_______________________________
Нонн в «Деяниях Диониса» также рассматривает трёх Дионисов, но его представление в корне отличается от версии предлагаемой Диодором:
1. Дионис Загрей — первый Дионис, сын Зевса и Персефоны, растерзанный и съеденный титанами сразу после рождения;
2. Второй Дионис — сын Зевса и Семелы, рождённый из зевсова бедра;
3. Третий Дионис — сын второго Диониса и нимфы Авры.
Третий Дионис родился не без участия Артемиды, которая затаила обиду на Авру,¹ сопровождавшую её на охоте. Авра посмела тягаться в красоте с богиней-девой, и Артемида подстроила так, что Авра, желая утолить жажду, припадает к источнику Диониса, струящемуся вином, и, захмелев, засыпает. Дионис, уязвленный стрелой Эроса, воспользовался обстоятельствами и лишил Авру невинности. Очнувшись ото сна, и поняв что случилось, Авра впала в безумие и погубила множество пастухов и охотников в горах. Разродившись двойней в назначенный срок, Авра убивает одного из сыновей. Второго Артемида успевает выхватить и спасти, отнеся его Дионису. Сама же Авра лишает себя жизни, утопившись в реке. Зевс, сжалившись, делает её нимфой источника.
940
Лучница² гнев свой смирила, кинулася по дебрям
В поисках следа Лиэя,³ любившего горные чащи,
Новорожденное чадо Авры к груди прижимая,
Странное бремя во дланях неся... И вот уж стыдливо
Передает младенца сородичу Дионису.
Никайе⁴ сына родитель вручает, кормилице нимфе,
Мальчика та принимает, заботливо кормит малютку,
Выжимая по капле жизненосное млеко
Для насыщенья ребенка. Как и родителя «Вакхом»
Малую детку назвали, отец же на колеснице
950
К деве аттидской Афине детку для празднеств привозит,
Детка вопит при этом «иό!»,⁵ и богиня Паллада
В храме его устрояет своем, к груди прижимая,
К коей один лишь владыка Эрехтей прижимался...
Млеко само собою сочится из персей богини!
После доверила Дева элевсиниэйским вакханкам
Мальчика, стали кружиться весело марафониды
Вкруг Иовакха,⁶ венками плющевыми венчаясь,
Светоч аттический в пляске высоко вздымая полночной,
Бога сего почитая вслед отпрыску Персефонейи⁷
960
И Семелы потомку.⁸ Таинства учредили
Древнему пра-Дионису и позднему богу Лиэю,
Гимнами почитая третьего Иовакха!
Празднество это тройное все справляют Афины,
В позднем шествии с пляской граждане радостно славят
Бромия⁹ и Загрея, и Иовакха совместно!
(Нонн. Деяния Диониса XLVIII)
______________________________
[1] αὔρα, эп.-ион. αὔρη ἡ 1) дуновение, веяние, ветерок; 2) запах, аромат; 3) перен. движение, порыв;
[2] Лучница — эпитет Артемиды;
[3] Λυαῖος ὁ освободитель (от забот), эпитет Вакха-Диониса Anacr., Plut.
[4] Νίκαια ἡ нимфа, кормилица Иовакха;
[5] ἰώ interj. возглас ликования (о!);
[6] Ἰόβακχος (Ἰό-βακχος) ὁ Иовакх (эпитет Вакха, призываемого словами ἰὼ Βάκχε);
[7] Дионис Загрей — первый Дионис, сын Зевса и Персефоны;
[8] Второй Дионис — сын Зевса и Семелы;
[9] Βρόμιος ὁ Бромий, «Шумный» (т.е. гудящий, поющий), эпитет Вакха Pind., Aesch., Eur., Arph.
Новорожденного Иовакха Дионис называет также Иакхом (Ἴακχος). Имя считается культовым, и даже мистическим, хотя его значение («крик», «плачь») для ребёнка более чем естественно. Вероятно мистическим оно стало в процессе развития.
Знаю: хочет младенца единого из рожденной
Двойни безумная Авра сгубить! Ты Иакху, младенцу,¹⁰
Помоги! И того, кто сильнее, спаси, ведь Телета¹¹
Будет ему служанкой, как и родителю Вакху!
(Нонн. Деяния Диониса XLVIII, 881)
______________________________
[10] Ἴακχος ὁ Иакх (культово-мистическое имя Вакха); ex.: τὸν Ἴακχον ἐξελαύνειν Plut. — нести в торжественном шествии изображение Иакха.
ἴακχος ὁ
1) крик, вопль, оплакивание; ex.: (νεκρῶν Eur.);
2) гимн в честь Иакха (Вакха); ex.: (ὁ μυστικὸς ἴ. Her.);
[11] Телета (Τελετή) — дочь наяды Никеи и Диониса. По смерти матери была воспитана Дионисом и участвовала во всех его странствованиях. Как близко посвящённая в таинства Диониса, она была посредницей в очищениях, предписываемых мистериями. Согласно мифу, её имя стало нарицательным для жриц Диониса, а затем, и для самого мистериального обряда посвящения в таинства.
τελετή, дор. τελετά ἡ тж. pl.
1) обряд посвящения, посвящение в таинства Eur., Arph., Plat., Dem.; ex.: ἐς χεῖρας ἄγεσθαι τέν τελετήν Her. — принимать посвящение;
2) праздник посвящения в таинства, мистерии; ex.: (ἡ Δήμητρος τ. Her.);
3) празднество, торжество Pind., Eur., Arph., Arst.;
4) жречество, жреческий сан Dem.
_______________________________