Женщины в русском плакате начала XX века
Образ женщины, дарующей человечеству жизнь, с глубокой древности занимал важное место в иконографии изобразительного искусства. Он многолико запечатлен в образах Мадонны и Богоматери - главных в живописи, скульптуре и иконописи всего мира с древнейших времен до наших дней. Облик женщины лег в основу разнообразных символических изображений, олицетворяющих науку и искусство, политику и природу.
Искусство печатной рекламы, формирующееся во второй половине XIX века, ищет свои идеалы, своих героев и свои символы. Символом "художественной афиши", под именем которой плакат вошел в художественную жизнь, - а существительное это женского рода, - естественно, стал женский образ, уводящий зрителя в далекую античность у Е. Кекушевой, или напоминающий ему о женском идеале современности у С. Соломко (оба плаката посвящены Международной выставке художественных афиш, состоявшейся в России в 1897-1898 годах). Симптоматично, что женскую тему - одну из ранних тем плакатного искусства, "поднимают" женщины-художницы.

Кекушева Елизавета. Выставка афиш в Строгановском училище. М.,1897 Хромолит
Залог успеха рекламы - ее привлекательность. Этому качеству лучшие плакаты часто обязаны женским персонажам. Образ женщины в плакате многогранен и многослоен, попытка определить его однозначно обречена на неуспех. Женщина в плакате - носитель главной идеи, ее пропагандист, то "лицо", которое обращается непосредственно к зрителям, по которому, как "по одежке", встречают товар, оценивают событие, судят о фильме или спектакле. Не менее важна и другая ее роль - "демонстрационная", когда она выступает в роли покупательницы, посетительницы, читательницы, короче - персонажа, воспользовавшегося информацией, купившего товар. Женский образ может олицетворять собой явление коммерческое, социальное или политическое, служить символом или знаком фирмы, основой торговой марки.

Неизвестный художник. Папиросы “Дюшес”. Табачная фабрика Колобова и Боброва. С.-Петербург СПб., 1903 Хромолит
Возникает вопрос, насколько женщина в плакате, и в первую очередь - рекламном, этом родоначальнике жанра, - соответствует реальному образу современницы, ведь в отличие от станкового искусства, рекламный плакат - искусство преувеличения. Лесть - одна из скрытых пружин ее воздействия. И чтобы льстить, плакат должен нащупать в характере зрителей "механизмы", которые приведут пружину в действие. Зритель должен узнать себя в рекламе, увидеть, но не как в простом зеркале, а в "кривом", волшебном, где одни черты заострены или преувеличены, другие стерты или показаны в неожиданном сюжетном ракурсе.

Неизвестный художник. Страховое общество "Россия". СПб., 1903 Хромолит
Читать далее...