-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tanijaB

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 5070





«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза

Пятница, 11 Июля 2025 г. 23:44 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза

«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза

 

Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.[1]), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.[2]). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.

Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь»[3]. Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!»[4]. Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).

В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству»[5]. На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия[6]. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству»[7]. Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству»[8]. Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества»[9].

В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако это запрет продержался недолго – новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество»[10]. Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство»[11].

Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь!..». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!»[12]. Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.

Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь, несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?»[13]. Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют»[14]. Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество»[15]. Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).

В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять отмечался всенародный подвиг: «Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество и Государя»[16]. Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833 годах предложил основать российское образование: «Православие. Самодержавие. Народность»[17]. Позднее в манифесте императора Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось: «Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!». Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру, Царя, Отечество» был пожалован ополченцам – участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим образцом русского воинского девиза.

[1] Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 43.

[2] Там же. С. 458.

[3] Бутурлин Д. П. Военная история походов россиян в ХVIII столетии. СПб., 1821. Ч. 1. Т. 3. С. 52.

[4] Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом. СПб., 1891. С. 35.

[5] Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.11: История России с древнейших времен. Т. 21. М., 1999. С. 182.

[6] Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 66.

[7] Там же. С. 629.

[8] Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Т. 16. СПб., 1830. С. 22.

[9] Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 30.

[10] Русский вестник. 1811. № 8. С. 71. Цит. по: Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., 1990. С. 179.

[11] http://www.pravaya.ru/ludi/450/1465

[12] http://hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm

[13] Рассуждение о любви к Отечеству // Шишков А.С. Огонь любви к Отечеству. М., 2011. С. 41.

[14] Краткие Записки, веденные в бывшую с французами в 1812м и последующих годах войну // Там же. С. 62.

[15] Труды Московского отдела Императорского Российского военно-исторического общества. Т. 2. М., 1912. С. 360.

[16] Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Т. 32. СПб., 1830. С. 789.

[17] Шевченко М.М. Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003. С. 68-70.

Источник: Православие.ру
Иллюстрации: stihi.ru

Об авторе

Федор Гайда

 


Метки:  

ЛЕЧО ВЕНГЕРСКОЕ

Пятница, 27 Июня 2025 г. 22:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Жанна_Лях [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЛЕЧО ВЕНГЕРСКОЕ

Лечо в Советское время было одним из любимых видов овощных консервов. Фирма «Глобус» поставляла в СССР отличное лечо. Эти консервы очень часто присутствовали в продуктовых заказах, которые выдавали (обычно перед праздниками) на некоторых предприятиях, и блюдо с лечо ставили на праздничный стол.
Letscho@2x (700x350, 346Kb)
Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 23 Марта 2024 г. 00:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Жанна_Лях [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

КОТЛЕТЫ ИЗ ПЕЧЕНИ И КАРТОФЕЛЯ

Котлеты в России появились приблизительно в XVIII веке, но изначально они не были похожи на известные нам. Словом "котлета" раньше называли кусок мяса на кости, а мелко нарезать его начали только в XIX веке. Сегодня котлеты из перемолотого мяса любят и готовят во всем мире, кстати, делают их теперь не только из мяса. Для вас необычные котлеты из печени и картофеля.
00571 (700x315, 234Kb)
Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю

strong>ДУЭЛЬ КАК ПОЕДИНОК ЧЕСТИ

Суббота, 10 Февраля 2024 г. 23:46 + в цитатник
Это цитата сообщения Лулу_Прада [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ДУЭЛЬ КАК ПОЕДИНОК ЧЕСТИ




!!!A21_Знак Анатолий Маркович (1939-2002) Натюрморт с Пушкиным. 1983 г. (540x700, 275Kb)
Знак Анатолий Маркович (1939-2002) Натюрморт с Пушкиным. 1983 г.

Имя Александра Пушкина известно каждому, уважающему себя, читателю — сначала по его детским сказкам, потом по лирическим произведениям и повестям, пьесам и роману в стихах.
Его «Евгений Онегин» переведен на 75 языков мира,
стихотворение «Я помню чудное мгновенье» — более чем на 200,
а памятники русскому поэту ставят по всему миру.


37 (150x40, 49Kb)

«ДУЭЛЬ КАК ПОЕДИНОК ЧЕСТИ»


Ю. М. Лотман в «Беседах о русской культуре» писал: «Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство».
Считается, что о чести и бесчестии в современном обществе вспоминают лишь на уроках истории и литературы, в том числе, читая «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина с её эпиграфом «Береги честь смолоду».

Дуэль, как история человеческих отношений иногда чрезвычайно трагических, иногда нелепых и даже смешных, нашла отражение и в литературе XIX–XX вв. У А. С. Пушкина она присутствует в романе «Евгений Онегин», повестях «Капитанская дочка» и «Выстрел». По разным данным в личной жизни поэта было 30 вызовов на дуэль, из которых состоялось всего четыре поединка, и все, кроме последнего, были бескровными...
Читать далее...

Метки:  

ПОДРОБНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС || КОНСТРУКТОР ИДЕАЛЬНОЙ ЛОПАПЕЙСЫ

Пятница, 26 Января 2024 г. 22:19 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...503237918/



ДВОЙНАЯ ГОРЛОВИНА
АЗИАТСКИЙ РОСТОК
ПОДРЕЗ ПРИ ВЯЗАНИИ СВЕРХУ
РУКАВ ПРИ ВЯЗАНИИ СВЕРХУ ВСЕ СЕКРЕТЫ
ДАЛЕЕ...

Метки:  

strong>Библия узоров - Елена Гукова

Пятница, 05 Января 2024 г. 22:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Струны_дождя [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Библия узоров - Елена Гукова



1.
1 (473x700, 526Kb)

жаккард5 (65x115, 16Kb)

Метки:  

Вязание спицами. Следки со жгутами.

Понедельник, 01 Января 2024 г. 22:54 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...502816312/




Вяжутся следки просто и быстро, если конечно не брать очень тонкую пряжу.

Читать далее...

Метки:  

Большая книга вязания

Понедельник, 01 Января 2024 г. 18:59 + в цитатник

Как появилась традиция дарить подарки на Новый Год, и почему одни их кладут под ёлку, а другие — в носки...

Четверг, 28 Декабря 2023 г. 23:28 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...502660970/

Как появилась традиция дарить подарки на Новый Год, и почему одни их кладут под ёлку, а другие — в носки...








 

Наступает пора любимых праздников — Нового Года и Рождества, а значит, время задуматься о подарках. В наши дни дарить близким людям подарки на Новый Год является обычным занятием, которое доставляет невероятное удовольствие. Особенно ждут этого праздника дети, чтобы утром 1 января подбежать к пушистой зеленой елке и найти под ней то, о чем

Метки:  

strong>Нам некогда грустить, нам некогда ! Нам скоро Новый год встречать!

Четверг, 28 Декабря 2023 г. 23:19 + в цитатник
Это цитата сообщения Madam_Irene [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Нам некогда грустить, нам некогда ! Нам скоро Новый год встречать!

 

 

1.
400202680_886021139551891_7932798741402996189_n (600x600, 341Kb)

Читать далее...

Метки:  

strong>"Все у нее - порыв, все - минута..." О МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ....

Четверг, 28 Декабря 2023 г. 23:14 + в цитатник
Это цитата сообщения Доремифа_СОЛЬка [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

"Все у нее - порыв, все - минута..." О МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ....

 

Самое большой ее страстью, смертный грех, который владел ею вполне, — была гордость, несокрушимая гордыня. Любимое слово — самоутверждение. И всегда, все — в превосходной степени. В. Л. Андреев

Её своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений - качества, никогда ей не изменяющие. К. Д. Бальмонт

...Её голос - самый трагический в русской поэзии. И. А. Бродский

...Цветаева - явление совершенно уникальное. То, как она всю жизнь переживала - и передавала - трагизм человеческого существования, ее безутешный голос, ее поэтическая техника - все это просто поразительно. По-моему, лучше нее не писал никто, во всяком случае по-русски. Впервые в русской поэзии прозвучало такое трагическое вибрато, такое страстное тремоло. И. А. Бродский

Цветаева-поэт была тождественна Цветаевой-человеку; между словом и делом, между искусством и существованием для нее не стояло ни запятой, ни даже тире: Цветаева ставила там знак равенства. И. А. Бродский

Поэзия Цветаевой прежде всего отличается от творчества её современников некоей априорной трагической нотой, скрытым - в стихе - рыданием. И. А. Бродский "

Все это у неё - подлинное: и яркий румянец, и горящий, непокладистый нрав, и московский распев, и озорной смех. К. В. Мочульский

1655615244_26-flomaster-club-p-portret-marini-tsvetaevoi-krasivo-27 (700x466, 259Kb)

На назначенное свиданье
Опоздаю. Весну в придачу
Захвативши — приду седая.
Ты его высоко́ назначил!

Буду годы идти — не дрогнул
Вкус Офелии к горькой руте!
Через горы идти — и стогны,
Через души идти — и руки.

Землю долго прожить! Трущоба —
Кровь! и каждая капля — заводь.
Но всегда стороной ручьёвой
Лик Офелии в горьких травах.

Той, что страсти хлебнув, лишь ила
Нахлебалась! — Снопом на щебень!
Я тебя высокó любила:
Я себя схоронила в небе!

18 июня,1923

Тонко, высоко.. дыхание останавливается..

Как же хочется, Марина Ивановна, взлететь на это Небо Вашего Духа! Но Там нужно уметь...дышать...





Все у нее - порыв, все - минута; на каждой странице готова она поклониться всему, что сжигала, и сжечь все, чему поклонялась. Одно и то же готова она обожать и проклинать, превозносить и презирать. Такова она в политике, в любви, в чем угодно. В. Ф. Ходасевич


 

Метки:  

strong>А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОЧЕМУ МАНДАРИН СИМВОЛ НОВОГО ГОДА?

Четверг, 28 Декабря 2023 г. 23:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Madam_Irene [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОЧЕМУ МАНДАРИН СИМВОЛ НОВОГО ГОДА?

Давным давно, примерно 1000 лет назад, в Китае по учению
Фэн-Шуй, мандарины были символом богатства, успеха,
любви, счастья и долголетия. Приходя в гости, китайцы
приносили с собой пару ярко-оранжевых плодов, тем
самым обозначая, что они желают хозяевам финансового благополучия, долгой и счастливой жизни. Уходящему
гостю тоже давали пару мандаринок. Потому что пара
мандарин на китайском языке близко к значению «золото»
и обозначало богатство

413023247_1563686317719680_1913276140723719204_n (560x700, 331Kb)

Читать далее...

Метки:  

Календарь ухода за клубникой

Воскресенье, 24 Декабря 2023 г. 22:31 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...502662742/







 


За клубничной гpядкой начинают

ухаживать eщe до того, как

полностью сойдeт снeг (обычно

в маpтe), а заканчивают pаботы

с наступлeниeм замоpозков. 

 





Читать далее...

Метки:  

Без заголовка

Пятница, 15 Декабря 2023 г. 09:07 + в цитатник
Это цитата сообщения Emiliaa [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Бери на заметку...15 самых вкусных начинок для блинчиков...



блины с начинкой (600x500, 78Kb)

1. Блины с начинкой из яиц

Состав: 4 яйца, 50 гр. зеленого лука, 5-10 гр. укропа, соль.
Отварить 4 яйца. Натереть вареные яйца на терку. Обжарить зеленый лук 50 гр. Укроп 5-10 гр. Соль по вкусу.


Метки:  

strong>Испанка, фламенко и дробь кастаньет

Пятница, 15 Декабря 2023 г. 09:02 + в цитатник
Это цитата сообщения Stefaniia-Stefa [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Испанка, фламенко и дробь кастаньет

 

Испанка


//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/842/73842525_A_Spanish_beauty.jpg


 


Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет Марианны Вальдштейн, девятой маркизы Санта-Крус. Ок. 1797-1800. Холст, масло, 142 x 97 см. Лувр, Париж.

«Испанская гранд-дама»,  созданная Гойей. Портрет австрийской аристократки Марии Вальдштейн,  вв традиционном костюме испанской аристократии. В начале XIX века во всей Европе царил стиль ампир, кроме Испании: в период наполеоновских завоевательных войн испанцы не желали одеваться «по-французски». Благородные испанские сеньоры  использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, в любимым был чёрный цвет.

Художник Наталья Гончарова. Испанка.

 

Читать далее...

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

strong>Схема узора в копилку

Вторник, 12 Декабря 2023 г. 22:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Elena-Dinsk [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Схема узора в копилку

Источник

Читать далее...

Метки:  

Поиск сообщений в tanijaB
Страницы: [242] 241 240 ..
.. 1 Календарь