-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Gwad

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3662


Белорусские святыни. Барколабовская икона Божией Матери

Суббота, 16 Июня 2007 г. 00:20 + в цитатник
 (406x600, 62Kb)
Еще одна святыня земли белорусской, о которой хочется рассказать. Надеюсь, что белорусский искусствовед Юрий Пискун не обидится на меня за использование его материала.

(празд. 11 июля), чудотворный образ, получивший название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня женском монастыре в с. Борколабове Быховского р-на Могилёвской обл. (Республика Беларусь). Согласно преданию, записанному в XIX в. на табличке под иконой, она была помещена в монастырере в 1659 г. 11 июля, в день памяти Евфимии и святой равноапостольной княгини Ольги. В 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском под предводительством князя Пожарского, вероятно в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Борколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игумении Фотинии (Киркоровны). Эти сведения носят легендарный характер: в 1659 г. военных действий в белорусском Приднепровье не было; связь иконы с князем Пожарским, имя которого не указано (кн. Семен Романович Пожарский не мог возглавлять русское войско в Белоруссии, т. к. к этому времени погиб в крымском плену), вероятно, является аллюзией на чудесную помощь иконы Божией Матери князю Димитрию Пожарскому во время освободительного похода на Москву в 1612 г.
Баркулабовская икона первоначально была помещена игум. Фотинией в центре Вознесенской церкви, но в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 г. Борколабовский мон-рь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону спрятали инокини монастыря (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в храм Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.
Образ написан темперой на доске (размер 125x88,5x3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорусской иконописи 1-й пол.— сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) — главного центра Православия Белоруссии в тот период. Баркулабовская икона принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которо, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.— сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
Особенности иконографии: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Серебряный позолоченный оклад иконы (не сохранился) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.
На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.
Существовало несколько списков образа: в самом мон-ре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Борколабовского мон-ря (не сохр.) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Борколабова особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архистратига Михаила — на другой (не сохр.). По преданию, в сер. XVII в. эта икона была подарена неким князем Пожарским князю Сапеге, передавшему ее в Борколабовскую церковь. Список, выполненный в нач. ХХ в. худож. Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва. Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе быховской церкви Св. Троицы, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе одноименного мон-ря г. Могилёва. На иконе из Никольского мон-ря сделана стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоитъ Богомати / тамо источаетъ реки Благодати сей дру-/гiй образъ какъ на месте зрети прибегай / те къ ней, отцы и дети / тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ съ верою / молясъ за все то / дознаютъ». Этот образ, написанный в сер.— 2-й пол. XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохр.), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфрия того же Никольского мон-ря находится еще один список, обретенный в 1992 г. Перед иконой теплятся 3 лампады, полученные в дар из Фессалоники; ежедневно совершается молебен.

Лит.: Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855. С. 205; Жудро Ф. А. Заметки о Могилевской иконе копии Баркулабовской // Рус. паломник.1903. № 39; он же. Барколабовский Св.-Вознесенский жен. мон-рь // Могилевские ЕВ. 1906. № 7–9, 11–13, 16; Сергий [Соколов?], архим. Из истории православия и братской школы г. Могилева // Могилевские ЕВ. 1885. № 3. С. 57; Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 г. Могилев, 1899. С. 133–134; Поселянин Е. Богоматерь. С. 462–463; Высоцкая Н. Ф. Аўтар ступнага артыкула // Жывапiс Беларусi XII–XVIII ст. Мiнск, 1980. Ил. 46; Православные монастыри Беларуси. Минск, 2003. С. 119–120, 124–125.

Ю. А. Пискун

Источник: http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=754
Рубрики:  Диариуш (история Беларуси)
Святыни Беларуси
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку