-Метки

sol invictus Деметра Зодиак абраксас агатодемон алконост амат амон анджети анубис апис аполлон артемида атаргатис аттис афина баал баст бес бог большая медведица бримо бык велес венок оправдания ветер виктория волк гарпократ геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей капитолийская волчица кастор кербер керы кирхер лабранды лабрис латона лев лето маат маахес магический квадрат мании мелькарт менады мистерии митра мозаика наос немесида нептун ника нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона полидевк посейдон посох поэтика пруденция псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сосиполь сотис средневековая астрономия тирс титаны тифон туту упуаут фиала фивы хапи хатхор хеб-сед хнубис хорс черная мадонна эвмениды эгида эридан эринии этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 752


JOVI PATER

Понедельник, 01 Декабря 2014 г. 17:20 + в цитатник

Quod licet Jovi, non licet bovi.

ЗЕВС

Ζεύς, gen. Διός, dat. Διΐ, acc. Δία, voc. Ζεῦ; эпическо-поэтические варианты имени: gen. Ζηνός, dat. Ζηνί, acc. Ζῆνα, дор. Ζᾶν, Δᾶν, крит. Τάν; поздние варианты: gen. Ζεός, dat. Ζεΐ, acc. Ζέα

Зевс — сын титана Кроноса и Реи, верховный бог (ὕπατος θεῶν) олимпийского пантеона. Бог неба, грома и молний, податель богатых урожаев (Καρποφόρος). Отец богов и людей (Πατήρ Ζεύς), покровитель городской жизни (Πολιεύς, градохранитель), защитник обиженных и покровитель молящих, учредительClip (254x311, 24Kb) законов. Он установил власть царей, охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций, обычаев, а также за исполнением учрежденных им законов (Ζεὺς ὁ πάνθ ́ ὁρῶν, всевидящий). Зевс — воитель (Στράτιος) во время войн и защитник (Σωτήρ, спаситель) от всяких бед. Атрибутами Зевса были: орел, пучок молний, щит (обычно называемый эгидой); на ранней стадии формирования образа — двусторонний топор (лабрис). Более поздняя иконография — это Зевс сидящий на троне со скипетром в правой руке.

Среди знаменитых оракулов Греции одним из древнейших было святилище Зевса в Додоне, расположенное в области Эпир на северо-западе Балкан между горами Томаром и Манолиссой. Святилище в Додоне, по всей вероятности, существовало задолго до вторжения на Балканы греков, еще во втором тысячелетии до н.э., когда в этих местах обитали пеласги и молоссы.

На глубокую древность местного прорицалища Зевса, основание которого приписывали Девкалиону, косвенно указывают эпитеты «Пеласгический» и «Молосский», первый из которых встречается еще в «Илиаде» Прорицания оракула совершались по шелесту листьев священного дуба, по журчанию источника, по звону цепочек додонского медного таза и по жребию. В V в. до н.э.

Еще в III тыс. до н.э. в Додоне почиталась богиня Мать-земля, но в микенское время, между XIX-XIV вв. до н.э., одним из феспротских племен (Селлы) в Додоне был учрежден культ Зевса (Διός); бывшая богиня получила имя Дионы (Διώνη). По словам же Страбона (VII, 329), женщины стали давать прорицания в Додоне именно со времени введения культа Дионы.

Геродот (II, 54 и 57) сообщает о Додонском святилище следующее. По словам египетских жрецов из храма Аммона в Фивах, две жрицы были увезены финикиянами из Фив и проданы — одна в Ливию, другая в Грецию, где были основаны первые прорицалища в этих странах.
__________________________________________
j_mzd (700x342, 57Kb)Пирр (Πύρρος, 297-272 до н.э.). Эпирское царство.
Тетрадрахма (AR 27mm, 16.50g), 278 до н.э.
Av: голова Зевса Додонского в венке из дубовых листьев;
Rv: Диона (Διώνη, паредр Зевса Додонского в Эпире), сидящая на троне со скипетром в руке; BAΣIΛEΩΣ ΠYPPOY

__________________________________________________________________

ЗЕВС-АМОН

Временем первого тесного соприкосновения религии Египта с миром Запада принято считать саисский период (VII-VI вв. до н.э.), ознаменованный основанием ряда греческих колоний на территории Северной Африки. Но первые ассоциации между образами богов и религиозными понятиями греков и египтян, несомненно, возникли еще в микенскую эпоху (II тыс. до н.э.). Однако окончательное оформление греко-египетского религиозного синкретизма относится к эллинистическому периоду. Почитание греческих и местных богов в Египте, переводы египетских мифов и гимнов на греческий язык, появление сочинений, посвященных описанию древностей и египетских божеств, способствовали усилению интереса греков к египетской религии, стремлению ее осмыслить, сопоставить образы греческих и египетских богов и мифологических сюжетов.

Боги неба — Ζεύς Βασιλεύς и царь богов (nsw nṯr.w) Амон — одними из первых испытали уподобление друг другу. В результате египетские Фивы получили наименование Διός πόλις (Град Зевса), соответствовавшие египетскому Niw.t Ἰmn (Град Амона). Само же божество египетское гораздо чаще именовалось греками «Зевсом», «Зевсом Фиванским» или «Нильским Кронионом» (Κρόνιον, сын Крона), чем египетским именем Ἄμμων.

Именем «Зевса» греки называли и Амона Куша — главного бога мероитского пантеона. «Зевсом», «Зевсом-Амоном» греческие, а вслед за ними и латинские авторы в форме Juppiter, Juppiter Hammon именовали особенно почитаемого в античном мире ливийского бога-оракула оазиса Сива, сопоставляя его иногда с карфагенским Баал-Хаммоном (Ba'al Hammân).

Священным животным Амона был овен, что отразилось на его иконографии. Бараньи рога стали атрибутом Зевса-Амона. Считалось, что Александр Македонский был сыном Зевса-Амона и смертной женщины Олимпии, так же как римский полководец Сципион Африканский (Старший) произошел от Юпитера Капитолийского. В обоих случаях бог являлся к своим возлюбленным под видом гигантского змея. Свое родство с Амоном Александр Великий подчеркивал наличием бараньих рогов на множестве своих изображений, в том числе на монетах.

Clip (359x480, 30Kb)Clip (513x700, 50Kb)
Busto di Giove Ammone.
Museo Archeologico Nazionale, Napoli.

Giove, Jovi, Divus — италийские варианты имени Зевса. В результате палатизации Giove перешло в Jovi. И с добавлением эпитета Pater («Отец») приобрело законченный вид: Jovi Pater (Юпитер). Собственно эпитет «Отец» римский Jovi воспринял от греческого Зевса (Διός Πατρώιος, «отец», «отчий», «отеческий»). Лапидарные надписи сообщают о культе Зевса Отчего начиная с V в. до н.э. Впрочем, в греческой традиции этот эпитет распространялся на многих богов.¹
____________________________
[1] οἱ θεοὴ πατρῷοι Soph. — родовые, семейные или отечественные (национальные) боги.



ЮПИТЕР

Как и у греков, древнеиталийский верховный бог (Juppiter, Jupiter) — это бог небесного света или светлого неба, податель плодородия, изобилия, победы, помощи, исцеления, высший источник и охранитель правопорядка, верности, чистоты и, наконец, верховный, всеблагой и всесильный царь богов и людей.

Первоначальное значение слова Юпитер, как божества небесного света и неба, подтверждается выражением sub Jove (sub divo — под открытым небом). Как бог света (Jovi Lucetius), Юпитер почитался на возвышенностях и символизировал собой свет не только дневной, но и ночной: оттого ему были посвящены дни полнолуния (иды), когда небесный свет господствует целые сутки; к этим же дням приурочивались праздники освящения большинства его храмов (18 сентября — храма Всеблагого Всесильного Юпитера, 13 апреля — храма Юпитера Победителя, 13 июня — храма Непобедимого Юпитера) и два пиршества (epula), устраивавшихся 13 сентября и 13 ноября. В каждые иды, которые назывались Jovis fiducia (залог небесного присутствия Юпитера) и feriae Jovis (праздник Юпитера), в торжественной процессии вели по священной улице на Капитолий белую овцу (ovis Idulis), которую фламин закалывал в честь бога на северной вершине холма.

Олицетворяя светлое небо (Jovis Serenus), Юпитер управлял и небесными явлениями — дождевыми и грозовыми тучами. Уповая на милость плодоносящего бога, поселяне перед посевом осенью и весной предлагали Юпитеру угощение (daps), призывая его как Juppiter Dapalis. Как Ruminus (кормящий грудью), Pecunia (покровитель скота), Liber или Libertas (ниспосылающий обилие) он посылал людям плодородие и богатые урожаи. Наряду с этим, Юпитер предстает и в образе грозного бога грома и молнии: как Juppiter Fulgur или Fulgurator (бог яркой молнии), Juppiter Fulmen или Fulminator (бог молниеносной стрелы), Juppiter Tonans или Tonitrualis (бог грома).

Подобно Марсу и Квирину, во время войны, Юпитер был на стороне правых: он даровал победу (Victor, Invictus), помощь (Opitulus), повергал врага (Supinalis), внушал воинственный пыл (Impulsor), придавал устойчивость войску (Centumpeda, Stator), обращал врагов в бегство (Versor), посылал богатую добычу (Praedator).

Политический характер преобладает в культе Капитолийского Юпитера, Всеблагого, Всесильного (Juppiter Optimus Maximus), который олицетворяет собой всю силу государственной власти и мощи. Древнейший храм этого бога был освящен, по преданию, в первый год республики консулом Марком Горацием на Капитолии, причем, вероятно, под греческим влиянием Юпитер Капитолийский в культе соединился с Юноной и Минервой. Та же Троица (Триада) до основания Капитолийского храма имела свое святилище (впоследствии называвшееся Capitolium vetus) на Квиринале.

Как и греческий Зевс, имевший хтоническую ипостась (Ζεύς καταχθόνιος = Ἅιδης), италийский Jovi Pater тоже имел подобное соответствие, это Диспатер (Dis pater), или более поздний вариант — Juppiter Stygius, а также итало-этрусский бог Вейовис (Veiovis). Цицерон называет Вейовиса подземным Юпитером этрусков (Cic. De nat. deor., III, 62). Роль Вейовиса, как хозяина Подземного мира подчеркивается тем, что, во второй главе в сочинении Марциана Капеллы, Вейовис вершит суд над злыми духами (Martian Cap., II, 165). Известно поклонение Вейовису на римском Капитолийском холме. Согласно Авлу Геллию статуя Вейовиса на Капитолии изображала юного бога со стрелой в руке, стоящего рядом с козой, которую ему приносили в жертву (Aul. Gell., XII, II). Атрибутами Вейовиса были коза, как воплощение плодородия, и стрелы громовержца.

«Частица ve- в имени Veiovis означает отрицание (противопоставление). Корень iovis — производное от jove (небо). Следовательно, Вейовис противопоставляется небесному богу Юпитеру (Juvepater) и становится понятным, почему он назван Юпитером Подземного мира. Это противостояние условное, т.к. этруски, в отличие от большинства других древних народов, не ставили в оппозицию подземных и небесных богов». (А.Е. Наговицин)

Несмотря на распространенное мнение, что происхождение италийского слова Dispater (Dis pater) имеет отношение к «богатству» (от dives), скорее всего, эта версия ошибочная. Более вероятным представляется, что этимология слова Dis имеет греческие корни, и происходит от δύση — «запад». Философски и мифологически Запад у греков ассоциировался с умирающим солнцем и Аидом, в противоположность Востоку, который сопоставлялся с возрождением и небом.

Dis, Ditis m [одного корня с dives]
1) Дит = Плутон, бог подземного царства V, Q etc.;
2) подземное царство V

δύση ὁ заря, заход солнца, закат, запад;
πατέρας ἡ отец.

Равноценен и другой вариант заимствования имени Dis, из того же греческого языка — от слова ᾍδης.

ᾍδης, Ἅιδης, эп. Ἀΐδης, Ἀϊδωνεύς, дор. Ἀΐδας ὁ
1) Гадес, Аид (сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посидона, властитель подземного царства);
2) царство Аида, подземное царство Hom., Pind., Luc.
3) ад NT.
4) кончина, смерть Pind.
5) могила Pind.

ЮПИТЕР ДОЛИХЕН

Юпитер Долихен (лат. Dolichenus, Наилучший, Величайший) отождествлялся с сирийским богом Баалом из Долихии в Коммагене. С I в. Юпитер Долихен почитался прежде всего в армии как покровитель.Clip (269x588, 27Kb) Распространение этого культа связано с притоком в римскую армию уроженцев восточных провинций империи, преимущественно из Сирии и Палестины. Он служил инструментом адаптации новых солдат к культуре и религии Римской Империи. Всплеск поклонения Юпитеру Долихену Clip (312x561, 36Kb)связан с правлением императора Антонина Пия во второй половине II века нашей эры. Он распространялся в среде императорских чиновников, солдат и других граждан, тесно связанных с государственной идеологией.

Юпитер Долихен имел свой пантеон, отличающийся от пантеона традиционного римского культа. Например, в нем присутствовал Геркулес, который в культе Юпитера Долихена имел статус бога и приравнивался к иранскому богу войны и победы Веретрагне. Существуют свидетельства присутствия в нем и богини Дианы. Помимо нее в пантеоне была Немесида Хранительница. В культе Юпитера Долихена она выполняла роль многих восточных божеств, будучи как богиней судьбы, так и покровительницей гладиаторов и солдат. Кроме того, судя по всему, Диана и Немесида отождествлялись с Юноной и Минервой из триады традиционного культа Юпитера.

Юпитер Долихен изображался обычно стоящим на быке, иногда с орлом, в воинском доспехе полководца и в островерхом фригийском колпаке. В правой руке он, как правило, держал двойной топор, а в левой — пучок молний.


YHWH

«Царь Сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, афинянина, принуждал Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел "осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами".» (2Мак.6:1,6).

Казалось бы, а почему афинянин принуждал иудеев переименовать их храм именно в храм Юпитера? Может он просто не видел особой разницы между Юпитером и богом иудеев?

«YHWH (т.н. тетраграмматон), долгое время, по преданию, произносилось вслух неслышно для окружающих раз в году (в День очищения) первосвященником, причем тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода.»

Удивительное дело, написание имени есть, но прочесть (правильно) его может только посвященный. Поскольку в еврейской грамматике гласные не обозначались, то истинное произношение имени Бога остается предметом гипотез. Традиционное истолкование и принятое в новое время (подтверждаемое древними внебиблейскими — греческими, ассиро-вавилонскими и другими источниками) чтение тетраграммы как Яхве исходит в первую очередь из ее пояснения в приведенных словах бога — «Я есмь сущий», связывающих ее с глаголом hyh или hwh («еве»),² со значением «быть», «жить». Однако предлагались и другие интерпретации значения имени Яхве, например, «роняющий молнии и дождь»³ или «Бог говорящий» (Мифы народов мира. М.Б. Мейлах).

Древние авторы, слышавшие произношение тетраграмматона от евреев в древности, а порой непосредственно владевшие еврейским или арамейским языком (Ориген, Епифаний Кипрский, Иероним Стридонский, Феодорит Кирский), дают транслитерацию этого слова в своих сочинениях, описывая нравы и обычаи иудеев. Наиболее часто употребляемыми вариантами были: Иаό (Ἰαώ), Иавé (Ἰαβέ), Иá (Ἰά), а также Иаý (Ἰαού), Иахо (Ἰάχω),⁴ Иэвό (Ἰευώ).
____________________________
[2] Сравни с Εὔιος, Эвий — «благой», эпитет Диониса (от εὖ — «благо»);

[3] ὕω (ῡ) ниспосылать дождь; ex. ὕε Ζεὺς συνεχές Hom. — Зевс не переставал посылать дождь.

[4] Имя Ἰάχω равнозначно эпитету Диониса Ἴακχος:
ἰακχή = ἰαχή Aesch., Eur.
ἰαχή, иногда ἰακχή, дор. ἰαχά ἡ возглас ликования, радостный крик (παμφώνων ὑμεναίων Pind.);
ἴακχος ὁ гимн в честь Иакха (ὁ μυστικὸς ἴ. Her.).
ἰάχω (aor. iter. ἰάχεσκον, pf. ἴαχα)
1) кричать (Ἀργεῖοι μέγα ἴαχον Hom.);
2) восклицать, провозглашать (κᾶρυξ ἴαχεν Eur. — глашатай провозгласил);
3) объявлять, возвещать (ἰ. λογίων ὁδόν τινι Arph. — объявить кому-л. смысл прорицаний);
4) петь (ἀοιδήν HH.);
5) воспевать (Ἀπόλλω = Ἀπόλλωνα Arph.);
6) звенеть, гудеть (νευρέ ἴαχεν Hom.; ἰάχεσκε σάκος Hes.);
7) шуметь, бушевать (ἴαχε πῦρ Hom. — огонь забушевал);
8) трещать, шипеть.


Яхве долгое время оставался типичным «богом грома и молний», обитавшем на вершине горы, подобно Ваалу и другим ханаанским богам, а так же хеттскому Тархуну, хурритскому Тешубу, или греческому Зевсу. До перехода к монотеизму Яхве древних евреев имел супругу. По одним источникам (например, элефантинским папирусам) ею являлась Анат, по другим — Ашера. В Ветхом Завете упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся пророк Иеремия. Археологические данные также говорят о широком распространении ее культа в Палестине, по крайней мере, до VI века до н.э. На территории Израиля неоднократно находили керамические таблички, относящиеся к VIII-VI вв. до н.э., на которых упоминается супруга верховного божества: «Яхве и его Ашера» (и это спустя столетия после того как, согласно канонической версии, среди древних евреев должен был уже господствовать монотеизм).

По мнению многих историков, почитание Яхве было распространено не только среди древних евреев, ему поклонялись многие другие западносемитские племена. У финикийцев он был известен под именем Йево, отвечал за морскую стихию и считался покровителем Берита (современный Бейрут), где были обнаружены тексты, посвященные Йево. В Угарите Яхве (Йаву) сближался с Йамму; в Библе Яхве почитался под именем Йехи (Йихави). В Палестине Йево — покровитель древнеизраильского союза племен: он, вероятно, был и богом покровителем Эдома. Ему также был посвящен мифологический цикл, на который очевидно, оказали влияние мифы о Балу (Баал-Хаддаде).

Нужно отметить удивительное созвучие имен семитского Йево и италийского Jovi (Juve Pater). Но еще более их сближает то обстоятельство, что оба они были верховными божествами.

«Хочется рассказать, что в десятый [день] до календ бывают праздники Юпитера, называемые Лаурентиналиями (…) и [эти] праздники [были] посвящены Юпитеру, потому что древние считали, что души даются Юпитером и после смерти опять возвращаются к нему». («Сатурналии» Макробий)

…«бог, которого Пиндар назвал величайшим мастером… — Зевс» (Пиндар, фр. 57). Ламприй отождествляет здесь Зевса с богом-демиургом, создателем Вселенной, в духе стоиков, считавших, что этот бог един, но может носить «многие имена», а «Зевсом» зовется потому, что является «причиной жизни» (ζῆν).»⁵
____________________________
[5] Ζεύς, gen. Διός (dat. Διΐ и Δί с ῑ, acc. Δία, voc. Ζεῦ; эп. поэт.: gen. Ζηνός, dat. Ζηνί, acc. Ζῆνα и Ζῆν, дор. Ζᾶν и Δᾶν) — Зевс;
ex. Ζηνοδοτήρ — передающий слова Зевса (Ἀπόλλων Anth.)
ζῆν inf. к ζάω;
ζάω жить, быть в живых; ex. τὸ ζῆν Plat., Arst. = ζωή; τοῦ εἶναί τὲ καὴ ζῆν ἕνεκα Plat. — для того, чтобы существовать и жить.


Giove Ammone
Павлова О.И. Зевс и Амон в античной традиции

__________________________________
Метки:  

vissarion   обратиться по имени Понедельник, 01 Декабря 2014 г. 17:24 (ссылка)

Clip (660x350, 62Kb)
Зевс (IEYΣ) сражающийся с Тифоном.
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку