В колонках играет - Кооператив Ништяк/В бутылке масла сварили беса (2008)Когда-то в советские времена мир по ту сторону железного занавеса таил в себе мучительную притягательность. Конечно -- по сравнению с размеренной предсказуемостью СССР суета в кутерьмовнике забугорья многими воспринималась как подлинное развитие, интересная и разнообразная жизнь плюс возможность немеряно обогащать внутренний мир (ну как же, никакой запрещенной литературы, музыки, кино и философии -- ведь все разрешено в царстве Абсолютной Свободы!). Цивилизация, мать ея за ногу, прогресс, маршировать в ногу с которым -- счастье для человека разумного... и чё? Приобщились и мы. Глянешь по сторонам -- кутерьма в потреблятском дурдоме: не то тараканьи бега, не то крысиные гонки, не то классический курятник -- клюнь ближнего, нагадь на нижнего и взлети повыше, вот тебе и вся цивилизация. Хоть в мелком, частном масштабе, хоть в межгосударственном, общемировом. С одной стороны вместо прежнего идеологического диктата банальная забота о куске хлеба насущного, коим не единым же... а с другой вроде как и цензура снова голову поднимает, только другая, либерально-демократическая, а уж о пропаганде потреблятства под видом рекламы я ваще молчу: человек рождается, чтобы жрать, срать и ржать. Уж каких только "потребностей" не выдумал мир для честного изъятия денег у населения... да вот только тенденция-то сия наметилась уже давно.
Открываем "Братьев Карамазовых" и читаем:
"Посмотрите у мирских и во всем превозносящемся над народом божиим мире, не исказился ли в нем лик божий и правда его? У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: "Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай", — вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных — зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение, тем что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу, как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые не богаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей, зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут. Спрашиваю я вас: Свободен ли такой человек? Я знал одного "борца за идею", который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал свою "идею", чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну куда такой пойдет и на что он способен? На скорый поступок разве, а долго не вытерпит. И не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служения братолюбию и человеческому единению впали напротив в отъединение и уединение, как говорил мне в юности моей таинственный гость и учитель мой. А потому в мире всё более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше. "
...зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок -- ничего не напоминает? Да Римская империя времен упадка -- вот же она. Тут тебе и фантастическое социальное расслоение (разве что в "цивилизованных" странах не вернули пока что рабство, но предпосылки к тому видны: зря, что ли, в Нуменоре АКА США за миску баланды пашут зеки из т.н. "частных тюрем"? и нелегальные мигранты уже практически в шаге от той же участи -- что их жалеть...), и неукротимая роскошь новых патрициев, и безумная страсть к развлечениям, охватившая практически весь мир, и даже варвары-наемники из "Аль-Каиды", терроризирующие непокорных. И что самое смешное -- ни у кого не возникает сомнения в правильности пути: верной дорогой идете,
товарищи господа! Да и откуда тут взяться сомнениям, когда за чечевичную похлебку унылого материального "успеха" давным-давно проданы и честь, и совесть, и доблесть? В конце концов, кто нынче способен отказаться от 6-го айфона только ради того (фантастическое допущение), чтобы в мире больше не было голодных? Спасибо, господа, я так и думал.
Вот, кстати, в чем и была та самая "угроза миру" от режима Каддафи: он призывал пусть не всех, пусть хотя бы несколько африканских стран, отказаться от жизни в кредит (за который рассчитываться придется до седьмого колена включительно, и то, если повезет) и жить по средствам. Разве ТАКОЕ можно было простить? Это же поистине подрыв существующего порядка вещей: глядя на первопроходцев, и остальные могут остановить головокружение от кредитов, и как тогда жить обитателям вершины кредитной пирамиды, привыкшим хорошо кушать и ни в чем не знать отказа? Это что же -- хозяевам мира придется жить, КАК ВСЕ?..
Когда-то тов. Зощенко писал в "Голубой книге":
"Мы живем в удивительное время, когда к деньгам изменилось отношение.
Мы живем в той стране, в которой прекратилось величественное шествие капитала.
Мы живем в том государстве, где люди получают деньги за свой труд, а не за что-нибудь другое.
И потому деньги получили другой смысл и другое, более благородное назначение: на них уже не купишь честь и славу."
Тут он, конечно, поторопился, ибо привычно надеялся на лучшее. Оказалось, что человеческое нутро за тысячелетия так и не поменялось, величественное шествие капитала прошлось железной пятой и по Советскому Союзу, так что к нынешнему (а именно -- западному, "цивилизованному", победившему в "холодной войне") миру вполне применима еще одна цитата:
"Которые имели деньги - захотели иметь еще больше. Многие бросились в рискованные спекуляции. И стали давить с еще большей силой неимущий класс. И Рим, как сообщает история, стал задыхаться в деньгах. И тогда начался разгул и, прямо скажем, вакханалии.
Денежные аристократы, пресыщенные удовольствиями, устраивали неслыханные оргии и пиршества.
Для столов богачей стали привозить изысканные предметы роскоши.
Знаменитый римский цензор Порций Катон одной фразой определил положение государства. Он сказал: "Городу, в котором рыба стоит дороже упряжного вола, помочь уже ничем нельзя"."
Городу. А миру?..
Urbi et orbi.