-Метки

sol invictus Деметра Зодиак абраксас агатодемон алконост амон анджети анубис апис аполлон артемида атаргатис афина ба баал баст бес большая медведица бримо бык велес венок оправдания веста виктория геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герма гермес герои гестия гигиея гликон гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры египет жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей кастор кербер керы лабиринт лабранды лабрис лары латона лев лето либерти маат маахес мании марианна мелькарт менады меркурий мировое дерево мистерии митра мозаика наос немесида ника нумерология нумизматика оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона пифон полидевк посох поэтика птах ра рим русалки русь сабазий сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр сосиполь соспита сотис средневековая астрономия тирс титаны тифон туту тюхе уннефер упуаут фиады фиала фивы фракия хапи хатхор хеб-сед хнубис хорс христианство чёрная мадонна черная мадонна эвмениды эгида эридан эринии этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 752


КИКЛОПЫ

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


vissarion   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 10:11 (ссылка)
_______________________________
На артефактах ниже, Полифем также не выглядит классическим одноглазым (с одним глазом в центре лба) киклопом. Видимо иконографический канон сложился позднее. Одноглазым (к примеру) Полифем мог стать лишившись одного глаза ранее. В свою очередь, проткнутый Одиссеем единственный (последний) глаз киклопа Полифема мог стать толчком для развития образа в направлении иконографии киклопов, как одноглазых монстров.

Pol (649x542, 54Kb)
1. Фрагмент вазы. VII в. до н.э. Одиссей, с товарищами, ослепляет киклопа Полифема.

Clip (700x695, 99Kb)
2. Чернофигурная ваза из Лаконики, середина VI в. до н.э.

Pol (700x632, 79Kb)
3. Чернофигурный сосуд для вина, ок. 500г. до н.э. Глина. Париж, Лувр.
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Лестригоны Вторник, 01 Мая 2018 г. 22:06 (ссылка)
_______________________________
Лестригоны (Λαιστρύγονες) — в греческой мифологии, народ великанов-людоедов. С ними столкнулись Одиссей и его спутники, когда их корабли подплыли к городу Телепил (Τηλέπυλος). Один из посланных Одиссеем на разведку спутников был съеден царём лестригонов Антифатом. Остальные пытались сбежать, но другие лестригоны настигли их, когда те уже были на кораблях. Не успев отплыть, корабли были разбиты огромными камнями, которые бросали в них со скал великаны. Людей они нанизали на колья и унесли на съедение в город. Гомер упоминает, что они живут у вод источника Артакии, а географы указывают, что Артакия находилась у Кизика. По Феопомпу, лестригоны жили на Леонтинской равнине (Сицилия). По другим, на Леонтинской равнине жили киклопы.

Нужно отметить, что на количестве глаз у лестригонов Гомер не акцентирует внимание, отмечая только их огромный рост. Из чего можно сделать вывод, что глаз у великанов было два. В остальном особой разницы в описании между великанами-людоедами киклопами и лестригонами нет. Схожи и сюжетные линии в описании приключений Одиссея с товарищами при встрече с теми и другими великанами. Один из спутников Одиссея царём лестригонов Антифатом растерзан и съеден сразу (киклоп Полифем съел двоих), а остальные, при попытке сбежать и уплыть на кораблях, были закиданы огромными валунами. Единственно, история с киклопом Полифемом описана более подробно за счёт усложнения сюжета. Схожесть этих двух историй вводила в заблуждение и древних толкователей, которые географически помещали и киклопов, и лестригонов на о.Сицилия.

«Спутникам верным своим приказал я пойти и разведать,
Что за племя мужей хлебоядных живет в этом крае.
Выбрал двух я мужей и глашатая третьим прибавил.
Выйдя на сушу, пошли они торной дорогой, которой
С гор высоких дрова доставлялись телегами в город.
105
Шедшая по воду дева пред городом им повстречалась —
Дева могучая, дочь Антифата, царя лэстригонов.
Шла она вниз к прекрасным струям родника Артакии.
Этот источник снабжал ключевою водою весь город.
К деве они подошли и, окликнувши, спрашивать стали,
110
Кто в этом городе царь, кто те, что ему подначальны.
Быстро она указала на дом высокий отцовский.
В дом вошедши, супругу царя они в доме застали.
Величиною была она с гору. Пришли они в ужас.
Вызвала вмиг из собранья она Антифата, супруга
115
Славного. Страшную гибель посланцам моим он замыслил.
Тотчас схватив одного из товарищей, им пообедал.
Два остальные, вскочив, к кораблям побежали обратно.
Клич боевой его грянул по городу. Быстро сбежалось
Множество толп лэстригонов могучих к нему отовсюду.¹
120
Были подобны они не смертным мужам, а гигантам.
С кручи утесов бросать они стали тяжелые камни.
Шум зловещий на всех кораблях поднялся наших черных, —
Треск громимых судов, людей убиваемых крики.
Трупы, как рыб, нанизав, понесли они их на съеденье.
125
Так погубили они товарищей в бухте глубокой.
Я же, сорвавши с бедра мой меч отточенный, поспешно
На черноносом своем корабле обрубил все причалы.
После того, ободряя товарищей, им приказал я
Дружно на весла налечь, чтоб избегнуть беды угрожавшей.
130
Смерти боясь, изо всей они мочи ударили в весла.
Радостно в море корабль побежал от нависших утесов.
Все без изъятья другие суда нашли там погибель.
Дальше оттуда мы двинулись в путь с опечаленным сердцем,
Сами избегнув конца, но товарищей милых лишившись.»

(Гомер, Одиссея X)
_________________________
[1] Нужно отметить созвучие названия народа лестригонов (Λαιστρύγονες) и слова λῃστρικόν (разбойники).

Λαιστρύγων (-ονος) ὁ (sing. к Λαιστρύγονες) лестригон Hom.
Λαιστρύγονες οἱ лестригоны (баснословное племя людоедов в Сицилии или в южн. Италии) Hom., Thuc.
λῃστρικόν τό 1) разбойничья шайка Thuc. 2) разбойничье судно Plut., Anth.
λῃστρικός 3 разбойничий, пиратский (τριακόντορος Thuc.; σκάφη Diod.); разбойничий, разбойный (βίος Arst.).

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Среда, 30 Мая 2018 г. 20:07 (ссылка)
_______________________________
Ниже отрывок из Нонна, где описывается противоборство киклопов Аргилипа, Стеропа и Бронта с индами, во время похода Диониса в Индию. Аргилип — это слегка изменённое имя киклопа Арга (Ἄργης, «Сияющий»), что никак не сказалось, на его функционале. Значение имён Стеропа (Στερόπης, «Сверкающий») и Бронта (Βρόντης, «Громовой») также обыгрываются в описании битвы. Как уже упоминалось, это три киклопа, которые ковали молнии для Зевса, внутри вулкана Этна, на Сицилии, под руководством Гефеста.

«Аргилип воздымает светоч,¹ сияющий ярко!
Вооруженный зарницей, кованной в кузне подземной,
Бьется он этим оружьем... Инды пред ним трепещут,
Кажется им это пламя с небес низошедшим на землю!
Сим огнем и сражался воитель — на недругов главы
Сыпались молнии эти от светоча в длани киклопа!
<…>
Вот и Стеропес бьется, пламенный огнь воздымая,
Блеск испускающий, с блеском спорящий звезд поднебесных:
Меркнущее сиянье от гесперийской жаровни,²
Семя огня Сикелии,³ углей кузни подземной;
Пламя же он покровом как облаком прикрывает —
190
Необорною дланью то прикроет, то явит
Свету зарниц небесных подобно, ибо и в блеске
Молний зрим переменно то блеск, а то угасанье
Вот сражается Бронтес, рокочет его песнопенье
Грохотом необорным подобно небесному грому…»

(Нонн. Деяния Диониса XXVIII, 172)
_______________________
[1] Под светочем здесь имеется в виду огненный перун, источающий молнии;
[2] Гесперийская жаровня — вулкан Этна;
Ἑσπερία ἡ Гесперия, т.е. Италия (букв. «западная», т.е. лежащая к западу от Эллады) Anth.
[3] Σικελία, ион. Σικελίη ἡ Сицилия Pind.

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку