-Рубрики

 -Я - фотограф


2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tudvala

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.11.2010
Записей: 13316
Комментариев: 432
Написано: 14214


Цивилизация бумаги

Среда, 12 Января 2011 г. 20:04 + в цитатник
Цитата сообщения Majomajo Цивилизация бумаги



 (700x525, 353Kb)






Общеизвестно , что бумагу изобрели китайцы. Произошло это еще в первом веке нашей эры, когда Цай Лунь, воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани , папирусу. Он немало поэкспериментировал с различными растениями, но первый реальный результат получил, мелко нарезав волокна шёлка, сделав из них кашицу и осадив её на мелком сите. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об этом изобретении, которое было названо «бумагой». Иной датой рождения бумаги называют 105 год. Неутомимый Цай Лунь попробовал добавлять в кашицу волокна из старых рыбацких сетей, веревок, поношенной ткани и даже древесного луба. В конце концов, он остановился на коре тутового дерева, которую перед этим долго разбивал молотком,



 (465x699, 80Kb)


разделяя на волокна, к которым потом добавлял толику растительного клея. Надо сказать, что изготовленная в Китае бумага была жёсткой и хрупкой. Но тем не менее на ней уже можно было писать тушью.
 (699x524, 144Kb)


Привнесение бумаги.

Считается, что впервые японцы познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах-врачеватель Там Чин ( в японской истории он остался под именем Донтё). В те годы практически правивший страной в роли регента при императрице принц Сётоку стремился насадить в Японии буддизм. Он приглашал в Японию священнослужителей и монахов из Китая и Кореи обосновываться на японской земле, строить храмы и монастыри, воздвигать изваяния Будды, знакомить японцев со священными текстами. Естественно, что для размножения буддийских сутр и их сохранения требовалась бумага. Привозимой из Китая бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали , добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать.
Полученная в Японии бумага была значительно лучше качеством, чем китайская. Японскую бумагу стали звать ВАСИ ( ВА – другое чтение иероглифа Ямато, обозначающего название японского государства, СИ – бумага ) в отличие от привозной с континента КАРА-ГАМИ.
Появление ВАСИ связывают с двумя технологическими новшествами. Во-первых, японские мастера не отцеживали волокнистую пульпу через неподвижное сито, как это делалось в Китае, а постоянно покачивали его, заставляя бумажную массу оседать более равномерно ( этот прием назвали НАГАСИ_ДЗУКИ ). А во-вторых, было найдено водное растение ТОРО-АОИ, чей сок оказался великолепным средством для проклеивания бумажного листа.

Золотой век бумаги.

В период Нара (710-794 ) возросшие потребности императорского дворца, храмов и монастырей породили настоящий бум ее производства. Чаще всего её использовали для написания буддийских сутр. Но так как тексты были священными, для этого требовалась непростая, а очень высококачественная бумага. В то время в Наре в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта. Переписывание таких сутр стало любимым развлечением ( а можно сказать, и обязанностью) придворных вельмож. К концу восьмого века в столицу поступали целые кипы бумаги из 23 провинций. Она стала вторым посоле риса средством уплаты натурального налога. Лучшие образцы бумаги того времени хранятся в Сёсоин, сокровищнице храма Тодайдзи в Наре. Там представлено 233 ее разновидности.
Буддийские монахи приобрели при дворе чуть ли не абсолютную власть. И император Каму в 794 году перенес свою столицу в новый город Хэйан( будущий Киото ), подальше от окружавших его старый дворец храмов и монастырей. В новой столице пышным цветом расцвела изысканная и утонченная культура аристократии. Но без бумаги,зящной и нежной, было просто невозможно обмениваться стихотворными посланиями, записывать в дневники впечатления и мысли, рождавшиеся в ходе медитаций на природе, писать вошедшие в моду мемуары. Не менее остро в бумаге нуждались чиновники и священнослужители. Спрос на бумагу ещё более увеличился. Ремесленникам пришлось искать для этого новое сырье, поскольку запасов конопли уже не хватало. Ремесленники –бумагоделы перешли целиком на кору шелковицы.

 (538x699, 263Kb)


Чтобы обеспечить постоянное снабжение столицы бумагой, в 807тгоду на реке Канъягава в пригороде Хэйана была построена правительственная мастерская по производству бумаги (КАНЪЯИН , или КАМИЯИН). Для работы там были мобилизованы лучшие ремесленники страны. Мастерская стала выпускать высококачественную продукцию – листы размером 60х36 см, получившие название КАНЪЯ-ГАМИ.
 (700x700, 129Kb)



Но первенство КАНЪЯ-Гами было недолгим. Великолепная бумага стала поступать из северных провинций, в частности из Муцу ( нынешняя префектура Аомори ). Появились в обращении бумажные листы, в ткань которых для повышения декоративного эффекта вплетали засушенные травы и цветы. Иные листы были надушены благовониями. Эти листы как нельзя лучше передавали настроение поэта или страсть автора любовной записки. Затем появилась высококачественная МИТИНОКУ-ГАМИ – бумага из Митиноку. Повышенным спросом стала пользоваться «мраморная» бумага, а так же листы декорированные золотой и серебряной фольгой.

 (560x420, 328Kb)


Захиревшая в столь жестких условиях конкуренции мастерская Канъянин вынуждена была перейти на производство более дешевых и менее трудоемких сортов бумаги. Сырьём для нее стала макулатура. При ее обработке окончательно вытравить следы старых надписей было невозможно, поэтому СУЙИНСИ ( дословно бумага водяного облака), как стали называть эту продукцию, получалась серовато –голубоватой.
(Продолжение следует...)









 (700x525, 152Kb)

 (700x392, 136Kb)

Серия сообщений "История вещей.":
Часть 1 - История новогодних игрушек
Часть 2 - >История расчески)
...
Часть 6 - Исстория банкомата и пластиковой карточки
Часть 7 - >Расположение клавиш на клавиатуре. Почему так?
Часть 8 - Цивилизация бумаги
Часть 9 - >История костюма и моды – одежда разных времен, с 1066 по 1955
Часть 10 - Хроники свадебного платья
...
Часть 12 - История влажных салфеток
Часть 13 - >КОГДА И ОТКУДА К НАМ ПРИШЛА КАНЦЕЛЯРСКАЯ СКРЕПКА?
Часть 14 - История перчаток


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку