-Метки

Деметра Зодиак абраксас алфей амат амон анубис апедемак апис аполлон артемида афина афродита ахелой баал большая медведица бык велес венок оправдания волк гарпократ гелиакический восход сириуса гений георгий геракл германубис гермес герои гигиея гликон гор горгона греция гросс двуглавый орёл дионис диоскуры дуат египет единорог загрей зевс змеевики изида иштар капитолийская волчица кастор керы кирхер комоедицы латона лев лето мании масленица мелькарт менады мировое дерево мистерии мокошь немесида никола нумерология нумизматика оргии орфики осирис оусень пасха персей полидевк поэтика птах пятница ра сатурналии себек серапис сет симаргл сирены сириус солнцеворот соспита сотис средневековая астрономия тетраморф тирс упуаут урей уроборос хапи хатхор эвмениды эгида эпагомены эринии этимология этруски ярило

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Друзья

Друзья онлайн Соккар
Друзья оффлайнКого давно нет?   Кого добавить? bester4ik

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 568

АБРАКСАС

Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 11:53 + в цитатник
Абраксас (греч. Ἀβράξας) или (более ранняя форма) Абрасакс (греч. Ἀβρασάξ) – гностическое космологическое божество, Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства.Clip (352x423, 24Kb)

Не существует единого мнения относительно значения и происхождения имени Абрасакс, но, несомненно, прообразом бога, носившего это имя, Clip (315x364, 19Kb)был бог Солнца, и Абрасакс должен был представлять одну из ипостасей Творца мира.

Абраксаса изображали на античных геммах, амулетах, стелах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит меч или плеть, в другой – щит. Рядом с именем Абраксас (или вместо него) на амулетах с его изображением, можно видеть и другие имена (ΙΑΩ, ΣΑΒΑΩΘ, ΑΔΩΝΕΟΣ и др.), что говорит о их равноценности и взаимозаменяемости.

Едва ли не самое упоминаемое на геммах имя (наряду с именем Абраксас) – это IAW, солярное верховное божество финикийцев. Солярность Иао подтверждает и Макробий в «Сатурналиях», хотя Иао, в его изложении, это не верховное божество, а щедрое обильными урожаями осеннее солнце:

19. (…) оракулом Аполлона Кларосского солнцу дается также другое имя. В тех самых священных стихах оно называется среди прочего Яо (Ἰαώ). Ведь Аполлон Кларосский, будучи спрошен, кто из богов должен считаться [тем], которого зовут Яо, так возвестил:

«Таинство знающим средство от боли скрыть повелело.
Есть же знанье невелико и слабый умишко.
Ты назначаешь бога Яо быть из всех самым крайним:
В зимнюю пору Аид есть, с весны же началом – тут Зевс,
Летом – Эелиос, осенью уж – Яо роскошный».

У гностиков Иао становится непостижимым богом тайны, согласно Иринею, заключающим в себе «семь небесных сфер» (Иао Гебдомай, «Иао Седьмичник»).Clip (588x401, 53Kb)

Любопытно, что подобный эпитет («Седьмичник») был и у Аполлона в Афинах. Само слово ἑβδομαῖος означает «происходящий (или приходящийся) на седьмой день». Поскольку считалось, что Аполлон был рожден в седьмой день месяца (Ἑβδομαγενής), то соответственно ему был посвящен седьмой день каждого месяца (Ἑβδομᾱγέτης, «управитель седьмого дня»).

Если, с долей допущения, предположить тождество Иао и Аполлона, то следующим шагом будет установление тождества между Иао и Гором Бехдетским, поскольку греки между Гором и Аполлоном разницы не видели. В орфическом гимне Аполлону, он откровенно описывается как «Солнце, взмывающее на золотых крыльях». Но крылатый солнечный диск – это символ Гора Бехдетского.

«О владыка, сын Лето, дальновержец, мощный Феб, господин, сын Дня, издалека обстреливающий своими лучами все существующее, незапятнанный, сильный, всевидящий, владычествующий над смертными и бессмертными, на все взирающий, царствующий над смертными и бессмертными, Солнце, взмывающее на золотых крыльях. Солнце, вознесенное на воздух досточтимыми крыльями!..» (Орфический гимн)

Ещё более убедительным доводом можно считать египетские истоки иконографии Абраксаса. Судя по Clip (60x50, 1Kb)Clip (60x50, 1Kb)всему, образ Абраксаса – это видоизмененный образ Гора Бехдетского, который имел вид крылатого солнечного диска с двумя, как бы свисающими, уреями по краям. Петух символизирует возрождающееся солнце, меч и плеть – символы власти, змеи – «очи Ра» – Нехбет и Уаджит в образе уреев. Петух (gallus) – это метаморфоза иконографии древнеегипетского бога солнца Гора-Ра (от него – GALLUS, в египетской иероглифике «р» и «л» – равнозначны). Кроме того, в красный гребень могла эволюционировать красная корона дешрет (dšrt), либо (что более вероятно) двойная корона объединённого Египта, которая для греков потеряла свой сакральный смысл. По крайней мере, иконография Гора, в образе сокола с двойной короной на голове, в Египте была, пожалуй, наиболее распространённой.

Возможный вариант прочтения имени Ἀβρασάξ – «исполненный света». (ἁβρός – «блистательный», σάξις – «наполнение»). Ниже на стелах (в верхней части) – изображение Гора Бехдетского, в виде крылатого солнечного диска с двумя уреями.

Clip (400x596, 71Kb)Clip (457x700, 99Kb)

В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух – символ предвидения и бдительности, змеи – внутреннего чувства, интуиции иClip (230x260, 18Kb) озарения. Другие эманации этого божества – Ум, Слово, Мудрость, Сила.

Геммы с изображением Абраксаса находили в Индии, Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с Василидовым учением были занесены присциллианами. В Средние века Абраксас принимается всеми магическими и алхимическими сектами, геммы с его именем имеют широкое распространение в качестве амулетов.

В системе Василида имя Абраксас имеет мистический смысл, поскольку его имя составлено из семи греческих букв (Θέων Ἑβδογραμμάτων), а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной.

Гностическая система привязывает 7 известных тогда планет (включая солнце и луну) к дням недели, и таким образом день недели соответствует одной из планет и духовной сущности этой планеты:

«Имена же славы тех, которые над Семью Небесами, суть таковы: первый – это Яот (Ιαωθ), Львинолицый; второй – это Элоай (Ελοαιος), Ослинолицый; третий – это Астафай (Αθταφαιος), Гиенолицый; четвертый – это Яо (Ιαω), 3меинолицый и Семиглавый; пятый – это Адонай (Αδωναιως), Драконолицый; шестой – это Адони (Αδωνι), Обезьянолицый; седьмой – это Саббатай (Σαββαταιος), Пламеннолицый. Такова есть седмица недели».

Сумма числовых значений букв, составляющих имя Ἀβράξας (Α = 1, Β = 2, Ρ = 100, Α = 1, Σ = 200, Α = 1, Ξ = 60), дает 365 – число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»).

a_go (700x463, 40Kb)a_ana (700x475, 49Kb)
1. Гемма, темно-зеленая яшма (19x14.5x3mm), III в. н.э. Британский музей, Лондон. Av: Абраксас с факелом и щитом; ABPACAΞ | IAW (на щите). Rv: уроборос; ABW | XWN | IWX
2. Гемма, красно-зеленая яшма (16x12x4mm), III в. н.э. Мичиганский университет (Ann Arbor, University of Michigan, Special Collections Library). Av: Абраксас с человеческой головой; ABPACAΞ. Rv: IAѠ

a_gw (658x442, 32Kb)a_gz (700x471, 31Kb)
3. Гемма-амулет, красно-зелёная яшма (15x11x4mm). Мичиганский университет (Ann Arbor, University of Michigan, Special Collections Library). Абраксас стоит в право со щитом и плетью; IAH | IE | HIO | YW
4. Гемма-амулет, красно-зелёная яшма (26x19x4mm). Мичиганский университет (Ann Arbor, University of Michigan, Special Collections Library). Av: Абраксас со щитом и плетью, вокруг – три звезды и лунный серп; IAѠ. Rv: ΑΒΡΑCΑΞ


_______________________________
Метки:  

Процитировано 1 раз



vissarion   обратиться по имени Воскресенье, 06 Июля 2014 г. 14:30 (ссылка)
Clip (253x448, 22Kb)Clip (427x700, 72Kb)
Столб Джед, увенчанный короной Чени, в окружении Исиды и Нефтиды.

«Чени – древнеегипетская корона, сочетающая в себе элементы короны хену. Чени состоит из двух высоких, сгибающихся сверху страусиных перьев, у основания которых находится солнечный диск и два разветвляющихся спирально закрученных бараньих рога. По обе стороны от перьев могут быть два урея. Корону чени носили такие боги как бог земли Татенен, бог-творец Птах (Птах-Татенен после слияния двух божеств), Сокар и некоторые другие боги».

«Изначально Джед был фетишем бога Анджети, покровителя города Бусириса (древнеегип. Джеду, позднее Пер-Усир-неб-Джеду).Clip (212x380, 23Kb) Во времена Древнего Царства Анеджти был вытеснен культом Осириса, на которого были перенесены атрибуты Анеджти. Посвященный Анеджти столб «Джед» стал фетишем Осириса».

Таким образом, Осирис – ещё один претендент на прообраз Абраксаса.

Непременными атрибутами Осириса являются скипетры хекет (крюк) и нехеху (плеть), символы царской власти. Похожую плеть можно наблюдать в руке Абраксаса.
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени IAW Вторник, 25 Июля 2017 г. 12:52 (ссылка)
«Согласно гелиопольской божественной генеалогии, установившейся еще в «Текстах пирамид», it itw – «отцом отцов его» является (Ра)-Атум, творец всего сущего, являющийся родоначальником божественной Эннеады. Вероятно, именно Атум подразумевается в том случае, когда говорится, что не захватит Сет того, кто «стар телом» (iȝw ẖt) и того, кто правил еще до появления Сета: «Не захватит он старого телом, того, сделавшего правление, (прежде чем) пришел он на землю» (Urk.VI.39.4-5: nn nhp n.f iȝw ẖt s ḥḳȝ nn pr.n.f ḥr tȝ).» (Карлова К.Ф.)

iȝw – старик

Атум «стар телом» не только потому что в гелиопольской традиции считался «творцом всего сущего». В позднейшей традиции Атум (отождествлённый с Ра) фигурирует как «вечернее состарившееся солнце», прошедшее полноту дня. В то время как Хепри – «обновлённое утреннее солнце».

«Я [Ра] многоименный и многосущный, и сущность моя в каждом боге! (…) Я – Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером».

Атум почитался в Иуну (Iwnw), который греки переименовали в Гелиополис, отождествив тем самым Гелиоса и Атума. Позднее Гелиос был отождествлён с Аполлоном. И хотя ни Гелиос, ни Аполлон, в греческой мифологии, «стариками» не являлись (в греческой иерархии, были боги и подревнее их), однако одно из священных имён-эпитетов Атума, как видим, не кануло в лету.

Т.е., в качестве версии, имеем, что не только образ Абраксаса имеет египетские корни, но и одно из наиболее часто употребляемых его имён (Iaw) имеет египетскую этимологию, и просто является его эпитетом, в значении «древний» (Iȝw).

Египетскую природу имени Иао подтверждает и Теософский словарь:

«Как Я (Ἰά), так и Яхо (Ἰαώ) были еврейскими «тайными именами», произошедшими от Иао, но халдеи имели Яхо еще до того, как евреи приняли это имя, и у них, как пояснено некоторыми гностиками и неоплатониками, это было высшее непостижимое божество, восседающее над семью небесами и представляющее собой Духовный Свет, означая как разумного Демиурга Материальной Вселенной, так и Божественный Манас в человеке. Истинным ключом к этому, сообщаемым только посвященным, являлось то, что имя Иао было «трехбуквенным и его природа – тайной», как объясняли иерофанты. Также и финикийцы имели верховное божество, имя которого состояло из трех букв (Иао) и их значения были тайными; а «И-ха-хо» было священным словом в египетских мистериях, которое означало «единое вечное и сокрытое божество» в природе и в человеке.»

К откровениям Блавацкой имеет смысл относиться с изрядной долей скепсиса, и тем не менее. Как уже выше отмечалось, значение древнеегипетского слова «И-ха-хо» (iȝw) – «старик». Но, исходя из того, что Iȝw – это эпитет демиурга Атума, то в египетских мистериях в него действительно могло вкладываться значение «единое вечное и сокрытое божество».
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку