-Метки

alexandre dumas andre norton cats celebrities and kittens flowers grab grave harry harrison historia rossica illustrators james hadley chase karl may kurt vonnegut nature roger zelazny sidney sheldon the best tombe umberto eco white cats Достоевский Умберто Эко азбука-классика александр дюма александр пушкин андрей усачёв андрэ нортон аукционы белая россия белоснежка белые кошки библиотека вокруг света библиотека огонек библиотека поэта библиотека приключений биографии большие книги военные мемуары воспоминания гарри гаррисон генри лайон олди даты день поэзии детектив и политика джеймс хедли чейз журналы звёздный лабиринт звезды мирового детектива золотой век английского детектива иван тургенев иллюстраторы иртыш календарь карл май коллажи котоарт котоживопись котолитература котофото коты кошки курт воннегут лев толстой лучшее из лучшего максим горький малое собрание сочинений марина дяченко минувшее мировой бестселлер миры... молодая проза дальнего востока мосты научно-биографическая литература некрополь николай гоголь нить времён нобелевская премия новинки современника обложки книг письма подвиг природа роджер желязны роман-газета россия забытая и неизвестная русская фантастика самуил полетаев семипалатинск сергей лукьяненко сидни шелдон собрание сочинений стрела времени фантастика: классика и современность фото фотографы цветы человек и кошка эксклюзивная классика эксклюзивная новая классика юрий лотман

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Алёкин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 67328


Николай Анастасьев. Владимир Набоков. Одинокий король. - 2002

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Виктор_Алёкин   обратиться по имени Понедельник, 23 Октября 2006 г. 21:29 (ссылка)
КУЛЬТУРА

Trud.ru № 229 за 24.12.2002

ЛОВУШКА ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

После смерти Набокова остался неоконченный роман "Одинокий король". Название книги прижилось в набоковиане, став одним из самых точных определений его судьбы и творчества.



Изысканный и аристократичный, допустивший приблизиться к своей тайне только избранных - "хороших читателей", то есть с развитым вкусом, памятью, воображением, щедрый на признания, но так и не открывший своей тайны, он и до сих пор остается до конца непонятым автором... Вернувшись своими книгами на родные берега в начале 80-х годов под оглушительные споры критиков и литературоведов, Набоков и в начале ХХI века не успел занять того места в нашем сознании, которого достоин. Многие, смущенные откровенностью "Лолиты", отказывают писателю в нравственной чистоте, другие, утомив неискушенный глаз стилистической виртуозностью, уверяют, что Набоков - это "словесная эквилибристика, и только"... Книга Николая Анастасьева "Владимир Набоков. Одинокий король" приближает нас к постижению феномена Набокова - единственного в мире классика сразу двух литератур: русской и американской.



Автор книги был одним из первых, кто старался взрастить из советского читателя "хорошего читателя Набокова". В предисловиях к сборникам писателя он пестовал художественный вкус, подсказывал путь воображению и часто "обезвреживал" ловушки, которые мастер с такой любовью расставил для нас по всему пространству своих текстов. Увесистый том в 500 страниц, снабженный редкими фотографиями, стал в международной обширной набоковиане одной из самых честных, правдивых и оригинальных книг.



"Писатель и "частное лицо" - нераздельны; а жизненное событие... - некоторый умысел судьбы, без которого не было бы главного - творчества". Именно такой постулат взял за основу своего метода Анастасьев, попытавшийся гармонично объединить оригинальное исследование и биографию, создать стереоскопическое изображение феномена Набокова.



Почему Набоков так упорно сторонился людей одной с ним крови и судьбы? Почему Набоков постоянно "меняет показания", касающиеся его лично, и одни и те же события по-разному описаны в его произведениях? Описал ли он себя в Гумберте Гумберте, любителе нимфеток? Почему упреки в антиамериканизме ранили Набокова гораздо сильнее, чем в безнравственности? На эти и на многие другие вопросы читатели книги Анастасьева найдут ответы. И самые интересные открытия их ждут на тех страницах, где автор дает свою версию прочтения произведений одного из самых загадочных писателей ХХ века.




Пуля Ирина


Trud.ru № 229 за 24.12.2002: весь номер
Ответить С цитатой В цитатник
Виктор_Алёкин   обратиться по имени Понедельник, 23 Октября 2006 г. 21:30 (ссылка)
http://www.knigoboz.ru/news/news560.html

Бегство от контекста

Анастасьев Н.
Владимир Набоков. Одинокий Король.
М.: Центрполиграф, 2002. – 525 с. 5000 экз. (п) ISBN 5-227-01947-9
Да-да. Опять и снова Набоков. О Набокове – «моде и кумире» нашего времени – пишет Николай Анастасьев. То ли биографию, то ли развернутое эссе, то ли новый, не выкристаллизовавшийся жанр «романа с текстом», в котором литературовед-профессор поясняет, договаривает, помещает в контекст эпохи строки набоковских стихов, романов, рассказов и повестей. Текстами Набоков здесь весь: от первой книги стихов (еще дореволюционной), прочитав которую Зинаида Гиппиус сказала, что писателя из юноши не выйдет. От пьес 1923 года, которые сценической судьбы не имели, не попадая под генеральную линию набиравшего силу Мейерхольда; от пятнадцатитомника работ по энтомологии, не сделавшего Набокову репутацию ученого в этой науке, до недописанного романа «Solus rex», русский перифраз которого Анастасьев выбрал заглавием своей книги. И, конечно, не минуя «Лолиты» и трех художественных автобиографий: «Убедительные свидетельства», «Другие берега» и «Память, говори» – последние три сочинения, пожалуй, для книги Анастасьева важнее всего.

Автор применяет технику монтажа, состыковывая свои междустрочья то с выдержками из Набокова, то – с мнениями других создателей Набоковианы (В. Яновского, З. Шаховской, Э. Филда и Б. Бойда). А порой – и Набокова с самим собой.

Но Владимир Владимирович монтаж не любил. Ибо не любил обласканного властью Эйзенштейна, монтаж в нашем кинематографе, «узаконившего» и давшего взрасти на русской почве авангарду. Упорно коверкал его в «Эйзенштадта». Но эта нелюбовь не мешала Набокову пользоваться монтажной техникой вовсю: и в «Камере обскура», и в «Возвращении Чорба».

А еще не любил Набоков биографов – особенно Эндрю Филда, которому грозил судом, если тот не согласится принять двести пятьдесят карточек с исправлениями к его биографическому трехтомнику. В конце концов Филд устал, больше Набокову верить не рискнул и уехал в Австралию. Но книги потом все-таки выпустил. После смерти героя. В этом плане Анастасьеву «повезло»: Набокова уже двадцать шесть лет нет среди живых. Исправлять некому. Да и не с частным человеком дело имеет автор «Одинокого Короля», а с писателем, чья родина – литература.

Трудно сходившийся с людьми, заточивший себя в слоновую башню творчества, человек, готовый подходить к жизни с мерками искусства, Набоков даже почитаемых им писателей сторонился – избегал знакомства, не желая следовать условностям, которые те выработали для общения с собой. Отказывал в праве на талант Солженицыну, Фолкнеру и Достоевскому, посредственно играл в шахматы (хотя шахматным принципом построения сюжета владел виртуозно) и терпеть не мог говорить о политике. В 1920-е годы под шум революции затыкал уши блоковской лирикой о Прекрасной Даме, а на «Двенадцать» писал пародии. И танцевал в Крыму с Анной Павловой, и тонко чувствовал, и запоминал, чтобы потом пережить утраченный рай детства в «Машеньке», «Лолите», «Даре».

Анастасьев не скупится на резкие оценки: о ранних стихах отзывается как о вполне заурядных, иронически пишет о внесоциальности Набокова, о его отношениях с женщинами. Да и нет женщин в маскулинной биографии Анастасьева – одни музы. Женщины исторгали из груди писателя исключительно «земные» вздохи. Как Вера Евсеевна Слоним, его верная жена и помощница, например. В «Одиноком Короле» – одни мужчины: дед, отец, злые критики (Г.Иванов и Г.Адамович), опять же – разной степени автобиографичности герои. Даже любимые писатели – все одного пола. Как уж тут не выглядеть одиноким эгоистом?

Не ищите здесь и собственно литературоведения: его здесь практически нет. Есть замечательная начитанность автора текстами Набокова и о Набокове. Но нет глубокого анализа. Есть легкое «порхание» с темы на тему, с возраста на возраст. Словно игра интеллектуала на отдыхе. Анастасьев жонглирует фактами, интерпретирует обстоятельства, но боится занять позицию, которая должна быть у настоящего биографа.

И герой вырывается, и идет своей дорогой...

Юлия Качалкина
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку