В Японии проходит уникальный ежегодный фестиваль искусств "Вара". ...
Без заголовка - (0)Река пяти цветов в Колумбии глазами фотографа Оливье Грюневальда Фотограф Оливье Грюневальд по...
Без заголовка - (0)Невероятная красота богомолов Орхидейный богомол Читать далее…
Без заголовка - (0)Фотографии Прокудина-Горского: Ржев https://i.yapx.ru/OO4BU.jpg 01. С. М. Прокудин-Горски...
Без заголовка - (0)Невероятная красота богомолов Орхидейный богомол Читать далее…
Без заголовка |
Россия, по территории которой проходили торговые пути, в течении многих веков была открыта для многих сект. Таким образом, восточные и западные секты в основном насаждены извне. Этим объясняется их враждебность по отношению к коренному населению.
Одной из первых в России укоренилась секта «богомилов»[8], проникшая из Болгарии и названная по имени монаха Богомила (X в.). Эта секта еврейского происхождения отрицала церковную иерархию, проповедовала дуалистическую доктрину и аскетическую мораль. Согласно ее учению, от сотворения мира действуют и борются два бога — светлый и темный (Логос и Сатанаил — оба сыны Божии, причем Логос рожден от Девы Марии из Ее уха).
Изначально богомилам удавалось сохранять свою деятельность в секрете. Император Алексей I Комнин смог уличить главу движения и его ближайших сподвижников. Несмотря на удар по руководству, вскоре богомильство утвердилось в Византии, а оттуда распространилось на запад. Пройдя через Далмацию и, возможно, Италию, оно в начале XII века достигло Франции, откуда вскоре было вытеснено другими ересями. В Северной Италии богомильство сохранилось до XV века, в XIV веке было занесено и на юг Италии. Из Болгарии богомильские идеи вследствие близких контактов Русской церкви с Болгарской проникли на Русь.
Учение богомилов ощутимо повлияло не только на французских катаров (альбигойцев), но также и на вальденсов и тем самым на движение Реформации. В Боснии богомильская вера продержалась дольше всего, славяне-боснийцы упорно отказывались от принятия католической или православной веры и более охотно переходили в ислам. Это тайное учение сохранилось до XVII—XVIII веков, когда еретики-богомилы почти открыто переродились в секты скопцов и хлыстов.
В восьмидесятых годах XIV столетия в Никоновской летописи упоминается другая секта, извратившая христианскую веру, «стригольники»[9], проповедовавшие спасение вне Церкви и священства и отрицавшие реальность священнодействий иерархии. У истоков секты находятся диакон Никита и цирюльник Карп. Некоторые исследователи сектанства в России отмечают, что Карп был еврейской национальности.
Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Основными идеологами стригольников считались новгородские диаконы Никита и Карп. В Никоновской летописи встречается информация о том, что в 1375 г. новгородцы потопили в Волхове стригольников-еретиков, в числе которых были представители духовенства, будто бы развращавшие своими проповедями простолюдинов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове.
После казни руководителей ереси движение стригольников не прекратило своего существования. Для решения вопроса был созван собор в Новгороде, на котором против еретиков выступал митрополит Киприан, а также представители Константинопольского патриархата.
В конце XIV столетия появилась ересь жидовствующих[10], второе после богомилов тайное общество, но уже западного происхождения. Основателями секты в России стали еврей Схария, Моисей Хануш, Иосиф Шмойло Скарабей, прибывшие в свите князя Александра Олельковича в Новгород. «Это — группа модернистов, представителей свободомыслящей идеологии мирового еврейства». Они легко нашли общий язык в русской книжной среде и даже с представителями духовенства. Вскоре образовался «союз жидовствующих», который возглавил диак Посольского приказа (министр иностранных дел) Федор Курицын. Проповедь Схарии началась с разговоров о конфликте между Новым и Ветхим Заветом, далее последовали — ревизия всего старого, занятия астрологией и магией. По своей сути секта представляла собой смесь еврейства с рационализмом, она отвергала божественную природу Иисуса Христа, иконы, обряды. Секта была довольно популярна в Новгороде, а после и в Москве. В 1504 г. секта была определена вне закона, а ее последователи сосланы в заточение. На «корнях» этой секты возникли в XVIII веке «субботники», придерживающиеся Ветхого Завета.
Сектантские веяния в России, как отмечают исследователи, касались главным образом лишь «передового» меньшинства, народ ересям не сочувствовал, и единство Церкви не страдало. «Удар духовному монолиту наносится церковной междоусобицей — русским старообрядческим расколом, подорвавшим внутреннюю силу народа, духовный авторитет иерархии и влияние церкви на народ». Старообрядцы или староверы отделились от Русской Церкви в XVII веке. Раскол начался из-за несогласия с изменениями, начатыми в 1655 году патриархом Никоном. Неповиновение церковной власти переросло в протест и против государственной жизни, следствием чего стало выселение «раскольников» и старообрядцев в малообжитые пространства Севера, Поволжья, Сибири, а также за границу. Со временем само старообрядчество раскололось на несколько группировок.
С XVI по XVIII вв. картина духовной жизни русского народа начинает меняться, что было связано с наплывом иностранцев в Россию. Манифест, изданный Петром Великим в 1702 г. и призывавший иностранцев на службу в Россию с обещанием хороших условий и полной свободы вероисповедания, усилил приток иноземцев. В России возникает Немецкая слобода, привлекающая своим вольнодумством и особым бытом. Так начинается отделение народа от ведущего класса и его духовное дробление. «На недавно едином русском организме вырастают как злокачественные наросты извне привитые секты протестантского, иудейского и языческого характера».
Духоборы[11]. Это секта появилась в Харькове в начале XVII века. Духоборы не верят в Божество Христа, признают переселение душ, отвергают церковную иерархию, обряды, присягу, исполнение воинской повинности.
Происхождение духоборчества достаточно неясно. Их корни связывают с жидовствующими XVI в. либо с квакерами 1740-1750 гг., проповедовавшими в Харьковской губернии. По одной из версий, первую общину духоборцев основал некий прусский офицер, проповедовавший в Харьковской губернии. Сами духоборцы ведут свое происхождение от «пострадавших за веру»: Анании, Азарии и Мисаила”.
Один из первых лидеров духоборцев – Силуян Колесников, хорошо знакомый с мистическими сочинениями. Колесников сформулировал основной догмат духоборческого вероучения: борьбу Святого духа, пребывающего в верующих, со всякой “силой, взятой из тьмы”.
В основе вероучения духоборцев, в отличие от официальной церкви – собственный разум, озаряемый Божественным светом; сердечная вера, равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном.
Духоборцами признается часть христианских таинств (исповедь, причащение), часть отвергается, например, брак, равно как и отрицается почитание икон и уставов св. отцов. Православные праздники не признаются, однако празднуются по причине нежелания конфликтов с православными. Духоборцы считают, что настоящий христианский праздник – когда “голодного насыщают, нагого одевают, больного и заточенного посещают, врагов прощают”.
Духоборцы отрицают светскую и духовную власть и соответственно клятву, присягу и службу в армии. Государство признается и рассматривается лишь как орудие против преступности.
Богослужебные собрания духоборцев происходят или под открытым небом, или в особых комнатах. Богослужение состоит из чтения псалмов, пения и взаимного целования. Религиозными символами у духоборцев считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения.
Основы учения духоборцев изложены в “Животной книге”, состоящей из псалмов, стишков и вопросов и ответов. Впервые “Животная книга” была записана В.Д.Бонч-Бруевичем, до этого передавалась исключительно устным способом.
В основе духоборческой этики лежат заповеди Христа о любви к богу и 10 заповедей Моисея, толкуемых совершенно категорично.
Духоборцы верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого праведника или новорожденного, а душа неверующего или преступника – в животное. Христос воспринимается как обычный человек, одаренный божественным разумом. Зародившись в Екатеринославской губернии, духоборчество в короткое время распространилось по Харьковской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Астраханской, Пензенской губерниям, на Дону, в Сибири и Финляндии. Распространению духоборчества во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь.
В 1991 г. российские духоборцы провели съезд в г. Целина Ростовской области, на котором объединились в единую организацию “Союз духоборцев России”.
Общая численность духоборцев на конец XX в. составляет около 100 тысяч человек, проживающих во всех районах России, Азербайджане, Грузии, Средней Азии, Украине, Канаде и США. По этническому составу они преимущественно русские.[12]
Секта молокан. Молокане не признают таинств и обрядов Православия, не почитают святых, а богослужения признают лишь в виде чтения Св. Писания и псалмов. Запрещают увеселения, пьянство, курение, сквернословие. Раньше молокане жили на Кавказе, потом эвакуировались в США.
Это движение в духовном христианстве оформилось под влиянием духоборчества в 60-е годы XVIII в. и интенсивно распространялось в начале XIX в. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин.
В отличие от духоборцев, молокане признают Библию, которая ассоциируется у них с образом духовного молока, которым кормится человек. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: “как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение” (1 Пет. 2:2). В общем и целом культовая практика молокан близка к евангельским протестантским течениям, особенно к баптистам.
Молокане признают Троицу, но считают, что Бог-сын и Святой дух, хотя и единосущны Богу-отцу, но не равны ему в божественности. Молокане полагают, что одаренные Святым духом люди общаются непосредственно с Богом. Пост соблюдается только в дни страданий Христа. Молокане отвергают воинскую службу и не дают клятв. Приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения.
Молокане отвергают некоторые христианские таинства, а остальные упрощают и воспринимают не как таинства, а как обряды. Молокане не признают рукотворные храмы и образы, отвергают святых, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых.
Согласно учению молокан, они должны избегать исполнять законы, противоречащие Священному Писанию (военная служба, присяга и т.д.).
Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам.
Молоканские общины управляются выборными руководителями. Духовенство отсутствует.
В 1836 году в среде молокан появился лжехристос Лукиан Петров (позднее основавший секту прыгунов), призывавший молокан идти в обетованную землю на Кавказ.
В конце 40-х годов XIX в. из среды молокан выделились водные молокане, признававшее причастие и водное крещение.
В 80-е гг. XIX в. в Таврической губернии в среде молокан донского толка под влиянием идей штундизма образовалась секта штундо-молокан (новомолокан), практически полностью принявших штундизм, за исключением крещения младенцев.
В 1892 году детей молокан насильно передавали в православные монастыри.
В 1904 г. первая волна молоканской эмиграции, в основном из Закавказья, прибыла в Калифорнию (США). Эмиграция молокан и прыгунов продолжалась до 1917 г., молокане осели преимущественно в Калифорнии и Аризоне. Большое количество молокан в течение XIX в. эмигрировало в Турцию.
После революции 1917 г. молокане, эмигрировавшие в Турцию, по приглашению советских властей вернулись в донские Сальские степи, где построили 22 молочных завода. С началом сталинских репрессий часть этих молокан вернулась обратно в Турцию.
В 1924 г. молокане организовали Союз Духовных Христиан-молокан, который просуществовал до 30-х годов XX в.
В июне 1991 года в Москве был провозглашен “Союз общин духовных христиан-молокан”, а в 1994 г. в с. Кочубеевском Ставропольского края – “Союз общин духовных христиан-молокан России”.
Общая численность молокан на конец XX в. – около 300 тысяч человек, рассеянных по всему миру, в основном в России (Ставропольский и Краснодарский край), США (Калифорния), Австралии, Мексике, Армении, Турции.[13]
Секта хлыстов[14]. Хлысты образуют общины или «корабли», во главе которых стоят «пророки, христы, богородицы и пророчицы». Они отвергают священство, Церковь и таинства. Верят во Христа изобретенного: каждый человек может сделаться путем аскетизма христом. Основные наиболее распространенные названия хлыстовских сект: «божьи люди», «старый Израиль», «новый Израиль», «новохлысты», «скопцы», «постники», «трезвенники», «девственники» и т.п., «малеванцы», «молокане-прыгуны», «молокане-перекрещенцы», «молокане-максимисты», ряд сект «старообрядцев-беспоповцев», большинство христиан евангельской веры — «пятидесятников», некоторые православные секты (иоанниты, Иннокентьевны).
Специфическим отличием хлыстовских сект от всех других являются своеобразные молитвенные собрания, получившие название радений. Устраиваются они в ночь на воскресенье или один из религиозных праздников. Молитвенное собрание начинается с пения специальных песен (кантов). Затем читается и толкуется священное писание. Кормщик произносит проповедь. Верующие исповедуются пророку или богородице (одному из руководителей общины), причащаются белым хлебом, сухариками. После всех традиционных ритуалов в полночь начинается само радение. Их «радения» представляют собой чтение Св. Писания, с пением, прыжками, беганием, кружением, доводящим до бесчувственного состояния и бреда, который хлысты воспринимают как пророческое состояние.[15]
Секта скопцов[16]. Скопцы появились в России в XVIII веке, своим родоначальником они считают ап.Матфея, а основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов самозванной «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях. Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. Скопцы полагают спасение в физическом подавлении плоти.
Известно, что некоторые духовные лица на Руси в XII—XIII веках были скопцами. По мировоззрению секта «скопцов» была близкая к «хлыстам» и заимствовала у них многие обряды и структуру организации. В царской России скопцов ссылали в Сибирь. Во второй половине XIX в. скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали огромные территории у местного населения. В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа.
Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I.
Есть и другая легенда, популярная у скопцов. «Будят Александра I сенаторы. Говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, — скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопцем. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать». Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить.
Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец (по легенде). Говорит гвардейцу: отвори ворота. Тот: не велено пускать. Константин вырывает у него шашку и одним движением ему голову с плеч. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: эх ты, курицы испугался».
Себя скопцы гордо именуют «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Кастрация называлась у скопцов «огненное крещение» или «убеление». Скопцы практиковали ступени «убеления»: «малая печать» (обязательная для всех) и «большая печать» или «царская печать». Зачастую «убелению» подвергались и женщины, входящие в скопческую общину.
Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями», молитвы — «радениями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе корабля, обладает огромной властью над прочими общинниками. Ему помогает самозваная «богородица». Основной специфический обряд скопцов (опять же заимствованный у хлыстов), называется «радением» и представляет собой ритуальную пляску, цель которой — довести участников до состояния экстаза. Хлысты использовали радения для того, чтобы физической усталостью отгонять похоть.[17]
Секта пятикнижников[18]. В основе вероучения секты – отрицание Троицы, отрицание божественности и признание Бога единым. Пятикнижники отвергали всю внешнюю обрядность церкви, считая ее человеческим измышлением. Отвергалась вся церковная иерархия, таинства, ассоциации причастия с кровью и телом Христа, покаяние, посты, монашество.
Вероучение секты базировалось на Пятикнижии Моисея. Церковь признавалась лишь как сообщество верующих. Пятикнижники отвергали светскую и духовную власть и все связанные с ними взаимоотношения, такие, как закон, правопорядок, иерархию. Все внешнее подлежит отвержению, поскольку есть человеческое измышление. Храм — это кумирница, иконы — идолы, иерархия — лжеучители, идольские жрецы. Пятикнижники не признают никаких таинств, причастие — это простой хлеб и вино. Покаяние — самообман. Все религии считались равными перед единым богом, а приверженцы всех религий – братьями. У истоков этой секты стоит русский протестант Федосий Косой[19].
Продолжение следует…
Зиганшин Э. специально для сайта www.whyislam.ru – “Почему Ислам?“
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |