-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233151


Пётр настоящий (Валентин Серов. Пётр I)

Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 12:26 + в цитатник
Galyshenka все записи автора rg.ru/2015/09/08/rodina-petr.html#

ПРОЕКТ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА

В 1907 году издательство Кнебеля задумало выпустить серию наглядных школьных пособий - "Картины по русской истории". К проекту, как сказали бы сейчас, привлекли выдающихся художников Серебряного века: Александра Бенуа, Ивана Билибина, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Мстислава Добужинского, Сергея Иванова, Дмитрия Кардовского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Владимира Чемберса, Валентина Серова... Московский издатель и книготорговец Иосиф Николаевич Кнебель менее всего думал об извлечении прибыли. "Проработав свыше 25 лет с десятком всевозможных издателей, должен признаться, что среди них И.Н. Кнебель был сверкающим исключением: не преследуя только коммерческие интересы и часто прямо вопреки им, он с увлечением отдавался идее, его захватившей, особенно в области популяризации искусства в широких кругах", - писал о Кнебеле художник, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь.
Заказ на печать "Картин по русской истории", выпущенных тиражом 3500 экземпляров, Кнебель передал в первоклассную европейскую литографию. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61,0х83,0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории. Даже второстепенные персонажи этих работ мирискусников поражают иконографической достоверностью. (В настоящее время полный комплект всех 50 выпусков "Картин по русской истории" есть только в одном месте - в отделе изобразительного искусства Государственного Исторического музея. Оригиналы кнебелевских репродукций хранятся в разных музеях - в ГТГ, ГРМ, а также в Одессе, Симферополе, Ереване, Минске, Перми, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском и в музеях других городов, а также в коллекции семьи Кнебеля.)

Валентину Александровичу Серову издатель заказал картину, которая должна была изобразить царя Петра на постройке Петербурга.


Валентин Серов. Пётр I. 1907. Картон, темпера

ЦАРЬ БЕЗ ГЛЯНЦА

Выбор был точен: противоречивая фигура царя-преобразователя давно не давала покоя художнику. И он со свойственной ему основательностью взялся запечатлеть образ "настоящего" Петра, не приукрашенного и не припудренного. Академик Игорь Грабарь, автор первой монографии о Валентине Серове, записал и сохранил для нас слова живописца:
"Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице у него был постоянный тик, и он вечно "кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. Увидит его рабочий - хлоп в ноги! Петр тут же его дубиной по голове ошарашит: "Будешь знать, как кланяться, вместо того чтобы работать!" У того и дух вон. Идет дальше. А другой рабочий, не будь дурак, смекнул, что и виду не надо подавать, будто царя видишь, и не отрывается от дела. Петр дубиной укладывает и этого на месте: "Будешь знать, как царя не признавать". Страшный человек..."


Валентин Серов. Петр I на работах. Строительство Петербурга. Эскиз картины. Гуашь. ГТГ.

Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. В итоге Серов стал непревзойденным знатоком петровской эпохи: мельчайшие детали его картины имеют убедительное документальное обоснование. Но, конечно же, суть картины "Петр I" не может быть сведена только к этому.
Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. По силе эстетического и эмоционального воздействия его полотно вполне соизмеримо с посвященной царю Петру прозой Пушкина: "Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика[1]". Картина Серова "Петр I" - это не только яркий пример удачного и запоминающегося изображения былого, это феномен воссоздания реальнейшей реальности, реальности в превосходной степени; это пример достижения Абсолюта - высшего эталона художественной правды, любое отклонение от которого рассматривается как отклонение от правды Истории. В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того "тона правды", который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого "Война и мир".

В этом смысле и толстовская эпопея, и серовская картина стоят на недостижимой для других творцов высоте и до сей поры не имеют соперников.

Что изображено на картине "Пётр I"

"Он носит свои собственные волосы..."
Что изучал художник, готовясь к работе

"Посреди самого пылу войны Петр Великий думал об основании гавани, которая открыла бы ход торговле с северо-западною Европою и сообщение с образованностию. Но Петр Великий положил исполнить великое намерение и на острове, находящемся близ моря, на Неве, 16 мая заложил крепость С.-Петербург (одной рукою заложив крепость, а другой ее защищая. Иван Голиков)"2.
"Между островы теми малый есть островец, на самом разсечении полуденныя и средния струи стоящий; тот островец судился быти угодный к новой крепости, понеже и мал собою, так что лишней на нем земли, кроме стен градских, не останется; и однак не так мал, чтоб не доволен был дать на себе места фортеции приличнаго, и вкруг себя глубину имеет корабельным шествиям подобающую..." (Феофан Прокопович)3.
"Река постоянно была заполнена большими кораблями, привозившими всевозможные материалы" (Петербург в 1714 году. Мемуары П.Г. Брюса, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании)4.
На груди царя - звезда ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Сам Петр I, учредивший первый и высший российский орден, был отмечен этой наградой лишь седьмым, за конкретный военный подвиг, совершенный в 1703 году, - взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы. За то же дело ордена был удостоен и соратник Петра - А.Д. Меншиков. Всего в петровское время орден получили 38 человек.
"Он носит свои собственные волосы [без парика], что ему очень к лицу. А вообще он ходит в скромной одежде, не любит нарядов и излишнего числа прислуги. Он ненавидит праздность и любит тех, кто усердно занимается работой, в чем бы она не заключалась" (Описание новопостроенного на оконечности Восточного моря русского столичного города С.-Петербурга, в котором описывается его местоположение, возникновение и развитие... 1716-1717 гг.)5.
"...Наконец пришел его величество царь в простом зеленом кафтане, сделанном наподобие тех, которые носят моряки в дурную погоду (перед тем же на нем был коричневый с серебряными пуговицами и петлицами); шляпу он почти никогда не надевает, приказывая носить ее за собою одному из своих денщиков"6. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки.
"Крепостная церковь... самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Эта прекрасная церковь построена вся из камня и не в византийском, а в новом вкусе, внутри с крепкими сводами и колоннами, снаружи с великолепным портиком, находящимся под колокольнею. (Камер-юнкер Фридрих-Вильгельм7 Берхгольц. Дневник. 24 июля 1721 года).





Примечания:
1. Пушкин А.С. История Петра // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 10. М., 1995. С. 221.
2. Пушкин А.С. История Петра. С. 64.
3. [Феофан Прокопович] История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочне, включительно, сочиненная Феофаном Прокоповичем. 2-е изд. М., 1788 // http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Prokopovic/text.phtml
4. Цит. по: Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Альбом. Л. 1990. С. 198, N 168.
5. Цит. по: Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Альбом. Л. 1990. С. 158, N 135.
6. [Берхгольц Ф.-В.] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. - Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. С. 141-142.
7. [Берхгольц Ф.-В.] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. - Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. С. 174-175.

Рубрики:  По России/Люди России
По России/Петербург-Петроград-Ленинград
живопись, графика, акварель
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 15 пользователям

tashka24   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 15:44 (ссылка)
В юности было несколько книг, которыми просто "болела". Мне все в них было понятно, я сопереживала героям, как близким родственникам или друзьям, жила их жизнью, страдала от бессилия получить немедленный, мгновенный результат... "Ну как те, что рядом, не понимают, КАК это просто выполнить то, о чем прошу?"
Удивитесь, но наряду с "Петром Первым" Алексея Толстого это была "Педагогическая поэма" Антона Макаренко... "Война и мир" - это глыба неподъемная... Не знаю, есть ли в мировой литературе нечто, равное этому роману. Но если говорить именно о Петре Первом, то в данном контексте роман Алексея Толстого - великое произведение, написанное очень "близко к тексту" исторических, подлинных событий... Жаль, что остался не дописан. Именно неунимаемая жажда докопаться до логического конца романа толкнула к чтению классиков российской истории...
Что до внешнего вида - не считала его уродливым. И на картине Серова он таковым для меня не является. Видела в Эрмитаже восковую фигуру Петра. Если брать во внимание современные Петру источники информации, письма, мемуары, записки - он именно так и выглядел... Но вот что касается нервного тика... Тут конечно есть доля правды. Алексей Толстой был деликатен, описывая это явление только в периоды сильного душевного волнения государя...

Простите мое многословие. Петр Первый и по сию пору мой любимый исторический и литературный герой... Читать ваше сообщение читать было приятно ровно в той же степени, как и полезно. И, разумеется, познавательно. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Эолинда   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 21:06 (ссылка)
Мягко говоря, Петр был весьма не красивым, и наворотил столько, что до сих пор разгребаем. Разгребем ли?
Ответить С цитатой В цитатник
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 21:24 (ссылка)
Эолинда, согласен. Очень верная оценка. В биографии Петра много тёмных пятен, есть даже довольно убедительная версия, что его подменили.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 22:39ссылка
Я к этой версии отношусь как-то не то чтобы скептически, но, если можно так выразиться, "удивительно". Все-таки подменить человека - надо быть закончеными идиотами, чтобы это пропустить и оставить все, как СТАЛО. Конечно, царская особа была неприкосновенна... Но так уж ли неприкосновенна? Сколько дворцовых переворотов, убийств у нас было... Но наворотил, гад (Царство ему Небесное) слишком много, и с флотом особенно - все северные лодии, кочи, корабли уничтожил, настроил то, что на Севере ходить-то и не могло... Ладно, дело прошлое, нам бы с последствиями расхлебаться...
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 23:08 (ссылка)
Эолинда, как ни удивительно, но это очень похоже на истину. Я прочёл две книги на эту тему: один автор Мартыненко (название уже не помню), но очень тяжело было читать, а вторая Куковенко В. "Как подменили Петра Первого". Там очень много фактов поразительных, просто фантастических. Вот в отношении флота, оба эти авторы много тоже писали. Посмотрите в интернете на эту тему есть много материала.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 23:21ссылка
Да я там постоянно бываю на разные предметы моих интересов. Вот вчера сидела с иллюстрациями Алана Ли к Толкину "Властелину" - великолепный художник, "въехавший" в тему без остатка. Не просто приятно посмотреть - очень хорошо, особенно города и здания меня восхищают, ну, и персонажи, разумеется. Хотя в истории и персонажи, и реальность почти всегда - просто иномир, особенно, когда падает пленка внешнего и я попадаю посредством очень умных мужиков в настоящую историю. Моя страсть - запретная история. Правильно говорят (но не все понимают): кто не знает своих корней, у того нет будущего. Похоже, что у человечества мало надежды на будущее...
Соккар   обратиться по имени Понедельник, 01 Февраля 2016 г. 23:35 (ссылка)
Эолинда, запретная история... Я обнаружил такую в мифах, почти никто не видит в мифах историю. А я перечитал всю Махабхарату и вот там большинство видят только мифы, а по мне так это история. Мой дневник посвящён теме демифологизации истории. Все тексты на тему мифов Древней Греции и Индии написаны мной. А ещё у меня появились две подруги, увлекшие меня в мир "Стартрека" и целую область новой литературы на тему фэнтези - фанфиков...

Мои корни - из Индии и Греции... Ничего нельзя понять без мифов. Историю точно нельзя понять без мифов.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Февраля 2016 г. 00:18ссылка
История настоящая - в мифах, но изложена другим языком. И это доказал Шлиман, как бы его ни ругали (хотя и правильно). Но надо понимать всем исследователям, что сознание ТЕХ людей было совершенно не таким, как сознание современного человека, и вся жизнь ТЕХ была полностью сакральна, что нами утеряно совершенно безвозвратно.
Идния, Махабхарата, Веды (Атхарва и др.) - моя любовь, моя основа (во многих случаях), как и вся мифология. Корни мои - исключительно русские. А вот с русской мифологией и с русскими древностями дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Многое уничтожено. Но Веды Изначальные - наши, родные. Я, правда, не отношусь ни к каким неоязычникам, я ортодокс - православная. А из Христианства удалена его эзотерическая часть - в этом большая беда, но не для масс, а уж теперь - тем более, ибо массы многое не в состоянии ни принять, ни, тем более, понять... Можно о многом только сожалеть...
ДавыдоФФская   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2016 г. 16:58 (ссылка)
Исходное сообщение Camelot_Club
Московский издатель и книготорговец Иосиф Николаевич Кнебель менее всего думал об извлечении прибыли.

Уж простите меня, а я не о высших материя, а о земном...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку