_______________________________

Триумвират (Марк Антоний, Октавиан [Caius Iulius Caesar Octavianus] и Марк Эмилий Лепид; 43-33 до н.э.). Фесалоники (Θεσσαλονίκη), Македония. Æ 29mm (18.86g), 37 до н.э.
Av: бюст Элевтерии; EΛEΥΘEΡIAΣ / ΘEΣΣAΛONIKEΩN
Rv: крылатая Ника с лавровым венком и пальмовой ветвью M ANT AYT / Γ KAI AYT
_______________________________
Элевтерия (Ἐλευθέρια) — греческая персонификация Свободы. Данная персонификация была неизвестна в классическое время и является простым отображением римской Либерты (Libertas), что видно по совпадению основных атрибутов — пилоса (πίλος), шапки вольноотпущенника, и скипетру. Хотя, нередко (на монетах Гальбы, Отона и др.), вместо пилоса, Элевтерия держит лавровый венок.
Несмотря на то, что у греков не было богини Элевтерии, как таковой, однако в римское время в Мирах Ликийских почитали богиню Артемиду Элевтерию, что нашло отражение, например, на монетах Гордиана III, приведённых ниже.
Эпитет «Элевтерий» (Ἐλευθέριος, «освобождающий», «избавляющий») носили также Зевс, Дионис, Эрот Самосский¹ и др.
_____________________
[1] На острове Самос проводились Элевтерии в его честь, в память о политическом акте освобождения. Считалось, что Эрот возбуждает мужей твердо стоять в борьбе за честь и свободу. Видимо, здесь повлияло либо созвучие имени Эрота (Ἔρωτες) и варианта написания эпитета «освободитель» (ἐλευθερωτής), либо созвучие имени Ἔρως (Эрот) и слова ἥρως («герой», «воин»).
ἐλευθερωτής (-οῦ) ὁ освободитель Luc.
_______________________________

Нерва (Marcus Cocceius Nerva, 96-98). Кесария (Καισάρεια), Каппадокия.
Дидрахма (AR 21mm, 6.68g), 97/8г.
Av: голова Нервы в лавровом венке; AYTOKPAT NЄPOYAC KAICAP CЄBACTOC YПAT Г
Rv: Элевтерия держит пилос (πίλος) в правой руке и скипетр — в левой; ЄΛЄYΘ ΔHMOY
_______________________________
_
Гальба (Lucius Livius Sulpicius Galba, 68-69). Александрия, Египет.
Тетрадрахма (BI 24mm, 13.80g), 68г.
Av: бюст Гальбы в лавровом венке; ΛΟYΚ ΛΙΒ ΣΟYΛΠ ΓΑΛΒΑ ΚΑΙΣ ΣΕΒ ΑY
Rv: Элевтерия, опершись о колонну, держит венок и скипетр; EΛEYΘEPIA / L A
_______________________________
_
Отон (Marcus Salvius Otho, 69). Александрия, Египет.
Тетрадрахма (BI 24mm, 12.97g), 69г.
Av: бюст Отона в лавровом венке; AYTOK MAPK OΘΩNOΣ KAIΣ ΣEB / L A;
Rv: Элевтерия, опершись о колонну, держит венок и скипетр; EΛEYΘEPIA
_______________________________

Мира (Μύρα), Ликия. Æ 19mm (3.70g), I в. до н.э.
Av: бюст Артемиды Элевтерии, покрытый полосом; [M]Y
Rv: крылатая Ника с лавровым венком и пальмовой ветвью
_______________________________

Гордиан III (238-244). Мира, Ликия. Æ 29mm (15.67g), ок. 241-244.
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: культовая статуя Артемиды Элевтерии; MYPЄѠN
_______________________________

Гордиан III (238-244). Мира, Ликия. Æ 30mm (20.07g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: дистильный храм со статуей Артемиды Элевтерии; MYPЄѠN
_______________________________

Валериан I (P. Aurelius Licinius Valerius Valerianus, 253-260). Сиде, Памфилия. Гомоноя (ὁμόνοια, содружество) с Мирой. Æ 37mm (24.36g).
Av: бюст Валериана в лавровом венке; AYT K ΠΟ ΛIK OYAΛЄPIANON CЄB / IA
Rv: две культовые статуи городов «побратимов», Афина, почитавшаяся в Сиде и Артемида Элевтерия из Миры Ликийской; CΙΔΗΤΩΝ ΜΥΡЄΩΝ / ΟΜΟΝΟΙΑ
_______________________________
_
Гордиан III (238-244). Мира, Ликия. Æ 30mm (18.43g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: культовая статуя Артемиды Элевтерии; MYPЄWN
_______________________________

Гордиан III (238-244). Мира, Ликия. Æ 32mm (16.96g).
Av: бюст с диадемой на голове Транквиллины (Furia Sabinia Tranquillina Augusta, 241-244), супруги Гордиана; CAB TPANKYΛΛЄINA CЄB
Rv: дистильный храм с культовой статуей Артемиды Элевтерии; MYPЄWN
_______________________________

Гордиан III (238-244). Мира, Ликия. Æ 30mm, ок. 241-244.
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: культовая статуя Артемиды Элевтерии, стоящая на верхушке дерева; два змея охраняют священное дерево от двух людей с топорами; MYPЄѠN
_______________________________
По мнению Тромбли (Trombley), в (приведённом ниже) отрывке из «Жизнеописания Николая Сионского» (Vita Nicolae Sionitae), жившего в VI веке, описывается священное дерево Артемиды Элевтерии, культ которой в Мире Ликийской в III в. был весьма актуален. В любом случае, автор жития Николая Сионского (Пинарского) повествует историю, связанную с Артемидой Элевтерией, отображённую на монетах, чеканившихся до середины III века.
___________________________
• Николай Пинарский, Сионский — христианский святой, жил в VI веке, был архиепископом Пинарским, настоятелем Сионского монастыря в Малой Азии.
«Однажды из деревни Плакома (местность между Мирами и гаванью Андриак), в Сионский Монастырь пришли несколько человек и попросили помочь Николая избавиться от духа нечистого идола (spirit of an unclean idol), который поселившись в священном дереве находящемся на их земле, губил жителей деревни вместе с их землями. Ранее, попытка человека который хотел срубить дерево закончилась смертью от собственного топора. Вокруг дерева собралось 300 человек желающих посмотреть на происходящее, но ни один из них не пытался помочь срубить дерево. Николай совершил молитву, перекрестился и 7 раз ударил дерево острым топором. Дерево вздрогнуло испугав толпу и рухнуло на землю. Дух дерева возопил тогда: «Горе мне, прогнал меня Николай из дома моего в этом кипарисовом дереве. Нет мне пристанища теперь ни в доме моем в священном дереве, ни во всей Ликии».»
До III века в Мире Ликийской находился храм Артемиды Элевтерии, который, по свидетельству Симеона Метафраста, был разрушен Николаем Чудоворцем (Мирликийским). Но адепты культа Артемиды, видимо, остались верны богине и устроили капище, центром которого было кипарисовое дерево. Как видим, этот священный кипарис сохранился аж до VI века и имел, к тому времени, необыкновенные размеры. Дерево было настолько велико, что с трудом удалось найти людей, чтобы распилить срубленное дерево, ибо «толщина его в рассеке была три локтя с половиной, а вышина 40 локтей». Тем не менее мастера нашлись, дерево было распилено и вывезено в «святой и славный дом св. Сиона». На этом история капища Артемиды Элевтерии заканчивается. Ниже свидетельство из жизнеописания Николая Мирликийского (Симеон Метафраст «Жизнь и деяния святого отца нашего Николы Чудотворца». Х в.), который начал священную борьбу со «злым идолищем» тремя веками ранее:
«Святого, воинствующего против злых духов, посещает некое вдохновение свыше, и божественный промысл велит ему не оставить нетронутым капища Артемиды, но обратиться против него и, подобно прочим, уничтожить. Капище это, чудное своей красотой и величиной превосходящее остальные, было любимым прибежищем демонов. Потому-то святого охватила великая ненависть к тому капищу, и он смело восстал и разрушил не только все, что возвышалось над землей, но и стер его до самого основания: части, находящиеся высоко над землей, он обрушил, те же, что располагались ниже или под землей, рассеял по воздуху. Злые демоны дрогнули при приближении святого и, испуская вопль, бежали, жалуясь, что он их жестоко теснит и они принуждены покинуть свое убежище.
<…>
Неких мужей, живущих на расстоянии многих дней пути от Ликии, охватывает великое желание посетить могилу святого, чтобы взять от мирра и причаститься благодати. Нагрузив корабль съестными припасами, они собрались плыть в Ликию. Но злой демон, некогда обитавший в капище Артемиды, которого преславный Николай, разрушив храм до основания, изгнал оттуда вместе с другими демонами, узнав о намерении этих мужей и не простив святому разрушения капища и своего изгнания, старался, сколько имел сил, мстить ему. Он предуставил себе лишить тех мужей благодати и воспрепятствовать их желанию. Потому демон принял обличье женщины с сосудом елея, который, по ее словам, она собиралась принести на могилу святого, но ее-де страшило долгое плавание. «Нельзя, — говорила она, — женщине пуститься в далекое плавание по открытому морю. Поэтому прошу вас доставить этот кувшин на могилу святого и налить елею в стоящий там светильник». Так говорил злой демон и так просил, отдавая тот кувшин в руки боголюбивых странников. А заключалась в нем злая сила, достойная того, кто дал елей.
Долгими просьбами женщина уговаривает их согласиться, и они берут кувшин. По свершении первого дня пути — и это чудо, о верный слуга Господень и надежный заступник в опасности, сотворил ты, — представ во сне одному из странников, Николай велит бросить кувшин в море. Встав на рассвете, эти мужи сделали так и бросили сосуд с елеем в море. И тотчас высоко в небо поднялось пламя, показался зловонный дым, а воды расступились и, вскипев из глубины, громко взревели и обратились в огненные струи. Корабль, подхваченный таким водоворотом, начал тонуть, и плывшие на нем, устрашенные невиданной опасностью, смотрели друг на друга с отчаянием и ужасом и были в совершенном смятении. Но тот, кто, находясь вдали, заботился об их спасении и повелел выбросить кувшин в море, предстал тогда странникам и чудесно избавил их от страшной беды и опасности. Ибо корабль покинул это место, и люди перестали страшиться, и подул сладкий и благовонный ветер, и все обрадовались этому дуновению и веселились душой.»
_______________________________

Гордиан III (238-244). Мира, Ликия. Æ 21.45g.
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: Аполлон кормит из патеры гения местности в виде змея, обвившего круглую колонну; MYPЄѠN
_______________________________