Суббота, 10 Марта 2018 г. 21:55
ссылка
У Лосева довольно странный подход к материалу (я бы сказал, тенденциозный). Видимо, опираясь на работы Лосева, чуть ли не во всех справочниках (включая Википедию), в отношение Аполлона имеет уверенное хождение словосочетание «хтонический бог». По мне, так это полный бред. Он ставит под сомнение солнечную ипостась Аполлона по надуманным предлогам, все из которых разбиваются на раз. Впрочем, не один Аполлон у него оказывается хтоничным:
«Необходимо иметь в виду, что Аполлон, это наименее хтоническое из всех олимпийских божеств, известен нам по преимуществу на своей героической стадии». (Лосев)
Т.е. все олимпийские боги – «хтоничны». Прелестно. Это те самые боги, что живут на вершине Олимпа, за облаками. Ниже цитата, где Лосев объявляет Аполлона «богом смерти», ссылаясь на Аполлодора. И далее цитата из самого Аполлодора. Оцените глубину подхода.
«Несомненно, богом смерти Аполлон является в мифах об Адмете и Алкестиде, где он изображается способным действовать на судьбу. Простейший рассказ об этом находим у Аполлодора (I 9, 15).» (Лосев)
«(15) Когда Адмет царствовал в Ферах, у него в услужении находился бог Аполлон. Это было то самое время, когда Адмет сватался к дочери Пелия Алкесте. Пелий приказал оповестить всех, что отдаст дочь за того, кто сумеет запрячь в колесницу львов и вепрей. Аполлон сделал это и передал колесницу Адмету. Последний, приведя колесницу к Пелию, получил Алкесту. Во время свадьбы Адмет принес жертвы всем богам, но забыл об Артемиде. Это и было причиной того, что, когда Адмет открыл двери свадебного покоя, он нашел его наполненным клубками свернувшихся змей. Но Аполлон и тут пообещал умилостивить богиню и выпросил у Мойр следующее. Когда настанет для Адмета смертный час, он избавится от смерти, если кто-нибудь — отец или мать, или жена — добровольно согласится умереть вместо него. Когда настало время Адмету умереть, ни отец, ни мать не захотели отдать за него свою жизнь и только Алкеста согласилась умереть вместо своего мужа. Но Кора вновь вернула ее на землю; некоторые же говорят, что это сделал Геракл, сразившийся с Аидом.» (Аполлодор I 9, 15)
Ну и при чём тут «бог смерти»? Даже Зевс не был властен над судьбой. И Аполлон не властен, он всего лишь берётся «умилостивить богиню» [судьбы]. Та же история и с «хтонизмом» и прочей батвой.
По поводу «чумы насылаемой Аполлоном и Артемидой». Чужих богов действительно боятся, особенно если те пользуются большой известностью и популярностью. Сравните с Яхве – вот уж кого демонизировали дальше некуда. Хотя, когда собираются вместе патриархи христианства, иудаизма и мусульманства – в один голос заявляется о единобожии трёх религий. Кстати, нет ли у Лосева чего-нибудь о «хтоничности» Яхве? (попытка юмора)