Жан-Поль Сартр "Тошнота" |
|
Марьяна Романова МЕРТВЫЕ ИЗ ВЕРХНЕГО ЛОГА |
Метки: марьяна романова мертвые из верхнего лога |
Интервью с А. С. Байетт |
Метки: байетт английская |
"Черная кошка в оранжевых листьях" Марианна Гончарова |
|
София Катенина "СЧАСТЬЕ БУДЕТ!" |
Метки: софия катенина счастье будет! |
Е. Чижова "Время женщин" |
Метки: чижова время женщин |
"Воды слонам!", Сара Груэн |
Еще одна наизамечательнейшая книга, читающаяся на одном дыхании (по крайней мере, я ее проглотила часа за три). Начало чем-то напомнило "Зеленую милю" Стивена Кинга - девяностотрехлетний старик в доме престарелых предается воспоминаниям. И вот перед нами 1931 год, Америка. 23-хлетний поляк Якоб Янковский заканчивает учебу в престижном Корнелле на ветеринара, чтобы присоединиться к частной практике отца. Неожиданная автомобильная катастрофа и... Якоб остается сиротой, без денег, без дома и без клиники. Он, в состоянии близком к помешательству, уходит с выпускного экзамена и запрыгивает в первый попавшийся поезд. Поезд оказался не простой, а цирковой, принадлежащий передвижному цирку "Братья Бензини". Хозяин принимает Якоба разнорабочим, но узнав о почти полученном дипломе, быстро повышает его до циркового ветеринара. Молодой человек обретает новых друзей, в их числе и молодая пара - главный по зверинцу Август и его жена, наездница Марлена. Якоба раздирают противоречивые чувства - он влюблен в Марлену, но не может переступить через друга. Тем временем хозяин цирка, страстно мечтающий о славе самого известного цирка братьев Ринглингов, исполняет свою мечту - он покупает у разорившегося шапито слониху Рози, считая, что номер со слоном повысит популярность и статус его представления. Но хотя Рози оказывается самым бестолковым слоном на свете, несмотря на это Якоб очаровывается животным. Полное погружение в атмосферу передвижных цирков начала прошлого века, подробно и интересно описанное закулисье, цирковая иерархия и интриги: все это излагается ярким и легким языком. Невероятно приятная и увлекательная история.
Хотя главную интригу со слонихой я разгадала моментально и даже обсуждала подобную тему днем ранее.)
Оказалось, что пока я читала книгу, в кинотеатре стартовала ее голливудская экранизация. Даже не знаю, стоит ли ее смотреть. Из плюсов моя любимица Риз Уизерспун (хотя в ее тридцать пять играть 21-летнюю Марлену?), а из минусов этот омерзительный кумир подростков Кабачок, но он хотя бы соответствует по возрасту книжному Якобу. А уважаемый мной Кристоф Вальц в роли Августа? Увольте, Кристоф совсем не красавец, не говоря уж о том что Августу 28, а актеру 54 года. Вот такая дилемма.
Метки: зарубежная проза воды слонам сара груэн |
"Шантарам", Грегори Дэвид Робертс |
Сегодня я дочитала "Шантарам" и смело хочу заявить, что это лучшая книга из прочитанного мною за последние несколько лет. Закрыв последнюю страницу я тут же полезла в Интернет за информацией об авторе. Сразу стало понятно многое - как писатель смог так ярко описать свои мысли и чувства, так красочно и с душой рассказать о стране и людях. "Шантарам" почти полностью автобиографична, и жаль, что я не знала этого до прочтения. А теперь о самой книге. Она об Индии, а именно о Бомбее-Мумбаи и об Афганистане 80-х годов.
Австралиец Линдсей на втором году заключения сбегает из тюрьмы строгого режима и прилетает в Индию, чтобы скрыться. В прошлой жизни у него остались родители, жена и маленькая дочь, героиновая зависимость и совершенные в наркотическом бреду ограбления. В Бомбее Линдсей (местные называют его Лин) находит новых друзей - индийца Прабакера и кучку иностранцев, живущих в Индии. И там же герой встречает свою любовь - швейцарку Карлу, холодную красавицу. Прабакер, человек-улыбка, отвозит Лина в свою родную деревню, где тот смог завоевать любовь всего населения и получил новое имя - Шантарам.
Лин-Шантарам несмотря на свое неприглядное прошлое смог остаться добрым и справедливым человеком, сохранить душевную чистоту и полюбить всем сердцем Индию и индийцев. На его долю выпадет еще масса испытаний - жизнь в трущобах-джхопадпатти; несколько месяцев в ужаснейшей бомбейской тюрьме Артур-Роуд; знакомство с крестным отцом местной мафии афганцем Абдель Кадер Ханом; война, любовь, предательство, смерть, Болливуд...
Невозможно рассказать обо всем, что происходит в девятисотстраничной книге, ее необходимо прочесть самому. И не могу не упомянуть о псевдописательнице ЭБ и ее "нетленке". Вот как нужно писать о стране - открываешь любую страницу, и там Индия. Не Китай, не Африка, а Индия, живая, пахнущая пряностями и воняющая отбросами, сверкающая драгоценностями и кишащая вшами, такая разная, но беспредельно любимая Грегори Дэвидом Робертсом. И я полюбила ее тоже.
ЗЫ Особенно приятно было узнать, что Голливуд приступил к съемкам фильма, продюсерами выступили Джонни Депп и Брэд Питт. Главного героя сынрает Джонни Депп, а главу мафии Кадер Хана - Амитабх Баччан.
Приведу отрывок из самого начала книги:
"Первое, на что я обратил внимание в тот первый день в Бомбее, — непривычный запах. Я почувствовал его уже в переходе от самолета к зданию аэровокзала — прежде, чем услышал или увидел что-либо в Индии. Этот запах был приятен и будоражил меня, в ту первую минуту в Бомбее, когда я, вырвавшись на свободу, заново вступал в большой мир, но он был мне абсолютно незнаком. Теперь я знаю, что это сладкий, тревожный запах надежды, уничтожающей ненависть, и в то же время кислый, затхлый запах жадности, уничтожающей любовь. Это запах богов и демонов, распадающихся и возрожденных империй и цивилизаций. Это голубой запах морской кожи, ощутимый в любой точке города на семи островах, и кроваво-металлический запах машин. Это запах суеты и покоя, всей жизнедеятельности шестидесяти миллионов животных, больше половины которых — человеческие существа и крысы. Это запах любви и разбитых сердец, борьбы за выживание и жестоких поражений, выковывающих нашу храбрость. Это запах десяти тысяч ресторанов, пяти тысяч храмов, усыпальниц, церквей и мечетей, а также сотен базаров, где торгуют исключительно духами, пряностями, благовониями и свежими цветами. Карла назвала его однажды худшим из самых прекрасных ароматов, и она была, несомненно, права, как она всегда бывает по-своему права в своих оценках. И теперь, когда бы я ни приехал в Бомбей, прежде всего я ощущаю этот запах — он приветствует меня и говорит, что я вернулся домой.
Второе, что сразу же дало о себе знать, — жара. Уже через пять минут после кондиционированной прохлады авиасалона я вдруг почувствовал, что одежда прилипла ко мне. Мое сердце колотилось, отбивая атаки незнакомого климата. Каждый вздох был маленькой победой организма в ожесточенной схватке. Впоследствии я убедился, что этот тропический пот не оставляет тебя ни днем, ни ночью, потому что он порожден влажной жарой. Удушающая влажность превращает всех нас в амфибий; в Бомбее ты непрерывно вдыхаешь вместе с воздухом воду и постепенно привыкаешь так жить, и даже находишь в этом удовольствие — или уезжаешь отсюда.
И наконец, люди. Ассамцы, джаты и пенджабцы; уроженцы Раджастхана, Бенгалии и Тамилнада, Пушкара, Кочина и Конарака; брамины, воины и неприкасаемые; индусы, мусульмане, христиане, буддисты, парсы, джайны, анимисты; светлокожие и смуглые, с зелеными, золотисто-карими или черными глазами — все лица и все формы этого ни на что не похожего многообразия, этой несравненной красоты, Индии."
Метки: шантарам грегори дэвид робертс зарубежная проза |
"Рога", Джо Хилл |
Год назад любимую девушку Ига Перриша изнасиловали и убили. Его оправдали, но все жители маленького городка считают Ига виновным, подозревая, что влиятельный папаша отмазал мерзавца от тюрьмы. Меррин была смыслом жизни Ига, они были вместе с самого детства, потому со смертью любимой парень погрузился в пучину отчаяния - он забросил учебу, заманчивые предложения о работе и начал разрушать себя алкоголем и наркотиками, пытаясь заглушить душевную боль.
Однажды утром после особо сильного загула Иг обнаружил, что у него выросли рога. Это обстоятельство волшебным образом изменило жизнь персонажа - видя рога, люди начинали рассказывать самые грязные тайны, выпускать наружу наичернейшие желания. А всего одно прикосновение - и Иг знал все мельчайшие подробности жизни человека. Поможет ли новообретенный дар найти убийцу Меррин или это проклятье, которое раздавит Ига?
Да, сын Стивена Кинга пишет ничуть не хуже своего именитого отца. Если его "Коробка в форме сердца" была чистой воды хоррором, то "Рога" - это история любви с некоторым мистическим налетом. Параллельно с поисками убийцы нам показывают флешбеки из детства героя, его отношения со старшим братом, знакомство с лучшим другом Ли и, конечно же, Меррин. А в финале ожидает неожиданная и шокирующая развязка.
Лично мне книга очень понравилась. Читая о том, как люди при виде рогов начинали "исповедоваться", мне было по-настоящему страшно, ни за что бы не хотела знать чужих мыслей. Каково же пришлось Игу, который узнал, что любящая мать ненавидит его и желает смерти за то, что после родов у нее остался шрам на весь живот. Добрый и справедливый отец на самом деле считает Ига мерзким извращенцем. Бабушка, в которой он не чаял души, презирает всю родню и притворяется неходячей, чтобы ей прислуживали. Любимый брат признается в том, что знает, кто убил Меррин...
Автору удались и сцены из детства - они такие живые, такие настоящие, я прямо так и представляла все написанное. Очень раздражала святая наивность и доброта юного Ига - как можно было не понимать, что его друг всего лишь пользуется им?! И до самых последних страниц казалось нелогичным и неправильным поведение Меррин перед смертью. Финал все расставил на свои места, хотя и остался немного туманным для меня. Жаль, что автор так жестоко расправился со светлой и чистой любовью Ига и Меррин.
Метки: зарубежная проза джо хилл мистика |
Обладать, А.С. Байетт |
Метки: байетт |
Девочки, кто читал? |
Метки: рубина синдром перушки |
"Зеленый шатер" Улицкой |
Метки: улицкая зеленый шатер |
Книга года |
Метки: опрос |
ПОЧЕРК РУБИНОЙ (рецензия на "Синдром Петрушки") |
Метки: рецензия дина рубина синдром петрушки |
Франсуаза Саган |
Франсуаза Саган - одна из моих любимых писательниц. Можно сказать, что с нее началось мое увлечение женской прозой. До этого я, честно говоря, не имела представления о том, что литература бывает женской и мужской, что женская в дальнейшем будет для меня более предпочтительной. В книге было 4 произведения "Здравствуй, грусть", "Смутная улыбка", "Любите ли вы Брамса", "Немного солнца в холодой воде".
Мне было 15 лет, чуть меньше, чем главной героине "Здравствуй грусть" Сесиль. Прежде всего, меня поразил язык - он был очень легкий, простой. Я и раньше любила французскую прозу, но здесь меня поразила какая-то бесшабашность что ли. Сесиль - совсем еще девочка, молодая девушка, а какой точный рассчет! Какое коварство! Просчитать поведение отца, поведение Анны. Раз, два - и узелки завязались. И она совершенно не чувствует аморальности такого поведения. При том, что она искренне любит Анну, считает ее замечательным человеком, однако отчаянно боится потерять свободу и борясь за свободу, губит эту женщину. Это ее бунт против мира взрослых, где все распланировано и все живут по правилам, далеким от ее представления о жизни. Ей хочется беззаботности, легкости, чтобы в их с отцом жизни ничего не менялось. Конечно, она в дальнейшем очень сожалеет о смерти Анны, ей действительно ее не хватает, ее даже мучают угрызения совести, и она наконец взрослеет.
Дальше мною была прочитана "Смутная улыбка". Главное героиня так же молодая девушка Домининка - студентка первого курса университета. У нее был молодой человек, который ей нравился , а потом она влюбилась в его дядю. В-принципе, банальная история - старый ловелас, который знает, как привлечь девушку, женатый и посему ничего ей предложить не может. Но история-то светлая, история опять-таки взросления. Ее молодой человек через чур серьезен, внимание взрослого мужчины ей льстит. «Очень даже ничего этот дядя-путешественник. У него были серые глаза, лицо усталое, пожалуй, грустное. Он был по-своему красив... Он поймал мою руку на лету. Я смотрела на него озадаченная. В голове моей пронеслось: «Он мне нравится. Немного староват, и он мне нравится»."
Что дают эти отношения? только любовные переживания, развитие чувств, самопознание... Бертрана - своего молодого человека - она не любит по-настоящему. "Два дня до этого завтрака у Люка прошли довольно скучно. Да и в самом деле, что мне было делать? Готовиться к экзамену, от которого я не ждала ничего особенного, валяться на солнце, заниматься любовью с Бертраном без особенной взаимности с моей стороны? Я, впрочем, любила его. Доверие, нежность, уважение — я не пренебрегала всем этим, мало думая о страсти. Такое отсутствие подлинных чувств казалось мне наиболее нормальным способом существования. Жить, в конце концов, значило устраиваться как-нибудь так, чтобы быть максимально довольным. Но и это не так легко". И опять присутствует какая-то легкость, бесшабашность. Доминика и Люк едут вместе отдыхать - им хорошо вдвоем, она задумывается о чувствах его жены - Франсуазы, но не о чувствах своего бой-френда.
Но с Люком она живет "полной грудью", а не существует: "Когда я увидела его, я еще раз подумала, и на этот раз с некоторой болью, что он очень красив. Его красота действительно причиняла мне боль, как любая вещь, которой я не могла обладать. Мне редко хотелось чем-нибудь обладать, но тут я сразу поймала себя на мысли, что мне хочется взять это лицо в руки, неистово сжать пальцами, прижаться губами к этим крупным, немного удлиненным губам. А ведь красив он все-таки не был. Потом мне это часто говорили. И несмотря на это, хотя я видела это лицо всего два раза, было в нем что-то, что сделало его для меня в тысячу раз менее чужим, в тысячу раз более желанным, чем лицо Бертрана, который мне как-никак нравился. Он вошел, поздоровался, сел. Он умел сохранять удивительную неподвижность. Я хочу сказать, в медлительности его жестов было что-то напряженное, сдержанное, он как бы забывал о своем теле, и это даже тревожило. Он с нежностью смотрел на Франсуазу. Я смотрела на него. Я не помню, о чем мы говорили. Особенно много говорили Бертран и Франсуаза. Надо сказать, я не могу без ужаса вспоминать всю эту преамбулу. В тот момент было достаточно проявить хоть немного осторожности, замкнуться — и я бы ускользнула от него. Зато мне не терпится дойти до того первого раза, когда я была счастлива с ним. Одна мысль, что я опишу эти первые мгновения, вдохну на минуту жизнь в слова, наполняет меня радостью, горькой и нетерпеливой".
Здесь любовь была сначала легкой. потом мучительной как наваждение, потом вспоминалась как прекрасный сон. Не было напрасных угрызений совести по поводу измены. Для меня, воспитаной на русской литературе, такая легкость была удивительной.
"Любите ли вы Брамса?" - о любви молодого человека к женщине (задумалась, как написать "немолодой" - не подходит, "не столь юной" - не понятно, "просто старше его" - да ведь дело-то не в возрасте). Он молод не только по летам, скорее по образу жизни - молодой бездельник. А она - вполне сложившая личность, ей за 30, она официально встречается с мужчиной (брутальным, сильным и.т.п.), однако ее официальный мужчина ей изменяет, она часто проводит вечера в одиночестве и в какой-то момент увлекается этим "мальчиком" Симоном, испытывает к нему нежность.
В-принципе, все герои немножко эфемерны - занимаются какими-то неопределенными занятиями, творческие люди. Можно по пальцам пересчитать трудяг-работяг:) Моя мама при всей ее любви к женской прозе Саган не любит, говорит, что все ее герои - бездельники. Я же так не считаю. Думать, чувствовать, любить - это тоже жизнь, не обязательно нужно что-то созидать. Любовь, которая посещает этих героев, в их жизни многое меняет. Как правило, такая любовь не является трагичной, но и особо счастливой ее не назовешь. Я навскидку, могу вспомнить всего 3 счастливых концовки "Женщина в гриме", "Смятая постель", "Неясны профиль".
Странно, но довольно много в ее произведениях молодых людей нервного (истеричного) склада, чувствующих и переживающих очень глубоко - это и брошенные мужья и даже счастливые любовники. Что называется нервы - как натянутая струна. Это и Симон в "Любите ли вы Брамса", и Алан из "Неясного профиля", и молодой Эдуар Малиграс в "Через месяц, через год" и некоторые другие.
А девушки (женщины) более спокойны, хотя иногда они похожи на лодки, которых несет по течению... Как бы сами ничего не решают, за них решают мужчины.
Самое главное, Франсуаза Саган никогда не навязывает свою точку зрения - мы можем сами додумывать, как поступил какой-либо из ее героев в конечном итоге.
А еще мне нравится читать продолжения, хотя об этом нигде не написано. Например, героиня из "Через месяц, через год" Жозе фигурирует в "Волшебных облаках", а Эдуар Малиграс и Беатрис - в "Смятой постели". Но все это законченные произведения, по большому счету не связанные сюжетом с первоначальным.
Возможно, я в чем-то не права и других читательниц иное мнение. Буду рада, если кто-то поделится своими мыслями по этому поводу.
Метки: франсуаза саган |
"Мисс Броди в расцвете лет" и "Крошки Цахес" |
Метки: спарк чижова |
НОВЫЙ РОМАН ДИНЫ РУБИНОЙ |
Метки: дина рубина синдром петрушки новый роман |
Беседы с писателями |
|
Рассказы Ирины Полянской |
Метки: ирина полянская рассказ |
Владимир Набоков "Лолита" |
Что я могу сказать об этой книге? Пожалуй то, что ее неоднозначность позволяет каждому увидеть в сюжете что-то свое. Кто-то увидит историю Великой Любви, кто-то - записки негодяя и извращенца, а кто-то просто жадно проглотит самые пикантные моменты и сделает вид, что прочитал всю книгу.
В любом случае, равнодушной "Лолита" никого не оставит.
Что я увидела в сюжете? На самом деле, сюжет был известен мне класса этак с восьмого, поэтому интересовалась сугубо стилем автора (все же он стоит вторым после Тургенева в мастерстве владения русским словом). В целом, мне понравилось, однако временами я перечитывала одну и ту же фразу несколько раз - Набоков обволакиевает читателя, берет его за руку и заводит за один, второй, энный угол, пока тот не вернется на исходную позицию. Временами, особенно в первых главах и последних я буквально теряла сюжетную нить и старалась осмыслить, чтобы вернуться и продолжить чтение.
Что же касается главного героя, то мое отношение к нему так и не сформировалось - изначально я видела в нем душевно больного, обладающего гештальтом. Поэтому с развитием сюжета (и постепенным удовлетворением гештальта) он становился все менее мне интересным. А вот его Лолита... Набоков мастерски спрятал ее от читателя. Да, безусловно Гумберт все время повторяет ее имя, она все время на виду, но что на самом деле думает и чувствует юная Гейзочка нам знать не дано. Я все же склоняюсь к мысле, что она была несчастной девочкой, которой просто не повезло в подрастковый период. Ведь сцену в "Зачарованных охотниках" никак нельзя назвать совращением Гумберта - она всего лишь демонстрировала навык, полученный в лагере. И чем обернулась эта демонстрация? Двухлетними отношениями, абсолютно ей не нужными.
Поэтому убийство Куильти я считаю совершенно бессмысленным - этот человек виноват только в том, что забрал ее у Гумберта (ведь не свяжись она с последним, не попала бы к любителю порносъемок). А чем могло бы закончится, не сбеги она? Появлением Лолиты второй? Равнодушием Гумберта к "увядшей нимфетке"? Эти вопросы остануться открытыми, потому что "это - единственное бессмертие, которое мы можем с тобой разделить, моя Лолита".
|