-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Великий австрийский композитор Густав Малер (1860 - 1911)

Воскресенье, 07 Июля 2013 г. 11:43 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


Густав Малер (Gustav Mahler)  Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени.

                                                                 Томас Манн


   Густав Малер родился 7 июля 1860 года в небольшом местечке Калишт на границе между Чехией и Моравией. Он оказался вторым ребенком в многодетной семье. Отец мальчика — был человеком властным и в небогатой семье крепко держал вожжи в своих руках. Может быть, поэтому Густав Малер до конца своей жизни «не нашел ни слова любви, говоря о своем отце», и в воспоминаниях лишь упоминал о «несчастливом и полном страданий детстве». Но, с другой стороны, отец сделал все возможное для того, чтобы Густав получил образование и смог полностью развить свой музыкальный талант.

  Уже в раннем детстве музицирование доставляло Густаву огромное наслаждение. Позже он писал: «В четыре года я уже музицировал и сочинял музыку, еще даже не научившись играть гаммы». Честолюбивый отец очень гордился музыкальной одаренностью сына и был готов сделать все для развития его дарования. Он решил во что бы то ни стало купить фортепиано, о котором мечтал Густав. В начальной школе Густав считался «необязательным» и «рассеянным», но его успехи в обучении игре на фортепиано были поистине феноменальны. В 1870 году состоялся первый сольный концерт «вундеркинда» в Йиглавском театре. В сентябре 1875 года Густав был принят в Консерваторию Общества любителей музыки и начал учиться под руководством известного пианиста Юлиуса Эпштейна. Приехав летом 1876 года в Йиглаву, Густав не только смог предъявить отцу отличный табель, но и фортепианный квартет собственного сочинения, который принес ему первую премию на конкурсе композиций. 


 

  Одновременно с учёбой в Венской консерватории Малер брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера и посещал курсы истории и философии в Венском университете. Вскоре появились первые произведения: эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет жизнь Малера неразрывно связана с дирижерской работой. Дирижирование, которому Малер отдавался с не меньшим энтузиазмом, чем сочинению музыки, поглощало почти все его время, и над крупными произведениями композитор работал летом, свободный от театральных обязанностей. Очень часто замысел симфонии рождался из песни. Малер — автор нескольких вокальных «циклов, первый из которых — «Песни странствующегo подмастерья», написанный на собственные слова, заставляет вспомнить Шуберта, его светлую радость общения с природой и скорбь одинокого, страдающего скитальца. Из этих песен выросла Первая симфония (1888), в которой первозданная чистота затемняется гротескным трагизмом жизни; путь преодоления мрака — в восстановлении единства с природой.


  


  Во время новых гастролей в Париже в ноябре 1900 года в одном из салонов он встретил женщину своей жизни — юную Альму Марию Шиндлер, дочь известного художника. Альме исполнилось 22 года, она была само очарование. Неудивительно, что уже через несколько недель после первого знакомства, 28 декабря 1901 года, они объявили об официальной помолвке. А 9 марта 1902 года в церкви Св. Карла в Вене состоялось их торжественное бракосочетание. Медовый месяц они провели в Санкт-Петербурге, где Малер дирижировал в нескольких концертах. Летом поехали в Майернигге, где Малер продолжил работу над Пятой симфонией.





   3 ноября появился на свет их первый ребенок — девочка, которая при крещении получила имя Мария Анна, а уже в июне 1903 года родилась их вторая дочь, которую назвали Анна Юстина. В Майернигге Альма находилась в спокойном и радостном настроении, чему в немалой степени способствовало недавно обретенное счастье материнства, и ее очень удивило и напугало намерение Малера написать вокальный цикл «Песни о мертвых детях», от которого его не удалось отговорить никакими силами.

  

Удивительно, как в период с 1900 по 1905 год Малер, будучи руководителем крупнейшего оперного театра и выступая с концертами как дирижер, сумел найти достаточно времени и сил для сочинения Пятой, Шестой и Седьмой симфоний. Альма Малер считала, что Шестая симфония стала «его наиболее личным и в то же время пророческим произведением».


   


  В августе 1906 года он с радостью сообщил своему голландскому другу Виллему Менгелбергу: «Сегодня закончил восьмую — самая крупная вещь из всех, что я создал до сих пор, причем столь своеобразная по форме и содержанию, что это невозможно передать словами. Представьте себе, что вселенная начала звучать и играть. Это уже не человеческие голоса, а солнца и планеты, движущиеся по своим орбитам». К чувству удовлетворенности от завершения этого гигантского произведения добавилась радость от успехов, выпавших на долю различных его симфоний, исполненных в Берлине, Бреславле и Мюнхене. Малер встречал новый год с чувством полной уверенности в будущем. 1907 год стал переломным в судьбе Малера. Уже в первые его дни началась антималерская кампания в прессе, причиной которой стал стиль руководства директора Императорского оперного театра. Одновременно обергофмейстер князь Монтенуово заявил о снижении художественного уровня спектаклей, падении кассовых сборов театра и объяснил это длительными зарубежными гастролями главного дирижера. Естественно, Малера не могли не обеспокоить эти выпады и поползшие слухи о скорой отставке, но внешне он сохранял полное спокойствие и самообладание. Как только разнесся слух о возможной отставке Малера, ему тут же стали поступать предложения одно заманчивее другого. Наиболее привлекательным ему показалось предложение из Нью-Йорка. После недолгих переговоров Малер подписал контракт с Генрихом Конридом — менеджером театра «Метрополитен Опера», согласно которому обязался начиная с ноября 1907 года ежегодно в течение четырех лет три месяца работать в этом театре. 1 января 1908 года Малер дебютировал оперой «Тристан и Изольда» в «Метрополитен Опера». Вскоре он становится руководителем Нью-йоркского филармонического оркестра.





Великая одержимость

   Малер всю жизнь был одержим навязчивой идеей: стать Бетховеном XX века. В его поведении и манере одеваться было нечто бетховенское: за стеклами очков в глазах Малера горел фанатичный огонь, одевался он крайне небрежно, а длинная шевелюра была непременно всклокочена. В жизни он был до странности рассеян и нелюбезен, шарахался от людей и экипажей, словно в лихорадке или нервическом припадке. О его удивительной способности наживать себе врагов ходили легенды. Его ненавидели все: от оперных примадонн до рабочих сцены. Оркестр он мучил нещадно, и сам мог стоять за дирижерским пультом по 16 часов, нещадно ругаясь и разнося всех и вся. За странную и конвульсивную манеру дирижирования его называли "одержимой судорогами кошкой за дирижерским пультом" и "гальванизирующей лягушкой".


Сделайте мне пофиолетовее!

  Густав Малер обычно обращался на репетиции к оркестрантам в таком роде: Господа, здесь играйте голубее, а это место сделайте фиолетовым по звучанию...


Традиции и новаторство...

   Однажды Малер присутствовал на репетиции новаторской "Камерной симфонии" Шенберга. Музыка Шенберга считалась новым словом и была вся построена на диссонансах, которые для "классика" Малера были диким набором звуков, какофонией... По окончании репетиции Малер обратился к оркестру: А теперь, умоляю вас, господа, сыграйте мне, старику, обыкновенную нотную гамму, иначе я не смогу сегодня спокойно заснуть...


Это очень просто

   Однажды кто-то из журналистов задал Малеру вопрос, сложно ли писать музыку? Малер отвечал: Да нет, господа напротив, это очень просто!... Знаете, как делают трубу? Берут дырку и обвивают ее медью. Ну вот, примерно так же обстоит дело и с сочинением музыки...


Наследство

  Густав Малер возглавлял Королевский оперный театр в Вене десять лет. То были годы расцвета его дирижерской деятельности. Летом 1907 года он уехал в Америку. Покидая дирекцию венского театра, Малер оставил в одном из ящиков стола в принадлежавшем ему кабинете все свои ордена...

Обнаружив их, сотрудники театра решили, что он забыл свои драгоценные регалии случайно, по рассеянности, и поспешили сообщить об этом Малеру.

Ответ из-за океана пришел нескоро и был довольно неожиданным.

"Я оставил их своему преемнику", - написал Малер...


Знак свыше

   В последнее лето жизни Малеру было грозное предупреждение о приближающемся финале. Когда композитор работал в маленьком домике в Толбахе, в комнату с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил по комнате, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва орел исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела.

- Орел, погнавшийся за вороной, - это неспроста, знак свыше... Неужели я и есть та самая ворона, а орел - моя судьба? - приходя в себя, проговорил ошеломленный композитор.

Через несколько месяцев после этого случая Малер скончался.

classic-music.ruГустав Малер

Рубрики:  Композиторы
Дирижёры
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 15 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 07 Июля 2013 г. 11:53 (ссылка)
Очень интересный пост. Большое спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
natali8   обратиться по имени Воскресенье, 07 Июля 2013 г. 13:55 (ссылка)
спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 07 Июля 2013 г. 17:33 (ссылка)
Тамара, спасибо большое за интересный пост о Малере!
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Воскресенье, 07 Июля 2013 г. 19:07 (ссылка)

Спасибо, Тамарочка!:air_kiss:
0_8824c_9c89bc6c_orig (650x527, 3740Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 08 Июля 2013 г. 10:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Спасибо, Нинель, за отзыв! Всего Вам доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 08 Июля 2013 г. 10:39 (ссылка)

Ответ на комментарий natali8

Пожалуйста, Натали!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 08 Июля 2013 г. 10:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Самое главное, Наташа, что я для сеья открыла Малера! Спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 08 Июля 2013 г. 10:43 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Рада богатому букету! Спасибо, Юра, за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Понедельник, 08 Июля 2013 г. 11:03 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо, Тамара, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Nikita_Vlasenko   обратиться по имени Среда, 10 Июля 2013 г. 13:07 (ссылка)
благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Сергеева_Ева   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2013 г. 11:48 (ссылка)
Очень, очень интересно, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2013 г. 19:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Спасибо, Анна, за отзыв! Желаю славных выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2013 г. 19:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Сергеева_Ева

Это очень хорошо, Ева, когда очень, очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Воскресенье, 11 Августа 2013 г. 20:16 (ссылка)
Тамара, благодарю за прекрасный пост о Густаве Малере. Много неизвестных фактов биографии Малера и прекрасной музыки одного из лучших композиторов !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 11 Августа 2013 г. 20:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Очень рада Вашему отзыву, Александр! Я для себя открыла Малера
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Воскресенье, 11 Августа 2013 г. 21:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

С Малером есть одна проблема - не все дирижёры понимают музыку Малера. А в последнем ролике я бы поставил симфонию Малера, а не словесный ком ерунды Варгафтика.
Спасибо за музыку.
Небольшой фрагмент IV части Девятой симфонии




Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку