-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46231
Написано: 55617


Композитор Клод Дебюсси (1862 — 1918)

Четверг, 22 Августа 2013 г. 12:29 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


  Французского композитора Дебюсси часто называют отцом музыки XX века. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине.

  Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа. Его отец был морским пехотинцем, а затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки игры на фортепиано Дебюсси давала Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

  В 1873 году Клод Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где 11 лет учился у Мармонтеля (фортепиано), Лавиньяка, Дюрана, Базиля (теория музыки). В 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и Бурже.

  С 1879 по 1882 Дебюсси проводил летние каникулы как <домашний пианист> - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, Вене, России. Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Молодой Дебюсси, влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии),  пользовался репутацией революционера. Это не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын.   



  

  Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г. Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера. Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.




  В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена по либретто Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С. Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда , а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна.




  Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели Луис, Жид и швейцарский ученый-лингвист Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее <Свободная эстетика> - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена, ... В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э. Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с <живописным этюдом в серых тонах>.




  К концу 19 века творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис по стихотворениям П. Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк, незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.




  В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда.

   Поставленный в парижской <Опера-комик> 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси.




 


  В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (1904).






  В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

  За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвященная дочери композитора Шушу (она родилась в 1905, но оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).

   Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного <звукоизобразительного> письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д'Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А. Капле.


   



  В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой <Русских сезонов> Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом "Ящик с игрушками" - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвященных памяти Шопена.


  



  Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Дж. Гатти-Казацца из <Метрополитен-опера> на оперу по повести Эдгара По "Падение дома Эшеров", над которую он начинал работу еще в молодости. У него еще хватило сил переделать оперное либретто. 26 марта 1918 года Клод Дебюсси умер в Париже.



Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.


Клод Дебюсси
Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 15 пользователям

Barucaba   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 13:04 (ссылка)
Тамара, спасибо огромное за такой прекрасный пост о Дебюсси! Интереснейший композитор, чья музыка сразу узнаваема и неповторима.
Ответить С цитатой В цитатник
LIDJA   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 16:46 (ссылка)
ДЯКУЮ!
Ответить С цитатой В цитатник
zabludovki   обратиться по имени Дебюсси Четверг, 22 Августа 2013 г. 18:16 (ссылка)
прекрасный,очень полный пост.спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 19:59 (ссылка)
Здравствуйте, Тамара. Очень понравился Ваш пост. Особенно понравился просмотр картин под музыкальное сопровождение. Одно другое дополняет и получается замечательно. Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 21:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Да, Наташа! Удивительно знакомая приятная музыка! Очевидно, потому, что её часто выбирают в качестве сопровождения. Очень много удалось Дебюсси!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 21:21 (ссылка)

Ответ на комментарий zabludovki

Спасибо, Заблудовские, за отзыв! Я приду к Вам почитать, сейчас уже поздно. Будьте здоровы!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 21:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

И мне, Нинель, эта гармония понравились! Не зря Дебюсси импрессионистом называют
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 22 Августа 2013 г. 22:39 (ссылка)
Спасибо Вам огромное!
(и жене - за то, что, в свое время, открыла для меня этого композитора)
portrait_of_a_rose_by_CrisisCorps (466x700, 210Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 23 Августа 2013 г. 13:14 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Спасибо, Юрий, за распускающуюся розу! Как хрошо, что Ваша жена любит музыку! Вам очень повезло!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Суббота, 24 Августа 2013 г. 05:21 (ссылка)
Спасибо огромное, Тамара, за Ваш прекрасный пост о музыке Клода Дебюсси.
Великий новатор музыки.
150-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-kloda debyussi (448x600, 93Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 24 Августа 2013 г. 17:34 (ссылка)
Спасибо, Александр, за лестный для меня отзыв и портрет новатора. Рада, что ничем нынче Вас не зацепило
Ответить С цитатой В цитатник
Коллекционерка   обратиться по имени Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 10:00 (ссылка)
Спасибо! Музыка волшебна...Особенно "Лунный свет"! Сколько не слушаю, столько не перестаю удивляться как звуки перетекают в свет луны...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 21:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Коллекционерка

Очень рада Вашему положительному отзыву! Великолепный композитор!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку