.
Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни.Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное.
Предыдущий отрывок из евангелия от Фомы, где сказано о распространяющемся
по земле Царстве Отца, выглядит красивым финалом книги. Поэтому не исключено,
что это речение – позднейшая вставка, не имеющая отношение к действительным
словам Иисуса. На первый взгляд кажется, что Иисус называет женщин
неполноценными существами – а это серьезно противоречит всему, что мы знаем
об Иисусе. Но не будем торопиться отметать эти слова с порога.
Если мы будем автоматически называть ложным все, что не укладывается в рамки
нашего мышления, мы будем ничуть не лучше религиозных фанатиков, которых
сурово упрекает Иисус.
Кем была Мария Магдалина? Достоверно известно лишь одно – это женщина
принадлежала к близкому кругу учеников Иисуса. Канонические евангелия отводят
ее на второй план – но многочисленные апокрифы, дошедшие до наших дней,
говорят об особых отношениях между Иисусом и Марией – а также об антагонизме
между Марией и Петром. Вряд ли стоит удивляться тому, что группировка Петра,
которой со временем удалось занять господствующее положение среди христиан,
попыталась отчасти вычеркнуть Марию Магдалину из истории, а отчасти
оклеветать ее, представив "блудницей".
Многие помнят нашумевший роман Дэна Брауна "Код да Винчи", где утверждалось
что Мария Магдалина была женой Иисуса, и у них были дети. Некоторые верующие
сочли эту идею оскорбительной. Но она не столь уж невероятна – если мы вспомним, что даже Мартин Лютер, отец протестантизма, считал Марию супругой Иисуса.
По крайней мере, протестантам стоит с большей терпимостью отнестись к такой
возможности. Но у нас нет убедительных фактов ни за, ни против подобной
гипотезы.
Важнее прислушаться к тональности Иисуса в этом отрывке. Унижает ли он женщин – или, напротив, возвышает женщин, которые с точки зрения ортодоксального
иудаизма были существами второго сорта?
На мой взгляд, мы не поймем слов Иисуса без обращения к другому отрывку
из евангелия от Фомы, где сказано: «Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы
сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной... тогда вы войдете в Царствие».Итак, Иисус не противопоставляет мужское и женское начала.
Напротив, он учит, что путь в Царство включает в себя взаимное признание
и гармоничное соединение этих начал.
Возможно, Иисус ведет речь о том, что женщина должна возвысить свою
самооценку до уровня мужчины, признать за собой полное право на духовную жизнь
и на познание Бога – и это откроет для нее дверь к духовной реальности.
Мария Магдалина прошла этот путь и заслужила особое место рядом с Иисусом.
Андрей Яшурин
из рассылок
"Свет внутри вас"
Выпуск 132, 6 мая 2009 г.