-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -book-worm-

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 998




 (421x363, 266Kb)
Администратор Mezzanotte!
Дизайн Анатолия!
Наша кнопка:

код к нашей кнопке

Жан-Поль Сартр "Тошнота"

Понедельник, 21 Ноября 2011 г. 08:11 + в цитатник
Snorri_Sturluson (-book-worm-) все записи автора

Я, как обычно, начну откуда-нибудь издалека. Например, с личности Жана Поля Сартра. Как и к любому другому писателю, к Сартру можно «прикрепить» несколько «клише», которые облегчают понимание его текстов. Иногда это вынужденная мера, когда необходимо объяснить не читающему человеку, что есть Сартр. Итак, у меня получилось вот что: «левый», «непредсказуемый», «свободомыслящий», «экзистенциальный», «полигамный», «художник». Мне посчастливилось прочесть несколько его произведений – «Тошнота», «Стена», «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», «Слова». Несмотря на короткие, емкие, отрывистые и лаконичные названия, тексты искрят смыслами, изящными метафорами, фееричными диалогами. Но лично для меня главное – это гнетущая атмосфера, которая закрывает любую книгу Сартра погребальным саваном. Это тяжелая, удушающая масса, которую можно почувствовать физически, просто прочтя десять страниц. Она затягивает, как водоворот, поглощая предложения, слова, буквы, точки и запятые, а с ними душу читателя, его разум и воображение, унося в маленький тесный замкнутый мир. Любимая тема Сартра, его «конек» - затворничество. Если герои не заперты снаружи – они закрывают себя изнутри. Вешают гигантский проржавевший замок на все свое существо, подвергая себя изощренному мазохистскому эксперименту. И, кажется, словно писатель не просто переносит свои мысли по этому поводу на бумагу, а стенографирует ход реального эксперимента, который он проводит над собой. К сожалению, я вряд ли смогу когда-нибудь спросить у него, в правильном ли направлении я мыслю.
Повесть «Тошнота», в известном смысле, не является книгой «взаперти». Но это только на первый взгляд.
Вот что говорится в аннотации, найденной мною в Интернете:
«Тошнота» – первый роман Ж.-П.Сартра, крупнейшего французского писателя и философа XX века. Он явился своего рода подступом к созданию экзистенционалистской теории с характерными для этой философии темами одиночества, поиском абсолютной свободы и разумных оснований в хаосе абсурда. Это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, написанное в форме дневниковых записей, пронизано острым ощущением абсурдности жизни».
Первые двадцать страниц тянулись для меня, как жеванная-пережеванная резина, и я уже хотела бросить это нудное чтение, но постепенно, с каждым новым абзацем меня начало увлекать со страшной силой. В этой книге нет сюжета, нет динамики, нет резких поворотов. Это не книга-действие, а книга-размышление. Хотя по мне, это вообще книга-абсурд. Но Жан писал богически, магически, как шаман, он оплетал свой текст незримой дымкой, которая действует, как приворотное зелье. Есть во всех его словах что-то неуловимо притягательное. Я не утверждаю, что всем обязательно должно понравиться, но кому-нибудь точно придется по вкусу. Стоит отметить, что чтение не из легких. Большую часть текста Жан Поль Сартр писал под мескалином, который вытащил наружу всех его демонов, всю отвратительную, пугающую, мерзостную часть души писателя. От некоторых эпизодов остается отвратительно послевкусие – словно хлебнул прогорклого масла. Все эти видения меняются и перетекают друг в друга, они нескончаемы – бесконечны. Лишь на самой последней странице я вздохнула свободно, в восхищении.
Главный герой – Антуан Рокантен. Он очень сильно напоминает мне Раскольникова, с одной яркой отличительной чертой – у него нет совести. Да и чувств, судя по всему, тоже. Каждый день он живет с одним-единственным ощущением – тошнотой. Она появляется из ниоткуда в такие моменты, которые ну никак не должны её вызывать. Значит, это что-то другое?.. Не утверждаю, что моя теория верна, но хотелось бы её озвучить: Сартр подразумевает под тошнотой процесс создания литературного произведения на самой первой его стадии – вынашивание идеи. И тут идеальным и гармоничным будет сравнение с беременностью – как женщина долгие месяцы вынашивает в себе разбухающую, растущую жизнь, так писатель откармливает внутри себя стержень будущей книги. Со всеми вытекающими – например, токсикозом. Разум отторгает идею, которая приходит извне, чуждую и опасную. Он пытается разъесть её и уничтожить, как поврежденный нежизнеспособный плод, а тошнота накатывает волнами, чтобы сломить волю, нашептывает: «Не нужно, не то, лучше не шевелись». Антуан находится на перепутье: принять тошноту как должное, как неприятный побочный эффект зачатия или абортировать свою идею в зародыше. Собственно, вся книга – это метания Рокантена, его попытки осмыслить абсурдный мир, где идея не приносит радость создателю сразу же, в минуту зарождения, а мучает, истязает, испытывает. И окружающая реальность под стать – она расплывается, как желе, растекается вместе с галлюцинациями Антуана по темным улицам, и только он сам способен поставить все на свои места.
На мой взгляд, это великая книга. Да и Нобелевскую премию за просто так никому не дают. Чтобы читать Сартра, совсем не обязательно любить его творчество. Он не из тех писателей, о которых говорят: «О да, он мой любимчик, зачитываюсь всеми его книгами!». Тут как в пословице про яд и лекарство: малыми дозами проза и драматургия Сартра полезна, она открывает глаза на такие вещи, о которых мы порой и не задумываемся, но с другой стороны, передозировка этих текстов чревата неправильным, искаженным восприятием.
И все-таки, я очень советую обратится к этому писателю – потрясающему интересному человеку, чьи книги давно и прочно обосновались в «сливках» интеллектуальной философской прозы.
Рубрики:  классика
must read!

Марьяна Романова МЕРТВЫЕ ИЗ ВЕРХНЕГО ЛОГА

Среда, 09 Ноября 2011 г. 15:36 + в цитатник
Джули (-book-worm-) все записи автора 1002953947 (200x298, 14Kb)
Собственно, я ожидала от книги именно "страшилки", потому что ужасно люблю этот жанр. Отрывки в блоге автора очень вдохновляли, книжку я ждала с огромным нетерпением. К моему удивлению и удовольствию, история оказалась намного интереснее и глубже, чем банальная сказка о ходячих мертвецах возле деревушки Верхний Лог. Написано все очень живым, красочным, легким, но не банальным языком. Марьяна Романова вообще отличается изящностью слога. Пестрая галерея разнообраных образов, каждый интересен по-своему, у каждого - свой характер, жизнь и судьба. Ну и вот еще что хочется добавить, все-таки проза Романовой - женская. И интересно это произведение будет прежде всего нам, прекрасным дамам.
Как всегда - неоднозначный финал. Вроде бы, все хорошо, а вроде бы... Светлая печаль остается после прочтения.
Замечательная книга. Замечательный автор.
Рубрики:  современная отечественная проза
must read!

Метки:  

Интервью с А. С. Байетт

Среда, 02 Ноября 2011 г. 21:25 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора О выборе nom de plume, о литературном феминизме, об истории создания своих произведений.





Рубрики:  современная зарубежная проза

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

"Черная кошка в оранжевых листьях" Марианна Гончарова

Пятница, 07 Октября 2011 г. 13:06 + в цитатник
Рубрики:  мусорная корзинка

София Катенина "СЧАСТЬЕ БУДЕТ!"

Воскресенье, 31 Июля 2011 г. 17:20 + в цитатник
Рубрики:  современная отечественная проза
мусорная корзинка

Метки:  

Е. Чижова "Время женщин"

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 13:39 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора Престранный роман. Ощущение чего-то вязкого, смутно страшного, темного. Книга перегружена многочисленными аллюзиями: тут и "Русалочка" (девочка, которую растят соседки-старухи, не говорит), и "Спящая красавица" (почти все немногочисленные герои мечтают проснуться через сто лет и ничего не помнить), и "Три пряхи" (старух трое, они и воспринимаются, именно так, в комплекте). Но сказок оказалось недостаточно, поэтому автор утрамбовывает в эту тоненькую, нет и двухста страниц, книжечку вариации на тему классических произведений (сон Тони поразительно напоминает сон пушкинской Татьяны), деревенский фольклор (история с мужем-бесом, ее можно услышать не в одной деревне Среднего Поволжья), древнерусский эпос (гой ты еси, князь Владимир ни с того, ни с сего объявляется на последних страницах романа). Ну и излюбленная Чижовой тема русского еврейства, разумеется, не осталась в стороне.
"Время женщин" однозначно лучше "Полукровки". Тут хотя бы герои, пренадлежащие в разным культурным пластам, говорят не одними и теми же фразами, линейному повествованию от третьего лица наконец-то дали отставку, и пытаются играть в разные точки зрения. И все же от призового романа ожидаешь большего.
Кто читал? Кто готов госласиться или, что интереснее, поспорить?
Рубрики:  современная отечественная проза

Метки:  

"Воды слонам!", Сара Груэн

Вторник, 26 Апреля 2011 г. 00:10 + в цитатник
Suvor (-book-worm-) все записи автора

1358518_storyimageimage1834_t_w600_h1200 (451x700, 63Kb)

  Еще одна наизамечательнейшая книга, читающаяся на одном дыхании (по крайней мере, я ее проглотила часа за три). Начало чем-то напомнило "Зеленую милю" Стивена Кинга - девяностотрехлетний старик в доме престарелых предается воспоминаниям. И вот перед нами 1931 год, Америка. 23-хлетний поляк Якоб Янковский заканчивает учебу в престижном Корнелле на ветеринара, чтобы присоединиться к частной практике отца. Неожиданная автомобильная катастрофа и... Якоб остается сиротой, без денег, без дома и без клиники. Он, в состоянии близком к помешательству, уходит с выпускного экзамена и запрыгивает в первый попавшийся поезд. Поезд оказался не простой, а цирковой, принадлежащий передвижному цирку "Братья Бензини". Хозяин принимает Якоба разнорабочим, но узнав о почти полученном дипломе, быстро повышает его до циркового ветеринара. Молодой человек обретает новых друзей, в их числе и молодая пара - главный по зверинцу Август и его жена, наездница Марлена. Якоба раздирают противоречивые чувства - он влюблен в Марлену, но не может переступить через друга. Тем временем хозяин цирка, страстно мечтающий о славе самого известного цирка братьев Ринглингов, исполняет свою мечту - он покупает у разорившегося шапито слониху Рози, считая, что номер со слоном повысит популярность и статус его представления. Но хотя Рози оказывается самым бестолковым слоном на свете, несмотря на это Якоб очаровывается животным. Полное погружение в атмосферу передвижных цирков начала прошлого века, подробно и интересно описанное закулисье, цирковая иерархия и интриги: все это излагается ярким и легким языком. Невероятно приятная и увлекательная история.

  Хотя главную интригу со слонихой я разгадала моментально и даже обсуждала подобную тему днем ранее.)

  Оказалось, что пока я читала книгу, в кинотеатре стартовала ее голливудская экранизация. Даже не знаю, стоит ли ее смотреть. Из плюсов моя любимица Риз Уизерспун (хотя в ее тридцать пять играть 21-летнюю Марлену?), а из минусов этот омерзительный кумир подростков Кабачок, но он хотя бы соответствует по возрасту книжному Якобу. А уважаемый мной Кристоф Вальц в роли Августа? Увольте, Кристоф совсем не красавец, не говоря уж о том что Августу 28, а актеру 54 года. Вот такая дилемма.


Метки:  

"Шантарам", Грегори Дэвид Робертс

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 17:01 + в цитатник
Suvor (-book-worm-) все записи автора

1358518_untitled (271x438, 101Kb)

  Сегодня я дочитала "Шантарам" и смело хочу заявить, что это лучшая книга из прочитанного мною за последние несколько лет. Закрыв последнюю страницу я тут же полезла в Интернет за информацией об авторе. Сразу стало понятно многое - как писатель смог так ярко описать свои мысли и чувства, так красочно и с душой рассказать о стране и людях. "Шантарам" почти полностью автобиографична, и жаль, что я не знала этого до прочтения. А теперь о самой книге. Она об Индии, а именно о Бомбее-Мумбаи и об Афганистане 80-х годов. 

   Австралиец Линдсей на втором году заключения сбегает из тюрьмы строгого режима и прилетает в Индию, чтобы скрыться. В прошлой жизни у него остались родители, жена и маленькая дочь, героиновая зависимость и совершенные в наркотическом бреду ограбления. В Бомбее Линдсей (местные называют его Лин) находит новых друзей - индийца Прабакера и кучку иностранцев, живущих в Индии. И там же герой встречает свою любовь - швейцарку Карлу, холодную красавицу. Прабакер, человек-улыбка, отвозит Лина в свою родную деревню, где тот смог завоевать любовь всего населения и получил новое имя - Шантарам.

   Лин-Шантарам несмотря на свое неприглядное прошлое смог остаться добрым и справедливым человеком, сохранить душевную чистоту и полюбить всем сердцем Индию и индийцев. На его долю выпадет еще масса испытаний - жизнь в трущобах-джхопадпатти; несколько месяцев в ужаснейшей бомбейской тюрьме Артур-Роуд; знакомство с крестным отцом местной мафии афганцем Абдель Кадер Ханом; война, любовь, предательство, смерть, Болливуд...

   Невозможно рассказать обо всем, что происходит в девятисотстраничной книге, ее необходимо прочесть самому. И не могу не упомянуть о псевдописательнице ЭБ и ее "нетленке". Вот как нужно писать о стране - открываешь любую страницу, и там Индия. Не Китай, не Африка, а Индия, живая, пахнущая пряностями и воняющая отбросами, сверкающая драгоценностями и кишащая вшами, такая разная, но беспредельно любимая Грегори Дэвидом Робертсом. И я полюбила ее тоже.

ЗЫ Особенно приятно было узнать, что Голливуд приступил к съемкам фильма, продюсерами выступили Джонни Депп и Брэд Питт. Главного героя сынрает Джонни Депп, а главу мафии Кадер Хана - Амитабх Баччан.

  Приведу отрывок из самого начала книги:

"Первое, на что я обратил внимание в тот первый день в Бомбее, — непривычный запах. Я почувствовал его уже в переходе от самолета к зданию аэровокзала — прежде, чем услышал или увидел что-либо в Индии. Этот запах был приятен и будоражил меня, в ту первую минуту в Бомбее, когда я, вырвавшись на свободу, заново вступал в большой мир, но он был мне абсолютно незнаком. Теперь я знаю, что это сладкий, тревожный запах надежды, уничтожающей ненависть, и в то же время кислый, затхлый запах жадности, уничтожающей любовь. Это запах богов и демонов, распадающихся и возрожденных империй и цивилизаций. Это голубой запах морской кожи, ощутимый в любой точке города на семи островах, и кроваво-металлический запах машин. Это запах суеты и покоя, всей жизнедеятельности шестидесяти миллионов животных, больше половины которых — человеческие существа и крысы. Это запах любви и разбитых сердец, борьбы за выживание и жестоких поражений, выковывающих нашу храбрость. Это запах десяти тысяч ресторанов, пяти тысяч храмов, усыпальниц, церквей и мечетей, а также сотен базаров, где торгуют исключительно духами, пряностями, благовониями и свежими цветами. Карла назвала его однажды худшим из самых прекрасных ароматов, и она была, несомненно, права, как она всегда бывает по-своему права в своих оценках. И теперь, когда бы я ни приехал в Бомбей, прежде всего я ощущаю этот запах — он приветствует меня и говорит, что я вернулся домой.

Второе, что сразу же дало о себе знать, — жара. Уже через пять минут после кондиционированной прохлады авиасалона я вдруг почувствовал, что одежда прилипла ко мне. Мое сердце колотилось, отбивая атаки незнакомого климата. Каждый вздох был маленькой победой организма в ожесточенной схватке. Впоследствии я убедился, что этот тропический пот не оставляет тебя ни днем, ни ночью, потому что он порожден влажной жарой. Удушающая влажность превращает всех нас в амфибий; в Бомбее ты непрерывно вдыхаешь вместе с воздухом воду и постепенно привыкаешь так жить, и даже находишь в этом удовольствие — или уезжаешь отсюда.

И наконец, люди. Ассамцы, джаты и пенджабцы; уроженцы Раджастхана, Бенгалии и Тамилнада, Пушкара, Кочина и Конарака; брамины, воины и неприкасаемые; индусы, мусульмане, христиане, буддисты, парсы, джайны, анимисты; светлокожие и смуглые, с зелеными, золотисто-карими или черными глазами — все лица и все формы этого ни на что не похожего многообразия, этой несравненной красоты, Индии."

 


Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

"Рога", Джо Хилл

Среда, 06 Апреля 2011 г. 03:43 + в цитатник
Suvor (-book-worm-) все записи автора

1358518_big (220x340, 19Kb)

   Год назад любимую девушку Ига Перриша изнасиловали и убили. Его оправдали, но все жители маленького городка считают Ига виновным, подозревая, что влиятельный папаша отмазал мерзавца от тюрьмы. Меррин была смыслом жизни Ига, они были вместе с самого детства, потому со смертью любимой парень погрузился в пучину отчаяния - он забросил учебу, заманчивые предложения о работе и начал разрушать себя алкоголем и наркотиками, пытаясь заглушить душевную боль.

  Однажды утром после особо сильного загула Иг обнаружил, что у него выросли рога. Это обстоятельство волшебным образом изменило жизнь персонажа - видя рога, люди начинали рассказывать самые грязные тайны, выпускать наружу наичернейшие желания. А всего одно прикосновение - и Иг знал все мельчайшие подробности жизни человека. Поможет ли новообретенный дар найти убийцу Меррин или это проклятье, которое раздавит Ига?

  Да, сын Стивена Кинга пишет ничуть не хуже своего именитого отца. Если его "Коробка в форме сердца" была чистой воды хоррором, то "Рога" - это история любви с некоторым мистическим налетом. Параллельно с поисками убийцы нам показывают флешбеки из детства героя, его отношения со старшим братом, знакомство с лучшим другом Ли и, конечно же, Меррин. А в финале ожидает неожиданная и шокирующая развязка.

  Лично мне книга очень понравилась. Читая о том, как люди при виде рогов начинали "исповедоваться", мне было по-настоящему страшно, ни за что бы не хотела знать чужих мыслей. Каково же пришлось Игу, который узнал, что любящая мать ненавидит его и желает смерти за то, что после родов у нее остался шрам на весь живот. Добрый и справедливый отец на самом деле считает Ига мерзким извращенцем. Бабушка, в которой он не чаял души, презирает всю родню и притворяется неходячей, чтобы ей прислуживали. Любимый брат признается в том, что знает, кто убил Меррин...

  Автору удались и сцены из детства - они такие живые, такие настоящие, я прямо так и представляла все написанное. Очень раздражала святая наивность и доброта юного Ига - как можно было не понимать, что его друг всего лишь пользуется им?! И до самых последних страниц казалось нелогичным и неправильным поведение Меррин перед смертью. Финал все расставил на свои места, хотя и остался немного туманным для меня. Жаль, что автор так жестоко расправился со светлой и чистой любовью Ига и Меррин.


Метки:  

Обладать, А.С. Байетт

Среда, 09 Марта 2011 г. 17:54 + в цитатник
Aubery (-book-worm-) все записи автора  (200x304, 26Kb)
Для меня главным книжным открытием 2010 года стал роман Антонии Байетт "Обладать". Писать о нем так же непросто, как и читать, но я попробую.

Если взять только сюжет, то он строится на 3х временных пластах. В первом из них, в нашей современности, и происходит завязка действия. Молодой ученый Роланд Митчелл находит в библиотечном томике Вико черновик письма поэта Рандольфа Генри Падуба, творчество которого он изучает, к некой даме. Понимая, что продолжение истории может стать новой вехой в изучении творчества Падуба, Роланд решает выяснить, кому же было адресовано это письмо и завязалась ли переписка. Так он начинает свое расследование и погружается в викторианскую эпоху, а это, как вы догадываетесь, второй пласт романа. Третий же пласт - пласт мифов и легенд, которые являются источником сюжетов и мотивов для поэтов-викторианцев.

Итак, во втором временно пласте романа - викторианской эпохе, главные герои - поэт Падуб и та самая дама, адресат его писем, поэтесса Кристабель Ла Мотт. Как и следует ожидать, Роланда и его напарницу Мод Бейли ждут самые крутые повороты истории и ошеломительные открытия. Но это все - самый примитивный взгляд на роман. Ценен он отнюдь не сюжетом.

Читать дальше
Рубрики:  современная зарубежная проза
must read!

Метки:  

Девочки, кто читал?

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 21:22 + в цитатник
Айрин_Ви (-book-worm-) все записи автора Ааааа, не могу. Если не скажу хоть где-нибудь - разорвет на мелкие клочки. Добралась наконец-то до "Синдрома Петрушки", Рубиной... 98 страница и меня уже просто трясет от отвращения к Пете-кукольнику! Настолько омерзителен персонаж что и от самой книги удовольствия далеко не столько, сколько ожидалось. Да, конечно и безусловно Синдром будет дочитан, но, имхо, Рубину уже слегка заносит. Может быть пока рано делать какие-то выводы, не дочитав, но все же скажу что Белая голубка Кордовы на данный момент мой личный фаворит из всей трилогии.
Рубрики:  современная отечественная проза

Метки:  

"Зеленый шатер" Улицкой

Четверг, 24 Февраля 2011 г. 15:44 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора Уважаемые, кто-нибудь уже добрался до самого свежего романа Людмилы Улицкой? У меня он прочитан, и я бы с удовольствием его обсудила с вами.
Рубрики:  современная отечественная проза

Метки:  

Книга года

Среда, 12 Января 2011 г. 20:04 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора Тазики оливье съедены, шампанское выпито, хлопушки рассыпались цветными кружочками по всему полу... Это значит, что новый год наступил, с чем я и спешу поздравить всю нашу читающую братию!:)) А еще хочу попросить поделиться впечатлениями о прочитанном за последние 12 месяцев. Какая книга стала в ушедшем году для вас самой-самой, книгой-откровением, настольной книгой? Составим список, не позволим хорошим книгам и хорошим читателям разминуться:))

Метки:  

ПОЧЕРК РУБИНОЙ (рецензия на "Синдром Петрушки")

Вторник, 30 Ноября 2010 г. 22:56 + в цитатник
Джули (-book-worm-) все записи автора Книга дочитана вчера ночью. Читала урывками, ибо на руках младенец. Поэтому старалась читать пусть помалу, но вдумчиво, не пропуская ни слова, ни мысли. Процесс затянулся. Обычно книги Рубиной я "глотаю".

По эмоциям - это просто НЕЧТО.
Много уже начиталась о том, что Рубина "повторяется" и "халтурит". По поводу повторов - да, действительно, можно встретить в тексте и сюжетные какие-то "знакомости" (родовые проклятия, злой рок, артефакты, инцесты), и среди персонажей "ба! знакомые все лица", и среди характеров (тот же Петя одновременно напоминал мне и Захара Кордовина из "Голубки...", и карлика Люсио из "Последнего кабана..."). Не стану пытаться их всех нудно сосчитать и перечислить - да и стоит ли препарировать такой чудесный в целом текст?..
Вы знаете, я бы сравнила Дину Ильиничну с искусным кулинаром в изысканном ресторане. И то, что она использует в разных книгах одни и те же - видимо, очень полюбившиеся ей - приемы, напоминает мне шеф-повара высокого класса, который, чтобы поразить своим мастерством гурманов, добавляет в каждое новое блюдо полюбившиеся и известные только ему приправы и пряности - те, которые использует только он. Это именно его стиль. И блюдо в итоге получается незабываемым, хоть и другим, непохожим на предыдущее в целом. Но фирменный "почерк автора" остается. Надеюсь, достаточно понятно выразилась...
Ну, а уж о "халтуре" даже говорить смешно. По-моему, Дина Ильинична - писатель такого уровня, что может себе позволить эту роскошь - писать так, как хочет и что хочет. Ей просто незачем "заигрывать" с публикой. У Рубиной текст живет, болит, дышит и плачет. И если книжка у кого-то "не пошла" - это не повод бросаться с кулаками на автора; скорее всего, просто ВЫ не понравились этой книге;)

О героях. Все, конечно, неоднозначные, кто с двойным, кто с тройным дном - те еще "Корчмари"! Откровенный злодей тут, пожалуй, разве что адвокат Вильковский. Остальные - очень и очень неоднозначны. И отец главного героя (Ромка-Трикстер), и сам Петя - он же гений, он же серьезно психически больной человек, кроме шуток, там диагноз на диагнозе вкупе с букетом детских еще комплексов, и Глупая Бася, которая на самом деле не такая уж и глупая, да даже воровка Вися... Однозначная жертва - разве что Лиза. Мученица. Несчастная мать, родившая ребенка-инвалида, который затем умер (Не дай Бог. Никому из нас. Никогда в жизни) и сошедшая с ума на этой почве (даже в период ремиссии ежедневно на таблетках). У меня ком в горле стоял от жалости к ней все время, да ей-богу, та же Аня из "Почерка Леонардо" или Вера из "На солнечной стороне улицы" куда более "злостные" персонажи, которых вроде и жалко, и вроде местами прибить хочется...
Я, кстати, когда начинала читать, очень боялась аналогий с "Тремя толстяками" - это одна из моих любимейших сказок. Слава Богу, не нашла:) Ну, упоминание Юрия Олеши (да еще в каком самоироничном контексте, Рубина подшучивает сама на собой - эпизодическая роль писательницы и опасения, как бы она не изгадила своим романом такой "чудесный эпиграф"). Но сама сказка там не прослеживается. Книги совсем о разном. Мальчик Тутси был вынужден играть с куклой-копией девочки, но мечтал о живых детях. А Петя с детства знал живую Лизу - но все время желал видеть ее своей КУКЛОЙ.

Считаю лирической кульминацией книги сахалинское письмо Пети - Борису. Плакала, читая его. Многие герои тогда открываются полнее, с неожиданной стороны...
Сюжетная кульминация - ночной клуб. Прага. Очень боялась концовки. Очень. Не могла себя заставить начать читать про выступление в клубе. Уже понимала, что произойдет какая-то трагедия. Тянула до последнего, несмотря на жгучее желание узнать, что же будет...
Раскрывать концовку не буду, и так уже много сказала.

Роман великолепен. Буду рекомендовать всем своим друзьям.
Рубрики:  современная отечественная проза
must read!

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Франсуаза Саган

Вторник, 30 Ноября 2010 г. 13:08 + в цитатник
Adagio_mio (-book-worm-) все записи автора

Франсуаза Саган - одна из моих любимых писательниц. Можно сказать, что с нее началось мое увлечение женской прозой. До этого я, честно говоря, не имела представления о том, что литература бывает женской и мужской, что женская в дальнейшем будет для меня более предпочтительной.  В книге было 4 произведения "Здравствуй, грусть", "Смутная улыбка", "Любите ли вы Брамса", "Немного солнца в холодой воде".

Мне было 15 лет, чуть меньше, чем главной героине "Здравствуй грусть" Сесиль. Прежде всего, меня поразил язык - он был очень легкий, простой. Я  и раньше любила французскую прозу, но здесь меня поразила какая-то бесшабашность что ли.  Сесиль - совсем еще девочка, молодая девушка, а какой точный рассчет! Какое коварство! Просчитать поведение отца, поведение Анны. Раз, два - и узелки завязались. И она совершенно не чувствует аморальности такого поведения. При том, что она искренне любит Анну, считает ее замечательным человеком, однако отчаянно боится потерять свободу и борясь за свободу, губит эту женщину. Это ее бунт против мира взрослых, где все распланировано и все живут по правилам, далеким от ее представления о жизни. Ей хочется беззаботности, легкости, чтобы в их с отцом жизни ничего не менялось. Конечно, она в дальнейшем очень сожалеет о смерти Анны, ей действительно ее не хватает, ее даже мучают угрызения совести, и она наконец взрослеет.

Дальше мною была прочитана "Смутная улыбка". Главное героиня так же молодая девушка Домининка - студентка первого курса университета. У нее был молодой человек, который ей нравился , а потом она влюбилась в его дядю. В-принципе, банальная история - старый ловелас, который знает, как привлечь девушку, женатый и посему ничего ей предложить не может. Но история-то светлая, история опять-таки взросления.   Ее молодой человек через чур серьезен, внимание взрослого мужчины ей льстит.   «Очень даже ничего этот дядя-путешественник. У него были серые глаза, лицо усталое, пожалуй, грустное. Он был по-своему красив... Он поймал мою руку на лету. Я смотрела на него озадаченная. В голове моей пронеслось: «Он мне нравится. Немного староват, и он мне нравится»."

Что дают эти отношения? только любовные переживания, развитие чувств, самопознание... Бертрана - своего молодого человека - она не любит по-настоящему. "Два дня до этого завтрака у Люка прошли довольно скучно. Да и в самом деле, что мне было делать? Готовиться к экзамену, от которого я не ждала ничего особенного, валяться на солнце, заниматься любовью с Бертраном без особенной взаимности с моей стороны? Я, впрочем, любила его. Доверие, нежность, уважение — я не пренебрегала всем этим, мало думая о страсти. Такое отсутствие подлинных чувств казалось мне наиболее нормальным способом существования. Жить, в конце концов, значило устраиваться как-нибудь так, чтобы быть максимально довольным. Но и это не так легко". И опять присутствует какая-то легкость, бесшабашность.   Доминика и Люк едут вместе отдыхать - им хорошо вдвоем, она задумывается о чувствах его жены - Франсуазы, но не о чувствах своего бой-френда. 

Но с Люком она живет "полной грудью", а не существует: "Когда я увидела его, я еще раз подумала, и на этот раз с некоторой болью, что он очень красив. Его красота действительно причиняла мне боль, как любая вещь, которой я не могла обладать. Мне редко хотелось чем-нибудь обладать, но тут я сразу поймала себя на мысли, что мне хочется взять это лицо в руки, неистово сжать пальцами, прижаться губами к этим крупным, немного удлиненным губам. А ведь красив он все-таки не был. Потом мне это часто говорили. И несмотря на это, хотя я видела это лицо всего два раза, было в нем что-то, что сделало его для меня в тысячу раз менее чужим, в тысячу раз более желанным, чем лицо Бертрана, который мне как-никак нравился. Он вошел, поздоровался, сел. Он умел сохранять удивительную неподвижность. Я хочу сказать, в медлительности его жестов было что-то напряженное, сдержанное, он как бы забывал о своем теле, и это даже тревожило. Он с нежностью смотрел на Франсуазу. Я смотрела на него. Я не помню, о чем мы говорили. Особенно много говорили Бертран и Франсуаза. Надо сказать, я не могу без ужаса вспоминать всю эту преамбулу. В тот момент было достаточно проявить хоть немного осторожности, замкнуться — и я бы ускользнула от него. Зато мне не терпится дойти до того первого раза, когда я была счастлива с ним. Одна мысль, что я опишу эти первые мгновения, вдохну на минуту жизнь в слова, наполняет меня радостью, горькой и нетерпеливой".

Здесь любовь была сначала легкой. потом мучительной как наваждение, потом вспоминалась как прекрасный сон. Не было напрасных угрызений совести по поводу измены. Для меня, воспитаной на русской литературе, такая легкость была удивительной.

"Любите ли вы Брамса?" - о любви молодого человека к женщине (задумалась, как написать "немолодой" - не подходит, "не столь юной" - не понятно, "просто старше его" - да ведь дело-то не в возрасте). Он молод не только по летам, скорее по образу жизни - молодой бездельник. А она - вполне сложившая личность, ей за 30, она официально встречается с мужчиной (брутальным, сильным и.т.п.), однако ее официальный мужчина ей изменяет, она часто проводит вечера в одиночестве и в какой-то момент увлекается этим "мальчиком" Симоном, испытывает к нему нежность. 

В-принципе, все герои немножко эфемерны - занимаются какими-то неопределенными занятиями, творческие люди. Можно по пальцам пересчитать трудяг-работяг:)  Моя мама при всей ее любви к женской прозе Саган не любит, говорит, что все ее герои - бездельники. Я же так не считаю. Думать, чувствовать, любить - это тоже жизнь, не обязательно нужно что-то созидать.  Любовь, которая посещает этих героев, в их жизни многое меняет. Как правило, такая любовь не является трагичной, но и особо счастливой ее не назовешь. Я навскидку, могу вспомнить всего 3 счастливых концовки "Женщина в гриме", "Смятая постель", "Неясны профиль". 

Странно, но довольно много в ее произведениях молодых людей нервного (истеричного) склада, чувствующих и переживающих очень глубоко - это и брошенные мужья и даже счастливые любовники.   Что называется нервы - как натянутая струна. Это и Симон в "Любите ли вы Брамса", и Алан из "Неясного профиля", и молодой Эдуар Малиграс в "Через месяц, через год" и некоторые другие.

А девушки (женщины) более спокойны, хотя иногда они похожи на лодки, которых несет по течению...  Как бы сами ничего не решают, за них решают мужчины. 

Самое главное, Франсуаза Саган никогда не навязывает свою точку зрения  - мы можем сами додумывать, как поступил какой-либо из ее героев в конечном итоге.

А еще мне нравится читать продолжения, хотя об этом нигде  не написано. Например, героиня из "Через месяц, через год"  Жозе фигурирует в "Волшебных облаках", а Эдуар Малиграс и Беатрис - в "Смятой постели". Но все это законченные произведения, по большому счету не связанные сюжетом с первоначальным.

Возможно, я в чем-то не права и других читательниц иное мнение. Буду рада, если кто-то поделится своими мыслями по этому поводу.

Рубрики:  современная зарубежная проза

Метки:  

"Мисс Броди в расцвете лет" и "Крошки Цахес"

Среда, 29 Сентября 2010 г. 16:43 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора Элитная школа, харизматичная волевая учительница, ученики, ловившие каждое слово и взгляд, предательство... Все эти составляющие присутствуют в обоих романах. Однако, при всей внешней схожести, не стоит полагать, что «Крошки Цахес» - это «Джин Броди», перенесенная из Эдинбурга 30х в Ленинград советской эпохи. «Крошки» российскому читателю, несомненно, ближе хотя бы потому, что многие из нас прошли через горнило среднего образования, знают, что такое открытые уроки перед представителями районо, что такое показательные концерты и КВНы в актовом зале. Те же многие в школьные годы прекрасные детским умишком и рентгеновской проницательностью (которую они утратили, как и герои обеих книг, к выпускному классу) выявили посреди одинаковых правильных учителей ту или того особенного, к кому на уроки хотелось бежать вприпрыжку даже самым безнадежным двоечникам и прогульщикам. Тогда откуда же произрастает сорняк предательства, кто его забросил на почву любви и обожания? Почему он разрастается и встает темным лесом между учителем и классом? Ответов, как мне думается, несколько. И для каждого, в свете собственного опыта, главным будет какой-то один. Читавшие обе книги, или одну из них, поделимся соображениям?

"Мисс Джин Броди в расцвете лет" Мюриэл Спарк краткое содержание тут: http://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=490&bookid=0] Полная версия доступна для чтения в сети.

«Крошки Цахес» Елены Чижовой прочитать можно здесь :http://lib.rus.ec/a/2082
Рубрики:  современная отечественная проза
современная зарубежная проза

Метки:  

НОВЫЙ РОМАН ДИНЫ РУБИНОЙ

Вторник, 28 Сентября 2010 г. 23:53 + в цитатник
Джули (-book-worm-) все записи автора С сайта moscowbooks.ru:

Дина Рубина совершила невозможное — соединила три разных жанра: увлекательный и одновременно почти готический роман о куклах и кукольниках, стягивающий воедино полюса истории и искусства; семейный детектив и психологическую драму, прослеженную от ярких детских и юношеских воспоминаний до зрелых седых волос.

Страсти и здесь «рвут» героев. Человек и кукла, кукольник и взбунтовавшаяся кукла, человек как кукла — в руках судьбы, в руках Творца, в подчинении семейной наследственности? — эта глубокая и многомерная метафора повернута автором самыми разными гранями, не снисходя до прямолинейных аналогий.

Мастерство же литературной «живописи» Рубиной, пейзажной и портретной, как всегда — на высоте: словно ешь ломтями душистый вкусный воздух и задыхаешься от наслаждения.

Презентация романа - 15 октября 2010 года.
 (250x284, 24Kb)
Рубрики:  современная отечественная проза

Метки:  

Беседы с писателями

Вторник, 24 Августа 2010 г. 14:30 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора Уважаемые червяки-англофоны и англофилы!
Вот тут http://www.bbc.co.uk/worldservice/specials/133_wbc_archive_new/page2.shtml огромный архив бибисишной радио-программы World Book Club. С читатлями беседуют А.С. Байетт, Дж. Барнс, И. Бэнкс, А. Рой и многие, многие другие.
Рубрики:  современная зарубежная проза

Рассказы Ирины Полянской

Суббота, 31 Июля 2010 г. 21:02 + в цитатник
Mezzanotte (-book-worm-) все записи автора Ирина Полянская - еще одно незаслуженно забытое имя. Давайте попытаемся восстановить хотя бы маленькую долю справедливости по отношению к этому автору. Начните с рассказов, они, не побоюсь сравнения, настоящая россыпь самоцветов. Каждый красив по-своему, огранка каждого неповторима. Меня особенно поразили и тронули "Дикий виноград" и "Куда ушел трамвай". А что заденет вас? Обсудим?
По ссылке подборка рассказов Полянской и два ее романа "прохождение тени" и "Горизонт событий": http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/poliansk/index.html
Рубрики:  современная отечественная проза
must read!

Метки:  


Процитировано 1 раз

Владимир Набоков "Лолита"

Пятница, 09 Июля 2010 г. 21:44 + в цитатник
La_furyd (-book-worm-) все записи автора

Что я могу сказать об этой книге? Пожалуй то, что ее неоднозначность позволяет каждому увидеть в сюжете что-то свое. Кто-то увидит историю Великой Любви, кто-то - записки негодяя и извращенца, а кто-то просто жадно проглотит самые пикантные моменты и сделает вид, что прочитал всю книгу.

В любом случае, равнодушной "Лолита" никого не оставит.

Что я увидела в сюжете? На самом деле, сюжет был известен мне класса этак с восьмого, поэтому интересовалась сугубо стилем автора (все же он стоит вторым после Тургенева в мастерстве владения русским словом). В целом, мне понравилось, однако временами я перечитывала одну и ту же фразу несколько раз - Набоков обволакиевает читателя, берет его за руку и заводит за один, второй, энный угол, пока тот не вернется на исходную позицию. Временами, особенно в первых главах и последних я буквально теряла сюжетную нить и старалась осмыслить, чтобы вернуться и продолжить чтение.

Что же касается главного героя, то мое отношение к нему так и не сформировалось - изначально я видела в нем душевно больного, обладающего гештальтом. Поэтому с развитием сюжета (и постепенным удовлетворением гештальта) он становился все менее мне интересным. А вот его Лолита... Набоков мастерски спрятал ее от читателя. Да, безусловно Гумберт все время повторяет ее имя, она все время на виду, но что на самом деле думает и чувствует юная Гейзочка нам знать не дано. Я все же склоняюсь к мысле, что она была несчастной девочкой, которой просто не повезло в подрастковый период. Ведь сцену в "Зачарованных охотниках" никак нельзя назвать совращением Гумберта - она всего лишь демонстрировала навык, полученный в лагере. И чем обернулась эта демонстрация? Двухлетними отношениями, абсолютно ей не нужными.

Поэтому убийство Куильти я считаю совершенно бессмысленным - этот человек виноват только в том, что забрал ее у Гумберта (ведь не свяжись она с последним, не попала бы к любителю порносъемок). А чем могло бы закончится, не сбеги она? Появлением Лолиты второй? Равнодушием Гумберта к "увядшей нимфетке"? Эти вопросы остануться открытыми, потому что "это - единственное бессмертие, которое мы можем с тобой разделить, моя Лолита".
 

Рубрики:  классика


Поиск сообщений в -book-worm-
Страницы: 4 [3] 2 1 Календарь