-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


А.КРАСНОПЕРОВ - ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: «…И Я СО СМЕРТЬЮ ПЕРЕШЕЛ НА ТЫ…» Часть 1

Пятница, 11 Января 2008 г. 19:08 + в цитатник
Denis-K все записи автора
Публикуется с разрешения автора
 
                   (Тема смерти в творчестве Поэта)
                                                          
                                                              Когда я отпою и отыграю,
                                                                 Чем кончу я, на чем – не угадать.
                                                                  Но лишь одно наверняка я знаю,
                                                               Мне будет не хотеться умирать…
                                                                      (В.Высоцкий)
                      …25 июля 1980 года ушел из жизни поэт, актер и певец – Владимир Семенович Высоцкий. Его внезапная и неожиданная смерть стала потрясением для России, личной болью для многих, потому что в те годы он был необходим стране и ее гражданам, чтобы жить и выжить. Это было очень важно: знать, что есть человек, который говорит Правду, усиливая ее темпераментом собственного голоса и мощью собственного таланта.
                      О жизни и смерти Владимира Высоцкого за прошедшие годы написано очень много книг и статей, обнародовано невероятное количество мемуаров как людей близких Высоцкому, так и людей случайных. Во всем этом потоке информации есть, конечно, много горьких страниц, но всей правды о его жизни мы не узнаем никогда. Впрочем, на мой взгляд, это и не столь важно. Ведь Владимир Высоцкий и по образу личного существования, и по характеру творчества был человеком трагическим. В это понятие я вкладываю вполне определенный смысл. Как поэт он обладал даром предвидения собственной судьбы, все про себя знал и написал об этом предельно откровенно. Сегодня, когда изданы почти все его стихи и песни, ощущаешь это особенно зримо. И многое воспринимается совершенно по-другому:
                                           Сколько великих выбыло!
                                           Их выбивали нож и отрава…
                                           Что же , на право выбора
                                           Каждый имеет право.
                      Эти строки написаны Владимиром Высоцким в самом начале 1971 года. И – пока! – это еще не о себе. Хотя, как сказать и как посмотреть? У него все – о себе и о нас. Трагизм отдельной личности и трагизм общественных процессов сливались воедино. Для людей нравственно честных и чистых это было непереносимо физически – и они уходили: надрывались в работе, спивались, вешались, умирали от ностальгии. Вспомним этот печальный мартиролог: Рубцов, Вампилов, Шукшин, Шпаликов, Делоне… И это имена только из его поколения:
                                           Вон из рядов мои партнеры выбыли,
                                           У них сбылись гаданья и мечты.
                                           Все крупные очки они повыбили
                                           И за собою подожгли мосты.
                                           Мои друзья ушли сквозь решето.
                                           Им всем досталась Лета или Прана.
                                           Естественною смертию - никто,
                                           Все противоестественно и рано.
                      В этом мемориальном ряду Владимир Высоцкий стоит последним. Его смерть обозначила смену поколений не только в Театре на Таганке (о чем говорят его коллеги и друзья), но и в обществе в целом. Хотя до июля 1980-го он мог умереть - и умирал! – не единожды: вспомним попытки суицида в молодости, многочисленные автомобильные аварии, нервно-физические перегрузки, усиленные водкой и наркотиками, без которых он в последние годы не обходился, наконец, клиническая смерть в июле 1979 года на гастролях в Узбекистане… Высоцкий жил не просто рядом со смертью, он обгонял ее и шел впереди, вызывая огонь на себя. Мог ли он остановиться, передохнуть, оглянуться? И нужно ли было останавливаться? По свидетельству астролога Тамары Глоба Высоцкому на роду было написано умереть между 39 и 44 годами. Об этом же говорит и его вторая жена Людмила Абрамова: «Не тогда, так через неделю, месяц, год он все равно сгорел бы. Таков накал его трагического темперамента…»
                                           И лопнула во мне терпенья жила –
                                           И я со смертью перешел «на ты»,
                                           Она давно возле меня кружила,
                                           Побаивалась только хрипоты.
                      Мне кажется, что всерьез эту тему – тему смерти от невозможности жить – Высоцкий начал разрабатывать в творчестве на рубеже 1970-1971 г.г., в период работы над ролью Гамлета в Театре на Таганке. К этому времени он уже снялся в десятке фильмов, сыграл значительные театральные роли, написал сотни стихов и песен, среди них такие поэтические вершины как «Охота на волков» и «Банька по-белому», но, по большому счету и по официальному ранжиру, Высоцкий оставался атером средней величины. И вот роль Гамлета, в которой он жил и играл самого себя.
                      Через эту роль он надеялся добиться и официального признания от властей. Ведь Владимир Высоцкий никогда не был ни диссидентом, ни инакомыслящим в прямом смысле этого слова. Он был советским человеком (нравится это кому или нет) и официальное непризнание, а часто и травля – мелкая и злобная! – его угнетали. Не могли не угнетать. Гамлет Высоцкого был принят и отмечен премиями и наградами, но Высоцкий- Гамлет принят не был. Зато был еще запас времени – почти десятилетний отрезок жизни. Сам Высоцкий, кстати, радовался и гордился тем, что сыграл Гамлета именно в том возрасте, который определен у Шекспира: возраст Христа, 33. И вот она – «Песня о фатальных датах и цифрах»:
                                           Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт!
                                           А если в точный срок – так в полной мере:
                                           На цифре 26 один шагнул под пистолет,
                                           Другой же в петлю слазил в «Англетере».
 
                                           Дуэль не состоялась или перенесена,
                                           А в тридцать три распяли, но не сильно.
                                           А в тридцать семь не кровь – да что там кровь ! – и седина
                                           Испачкала виски не так обильно.
                      «А в тридцать три распяли, но не сильно…» - это написано уже о себе. А может быть, и не распяли, а предупредили всерьез, а потом, в более поздней песне «Райские яблоки»: «…И за это меня застрелили без промаха в лоб!» «За что?» - спросите вы. Да за все, что угодно. Не исключено, что и в духе 1937-го года. Как говаривал основоположник социалистического реализма Максим Горький: «Кто не с нами, тот против нас».
                      В момент личного перелома в судьбе, связанного и со спектаклем «Гамлет», и с многими другими событиями, Владимир Высоцкий пишет потрясающие по откровенности стихи:
                                           Дурацкий сон, как кистенем,
                                          Избил нещадно.
                                           Невнятно выглядел я в нем
                                           И неприглядно.
                                                                 Во сне я лгал и предавал,
                                                                 И льстил легко я…
                                                                 А я и не предполагал
                                                                 В себе такое.
                                           Я не шагал, а семенил
                                           На ровном брусе,
                                           Ни разу ногу не сменил, -
                                           Трусил и трусил.
                                                                 Я перед сильным лебезил,
                                                                 Пред злобным гнулся.
                                                                 И сам себе я мерзок был,
                                                                 Но не проснулся.
                                           Да это бред – я свой же стон
                                           Слыхал сквозь дрему.
                                           Но это мне приснился он,
                                           А не другому.
                                                                 И сон повис на потолке
                                                                 И распластался.
                                                                 Сон в руку ли? И вот в руке
                                                                 Вопрос остался.
                                                                                      Сон – отраженье мыслей дня?
                                                                                      Нет, быть не может?
                                                                                      Но вспомню и всего меня
                                                                                      Переорежит.
                                           А после скажут: «Он вполне
                                           Все знал и ведал!»
                                           Мне будет мерзко, как во сне,
                                           В котором предал.
                                                                           Но скажут мне: «Пой в унисон!
                                                                                      Жми, что есть духу!»
                                                                                      И я пойму: вот это сон,
                                                                                      Который в руку.
1, 2
                     
Рубрики:  Статьи
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку