-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


Старинные русские усадьбы. Усадьба Золотарева. Калуга

Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 22:23 + в цитатник
Исторический центр Калуги не затронуло индустриальное строительство – промышленные предприятия вынесены на периферию. Современных зданий тоже не много, но все же они вторгаются в органичную среду старого города, хотя, есть ещё целые улицы свободные от советской безвкусицы…

От крепости XVIII в. ничего не осталось, её реконструкцию можно лицезреть в Краеведческом музее (ул. Плеханова). Не «блещет» Калуга и монастырскими ансамблями, — её ценность в гражданской застройке, с преобладанием памятников конца XVIII — нач. XIX вв. с вкраплениями культовых построек.

Большой интерес представляют торговые ряды

и инженерный уникум – арочный мост через Березуйский овраг (построен в 1785г. )





Несомненная жемчужина калужской архитектурной сокровищницы – усадьба Золотарева.
Привожу замечательное описание усадьбы Е.В. Николаевым из его книги «По Калужской земле» М., 1970.
«В России много старинных дворцов богаче дома Золотарева, но очень немногие дают, как этот, такое полное представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина. Сколько раз сменились за минувшие полтораста лет и моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.

Дом (точнее, городская усадьба) купца Золотарева стоит на замечательном, хотя и неприметном месте. Из его окон: видны долина Оки, тихая Пушкинская улица (на нее выходят парадные комнаты), живописный овраг, корпуса присутственных мест, собор, церкви в зелени садов. Видно, что город любили и умели им любоваться.

Эта усадьба (с 1922 года в ней бессменно помещается Краеведческий музей) сохранила множество мелочей, нигде больше не уцелевших. Вероятно, нигде (кроме разве Ленинграда) нет уже больше старых фонарей у крылец, нигде нет булыжных мостовых, с узором в крупную клетку (а в пушкинское время так был замощен весь Петербург) или кабинетика, который «зеленью расписан в виде рощи», — словом, всего, что осталось только на старых чертежах и на — страницах книг. Все это как будто мелочи, но значат они гораздо больше, чем кажется на первый взгляд: они придают городу те полутона, без которых он так же немыслим, как немыслима русская поэзия без поэтов «второго ряда». Даже «презренная проза» — конюшни и каретный сарай — здесь превращена в поэзию. Все наполнено гармонией, чувством масштаба, уважением к людям.


Это памятник московской школы, но в нем очень естественно соединилось все, что есть самого обаятельного в Калуге. Для своего времени (1808 — 1808) в доме нет ничего необычного: его формы типичны для архитектуры допожарной Москвы. Но как из одинаковых слов слагаются непохожие фразы, так из одних и тех же форм русского классицизма, к этому времени отточенных до совершенства, возникало бесконечное разнообразие.

Бесценные сокровища хранят интерьеры дома Золотаревых, полные барельефов и росписей. Это целый музей декоративного искусства. Здесь собраны почти все барельефы, встречающиеся в «маленьких дворцах» Москвы, уцелевших от пожара 1812 года: «Времена года», «Музыка», «Танец», античные мифы — и все это «в исполнении XVIII века».

Четыре барельефа над дверьми анфилады составляют единый рассказ. Сначала Амуру поклоняются и курят фимиам (в буквальном, а не в нынешнем смысле), а когда он засыпает в типичной ребячьей позе под деревом, крадут у него лук и стрелы. Эту сценку можно поместить среди иллюстраций к поздним стихам Державина:

«Ходя в рощице тенистой,
Видел там Эрота я.
На полянке роз душистой
Спал прекрасное дитя.
Сквозь приятный сон умильный
Смех сиял в лице его,
Будто яблочки наливны
Рделись щеки у него.
Почивая безоружным
Снежной грудью он блестел
По ветвям над ним окружным
Лук спущенный, тул* висел».

На последнем барельефе обезоруженный, прикованный цепью к статуе Минервы (простая аллегория — любовь побеждена разумом)Амур горько плачет и ломает руки.

Фрагмент экспозиции исторического музея. Усадьба Золотарева. 1920-е

Как в стихах Державина, дыхание реального мира чувствуется за античной формой этих барельефов, предельно обобщенных, но полных наблюдательности и страстной любви к жизни.

Все богатство, весь блеск декоративного искусства подчинены в золотаревском доме архитектуре — «сему главнейшему из искусств», как говорится в одном из учебников архитектуры XVIII века. С изумлением видишь, что скромным задним комнатам, куда не заглядывал, наверное, глаз постороннего, уделено столько же любви и внимания, сколько и парадным залам. Кто выдумал странную легенду о том, что от русского классицизма веет холодом? Возвышенность и теплота — вот образ золотаревской усадьбы.
С тех пор как в доме разместился Краеведческий музей, интерьеры дома и музей не могут ужиться друг с другом. Интерьеры «выталкивают» экспозицию — первое время смотришь не на нее, а только на архитектуру, росписи, барельефы. Но экспозиция мстит дому: интерьеры раздроблены, росписи или закрыты или полузакрыты, о многих из них посетители даже не догадываются.

Происходит это потому, что, в сущности, никакого «постороннего» назначения дому не придумаешь: он сам по себе музей, и единственно, что здесь может быть — это музей художественно-бытовой (бытовой потому, что быт вызывает к жизни и архитектуру и прикладные искусства), подобный «Старому домику», существовавшему перед революцией в Петербурге, или «Музею 40-х годов», созданному в 1919 году в Москве.

Это был бы уникальный музей русской культуры начала XIX века, в нем всеми красками засверкали бы прекрасная мебель, посуда, бронза, блекнущие сейчас в сумбурной экспозиции Краеведческого музея.


Такой музей должен стать делом общерусским: слишком мало у нас памятников, подобных золотаревскому дому, и совсем нет музеев русской культуры.

Не живописи, скульптуры или мебели, а именно русской художественной культуры в целом. Ибо синтез искусств и составлял ее сущность — как раз об этом и говорят интерьеры дома».


источник
***********************************************************
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Купцы Золотаревы
Братья Золотаревы были одними из самых богатых и почитаемых людей Калуги и вошли в историю города как известные благотворители.

Купеческий род Золотаревых пошел от известного в Калуге мастера — чеканщика серебра Максима Кузьмича Золотарева. Он также был торговцем, имел свою лавку в серебряном ряду. Его сыновья — купцы Петр Максимович и Иван Максимович Золотаревы — стали крупными промышленниками и купцами: вели широкую торговлю в Калуге, в Санкт-Петербурге и за границей, в частности в Германии.
Началось все с небольшого железодельного молотового заводика на берегу речки Песоченки, организованного в 1744 году Петром и Иваном Золотаревыми. С годами производство металла развивалось, и уже в середине XVIII века здесь возник ряд мелких горноплавильных железодельных заводов, принадлежащих братьям Золотаревым. В разное время ими владели Золотаревы, Гончаровы, Мальцовы. Позднее из-за упадка производства и расформирования металлургических заводов в 1753–1754 годах Золотаревы организовали предприятия для производства полотна, бумаги и щетины. Два их завода (открыты совместно с купцом Борисовым) производили в год продукции на 60 тысяч рублей при штате в 90 рабочих. Производство на Болве позволяло отправлять продукцию в ближайшие районы, на юг и на Украину. Численность рабочих на этих заводах достигала 200 человек. Но со временем производство укрупнялось, концентрируясь возле Песоченского завода. В начале XX века Песоченский завод вырос в крупное предприятие с численностью рабочих до тысячи человек и с годовым выпуском продукции на 500 тысяч рублей. Завод производил чугунные печи, плиты, посуду, котлы в количестве 400 тысяч пудов в год.

Купца 1-й гильдии Петра Максимовича Золотарева лично знал император Александр I.

Марка чести и достоинства
Купец 1‑й гильдии, коммерц-советник Петр Максимович Золотарев в 1814 году стал городским головой. При всех своих званиях и титулах он носил длинные, постриженные в скобку волосы, большую бороду, ходил в длиннополых кафтанах и имел угрюмую наружность. Популярность Петра Золотарева была так велика, что, по рассказам его современников, в берлинских конторах висели его портреты. В Калужском краеведческом музее сохранилась фотокопия с гравированного в Берлине портрета, датируемого 20 февраля 1812 года.
Это уважение Золотарев приобрел тем, что в 1812 году, имея в Берлине кредит в 200 000 рублей, когда русские деньги резко упали в цене на заграничной бирже, он не воспользовался, подобно многим другим русским купцам, возможностью рассчитаться с кредиторами суммой в 50% задолженности, а погасил свой долг полным золотым рублем.
Купца 1‑й гильдии Петра Максимовича Золотарева лично знал император Александр I.
На Высочайшем разрешении от 10 августа 1815 года царь дал следующую резолюцию: «Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника».
Титул коммерц-советника — это высшее звание в купеческой иерархии, оно давало Золотареву право вести оптовую торговлю не только в России, но и за рубежом. Купцы первой гильдии — звание, приравненное к генеральскому, — по указу Екатерины Великой могли владеть наравне с дворянами крупными частными предприятиями. Их капиталы составляли от 10 до 50 тысяч рублей золотом. Купцы освобождались от пошлин, государственной службы и рекрутской повинности. Им давались различные льготы и кредиты. А выплачивали они лишь 1% налога от объявленного капитала.
Знакомство с царской семьей подтверждает и мраморная доска в одном из залов Золотаревского дома-дворца, которая гласит: «Дом сей был осчастливлен: Е. И. В.
в. кн. Николай Павлович в 1816 г. с 29 июля по 1 августа, Е. И. В. Государь Император Александр Павлович в 1816 г. с 2 по 3 сентября; Е.  И. В.  в. кн. Михаил Павлович в 1817 г. с 4 по 7 ноября».

Пожертвование для больных
Братья Золотаревы прославились добродетелью и благотворительностью. Первыми в их обширном списке стоят Хлюстинские заведения, которые основаны в начале XIX века мосальским помещиком, майором Антоном Семеновичем Хлюстиным. Он и его сыновья Михаил и Семен построили дом для призрения инвалидов и умалишенных и церковь во имя Александра Невского. Этот дом и послужил основой, из которой потом выросли больничные корпуса, сооруженные Приказом Общественного призрения и известные под именем Хлюстинских. В 1824 году они состояли из семи каменных и деревянных корпусов. Тогда брат Петра Максимовича — купец Иван Максимович Золотарев — пожертвовал собственный каменный двухэтажный дом близ Хлюстинских заведений под особую городскую больницу и внес 50 тысяч рублей пожертвований. Это был так называемый «Золотаревский больничный дом», включенный Приказом Общественного призрения в состав Хлюстинских заведений.
В 1834 году был построен главный больничный корпус, куда была переведена больница из Золотаревского дома, а в нем разместили дом умалишенных. Позднее Земство открывает при заведении специальную медицинскую библиотеку и «библиотеку для чтения при больнице». В 1888 году была заново отделана больничная церковь, открыта фельдшерская школа с трехгодичным курсом обучения.

Памятник русского классицизма — Дом-усадьба Золотаревых в Завершье (фото конца XIX века).

Дворец для императоров

«Самым красивым и грандиозным является памятник русского классицизма — Дом-усадьба Золотаревых в Завершье (ныне — Калужский краеведческий музей). В России много старинных дворцов богаче Дома Золотаревых, но очень немногие дают, как этот, такое представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина, — писала известный калужский краевед Генриетта Морозова в книге «Прогулки по старой Калуге». — Сколько раз сменялись за минувшие полтораста лет моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.
Дом Золотаревых нельзя назвать обычным городским особняком. Он значительно богаче не только среднего купеческого жилья, но и большинства дворянских домов. Это здание считалось самым богатым в Калуге и долгое время именовалось дворцом. Некоторые исследователи считают, что дом предназначался для приема императора и членов царской семьи, поскольку ни сам купец, ни его наследники никогда в нем не жили. По мнению исследователя калужской старины Дмитрия Малинина, «дом был предназначен для остановок императрицы Екатерины II…».
Красота и архитектурная цельность великолепной городской усадьбы ставит ее в первый ряд произведений гражданской архитектуры рубежа XVIII–XIX веков. Главный дом усадьбы построен неизвестным зодчим предположительно в 1805–1808 годах. Однако Дмитрий Малинин относил строительство дома, по крайней мере, к 80‑м годам XVIII столетия, утверждая, что «проект дома-дворца был составлен знаменитым архитектором Михаилом Казаковым». Отделочными работами в Золотаревском дворце руководил итальянец Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой. Въездные арки с колоннами и горельефами, причудливые кованые фонари, установленные на консолях по обе стороны крыльца, придают дому торжественный вид.
В конце XIX века дом был продан наследниками дочери Ивана Максимовича Золотарева, в замужестве Черновой, жены нотариуса Александра Кологривова. До национализации 1919 года здесь размещалась известная в Калуге нотариальная контора.
Многое еще остается неизвестным в судьбе Петра Максимовича Золотарева. Например, дата смерти и место его захоронения. Историки считают, что он похоронен в Санкт-Петербурге. Брат же его Иван Максимович почил 30 января 1831 года, жена его Анастасия Ивановна — 5 декабря 1825 года в почтенном возрасте — в 64 года. Оба похоронены в монастыре Святого Лаврентия.

источник
Рубрики:  Города
Россия
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 15 пользователям

Валерий_Бабушкин   обратиться по имени Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 22:29 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
луида   обратиться по имени Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 22:35 (ссылка)
в нутри усадьбы такая роскошь красота а с наружи серо спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
MILEDI_BLACK   обратиться по имени Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 23:32 (ссылка)
Красиво! Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Cape   обратиться по имени Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 23:47 (ссылка)
ОТЛИЧНО!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
istomin   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 00:41 (ссылка)
Да здравствует Калуга!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
соня_лифинская   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 05:13 (ссылка)
спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
КорольЕВа   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 10:18 (ссылка)
спасибо! я живу в Калуге и могу заверить Луиду и других читателей, что снаружи не серо, все аккуратно и красиво!а летом - просто загляденье!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Лужок   обратиться по имени Понедельник, 22 Октября 2012 г. 18:18 (ссылка)
Спасибо огромное. Замечательный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку