И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин. 1,5)
"Сад мудрости" (Вечный календарь), ч. 4: Мудрые мысли сходятся |
"Сад мудрости" (Вечный календарь)
Часть 4: Мудрые мысли сходятся
Продолжая цитировать афоризмы из Вечного календаря "Сад мудрости" и подбирая к ним картинки в Интернете, встретил совпадающие или перекликающиеся с этими высказываниями мысли мудрых людей.
Известно, что умные мысли сходятся, но многие авторы афоризмов, вероятно, бывали в Саду Мудрости, даже если у них не было "Вечного календаря".
Ну, а мы, встречая новый день, уже перевернули его листок:
Вот полное совпадение:
А вот автор афоризма:
(Грейс Хоппер, англ. Grace Hopper, урождённая Grace Brewster Murray — Грейс Брюстер Мюррей; 9 декабря 1906 — 1 января 1992) — американский учёный и коммодор (контр-адмирал младшего ранга) флота США. Являясь первооткрывательницей в своей области, она была одной из первых, кто писал программы для гарвардского компьютера Марк I. Она разработала первый компилятор для компьютерного языка программирования. (См.: Википедия).
Женщина - контр-адмирал морского флота, учёный, программист и, к тому же, афорист!
Изобретатель компьютерного компилятора, но сама - не компилятор, а оригинальный автор изобретений, научных трудов и афоризмов.
И, несомненно, бывала в Вечном Саду Мудрости.
Перевернём и этот листок Календаря.
[Home]
Ноябрь 13
Жизнь - это искусство что-то отпустить, а что-то удержать
Близких к этому афоризму мудрых мыслей есть немало, но полных совпадений не нашёл. (Хотя они наверняка имеются).
Вот два высказывания, автор которых - Эрих Мария Ремарк:
Ноябрь 14
Лучшее украшение жизни - хорошее настроение
Вновь дословное совпадение в позитивном высказывании:
Знаменательно, что именно люди военные - советский подполковник и американский контр-адмирал младшего ранга - точнее всех формулируют истины, открывшиеся им в Вечном Саду Мудрости. Настоящие разведчики!
А Сад - это третий мир Карла Поппера: сверхчеловеческая виртуальность, в которой существуют знания без познающего субъекта, ожидая своих первооткрывателей.
(Аналогия, конечно, приблизительная, ведь и К.Р. Поппер, и автор этих строк - всего лишь философы, а не военные и не математики. А, как гласит украинская мудрость, "філософ - це така людина, яка не їсть, не п'є, не спить, а все думає, і не просто думає, а приблизно").
Обращение к философии не случайно накануне Всемирного Дня философии, который ежегодно отмечается в третий четверг ноября. В этом году это 15 ноября, и афоризм на этот день чрезвычайно обязывающий:
Ноябрь 15
Физическая сила измеряется тем, сколько мы можем нести, духовная - сколько мы можем вынести
Точного совпадения снова не встретилось, поэтому буду говорить приблизительно, прибегая к аллегории:
Если человек чрезвычайно силён физически и умственно и сумеет подняться на вершину могущества и мудрости, его попытки вынести свою вершинность без Бога будут Сизифовым трудом.
(Мысль заимствована мною у философа А.Н. Чанышева, он же поэт андеграунда Арсений Прохожий: "...Человек без Бога не может вынести свою вершинность...")
Из всех испытаний, выпадающих человеку, самым трудным является искушение безответственной свободой и верховенством своей воли, поддаваясь которому, мы творим произвол.
И, стремясь обрести свободу воли, мы просим Бога не вводить нас в искушение: "Да будет воля Твоя!"
Философская мудрость приблизительна не в отношении к математике, а в сравнении с благодатными истинами, которые начертаны на скрижалях и благодеяниями, высеченными на мраморе:
Ноябрь 16
Обиды записывайте на песке, а благодеяния людей высекайте на мраморе
Пьер-Клод-Виктор Буаст (Pierre-Claude-Victor Boiste, 1765 – 24.04.1824) – французский ученый, составитель словарей.
Пьер Буаст щедро одарил нас и своими афоризмами.
Ноябрь 17
Щедрость - значит с радостью отдавать то лучшее, что у вас есть
В Сети есть близкие к этой мудрости высказывания, в том числе дополняющие её:
Встречая утро нового дня и прочитав очередной афоризм, следуем ему:
Ноябрь 18
Каждое утро я наполняю свой ум светом Бога, и в нём не остаётся места для тревог
Попробуйте найти близкий текст, а я приведу картину:
Нашёл в Инете и мотиватор...
...похожий на один из моих аватаров:
Этот ангелочек - мой внук Гордей.
Другие внуки и новые афоризмы - в продолжении, которое следует...
@vlad_falco
|
Вечный календарь "Сад мудрости" (ч. 3) |
Вечный календарь "Сад мудрости". Часть 3
Часть 1 см.:
https://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/blog#post442421795
- кроме мудрых мыслей на каждый день здесь я рассказал об индийском Центре Духовного Развития в Москве и привёл материалы выступлений его руководителя Судхи Рани Гупта на международной конференции в нашем вузе.
Часть 2:
https://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/blog#post442955697
- здесь я вступил в диалог с афоризмами из Вечного календаря своими комментариями и чужими мудрыми мыслями.
В 3-й части предлагаю моим читателям дать свои комментарии или к мыслям из Сада мудрости на новую неделю:
@vlad_falco
|
Сад мудрости (Продолжение) |
Сад мудрости цветущий
среди непроходимых чащ премудрости дремучей
и Вечный календарь
в безвременье текучки
Предлагаю афоризмы из Вечного календаря "Сад мудрости" на очередные девять дней 10-го года моего дневника (начало - в предыдущем посте).
В ответ на эти не запретные плоды из райских кущ индийской мудрости, совечной миру, даю свои комменты немудрёные из нашенской безвременной текучки и перлы из непроходимых чащ премудрости дремучей.
Спасительно лишь Слово Божие, а возвращают в Сад чужие мысли гениальных любомудров, и в том числе влюблённых в Индию ещё сильней, чем я.
Читаю это накануне 6-го рабочего дня недели: суббота тоже переполнена работой (у нас ведь шестидневка).
Зато уж в воскресенье - труд на даче, так что работа будет преисполнена жизни!
А если не доходит, нанимай репетитора - практику.
Или жди, пока всё само образуется.
Что будет дешевле - жизнь покажет.
А если не можешь убедиться, что испробовал все имеющиеся возможности, или их нет вообще -
создавай возможности сам.
Тогда ты будешь знать, что сделал всё, что мог.
Ибо сказано: свобода творчества выше свободы выбора.
А если ты не можешь быть счастлив сначала, дари свою любовь, и будете вы счастливы вдвойне.
А если делаете то, что не можете, вы будете жить так, как и другие не хотят.
Но не забудьте захватить зонтик: он спасёт и от дождя, и от жаркого солнца.
Но только прежде переведите дух и подумайте ещё раз: а надо ли открывать этот замок?
Об истинной любви могу я говорить, лишь только имея Любовь в сердце своём:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. <...>
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине;
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит"
(Ин. 13, 1; 13, 4-7).
Поднявшись в Слове Божьем в мир превечный и опускаясь снова в мир земной, со злом встречаемся - изнанкой мира и небытием. Заглядывая в бездну, вопрошаем: быть или не быть?
«Век живи — век учись тому, как следует жить», -
эту мудрую мысль изрёк древнеримский стоик Сенека:
А мы, дожив до старости и не научившись этому, говорим:
"Век живи, век учись - дураком помрёшь".
Неужели это мудрость нашего времени?
Правильно она звучит так, как её записал из русской народной мудрости Владимир Даль:
"Век живи - век учись (а умри дураком)".
Смысл этой мудрости раскрыл Козьма Прутков:
Значит, Иван-дурак - это русский Сократ, признавший:
"Я знаю только то, что ничего не знаю".
Но если я не достиг мудрости Ивана Дурака, могу ли всё-таки найти ответ на вопрос: как жить?
Фридрих Ницше сказал: для того, чтобы понять, КАК надо жить, сначала надо ответить на вопрос "ЗАЧЕМ жить?"
Но КАК узнать, зачем живёшь? КАК вытерпеть ответ на это проклятое КАК?
Для этого надо найти ответ ещё на один предельный вопрос:
"РАДИ ЧЕГО готов ты УМЕРЕТЬ?"
Так говорит современный индийский мыслитель Бхакти Чайтанья Бхарати Свами:
Вытерпим ли мы любой ответ на этот вопрос?
Или дадим другой ответ?
И будем ли честны перед собой?
Вернулись мы, благодаря монаху-индуисту, в Сад мудрости и Вечный календарь.
Продолжим перевёртывать его листы, когда настанет день и час.
@vlad_falco
|
9 лет моему дневнику |
9 лет моему дневнику
Это юбилей: 9 в троичной системе счисления = 100!
И наступающий новый год - 10-й в десятичной системе - тоже юбилейный!
И текущий год моей жизни - юбилейный: ровно через 5 месяцев стукнет семь десятков (дай Бог дожить!).
Идя от юбилея к юбилею и вступая в Новый год жизни моего дневника в ЛиРу, предлагаю его читателям
мудрые мысли на каждый день из
Вечного календаря "Сад мудрости",
полученный мною в дар в уходящем году от
Центра Духовного Развития (Москва)
Начну с сегодняшнего дня календаря и
приведу мудрые мысли на 9 ближайших дней:
[home]
Мудрые мысли звучали и в докладах делегации ЦДР на Международной конференции "ЭкоМир-9", где мне и был вручён Календарь
29 марта 2018 г., Международная научная конференция "ЭкоМир-9" (Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана - бывший МГУЛ), в перерыве пленарного заседания.
Получаю в дар Вечный календарь "Сад мудрости" от Судхи Рани ГУПТА (Индия) - Генерального директора Межрегиональной общественной организации "Центр Духовного Развития", магистра естественных наук в области биологии. Слева - ОЛЕСКИН Александр Владимирович, д.б.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и ШАХНОВСКАЯ Татьяна Германовна, координатор проектов ЦДР
В зале заседания конференции
Делегация ЦДР (в центре - Ирина Адольфовна ЛЕМБЕРГ, переводчик).
В президиуме: модератор пленарного заседания Виталий Юрьевич ИВЛЕВ - д. филос. н., профессор, завкафедрой "Философия" МГТУ им. Н.Э. Баумана, Марина Левенбертовна ИВЛЕВА - д. филос. н., профессор, завкафедрой социальной философии Российского Университета Дружбы Народов
Доклад С.Р. ГУПТА "Экология сознания" на пленарном заседании конференции
Из доклада С.Р. Гупта:
Как вернуть Мать-природу к ее изначальному состоянию?
Нам нужно служить природе.
Как служить природе?
Создайте мысль:
«Я – душа, спокойная душа.
Я – звезда покоя, звезда чистой любви.
Я благодарна Матери-природе за ее щедрость ко мне.
Я уважаю все проявления жизни.
Я уважаю себя.
Я, душа, излучаю вибрации покоя и чистой любви, распространяя их на весь мир...».
Из доклада Т.Г. Шахновской:
ИНИЦИАТИВА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЦЕНТР ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ» В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Инициатива Центра Духовного Развития в области охраны окружающей среды ставит своей целью вдохновить всех членов организации в частности и общества в целом почувствовать себя реальными защитниками ресурсов Земли.
Сила нашего подхода к охране окружающей среды базируется на пяти основных принципах:
В последующих постах продолжу цитирование афоризмов из Вечного календаря "Сад мудрости".
Буду иногда возвращаться к своим старым публикациям и размещать новые.
@Vlad_Falco
|
З Днем незалежности! |
З Днем незалежності!
Дорогі земляки! Щойно повернувшись з рідної України, щиро вітаю вас з Днем незалежности!
Від усієї козацької душі бажаю вам творчої наснаги, геройської звитяги і молодецького змагіття!
@vlad_falco
|
С Днём Победы! |
Со священным Праздником Великой Победы!
|
С Первомаем! |
Друзья, всех поздравляю с Первомаем!
Успешного труда, приятного отдыха, хорошего весеннего настроения всем нам в эти праздничные дни!
@vlad_falco
|
Христос воскресе! |
Христос воскресе!
Дорогие друзья, братья и сестры!
С праздником Светлой Пасхи Вас!
Пусть Благодать Божия никогда не оставляет Вас!
Простите, многих из вас я не поздравил по телефону, т.к. вместе с потерянным мобильником лишился и базы телефонных номеров. Буду весьма признателен, если в смс на мой номер 89165049677 укажете свои имена и фамилии.
@vlad_falco
|
С Вербным воскресеньем! |
С Вербным воскресеньем!
Дорогие братья и сестры!
С Вербным воскресеньем вас!
Пусть Господь хранит вас и ваших близких!
@vlad_falco
|
С 8 Марта! |
Дорогие женщины!
С праздником весны и любви вас!
Счастья и радостного настроения вам!
@vlad_falco
|
Татьянин день |
Поздравляю с праздником всех Татьян
и всех студентов!
|
КАК ВОЗНИКЛО ПОНЯТИЕ НОВЫЙ ГОД? |
КАК ВОЗНИКЛО СЛОВО НОВЫЙ ГОД?
В канун Рождества Христова предлагаю вниманию моих читателей "Научное разъяснение КАК ВОЗНИКЛО ПОНЯТИЕ НОВЫЙ ГОД из мировоззрения древних слаВян (колоВен)" сербского учёного Божидара Митровича. Согласно ему, Новый Год и Рождество раньше праздновались 7 января по новому стилю. Не все, пожалуй, согласятся с его оригинальной концепцией, но почему бы в новогодние и рождественские праздники не удивиться неожиданным толкованиям привычных понятий?
Божидар Трифунов Митрович - доктор юридических наук, заведующий Кафедрой международного, славянского и экологического права МНЭПУ (Международный независимый эколого-политологический университет), Директор Музея НЕПРЕРЫВНОСТИ СЛАВЯНСКОГО ПРАВА И КУЛЬТУРЫ С ЭПОХ ЛЕПЕНСКОГО ВИРА И ВИНЧИ, университета МНЭПУ (Москва), Председатель Совета по статусным вопросам Диаспоры Республики Сербии, член Совета по национальным вопросам при Правительстве г. Москвы, член Комиссии по науке и образованию Совета по национальным вопросам, Председатель Региональной общественной организации ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕРБОВ. (Координаты автора даны в приложении). Результаты исследований и разработок Б. Митровича опубликованы в книгах, в том числе "Россия - древнейшая цивилизация", на которые в тексте даются ссылки. Добавлю к ним популярное издание: "Тайна Русского храма и непрерывность славянской культуры" : русско-сербский путеводитель по Москве. М.: Изд-во МНЭПУ, 2016. - 68 с. Координаты автора даются в прилагаемом тексте (См. внизу)
Вложение: 5470522_mitrovich_kak_vozniklo_slovo_novij_god.pdf
|
С Новым годом! |
Дорогие друзья! С Новым годом!
Пусть он принесёт вам счастье, радость и удачу!
@vlad_falco
|
Философия понимания: Интервью с А.Ю. Цофнасом |
Философия понимания:
Интервью с А.Ю. Цофнасом
В преддверии Международного дня философии предлагаю интервью с философом, чей юбилей отмечали этой осенью уже без него. Его учебники и монографии, статьи и видеолекции продолжают жить и после безвременного ухода автора от нас в 2014 году, участвуют в осмыслении проблем современности, развитии науки и формировании нашего мышления. Ученики, коллеги, читатели, к которым принадлежим и мы с моими аспирантами, используют его идеи и методы, учебники и живой пример творчества в своих исследованиях и разработках, учебных занятиях и в жизни.
Это - один из лидеров Одесской логико-философской школы, ученик её основателя А.И. Уёмова, доктор философских наук, профессор Арнольд Юрьевич Цофнас, в течение ряда лет возглавлявший кафедру философии и методологии науки Одесского национального политехнического университета и сменивший своего учителя на посту руководителя Системного семинара.
Арнольд Юрьевич Цофнас
Телевизионная программа "Ночь: разговор" на Одесском канале АТВ 23 ноября 2010 года (через несколько дней после очередного Всемирного дня философии) напоминает нам, что есть не только День философии, но и Ночи философии. И немудрено: Сова Минервы, как говорил Гегель, вылетает в сумерки. А у кого-то и ночью, в буквальном смысле этого слова. Зритель сразу соприкасается с вопросами смысла жизни, понимания и знания, обращением к мудрости Пифагора и Сократа и, конечно, мудрыми мыслями философа нашего времени.
Смотрите, слушайте, размышляйте и судите сами:
http://uemov.org.ua/video.html.
[home]
Мне посчастливилось познакомиться, сначала заочно, а затем очно с А.И. Уёмовым и А.Ю. Цофнасом и в течение ряда лет сотрудничать в вопросах философии, логики и Общей параметрической теории систем. С некоторыми работами Уёмова был знаком со студенческих лет, а установлением контактов с ним и его школой обязан покойной Ладе Николаевне Любинской, много лет преподававшей философию в МИФИ и предложившей мне написать рецензию на учебник "Общая теория систем для гуманитариев", написанный одесскими философами.
Авенир Иванович Уёмов в московской квартире Л.Н. Любинской
Знаменательно, что наше международное сотрудничество началось в 2002 году - в то время, когда на 33-й сессии ЮНЕСКО принималось решение о Международном дне философии, проводимого ежегодно в третий четверг ноября. (Правда, тогда я об этом ещё не слышал). Но зато помню философские четверги на отечественном телевидении ещё времён перестройки. (Наверное, не только из Ливерпульской гавани всегда по четвергам суда уходят в плаванье к далёким берегам, но также из Одесского морского порта и из Москвы - порта пяти морей - отправляются философские пароходы))).
О нашем заочном общении и встречах я уже писал, и ещё много надеюсь рассказать, но сегодня главное - видеозапись беседы с А.Ю. Цофнасом, котрую я назвал "Философия понимания", потому что главным теоретическим наследием одесского философа является понимающая гносеология. Это не столько герменевтика, сколько системно-философский подход к исследованию категории понимания.
Кадр из видеозаписи беседы был использован и в некрологе, написанном коллегами и друзьями Арнольда Юрьевича и размещённом на сайте Системного семинара:
Этой осенью А.Ю. Цофнасу исполнилось бы 80 лет...
75-летний юбилей А.Ю. Цофнаса во внутреннем дворике Дома учёных.
Из письма Юбиляра: "Все прошло тепло и, слава Богу, не официозно, чего я категорически не люблю".
Выступление на Уёмовских чтениях в 2013 г. Из письма Цофнаса:
"А конференция прошла очень прилично и местами интересно".
Загляните на сайт семинара Одесской школы А.И. Уёмова:
Найдёте немало интересного. Правда, часть материалов находится в разработке, временно (надеюсь, что не навсегда) удалена. Поэтому рекомендую обращаться в библиотеки, в том числе электронные, где можно найти книги и статьи А.Ю. Цофнаса, также как труды А.И. Уёмова и других авторов из его школы. Во всяком случае, в РГБ есть его учебники "Философия. Часть 1" и "Гносеология", которые мне выпала честь передавать туда в дар от автора.
Истинные одесситы, хотя и приехавшие в город у Чёрного моря из России, как Уёмов, или Узбекистана, как Цофнас, обладают тонким чувством юмора. Они умеют и любят писать учебники по параметрической теории систем на очень доступном языке, облегчающим восприятие необычной символики и сложного содержания. Но когда я попытался, по просьбе авторов, опубликовать в одном московском издательстве вузовской книги их учебник "Общая теория систем для гуманитариев", уже изданный в Варшаве в 2001 г. на русском языке, получил отказ: "Нельзя писать учебники так несерьёзно, вводя туда таких персонажей, как мушкетёры и гвардейцы кардинала".
Тем не менее, рекомендую студентам и аспирантам не только эту книгу, но и статейку Цофнаса "Анекдот от Рабиновича в системном измерении", подписанную псевдонимом К.О. Дымский. Обыграл её в одном из первых своих постов в ЛиРу в 2010 г., и он набрал намного больше просмотров и цитирований, чем все мои последующие публикации в этом дневнике и на других сайтах:
http://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/post142040404/.
"Памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу" в Саду скульптур Литературного музея в Одессе. Открыт 1 апреля 1995 года. Скульптор: Резо Габриадзе. Название скульптуре дано Михаилом Жванецким.
(Мой снимок, август 2010 г., во время экскурсии по городу, проведённой для меня супругой Цофнаса, доктором культурологии, профессором Альбиной Петровной Овчинниковой)
Статья Дымского размещена на сайте одесского Семинара:
http://uemov.org.ua/publications/34-2012-06-25-16-54-15/17---------2005.html.
Это произведение Цофнаса, как и работы в соавторстве с Уёмовым и другими одесскими философами, являются образцами поэтики в учебной литературе, противостоящие засилью технического образца в современной науке. Можно сказать, что здесь зарождается своего рода технопойесис (модель и аналог аутопойесиса в природе и обществе), наделяющий бытием не только поэтические творения человека, которые Платон выделял среди всех искусств, но также философские и научные тексты.
Поддерживая юмористический дух изложения ОПТС и стремясь к поэтической форме жизнеописания её основоположника, автор этого поста сочинил фрагменты из якобы дошедшей до нас из будущего эпической поэмы "Одессея Авенира Уёмова", которая была размещена Цофнасом на сайте Системного семинара и включена им в сборник "Философ Уёмов", под ред. А. Горальского и А. Цофнаса (Варшава, 2014. С. 280 - 317):
http://www.philosof.onu.edu.ua/elb/books/Philos_Uyemov_w6.pdf.
Здесь нашлось место и для анекдотического метода изложения системных законов А. Цофнасом:
"Вышел на помощь докладчику друг, ученик и учёный –
Цофнас Арнольд, что сын Юрия, и рассказал анекдоты,
Каждой из закономерностей дал объясненье весёлое.
Над земляком Рабиновичем долго смеялись ученые,
Те, кто дремали – проснулись, а те, что скучали – всё поняли".
...Цофнас лишь неутомимо под лиру всё пел анекдоты:
Если бы не Рабинович, то вряд ли б понятен был ЯТО.
Публика вскоре взмолилась: «Хотя мы здесь все одесситы,
Нет уже мочи смеяться, и Гелиос в море спустился..."
В "эпосе" обыгрывается реальный эпизод дарения Цофнасом Уёмову в день 80-летнего юбилея часов, идущих в обратную сторону, благодаря чему Авенир попадает в античные времена и общается с Сократом. И это недалеко от правды, т. к. Уёмов со студентами проводил игры со студентами "Суд над Сократом", пытаясь спасти его от несправедливого смертного приговора. Такие же игры, предложенные моими студентами, мы тоже проводим на занятиях по философии.
Нам бы подобной машиной вернуть их обоих в сегодня
Или вернуться в те годы, когда они были там с нами!
Но... уже Гелиос скоро из моря поднимется в небо,
Надо давно завершать сей рассказ о ночах философских.
@vlad_falco
|
Мистические аспекты Сети: Два интервью с М.К. Вавиловым. |
Мистические аспекты Сети
Два интервью с М.К. Вавиловым
Идя навстречу Всемирному дню философии (3-й четверг ноября, в этом году 16-е) публикую интервью с православным философом, референтом архиепископа Михаилом Константиновичем Вавиловым
С Михаилом Константиновичем Вавиловым, из рода великих советских учёных Сергея Ивановича и Николая Ивановича Вавиловых, мне довелось познакомиться на одной из научных конференций, где он выступал с докладом о Сети как некросфере, а я - о парадоксах информационно-коммуникативного пространства мегаполиса. Во многом наши взгляды сходились, хотя было о чём и подискутировать. Вскоре он выступил и на конференции "ЭкоМир-8", в организации и проведении которой я принимал активное участие.
М.К. Вавилов выступает на Международной научной конференции "Пути гармонизации социоприродных систем" ("ЭкоМир-8") в МГУЛ 8 июня 2016 г.
Здесь он дал определение:
"Сеть - это антропоморфный деонтологизирующий эпифеномен",
характеризуя её также как "глобальную антицерковь"
и говоря о "сетевой некросфере".
Комментарий М.К. Вавилова в "YouTube" Год назад
"Михаил Константинович, доброй ночи!
Ваше интервью просмотрел уже во второй раз. Прежде, чем ответить теоретически и задать свои вопросы, приведу стихотворное впечатление от него. Это, конечно, не поэзия, а рифмованные сырые строки:
Сетевая некросфера
Нас лишает бытия,
И внушается мне вера
В то, что эти сети – я.
И на чьи-то опасенья,
Что погибнет белый свет,
«Где опасность – там спасенье», –
Нам дают чужой ответ. –
«В сетевом водовороте
Не барахтайся, ныряй:
Вынырнешь на оборотной
Стороне – из ада в рай!».
И, на деле проверяя:
Два пространства иль одно,
В чёрную дыру ныряя,
Я ударился о дно…
Здесь не повернёшь, наверно,
В сторону, плывя вдоль дна:
Ведь пространство одномерно
И трёхмерны времена.
В измерении фронтальном –
Параллельные миры,
В направленье аксиальном
Всех нас ждёт вселенский взрыв.
Низвергаясь в безвременье,
В прах уходит всё и вся,
Но спасают нас мгновенья,
К сверхвременью вознося.
Теперь - прозаическая часть.
1) Определение Сети ["антропоморфный деонтологизирующий эпифеномен"] мне представляется интересным и, в целом, правильным, но требующим уточнений. Под это определение, на мой взгляд, может подойти не только интернет или другая компьютерная сеть, но и, скажем, искусственный интеллект. Хотя есть идеи, что ИИ может возникнуть именно из/в мировой сети. Может быть, следует добавить такой признак, который указывает на связи между людьми. Связь, по определению А.Ю. Цофнаса, это "внешние и в то же время завершенные отношения" (Философия. Ч. I. Предмет философии. Онтология: учеб.-справ. пособие / А.Ю. Цофнас. - Одесса: Наука и техника, 2009. С. 122). В отличие от сети, живое общение, на мой взгляд, характеризуется как внутреннее незавершённое отношение. (У Цофнаса нет области пересечения этих понятий, но именно их соединение выражает взаимное проникновение душ в отличие от соприкосновения тел, времениподобное отношение внутренних миров в отличие от пространственноподобного отношения вещей). О завершённости сетевых отношений в вашем диалоге с интервьюером, по-моему, говорилось.
2) Хотелось бы верить, что мы можем управлять Сетью, но это мне представляется столь же неосуществимым, как и управление глобальными процессами, о необходимости которого говорят А.Н. Чумаков и Ко. (Об этом я говорил в своём докладе на Моисеевских чтениях 2015 г., статья опубликована в материалах Чтений в электронном виде). Н.Н. Моисеев противопоставлял управлению направляющее воздействие. Мне кажется, что можно и нужно стремиться к независимости от её манипулятивного и деонтологизирующего влияния на меня, хотя и это проблематично. Можно поставить и такой вопрос: возможно ли использовать силу Сети как в карате используется сила противника?
3) Интересна Ваша мысль о том, что "не только технология, но и человек не имеют обратной стороны, подобно бутылке Клейна". Это мне представляется соответствующим возможности разработки единой методологии для исследования внешнего и внутреннего миров как единого мира, включая разработку своего рода живой математики. Но человек трансцендентно открыт Богу и Другому, и модель (или иллюстрация, аналогия) должна быть размыкаема. (Идея размыкания как открытости, как Вы знаете, - одна из главных в философии С.С. Хоружего). Мне представляется, что уподобление человека односторонней поверхности справедливо только в структурном отношении. Природа же человека, его душа, как Вы мне справедливо указывали, невыразимы математически. Подобно тому, как Лейбниц помещает души (монады) в складках материи, трансцендентальная природа человека и его духовная, трансцендентная открытость не есть сама односторонняя поверхность, а то, что существует между поверхностями (или гиперповерхностями). Как писал А. Кожев, сущность человека - не бублик как субстрат, а дырка от бублика. Животное, пишет он, есть то, что оно ест, а человек есть то, что он есть.
4) Импонирует мне и мысль о "трёхмерности времени в Сети". Но, как я говорил об этом в докладе в МГИК, пространственно-временной твист в информационно-коммуникативном пространстве может происходить в своего рода "чёрных дырах" информационно-коммуникативного пространства мегаполиса [и технополиса]. Поскольку это опубликовано в статье, которую Вам высылал, и пишу об этом в стихах, не распространяюсь здесь, тем более что линейное письмо одномерно)))".
Михаил Константинович ответил восторженно, но, из ложной скромности, не цитирую его оценку моего отзыва на Интервью ))).
Если кто-то дочитал до конца этот пост, в одном из следующих размещу свой доклад о "чёрных и белых дырах" в информационно-коммуникативном пространстве мегаполиса" (Так вам и надо! )))
@vlad_falco
|
Русские революции как начало глобального поворота. Часть 1. |
Русские революции как начало глобального поворота
Часть 1
Отмечая 100-летие Великой русской революции, мы пытаемся переосмыслить её значение для мировой истории, нашего настоящего и будущего.
Обсуждение этих вопросов на научных конференциях, в СМИ, на занятиях с учащимися, в неформальном общении показывает, насколько разнятся между собой точки зрения и сколь недостаточно поняты смысл и влияние всех русских революций, и особенно Октябрьской, на мировое развитие.
Обсуждению глобальных аспектов русской революции был посвящён круглый стол, проходивший в рамках V Международного научного конгресса "Глобалистика-2017" (Москва, 25-30 сентября).
В его работе приняли участие российские и зарубежные историки, философы, представители других областей знания, продемонстрировавшие разнообразие трактовок и оценок событий 1917 года в России, их влияния на мировую историю, наше настоящее и будущее.
Заседание круглого стола открыл сопредседатель Конгресса, д.полит.н., профессор, декан Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Илья Вячеславович Ильин. В своём вступительном слове он акцентировал внимание на глобальном контексте проблем анализа опыта Русской революции 1917 г. и её последствий в современной истории.
Заседание круглого стола ведёт модератор д.филос.н., к.и.н., доцент Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Т.Л. Шестова.
Выступает д.и.н., профессор исторического ф-та МГУ Ю.А. Щетининов.
По правую руку от него сидят профессор Б. Крейг (Великобритания) и д.филос.н., профессор Д.Е. Муза (Донецк).
Введя понятие "Великая Российская революция 2017 года", Юрий Александрович Щетининов напомнил, что термин "Великая Октябрьская социалистическая революция" появился в год 40-летия этого события и отметил: "Великая - потому, что она повернула мир, перевернула все устои - политические, духовные и др. Это именно революция, которая, в отличие от переворота и реформ сверху, не делается, а вспыхивает и развёртывается.
Профессор, д. филос. н. Низами Мустафаевич Мамедов, проведя сравнение с Великой Французской революцией, согласился с определением Щетининова, считая равнозначным ему термин "Великая русская революция".
Д.филос.н. Владимир Игоревич Пантин остановился на российском и глобальном контекстах революции 1917 г., показав её всемирное значение и социально-политические последствия как важного этапа исторического развития и особого способа решения задач модернизации и ускоренной индустриализации.
Профессор Кент Нейл (США), говоря о роли русской революции в мировой истории, поделился воспоминаниями своего деда, который участвовал в процессе заключения Брестского мира. Эмоциональная и в то же время теоретически осмысленная, неоднозначная оценка американским учёным противоречивого характера русской революции внесла энергетику и оживление в дискуссию.
Выступает Нейл Кент
Видя главные причины русской революции в идеологической плоскости, британский историк Бенджамин Крейг оценил её как самое ужасное событие последнего столетия, и его выступление заострило дискуссию, вызвав несогласие целого ряда участников.
Одним из них был д.филос.н., профессор Донецкого национального университета Дмитрий Евгеньевич Муза, предложивший цивилизационно-синергетический анализ революционных потрясений в России в 1917 г. Феномен русских революций возникает в результате синергии воль народа и интеллигенции в борьбе за радикальное обновление общества. 1917 год явился точкой бифуркации этого процесса. Современная Россия, в её взаимодействии с Западом, воспроизводит закон социальной гибридизации и западнизации (А.А. Зиновьев).
Д.и.н., профессор истфака МГУ им. М.В. Ломоносова Зоя Сергеевна Бочарова, говоря о России и зарубежье, отметила, что русские хуже всех справляются с выстраиванием самостоятельных институтов национального самосознания. Мировая революция, революционные войны - это те же процессы глобализации, но в иных формах.
Военный историк , доктор культурологии, профессор Ф-та глобальных процессов МГУ Владимир Иванович Бажуков, обращаясь к концепции революционной войны в учении В.И. Ленина, отметил, что в ней делалась ставка на мировую революцию, но не на экспорт революции. Революционные войны себя не оправдали, приводя к многочисленным жертвам.
Геннадий Иванович Ванюрихин - д.т.н., профессор РУДН указал на начало глобального передела мира в послеоктябрьской и современной истории, увязал прошлое и настоящее на основе идеи нового социализма, или цивилизма.
Моя аспирантка Юлия Николаевна Сколяр (асс. секции философии Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана) отметила восстановление патриаршества в России в 1917 г. и возрождение православия в современной России, а также новый культурный проект в советский период - социалистический реализм.
Подводит итог дискуссии д.филос.н., профессор В.П. Веряскина (Институт философии РАН). По левую руку от неё сидят: Г.И. Ванюрихин, В.И. Бажуков, Ю.Н. Сколяр
Валентина Петровна Веряскина подчеркнула, что Октябрьскую революцию нужно определять как социалистическую, обратив также внимание на необходимость использовать методы социологии революции, разработанные П. Сорокиным.
В дискуссии выступили также Александр Ирванович Айвазов (Орловский гос. ун-т), Любовь Сергеевна Черняга (Экологический союз), Василий Николаевич Василенко (Волгоград) и другие участники круглого стола.
Автору этого поста и некоторым другим участникам круглого стола не удалось выступить ввиду дефицита времени. О задуманном и несбывшемся надеюсь рассказать в следующем посте.
В качестве компенсации приведу снимок вручения удостоверений членов-корреспондентов Общественной Российской экологической академии мне и д.т.н., профессору Борису Ивановичу Кудрину (также не успевшему выступить на заседании круглого стола - на верхнем снимке он сидит первый справа) сопредседателем Конгресса И.В. Ильиным (чей снимок на круглом столе я не успел сделать) на закрытии Конгресса "Глобалистика-2017".
Глобальные аспекты русских революций и современного развития обсуждались и на других конференциях, о чём расскажу во 2-й части этого поста.
(Продолжение следует)
@vlad_falco
|
День города Лебедин (Украина) Часть 3 |
1-ю и 2-ю части поста, в которые внесены исправления и дополнения, см.:
http://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/post419836351/,
http://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/blog#post419925316)
Рассказ о Дне освобождения Лебедина будет неполон, если не коснуться истории Великой отечественной войны, поэтому даю дополнение к предыдущим постам.
Продолжая историческую справку, использую издание "Книга пам'яті України. Сумська область. Том 7", изданной в Сумском издательстве "Слобожанщина" в 1996 г. (Данные заимствую из статьи моей матери Е.М. Фалько "Згадали усіх поіменно" ("Вспомнили всех поименно") в газете "Життя Лебединщини" от 8 мая 1996 г. и включённой в её книгу "Оксамитова пора".
Путь от центра города к Мемориалу Славы, где ежегодно происходит празднование Дня освобождения города, проходит по улице Первогвардейской (бывшей Михайловской). Улица біла переименована в советские времена в честь воинов 1-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, которая героически защищала г. Лебедин от немецко-фашистских захватчиков осенью 1941 года.
Об этом говорила надпись на памятном знаке, который был установлен в начале улицы (мой снимок 2009 года):
Хотя я сторонник возвращения улицам первоначальных названий, но считаю, что в данном случае власти города поступили правильно, не вернув, на волне декоммунизации, моей родной улице старое название. То, что она ведёт в село Михайловка, всегда будет тривиальным фактом, а память о важнейших, спасительных для города, страны и народа событиях нужно хранить в названиях, памятниках, традициях. Названия улиц, площадей, скверов и самих городов отражают не только географию, но также историю, которая живёт в настоящем благодаря своим именам.
Ожесточённые боронительные бои на территории Лебединского района происходили с 23 сентября по 11 октября 1941 г. Только за эти дни в ряды действующей армии вступило более 11 тыс. жителей города и района.
В книге рассказано о Штеповском контрударе Красной Армии (под селом Штеповка), который вошёл в историю Отечественной войны как первый серьёзный отпор вражеским войскам.
Во время оккупации на территории района действовал партизанский отряд К.Г. Карпова, именем которого была названа бывшая улица Замковая.
В январе 1943 г. в город и район пришло партизанское объединение Михаила Наумова, которое разгромило вражеский аэродром, освободило 2 тысячи военнопленных. С объединением Наумова в знаменитый Степной рейд отправилось много жителей Лебедина и сёл района.
В школьные годы я читал книгу М. Наумова "Степной рейд", которая была у нас в домашней библиотеке. Но лишь позже узнал от матери, что в числе ушедших в этот поход был и её первый муж Николай Григорьевич Цикин, который, насколько ей было известно, погиб в боях с фашистами уже в составе армейских частей.
Всего в боевых действиях на фронтах войны приняло участие свыше 16 тысяч воинов-лебединцев, из них не вернулось с войны около 8,5 тыс. бойцов, т. е. более половины.Во время всех боевых действий по защите и освобождению Лебединского района погибло и умерло от ран 4386 воинов и 148 партизан. Жертвами войны стали 455 мирных жителей, а 5844 чел. вывезены в Германию на принудительные работы. Всего за годы войны район потерял 9102 жителя.
Освободительные бои на территории района происходили с 22 февраля по 11 марта и с 17 августа по 8 сентября 1943 г. То есть Лебедин освобождали дважды, и первый раз - 23 февраля, когда немцев из города выбила 100-я стрелковая дивизия 40-й армии Воронежского фронта.
Так что, отменив празднование 23 февраля как Дня Советской Армии, эту дату стоит помнить как славный день 1943 года, вселивший в сердца жителей оккупированных территорий веру в скорую Победу.
Отвод назад советских войск, совершивших стремительный прорыв в феврале-марте, был вызван необходимостью выравнивания линии фронта перед битвой, завершившей коренной перелом в ходе Великой отечественной войны.
Вместе с отходящими частями Красной Армии ушла на фронт и моя мать, Елена Михайловна Гарвиленко, принявшая участие в боевых действиях на Курско-Орловской дуге.
Стремительное наступление советских войск после победы в Курско-Орловской битве обеспечило окончательное освобождение Лебедина и всей Слобожанщины. 19 августа 161-я и 309-я стрелковые дивизии 38-й армии Воронежского фронта, вместе со 2-м танковым корпусом ворвались в г. Лебедин и завершили его освобождение.
На доме № 34 по ул. Первогвардейской, где во время боёв за освобождение Лебедина находилась штаб-квартира командира полка Александра Васильевича Чапаева (сына легендарного героя гражданской войны), ещё в советские времена была установлена мемориальная доска (мой снимок 2009 г.):
В детстве я часто бывал в этом доме в гостях у своего друга Димы Каплана, отец которого служил офицером в военном городке Лебедина. А последний День освобождения города летом отмечали с новой хозяйкой этой квартиры.
Наша семья проживала в доме 28 на этой же улице, и я каждый год возвращаюсь в отеческий дом. А до нас в этой квартире проживала семья моего дяди В.А. Фалько, участника войны.
Первогвардейская улица (как и улица Партизанская) начинается у Сквера Боевой Славы, новое название которого я поддерживаю, как и сохранение в нём памятников воинам и партизанам, секретарю подпольного обкома партии А.И. Антонову, могилы бойцов, погибших в войнах прошлого столетия.
Приведу снимки, сделанные мною в 2009 г.
Памятник бойцам Великой отечественной войны на братской могиле
Памятник партизанам, погибшим во время Великой отечественной войны
Бюст А.И. Антонова - секретаря подпольного Сумского обкома партии
Мемориал Славы воздвигнут на опушке лесопарка. Визитной карточкой Лебедина стал памятник, установленный на вершине холма Мемориала. Он изображает погибшего Солдата, возносимого на небо Лебедем.
Приведу стихотворение моей матери "У обелиска", посвящённое этому памятнику:
Вокруг него шумит сосновый бор,
И слушает потомков разговор.
Мы у гранитной стелы каждый раз
Родные наши, вспоминаем вас.
Я чувствую, боец, твою ладонь,
Где вечный и немеркнущий огонь
И лебедь-птица - символ доброты,
Застывшая на краешке плиты.
Бойцы сражались, жизни не щадя,
Чтоб расцветала отчая земля.
Пусть слава добрая о них в веках
Останется нам памятью в сердцах.
19 августа 2010 года: Е.М. Фалько среди ветеранов ВОВ (последнее её участие в праздновании Дня освобождения Лебедина). На памятной доске над её головой видна фамилия её брата Владимира Гавриленко, погибшего под Москвой. Рядом с ней - председатель Совета ветеранов Лебедина А.В. Кутковой, на внимке второй слева - поэт-фронтовик Валерий Полянский.
Е.М. Фалько и ведущая праздника Людмила Кабанец (19.08.2010).
@vlad_falco
|
День города Лебедин (Украина) Часть 2 |
(1-ю часть поста, в которую внесены исправления и дополнения, см.:
http://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/post419836351/)
Предлагаю краткий фоторепортаж о праздновании 19 августа 2017 года Дня города, Спаса и Дня освобождения Лебедина от фашистских захватчиков.
В канун праздника областной еженедельник "Будьмо разом" поздравил читателей:
Уважаемые читатели еженедельника!
Наши искренние поздравления Вам по случаю Дня города, Спаса и Дня освобождения Лебедина от фашистских захватчиков. Это тройной праздник, который лебединцы традиционно отмечают каждый год, встречая гостей, собираясь в лесопарке возле Мемориала Славы семьями, с друзьями. Немало радости приносит этот праздник и детям: для них здесь всегда много развлечений. Давайте будем надеяться, что нелегкие времена, которые мы сейчас переживаем, вскоре пройдут. Украинцы достойны другой жизни, молодежь должна иметь лучшее будущее, дети - расти в мире, счастье, согретые любовью своей семьи и всей Украины.
Желаем Вам, уважаемые друзья, крепкого здоровья, успехов во всех делах и начинаниях, семейного благополучия. И не теряем надежды! Если мы вместе - все у нас будет хорошо.
С уважением коллектив еженедельника «Будем вместе».
Источник:
http://www.lebedinpress.com.ua/kategorii/novosti/2427-shanovni-chitachi-tizhnevika
19 августа, суббота - рабочий день в Украине в связи с переносом выходного дня на 25-е, пятницу: 24 августа - День независимости Украины.
Хотя участников митинга было меньше, чем в минувшем году, когда праздник пришёлся на выходной день, народ собрался у Мемориала Славы, где традиционно отмечаются День Победы 9 Мая и День освобождения Лебедина от фашистских захватчиков.
На вершине холма Мемориала установлен памятник, изображающий погибшего Солдата, возносимого на небо Лебедем.
На стелах Мемориала высечены тысячи имён солдат и партизан из города и района, погибших во время Великой Отечественной войны.
Среди них имя моего дяди Владимира Михайловича Гавриленко, павшего на Калининском фронте под Москвой. Его портрет, как и фотографию моей матери, Елены Михайловны Фалько (Гавриленко), участницы битвы на Курской дуге, мы несли в этом году в колоннах Бессмертного полка в Мытищах. Моя мать участвовала во всех подобных мероприятиях вплоть до 2011 года, когда ушла из жизни. Очень признателен коллективу газеты "БР", которые 9 Мая этого года возложили цветы на её могилу и написали о ней как коллеге и ветеране войны в майском номере еженедельника.
Ветеранов Второй мировой войны на торжестве было не так много, как ещё несколько лет назад. И это понятно: тем, кто живы, всё труднее приходить на такие мероприятия по состоянию здоровья.
(Но почему-то и священников, по сравнению с прошлым годом, было меньше: видимо, у них в День Преображения Господня рабочая суббота в храмах).
Перед открытием торжественного мероприятия военный оркестр играет народные мелодии, а хореографический ансамбль исполняет гуцульский танец в костюмах, которые, очевидно, представляют собой модернизированные национальные наряды))).
Вокальная группа предварила открытие митинга украинской песней
Практически бессменные ведущие праздничных мероприятий на протяжении более 10 лет - Людмила Щербань (Кабанец) и Константин Демиденко
После исполнения государственного гимна Украины, открывавшего и закрывавшего митинг, городской глава Александр Баклыков обратился к собравшимся с речью. Мэр поздравил жителей города с тройным праздником, поблагодарил ветеранов Второй мировой войны за победу над фашистскими захватчиками и объявил минуту молчания в память о погибших воинах, которую отсчитывал метроном.
На митинге встретились и побеседовали с Анатолием Васильевичем Удодом, бывшим мэром города и в прошлом директором Лебединского педагогического училища имени А.С. Макаренко, профессиональным историком, талантливым поэтом и активным общественным деятелем.
Интересно было услышать его суждения по целому ряду вопросов. Несмотря на имеющиеся расхождения во взглядах и оценке политических событий, небезосновательно считает меня патриотом Украины, но несколько преувеличивает "вишуканість" (изысканность) мєї української мови.
Кстати говоря, одним из положительных моментов в неоднозначных переменах, отмечаемых мной во время ежегодных посещений родного города, является улучшение ситуации с украинским языком в общении между людьми: речь многих горожан постепенно становится более приближенной к литературной, хотя слобожанский диалект всё ещё не освободился от "суржика".
После митинга в лесопарке продолжились массовые гулянья, торговля и концертная программа праздника
По пути от Мемориала к концертной сцене в лесопарке мы с женой Татьяной пообщались с Людмилой и Николаем Щербань и их замечательной дочуркой Златой. От них мы получили в подарок буклет "Місто Лебедин", использованный в первой части этого поста. Людмиле предстояло выступление с песней в качестве солистки Районного дома культуры и участие в ведении концертной программы.
"Лебедина пісня" - один из целого ряда творческих коллективов, выступавших на сцене лесопарка.
Праздник продолжался до ночи, и фоторепортаж о нём можно посмотреть на сайте "LEBEDINPESS":
http://www.lebedinpress.com.ua/kategorii/novosti/2443-lebedinu-363-roki
Дополнение к историческому экскурсу и репортажу с праздника, относящееся к периоду Великой отечественной войны, обороне и освобождению Лебедина, а также празднованию Дня освобождения Лебедина в 2010 г., см. в 3-й части поста: http://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/blog#post420183926
@vlad_falco
|
С Днём независимости Украины! |
З Днем незалежності!
Дорогі друзі! Щиро вітаю вас з Днем незалежності України!
Бажаю миру і процвітання вам і нашій рідній землі!
Повернувся до Росії ще вчора і тому не зміг прийняти участь в урочистостях у рідному місті.
Вибачайте за пізне розміщення цього поздоровлення: у мене вже другий день проблеми з інтернетом, зокрема, з ЛіРу.
@vlad_falco
|
День города Лебедин (Украина) Часть 1 |
19 августа 2017 года в моём родном городе Лебедин Сумской области отмечался традиционный тройной праздник: День города, Спас и День освобождения Лебедина от фашистских захватчиков.
Год назад я писал о праздновании Дня Лебедина, и сегодня предлагаю краткий репортаж о событии 19 августа 2017 года, свидетелем и участником которого был, находясь на родине во время отпуска.
Но сначала - коротко о самом городе Лебедей и его истории - легендарной и реальной.
(Основываюсь на сведениях, почерпнутых мною из буклета "Город Лебедин" и других источников)
Название Лебедина связано с озером, находящегося вблизи, именуемым в народе Лебединым. О происхождении города и его имени сохранились красивые легенды и предания.
Одна из них рассказывает о прекрасном парне и волшебной красоты девушке, попавших в плен к татаро-монголам накануне их свадьбы. Влюблённые стали просить у Бога или освобождения, или быстрой смерти, и случилось чудо: они превратились в белых лебедей и вылетели в окно. Люди, видевшие кружащих над городком белых лебедей, дали ему название - город Лебедей.
|