати, на Руси знали и отличали эти два разных камня, называя рубин яхонтом, а шпинель — лалом. Центр композиции — бант-сквалаж выполненный ювелиром Пфистерером в 1764 году.

Банты-сквалажи были чрезвычайно популярны во второй половине XVIII века. Их носили на шее на ленте из кружев, бархата или шёлка. Доминантой банта в коллекции Алмазного фонда является крупный ярко-красный восьмиугольный камень на фольге в обрамлении 18 бриллиантов.В этот же гарнитур входят серьги, подвески, броши-формуляры, головные шпильки и пряжки на туфли.

Особую ценность представляет турмалин в виде виноградной грозди. История камня заслуживает отдельного рассказа и остаётся за рамками экскурсии. Долгое время его считали рубином.

Последними владельцами турмалина были шведский король Густав III и Екатерина II. Русская императрица получила его в подарок от монарха Швеции. Вес турмалина 260,68 карата.
Сверху он украшен золотыми листьями с зелёной эмалью и усиками в виде спиралей.

Драгоценные кресты с эмалью 17-18 века из коллекции ГИМ

 

Вашингтонскому музею Хиллвуд принадлежит самая большая коллекция русского искусства, находящаяся за пределами России. Фото с сайта www.hillwoodmuseum.org

Сервиз с монограммой «ГГО» предназначался фавориту императрицы Григорию Орлову из этого музея

Большой любительницей изумрудов  всегда была  Екатерина II. Одно из шикарных украшений – серьги с изумрудами в форме кабошонов и бриллиантами – сейчас хранится в Оружейной палате. 

 

Также Екатерине принадлежала уникальная брошь с 70-каратным колумбийским изумрудом, окружённым бриллиантами.

Считается, что в мире не существует аналога этому камню по весу и чистоте. После смерти императрицы брошь перешла по наследству Марии Фёдоровне, жене Павла I. В дальнейшем уникальное украшение перешло к одному из родственников императрицы из рода Гогенцоллернов. В начале 2000-х годов анонимный покупатель приобрёл её на аукционе Christie’s за 1 650 500 долларов. Екатерине Великой также принадлежала изумительная камея с изображением её собственного профиля. Портрет был искусно вырезан на поверхности изумруда, который лежит на подушке из чёрного оникса в окружении 50 бриллиантов.  В Алмазном Фонде хранится прекрасный изумруд весом 136,25 карат, вправленный в брошь и обрамлённый бриллиантами. Этот колумбийский изумруд входит в число семи исторических камней коллекции Алмазного фонда России.

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ
Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.

Один из главных экспонатов выставки в США,посвященной Екатерине  – ее золотой потир с камеей XIII века.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

Личные вещички Катерины в Эрмитаже

В XVIII веке в России был распространен запрет на курение в публичных местах, поэтому особую популярность имел нюхательный табак. Исключением не стала и императрица Екатерина II, которая с удовольствием нюхала табак и коллекционировала специальные шкатулочки для его хранения — табакерки. Например, в Эрмитаже хранятся несколько подобных изделий мастеров Иеремия Позье и Жан Пьер Адора. Это золотая прямоугольная табакерка, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, а также шкатулка с вмонтированными в крышку и дно специальными оттисками медалей. На последних изображена сама Екатерина II в образе Минервы, богини мудрости и справедливой войны, с доспехами и в шлеме.

Золотая табакерка с бриллиантами и сапфирами; литье, чеканка, гравировка. 2.6 x 7.4 x 5.5 см. Позье, Иеремия. Россия. Санкт-Петербург. Середина 18 в. Г

Среди разнообразия табакерок, одним из интереснейших типов можно считать тип табакерки с медалью. Когда впервые появляется медальная табакерка, сказать трудно, но вряд ли ранее середины XVIII в., так как среди богатейшего Эрмитажного собрания табакерок, предшествующих царствованию Императрицы Екатерины II, не имеется.

Медали, украшающие табакерки, бывают двух разновидностей. Иногда в табакерку вставлена подлинная медаль, выбитая в честь какого-нибудь события или лица, иногда же вставлена односторонняя пластинка, выбитая по штампу медали, причем часто такая односторонняя пластинка с изображением лицевой стороны медали вставлена в крышку, а пластинка с изображением оборотной стороны – в дно.

Табакерка. Франция, 18 век. ГИМ. Золото, серебро, алмазы, агат. Чеканка

 
Табакерка с портретом Екатерины II

Портрет императрицы Екатерины II художника К.Гейнера

 
 
Изготовлено : Петербург, XVIII век, мастер Ж.Адор.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Эмаль.
 
 
Табакерка с портретом великого князя Павла Петровича
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, роспись. 3.3х7.1х5.5 см
Адор, Жан Пьер.
Россия. Санкт-Петербург. 1774 
 
Табакерки - вещь сейчас совершенно бесполезная, так как мода нюхать табак давно прошла. Но в 18 веке табакерка являлалась предметом гордости владельца и подчеркивала его социальный статус,именно поэтому при взгляде на них нам кажется что это больше произведение искусства, чем предмет обихода. 
 
 
Табакерка с портретом Екатерины II
Россия 1780-е гг. 
 
 
 
Табакерка с аллегорическим изображением Екатерины II
Золото, серебро, бриллианты, гранаты, эмаль; чеканка, гравировка, пунцирование, полировка, роспись. 3.5x7.5x5.3 см
Ланг, Александр.
Россия. Санкт-Петербург. 1776 
 
 
Табакерка с изображением Екатерины II, принимающей ключи от города Бендеры
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, пунцирование, гильошировка, роспись. 7.5х3.2 см
Адор, Жан Пьер.
Россия. Санкт-Петербург. 1771-1772 гг. 
 
Табакерка с портретом графа А. Г. Орлова
Золото, серебро, эмаль, бриллианты; чеканка, гравировка, роспись. 2.2x6.9x3.6 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1778г
Источник поступления в музей: Императорская галерея драгоценностей. До 1859г 
 
 
Табакерка 'Чесменская'
Золото, серебро, бриллианты, рубин, эмаль; чеканка, роспись. 4.2x7.5x6.1 см
Адор, Жан Пьер.
Россия. Санкт-Петербург. 1771 
 
 
Табакерка с картой Крыма на крышке
Золото, стекло, жемчуг, авантюриновое стекло, бумага; чеканка, полировка, роспись.
Потье, Клод Пьер. Франция. Париж. 1784-1785 гг.
 
 
Табакерка с портретом императрицы Елизаветы Петровны
Золото, серебро, бриллианты, стекло, миниатюра, эмаль; чеканка, полировка, роспись. 5.2х10.1х7.1 см
Россия. Санкт-Петербург. Конец 1750-х гг.
 
 
 
Табакерка с портретом императрицы Анны Иоанновны
Золото, серебро, бриллианты, халцедон, эмаль; резьба, чеканка, гравировка, полировка, роспись. 3х7.7х6.7 см
Россия. Санкт-Петербург. Между 1736-1740 гг.
 
***
В собрании Императорского Эрмитажа находятся три почти одинаковых, исключительных по редкости и работе, экземпляра таких табакерок. Эти три табакерки круглые, с резьбой по краю и гильошировкой, из золота 85 пробы, работы известного петербургского золотых дел мастера Адора, переселившегося в начале царствования Императрицы Екатерины II из Франции в Россию и много работавшего для Двора. В крышку вставлена лицевая сторона медали с изображением Императрицы Екатерины, в чешуйчатом панцире и пернатом шлеме с совой. 
 
 
Золотая табакерка раб. Адора с медалью на восшествие Императрицы Екатерины II на престол.
 
В дно снизу вставлена оборотная сторона медали. Как выше сказано, в Эрмитаже таких табакерок три, все они имеют клеймо мастера Адора, с буквами «I. А.» под короной и петербургское клеймо с годом 1774. Две из этих табакерок принадлежат к старому собранию Эрмитажа, а третья поступила в 1909 году в состав собрания великого князя Алексея Александровича. Наличность трех одинаковых табакерок указывает, что они предназначались для подарков.
 
В Эрмитаже имеется еще очень интересная, точеная из слоновой кости, табакерка с резанным на кости же изображением Императрицы Екатерины II по медали Вехтера. Табакерка эта хранится в картонном выклеенном изнутри белым атласом футляре и при ней хранятся, писанные на двух бумажных кружках почерком конца XVIII пли самого начала XIX века следующие строки: «От Г. Вольтера к Императрице:

Когда Перун Царицы грозной
Над мустафою возблистал,
Тогда сей мех прекрасной-черной
Он в робком бегстве потерял.
А здесь нам кисть изобразила
Богиню кротости – добра
Что Миллионы просветила
Их счастьем мирным подаря,
так сказал я, получивши от Вашего Императорского Величества шубу, которую изволили Вы прислать мне с князем Козловским, капиджипашею Ваших янычар. А особливо табакерку, выточенную Прекрасными и Священными Руками Вашими и украшенную Вашим портретом.

Золотая табакерка с портретом Екатерины II, исполненная в сложной технике эгломизе.  

Табакерка из слоновьей кости, резанная Императрицей Екатериной II и подаренная Вольтеру. (Императорский Эрмитаж).

Кто зрит его, кто осязает
Не может зрением себя одним питать,
В восторге чувств его дерзает лобызать,
И сердце, и уста отныне посвящает.
Но когда бывшие у меня в комнате узнали, что табакерка сделана собственными руками Вашими, то все вместе со мною сказали:

***

Табакерка с изображением Екатерины II в образе Минервы
Золото, серебро, эмаль; чеканка, гравировка, роспись, пунцирование. 2.5x7x5 см
Шарф, Иоганн Готлиб.
Россия. Санкт-Петербург. 1778

***

Рука, которую природа сотворила
Любови кроткими стрелами управлять,
И которую судьба определила
Жребием царств располагать,
Как в мудрых народных учрежденьях
Так и в изящном искусстве достойна удивленья.
Да победит Екатерина, и да погибнет Магомет».
Строки эти представляют собой перевод письма Вольтера к Императрице, писанного в феврале 1769 года

Довольно часто встречаются серебряные табакерки с медалью на коронацию Императрицы Екатерины.

Кроме перечисленных, в Эрмитажном собрании имеются еще небольшая круглая серебряная табакерка, московской работы конца XVIII века, со вставленным в крышку жетоном на открытие памятника Петру I и две одинаковые медные солдатские табакерки с выбитым на крышке изображением Императрицы. На жетоне с одной стороны профильное изображение Императрицы, по Колло, с другой стороны изображение памятника с датой: «л. 1782. ав. 6. д.».

Табакерка с памятными медалями
Россия 1820-е гг.
Snuff-Box with Commemorative Medals , 1820s
Russia

Серебряная табакерка с обеими сторонами медали на бракосочетание цесаревича Павла Петровича (Императорский Эрмитаж)

Серебряная табакерка с оборотной стороной медали на рождение цесаревича Константина Павловича 

 
Уникальным украшением с изумрудом является необычная камея с изображением великой императрицы. Профиль Екатерины II вырезан на поверхности колумбийского изумруда. Зная необычайную твёрдость этого камня, можно себе представить, как долго и кропотливо трудился мастер над созданием этого шедевра.

К подложке из опала приклеена пластинка черного оникса, на которой и лежит изумруд. Глубокий зеленый цвет камня красиво оттеняется чернотой оникса. Портрет императрицы окружают пятьдесят бриллиантов подушковидной огранки.
*****

Уже в 1780-м году Екатерина имела описание `Кабинета резных камней герцога Орлеанского`. Когда в 1785 году известие о смерти герцога Луи - Филиппа Орлеанского достигает Петербурга, она спешит дать Мельхиору Гримму доверенность на покупку гемм у его сына. Одержав верх над конкурентами, Екатерина приобрела коллекцию за 40 000 рублей. По заказу императрицы, специально для гемм в Германии `первым мебельщиком и механиком века` Давидом Рентгеном изготовлены шкафы. 

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II в Париже у Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского были приобретены полторы тысячи гемм родовой коллекции герцогов Орлеанских, представителей младшей ветви королевской династии Франции.

Ядром собрания является коллекция гемм Гейдельбергского замка. Её формирование началось при пфальцграфе Палатинском Отто-Генрихе (1502 - 1559 гг.). Античные геммы составляют самую большую группу в собрании Гейдельбергского замка. В ней присутствуют редкие работы эллинистической эпохи; произведения, вышедшие из под резца мастеров республиканского и августовского Рима, времени "солдатских императоров".

В 1685 году собрание было унаследовано Елизаветой-Шарлоттой, принцессой Палатинской, выданной замуж за герцога Филиппа Орлеанского. Благодаря этому династическому браку Кабинет гемм и перешел в руки герцогов Орлеанских. Елизавета-Шарлотта продолжала заниматься пополнением коллекции, обогатив её геммами, представляющими разные этапы развития античной глиптики, в том числе работами известных мастеров - Авла, Руфа, Сострата, Трифона. Значительная часть памятников относится к эпохе Возрождения и Барокко.

Юпитер, Меркурий с Амуром, Марс и Нептун в окружен...


В ноябре 1787 года тысяча четыреста шестьдесят семь гемм Орлеанских уже в Петербурге. Ежедневные сообщения Гримму говорят о той эйфории, которая царила в царских апартаментах при распаковке багажа: `Я думала, что Красный мундир (А.М. Дмитриев-Мамонов) сойдет с ума от радости по поводу Орлеанской коллекции`; `Я и господин Красный мундир принялись изучать третий ящик резных камней, купленных по его совету: забавлялись изготовлением слепков с некоторых ... Я получила из разных мест уведомление, что герцог Орлеанский оставит лучшие камни себе. Я восхищена, что вашим умением мудро все предвидеть, вы избежали этого неудобства... Я уверяю вас, что Красный мундир распаковал все сам и по вашему совету сверил все камни номер за номером с каталогом в руке...что касается Давида Рентгена и его двухсот ящичков, они прибыли так кстати, чтобы вместить в себя все это обжорство`; `Я вернулась в Эрмитаж, где Красный мундир замирал от радости над четвертым ящиком... Он рассматривает эту покупку как дешевую`. 


И все же без казуса не обошлось. Дойдя до седьмого, как видно, последнего ящика, фаворит замечает отсутствие гемм с эротическими изображениями - потаенной, но почти обязательной принадлежностью дактилиотек фривольного XVIII века. И в этот раз резные миниатюры интимного характера не были включены в аукционный каталог, но многие из них были известны по гравюрам. Но, не смотря на желание фаворита, во что бы то ни сало завладеть недоступными геммами, Екатерина отказала ему, ссылаясь на опасения пересудов. 


Уже современники понимали, что для французов `потеря гемм Пале-Рояля всегда будет предметом сожаления`. Приобретенное Екатериной собрание способно рассказать о важнейших этапах развития камнерезного искусства на протяжении двух с половиной тысячелетий - с IV века до н. э. до середины XVIII столетия.

В пределах этого отрезка истории в ней представлены геммы, характеризующие основные центры и стилевые направления камнерезного искусства; индивидуальные манеры многих его мастеров; развивавшиеся в нем жанры; богатство технических приемов резьбы и весь ассортимент использовавшихся пород твердых минералов. 



Временной предел существования коллекции оградил её от опасности. Подстерегавшей более поздние европейские собрания: от копий и прямых подделок античных гемм, индустрия которых расцвела в последней четверти XVIII века и `затопила`, а то и обесценила многие из них

В XVIII веке в русском обществе возникает подлинный интерес к минералогии. Уникальные образцы породы ценятся так высоко, что ювелирные изделия зачастую делаются ради камней, их украшающих. Минералы сплошь покрывали поверхность модных табакерок, отчего подобные коробочки называли `кабинетами камней`. 

Табакерка ╚Камни Востока╩. Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни; чеканка. 1790-е гг. Неизвестный мастер. Клейма Выборга и мастера 

После постройки в 1787 году нового здания Эрмитажа Екатерина II могла любоваться диковинками природы в своем `музеуме`. В двух примыкающих к Лоджиям Рафаэля комнатах императрица повелела разместить `кабинет естественной истории` и приобретенную у профессора Российской академии наук Петра-Симона Палласа коллекцию минералов. Произведения искусства из драгоценных металлов и разных камней были собраны в третьем помещении, находящемся на месте сегодняшнего Рыцарского зала. 

Рабочее бюро Екатерины

Императорские драгоценности были не только, потрясающими воображение произведениями ювелирного искусства, но демонстрировали роскошь и великолепие Российского монаршего двора. Поэтому, до сих пор, на всемирных выставках и престижных аукционах, украшения русских цариц ценятся и за историю, и за блестящее ювелирное исполнение. 

Выставка в Большом Екатерининском дворце

Веер Екатерины на выставке в Костроме

Стефано Папи «Сокровища дома Романовых»  пер. с англ. Яз. И.В. Павловой. М.: АСТ: Астрель 2011

http://vilingstore.net/Antikvariat-i-predmety-isku...ki-iz-Ermitazha-chast-1-i36396

http://vittasim.livejournal.com/96225.html

http://galik-123.livejournal.com/254587.html

http://jeweler.fisechko.ru/h4/002.html

http://collection.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=69

http://jewelry-museum.ru/articles/epokha_ekateriny_ii/

http://www.gold-eagle.ru/museum010.html

Серия сообщений "Монархи России.":
Часть 1 - Российский императорский дом. Фотоальбом
Часть 2 - Российский Царственный Дом Романовых.Фотоальбом
...
Часть 33 - Дореволюционная Россия на фотографиях. Николай II в объективе фотографа двора Его Величества К.Е.
Часть 34 - Украшения императрицы Елизаветы Петровны
Часть 35 - Драгоценные вещи Екатерины Великой
Часть 36 - Парадные портреты как средство изучения истории:фрейлины
Часть 37 - Костюмы из прошлого как способ изучения истории

Серия сообщений " Ювелирные украшения":
Часть 1 - Ювелирные изделия эпохи Возрождения
Часть 2 - Сокровища великих цивилизаций: золото и украшения средневековья
...
Часть 29 - Украшения императрицы Елизаветы Петровны
Часть 30 - В нём кристаллический огонь и металлическая кровь.Рубины
Часть 31 - Драгоценные вещи Екатерины Великой
Часть 32 - Милые сердцу дамские штучки: шатлен
Часть 33 - Драгоценности французской короны:бриллианты от Людовика
Рубрики:  В ПЛЕНУ ЭПОХ (Captive epochs)/Романовы (Romanov)
МАГИЯ КАМНЕЙ (Magic stones)/Ювелирное искусство (Jewelry art)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку