-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SUHAMMER

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.12.2010
Записей: 28
Комментариев: 50
Написано: 90





Революция - радикальный способ борьбы с мутагенезом культуры

Четверг, 28 Июля 2011 г. 11:45 + в цитатник
Мне показалось, что мы постоянно путаем причину и следствие, говоря о революциях. Решение проблем? Да. Но каких? Экономических? Социальных? Политических?

Отнюдь нет. Революция лишь усугубляет вышеназванные проблемы, доводит их до своего пика в краткий момент времени. Разрушение...

Отсюда и неприятие революции многими, начинается игра в "есликабы"... Вот если даже после такого развала они смогли добиться такого, то чтобы было при эволюционном развитии ситуации...

А это ошибка, на мой взгляд... Заметьте, как правило, в посреволюционный период не появляется новых идей ни в плане экономического, ни в плане политического устройства. Все эти идеи рождаются задолго до того как... Но практического воплощения не получают... Почему? Дело в ограниченности персоналий? Не думаю... Дело в ограниченности возможностей воплощении идей... До революции воплотить их невозможно. После - возможно... Почему? Что меняется? Люди те же, стран та же... Но тогда - нельзя, а после - можно...

Вот и думается мне, что революция - это не экономическая и политическая перезагрузка... Это перезагрузка в головах, переоценка ценностей... После которой многие идеи становится возможным воплотить в жизнь...

И что в остатке? В остатке именно культурный переворот сознания в ограниченный период времени. После чего следуют политические и экономические альтернативы.

Пока неясно мне каковы условия создания такой предреволюционной ситуации... Но чувствую как предварительно революция зреет в умах... Ожидание и предвосхищение её... Позже мы называем озвучивших это предощущение пророками... А они просто озвучили явные симптомы культурного надлома, который ищет лишь повода для перезагрузки...

Ну и опять же... Операция есть операция... Со стола можно и не встать...


Понравилось: 17 пользователям

Без заголовка

Вторник, 31 Мая 2011 г. 11:49 + в цитатник
Друзья, теперь вы можете читать и комментировать мои записи и на Я.ру — SSUHAMMER!


Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов"

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 13:45 + в цитатник
Города исторически создавались как центры промышленности и коммерции. Однако теперь невероятные размеры городов и быстрый приток мигрантов ставят под сомнение их способность предоставлять горожанам достойные стандарты жизни.

В 1800 году только 4% населения мира жило в городах. В 1900 году почти 14% землян были горожанами, 12 городов имели население более 1 млн. человек.
В 1950 году уже 30% населения планеты жило в городах, а в мире насчитывалось 83 города с населением более 1 млн. человек. В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. Более 1 млн. жителей насчитывали 411 городов мира, при этом, 39% городских жителей проживали в городах с населением более 1 млн. человек, 15% - в городах с населением более 5 млн.
В индустриально развитых странах мира горожане составляют 76% населения, в развивающихся странах - 40%. При этом процесс урбанизации идет более быстрыми темпами в слаборазвитых странах. Большинство горожан стран Африки живут в городах с населением менее 10 тыс. человек. В Аргентине 90% населения живет в городах, причем 38% горожан проживали в одном городе - Буэнос-Айресе. Лишь 8% городского населения США обитает в крупных городах (более 1 млн. человек). По прогнозу ООН\United Nations в 2030 году 60% землян будут проживать в городах, а основной прирост городского населения произойдет за счет развивающихся стран.
Увеличение городского населения происходит двумя путями: за счет естественного прироста населения и за счет мигрантов. Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные были получены лишь в середине ХIХ века) города были плохим местом для жизни - как правило, смертность в них превышала рождаемость. В развитых странах ситуация изменилась лишь в 1930-е годы - горожане стали жить дольше, чем жители сельской местности за счет улучшения ситуации с питанием, развитием систем здравоохранения и социальной защиты населения. В середине ХIХ века, с началом индустриальной революции, в Европе начался процесс массовой миграции сельского населения в города. Мигранты обеспечивали 90% прироста городского населения. Ныне аналогичные процессы происходят в развитых странах: сельское население стремится перебраться в города, чтобы спастись от голода и безработицы. К примеру, в Китае в 1960-1990 годы рост населения городов на 60% был обеспечен естественным приростом населения и снижением уровня смертности, и на 40% - переселением крестьян.

С 1975 года число мигрантов в мире выросло более чем вдвое и достигло 175 млн. человек. Примерно 3% населения планеты проживает за пределами своих родных стран. Большинство мигрантов осело в странах Европы (56 млн.), Азии (50 млн.) и Северной Америки (41 млн.) Примерно каждый десятый житель развитых регионов мира является мигрантом, в то время как в развивающихся странах один мигрант приходится на 70 жителей. Ныне около половины стран мира проводят политику, направленную на снижение уровня иммиграции

Все больше людей по всему миру будет жить в мегаполисах – городах, население которых превышает 10 млн. человек. В 1975 году только пять городов (Токио, Нью-Йорк, Шанхай, Мехико и Сан-Пауло) были мегаполисами. В 2000 году их было уже 19. Ожидается, что в 2015 году мегаполисов станет 23, причем 21 из них будет находиться в развивающихся странах. Ни один город из бывшего СССР в перечень "кандидатов в мегаполисы" не вошел. Население 564 городов превысит 1 млн., 425 из них в "третьем мире". К примеру, в 1950 году пятью крупнейшими городами мира были: Нью-Йорк (12.3 млн.), Лондон (8.7 млн.), Токио (6.9 млн.), Париж (5.4 млн.), Москва (5.4 млн.) - все они были столицами индустриально развитых государств. В 2000 году в пятерку лидеров вошли бразильские, мексиканские и индийские города. Крупнейшими мегаполисами мира стали Токио (26.4 млн.), Мехико (18.4 млн.), Бомбей (18 млн.), Сан-Пауло (17.8 млн.), Нью-Йорк (16.6 млн.). По прогнозу ООН в первую пятерку крупнейших мегаполисов в 2015 году войдут Токио (прогнозируется, что население столицы Японии составит 26.4 млн.), Бомбей (26.1 млн.), нигерийский Лагос (23.2 млн.), столица Бангладеш - Дакка (21.1 млн.), Сан-Пауло (20.4 млн.).

Любопытно, что в мире не существует единого критерия, согласно которому можно присвоить населенному пункту статус города - в некоторых странах для этого достаточно, чтобы в нем проживало более 2 тыс. человек, в некоторых - не менее 20 тыс. К примеру, в США городом считается населенный пункт с населением не менее 2.5 тыс. человек.

Факты на Тему

В 1804 году население Земли достигло 1 млрд. Увеличение населения планеты идет все более быстрыми темпами. В 1927 году - через 123 года - в мире прибавился еще 1 млрд. человек, и население планеты составило 2 млрд. Далее процесс пошел по нарастающей: в 1960 году (через 33 года) - 3 млрд., в 1974 году(через 14 лет) - 4 млрд., в 1987 году (через 13 лет) - 5 млрд., в 1999 году (через 12 лет) - 6 млрд. Ныне ежегодно население мира увеличивается на 78 млн. человек - это больше, чем население Франции, Швеции и Греции вместе взятых.

В 1998 году странами с наибольшим населением были Китай (1 млрд. 256 млн.), Индия (982 млн.), США (274 млн.), Индонезия (206 млн.) и Бразилия (1666 млн.). Россия в этом перечне занимала 7-е место (147 млн.), Япония - 8-е (126 млн.). В 2050 году Россия и Япония не войдут в первую десятку наиболее многолюдных государств. В первую пятерку войдут Индия (1 млрд. 529 млн.), Китай (1 млрд. 478 млн.), США (349 млн.), Пакистан (346 млн.) и Индонезия (312 млн.).

http://art.thelib.ru/science/researches/cheloveche...tsya_civilizaciey_gorodov.html



Цивилизация городов - это добровольное гетто... Человечество платит своей депопуляцией за благо городской цивилизации. Цивилизация городов - это модель развития вампира... Непонимание данного факта связанно только с одним... Не все ещё вошли в эту стадию... А потому не все ещё понимают, что результат развития общества индивидуалистов весьма предсказуем... Город падёт...

Метки:  

Эволюция цивилизационного лидерства.

Вторник, 28 Декабря 2010 г. 16:51 + в цитатник
В последнее время, стало модным говорить о наиболее эффективной форме цивилизации. Возникло ощущение, что из всего множества проявлений, можно получить идеальную субстанцию, которая и позволит быть вечным лидером среди всех, а отставшим - наверстать отрыв от вперёд забежавших и даже опередить их...

Нам представляется такая позиция ошибочной. Ошибочнй прежде всему потому, что данный подход исходит из того, что есть "прогрессивные" цивилизации и "регрессивные"... Есть "хороший" базис цивилизации и "плохой"... Плохой никогда не обеспечит роста, в сравнении с хорошим...

Ошибка кроется и в том, что мы пытаемся рассматривать некий исторический момент, как олицетворяющий сущность всего процесса, мы выявляем закономерности и пытаемся перенеси его и на день сегодняшний и на день завтрашний... Не удивительно, что подобная экстрополяция не приносит в итоге ожидаемого эффекта. Гонка за сегодняшним лидером никогда не закончится победой, если траектория пути совпадает с выбранным ранее соперником.

Мы исходим из того факта, что никогда не существовало и не существует цивилизаций плохих и хороших... Каждая из форм уже самим фактом существования доказала свою прогрессивную форму. Отличия лишь в скорости прогресса. Почему же появляется лидер и есть отстающие?

Нам представляется, что с определённым интервалом времени, появляются узловые вызовы, скорейший ответ на которые позволяет занять лидирующие позиции в мире. От чего же зависит скорость ответа? Во многом, это случайный процесс. К моменту смены основного вектора развития, все цивилизации имеют различные начальные предпосылки для получения импульса в данном направлении.

По аналогии с эволюцией в мире животных... Каждая тварь имеет возможность взлететь ввысь... Со временем... Но безусловно кому то будет проще получить необходимые крылья, а кому - то, стоит предварительно задуматься о структуре костей, чтобы облегчить общую конструкцию...

Ошибочный сознательный выбор направления эволюции, может привести к трагедии... Так как можно не дождаться наступления времени эволюционного превосходства над соперником. И благом было бы не стремиться ввысь, а занять нишу на земле, усилив панцирь, тебя защищающий... Быть может завтра, условия именятся, и сегодняшние лидеры упадут на землю, оказавшись на земле, где предпосылки ускоренного роста уже принадлежат вам... А своим панцирем, вы уже сегодня обеспечили себе существование... А завтра, возможно, лидерство... В то время пойди вы путём завоевания неба... Вы зависли бы между небом и землёй... Потеряв преимущества и того, и другого пути...

Для привязки этой схемы к реальности, попытаемся рассмотреть один из примеров истории... Рассмотрим причину лидерства англосаксов в наше время...

Макс Вебер выдвинул и обосновал гипотезу о том, что распространение протестантизма стимулировало развитие капитализма современного типа в Европе и Северной Америке («Протестантская этика и дух капитализма»).

Он сравнил экономические успехи католиков и протестантов в Европе и пришёл к выводу, что решающую роль в становлении «современного капитализма» в странах Запада сыграло возникновение особого «духа капитализма». Предпосылки этого «духа» Вебер видел в теологии кальвинизма и других протестантских сект.
На наш взгляд, в данном случае не совсем корректно определена причинно-следственная связь событий. Рассмотрим статистические данные характеризующие среднедушевой ВВП в странах и регионах мира в 1800 г. (в международных долларах 1980 г., в паритете покупательской способности), среднедушевой ВВП в 2000 г (в международных долларах 1995 г. в ППС) и процент грамотного населения в 1800 г. (источник: А.В. Коротаев и др. Законы истории, математическое моделирование развития мир-системы, демография, экономика, культура, М. 2007, с. 97)
http://suhammer.ya.ru/replies.xml?item_no=4861
Попытаемся определить степень взаимосвязи ВВП на душу населения в 2000 году и иных факторов представленных в таблице. С этой целью рассчитаем коэффициент корреляции между ВВП на 2000 год и ВВП на 1800 г. Коэффициент корреляции используется для определения наличия взаимосвязи между двумя свойствами



Сделать это не сложно, каждый может произвести подобные вычисления даже в Exel, не вдаваясь в нюансы статистики (так что кто не верит в результате, продублируйте наши расчёты самостоятельно).

В нашем случае, такой коэффициент равняется 0.63. То есть существует явная зависимость между тем, кто являлся экономическим лидером в 1800 году, и кто занимает лидирующие позиции в экономике в 2000 году.

Однако, если мы расчитаем степень зависимости между ВВП в 2000 году и процентом грамотного населения в 1800 – ом, то получим ещё большую зависимость: 0.92, что в плотную подходит к данным прямой зависимости, что позволяет нам утверждать, что одним из значимых факторов оказавших влияние на становление современных национальных экономик, явилось распространение образования граждан этих стран к моменту начала модернизации.

Какова же взаимосвязь между грамотностью и кальвинизмом?

«В отличие от католиков, умение читать было протестантам жизненно необходимо для того, чтобы исполнять свой религиозный долг – читать Библию. Для католиков-мирян чтение Святого писания не только не было обязательным, но и долгое время было запрещено... В результате уровень грамотности и образования среди протестантов был, в целом, выше не только такового у католиков, но и у последователей других конфессий, у которых не было религиозного стимула к обучению грамотности».

Таким образом, не вера как таковая сыграла здесь свою главную роль, а именно образованность граждан к моменту модернизации… В комплексе с имеющимся экономическим базисом. Именно потому, догоняющие страны, шли путём роста % грамотности. Но даже повысив его, они уже не могли опередить лидеров, которых вперёд выталкивал тот запас самой экономики, который имелся к моменту модернизации. Страны же запоздавшие с увеличением образованности своих граждан, напротив, начали утрачивать даже те позиции, которые имели к 1800 г.

Но стоит помнить, что до того, существовали иные факторы, позволяющие стоять на ровне и странам «образованным» и «не образованным». И завтра, основным фактором роста может и не быть технология… А завтра… Это уже почти сегодня…

Без заголовка

Четверг, 16 Декабря 2010 г. 09:46 + в цитатник
Это цитата сообщения CAPRICE_des_DIEUX [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Бремя страхов человеческих

Бремя страхов человеческих



Авторы: В. Э. Шляпентох, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов, В. А. Иванова; при участии Московского общественного научного фонда, Института социологии РАН и университета штата Мичиган.

Тема страха до сих пор не получила существенной разработки в социологии. Это не вполне понятно, так как настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего.

Люди также испытывают страх перед диктатурой и массовыми репрессиями; они опасаются внезапных экономических кризисов, плохого урожая, природных бедствий, типа наводнений, ураганов или засух, вспышек эпидемий. Не исключены также страхи перед катастрофами глобального характера, такими как массовое вымирание человечества и наконец Армагеддон или конец мира.

Мы утверждаем, что в современной России наблюдается опасно высокий уровень катастрофического сознания в определенных группах и высокий уровень массовых страхов в обществе в целом. Наша задача — попытаться осмыслить роль этих феноменов в контексте российских реформ.

Цель этой работы — привлечь внимание к теме, которая большей частью заброшена социологами и даже социальными психологами, но не теологами, философами, психологами и особенно психиатрами. Там, где это возможно, мы стараемся включить американский материал. Учитывая весьма различные нормативные представления об оптимизме и пессимизме в русской и американской культурах, сравнение роли страхов в обеих странах кажется нам интересным объектом исследования.
>>>>>

Культурологическая мутация

Среда, 15 Декабря 2010 г. 10:01 + в цитатник
Меня мучал один вопрос... Если причина всему - "мутация" стереотипа поведения личности, сдвиг в сторону эгоизма... то почему Россия резко попадает в европейское русло распада... ещё в конце 19 века нет явных признаков, а через 50- 60 лет, мы получаем то к чему европа плелась столетиями...

И тут мне привидилось))) Мутация стереотипа поведения не имеет одинаковой скорости во времени и пространстве. мне видятся два могучих фактора увеличивающих "мутагенез".

Первый - это урбанизация. Именно город уничтожает патриархальную семью, а на последних этапах вовсе сокращает общение поколений до минимума. Здесь происходит утрата огромного массива информации, которая при классическом обществе передавалась бы внутри самой семьи... В нашем случае, она просто исчезает, остаётся на книжных полках, но не в головах. А свято место пусто не бывает...

Второй - это СМИ, которые многократно увеличивают скорость передачи любой информации, которые сокращают время для создания нового стереотипа повидения до минимума.

Россия ринулась в модернизацию... в десятилетия достигла того, чего европа получила за столетия. Итог - преждевременное "старение" нации...

По моему Тойнби говорил: индеец взявший в руки ружьё белого для войны с ним - уже проиграл... Мы воюем с Европой... Её же оружием. И подхватываем её же болячки...

Метки:  

УСЛОВИЕ ПОРАЖЕНИЯ

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:58 + в цитатник
Европа гибнет... Европа умирает... Сколько раз мы это слышали. Сколько услышим... Но она жива. И весьма в приличном состоянии... Так что ж, эгоизм не разрушает её? Ведь должен же?

Разрушает. Каждый день - гвоздь в её гроб. Мы ещё не говорили об одном обязательном условии падения Цивилизации.

Цивилизация в состоянии эгоистичной эйфории, кроме мифического приближения к гибели, получает огромный плюс в виде бонусов от резкого повышения интеллектуальной отдачи личности. Это приводит к резкому отрыву в технологическом плане от Цивилизаций соперников, которые составляют варварское окружение. И здесь важно отношение относительных сил Цивилизации и Окружения... Изначально, Цивилизация абсолютно подавляет варваров по всем направлениям, возможно, проигрывая только в демографическом плане и то не факт. Но с течением времени, это различие начинает нивилироваться. С течением времени, варвар получает плоды Цивилизации, а следовательно, единственный плюс эгоизма - технологическое превосходство, неизбежно стремится к нулю... При том, что личностные особенности уже давно сложились не в пользу Цивилизации. Варвары, напротив, получая технологии в готовом виде, не расплачиваются за них ростом эгоизма или платят в гораздо меньшей степени. В итоге, при состоянии, когда абсолютные силы Цивилизации и Окружения выравниваются, Цивилизация получает хороший пинок, который служит катализатором её распада, а после начала этого процесса, начинается неизбежное её поглощение Окружением.

Бедные, несчастные цивилизаторы! Если бы вы только знали, что чем больше усилий вы прикладываете к достижению своей цели, тем меньше поколений ваших потомков будет говорить на вашем языке. Служа человечеству, вы приближаете смерть своего этноса.



Да, не забудьте! Варвар не дожидается полного уравнения сил... Варвар всегда будет технологически слабее при нападении. Но своё отставание он компенсирует своим повышенным альтруизмом... Для нас - это аналог гумилёвской пассионарности...

Метки:  

ЭГОИЗМ...

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:55 + в цитатник
Если признать тот факт, что эгоизм в чистом виде заложен в человеческую сущность изначально, то... То становится понятным почему нет существа более эгоцентричного нежели ребёнок. Весь процесс взросления направлен на уложение природного эгоизма в ложе социума. На выходе мы получаем эгоиста - приспособленца, который даже не всегда понимает, что действует супротив своей природы.

Тогда... Тогда мораль, заложенная изначально, миф? Пожалуй... На ум приходит образ дочки немецкого начальника концлагеря, кричащая: "Папа! ещё-ещё!!!" Папа подкидывал детей и растрелевал их на лету... Сын нашего чекиста в восемь умолял своего отца: "Пап! Дай я сам!!!"

Тогда что будет, если дать личности полную свободу развития, без ограничений природного?

Метки:  

Когда приходит диктатура...

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:54 + в цитатник
Диктатура со всеми атрибутами тоталиторизма невозможна на стадии подъёма... В том случае, когда общественное сознание ещё не поражено эгоизмом на столько, что альтруистические позывы общества подавлены в большей мере... Личность просто не в состоянии оценить действие Власти как произвол, даже в том случае, когда писанный закон отсутствует, а сама Власть не стремится подавить Личность за отсутствием нужды в том...

Диктатура приходит после, когда интересы Государства и Личности всё дальше и дальше расходятся в пространстве и времени...

В предверии полного распада, Цивилизация, практически неизбежно, должна испить из чаши Диктатуры... Возможно неоднократно в относительно короткий период времени...

Потому и исторически невозможна цепь событий при котором единовластие предшествует "поликратным" моделям... Но всегда "народовластие" уступает "монократии"...

Метки:  

РАВНОДУШИЕ

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:50 + в цитатник
Эгоизм... Альтруизм... Их абсолютные величины...

Всё проще и их соотношение определяется одной фразой - РАВНОДУШИЕ. Когда оно появляется и становится стереотипом поведения нации... Она умирает.

Метки:  

О природе человека. Н. Амосов. 2 ноября, 09:09

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:48 + в цитатник
53 года занимаюсь хирургией и сейчас вшиваю клапаны в сердце. Но кроме этого всю жизнь занимаюсь не своим делом: сначала окончил технический вуз, потом исследовал человека и общество. Имел свой подход: создание компьютерных моделей живых систем от клетки до общества, 30 лет заведовал отделом биокибернетики у академика В. М. Глушкова.


Вот к чему я пришел: не нужно философий. Не нужно отвлеченных, абстрактных измышлений. Уже возможен естественно-научный подход для объяснения всего сущего.
Вот мои посылки: Общий Алгоритм Разума и биология человека. Скажу сразу конечный вывод: биология человека пока еще сильнее разума.
О мире. Он материален, но неуравновешен и изменчив. Создаются и распадаются новые структуры. Но есть "стрела времени" - усложнение дошло до человека, и замаячил новый виток развития, когда формируются искусственный разум и даже жизнь.
В связи с этим - о чудесах, что не поддаются объяснению физики. Сам не; видел ни разу, но так много пишут, что опасаюсь сказать: "Не может быть никогда". Мой покойный друг, физик, академик В. Е. Лашкарев говорил; "Существует другая физика. Иногда она замыкается на нашу, и тогда происходят чудеса". Не берусь комментировать. Это может иметь отношение к Богу... Если есть "физика" с другой материей, пространством и временем, то почему бы не быть другому разуму и, другой этике? Вот вам и Бог! Мне, однако, вполне достаточно нашего банального материализма: он все может объяснить о человеке и мире. В том числе потребность в чудесах и Боге.
Превыше всего - Разум. Ах - Разум! Таинственный Высший судья, предмет мифов. Может быть, я - хвастун, но еще 25 лет назад предложил гипотезу об Общем Алгоритме Разума, будто бы он действует во всех живых системах - от клетки до общества, Говорю ответственно: написаны книги, защищены диссертации, делаются модели.
В нашем отделе мы создали на компьютерах эвристические модели организма, личности, общества, чтобы вооружить ими оперативный разум врача, педагога, политика, ученого. Много не преуспели; нет спроса на настоящую разумность, а значит, нет и средств.
И еще одно: пусть психологи не верят, но искусственный интеллект возможен. Я говорю это серьезно, хотя отлично сознаю, что это пока бездоказательно.
О, Человек, загадка из загадок, венец природы и ее проклятье! Ученые примерили, что 95 процентов наших генов одинаковы с обезьяньими. Даже не верится; Христос, Будда и рядом - гориллы. Грустно...
Природа человека: стадное животное, наделенное творческим разумом. Животное - значит, инстинкты. Разум - значит, учет обстоятельств, дальнего будущего, выбор целей. Но есть творчество - а значит, и переделка самого себя. Но насколько? Две тысячи лет науке психологии, а единого мнения нет как нет. И продолжаются изобретения; социализм, фашизм, социально справедливое и прочие общества. Все с расчетом на идеального человека.
У всех живых существ есть три генеральные программы, в порядке их значимости: сохранить себя, продолжить род, улучшить вид. Правда, этот порядок меняется в зависимости от цикла размножения, условий жизни, пола и возраста. Основные программы дробятся на многие частные подробности. Они в комбинации с разумом и временем дают великое разнообразие чувств. Их ни в какую модель не вместить, приходится обобщать.
Вот что я наисследовал с помощью анкет в "Литературной газете", "Неделе", "Комсомольской правде", а также различных экспертов. Люди разные. По главному качеству - силе характеров, что определяет способность к напряжениям, 10 процентов самых сильных отличаются от 10 процентов слабых в 3 раза. Видимо, такие же различия по потребностям, хотя уточнить не удалось. У разных людей разные приоритеты потребностей, зависящих от степени удовлетворения. Несомненно, сильнейшие - боль, голод, собственность. На втором месте, а периодами и на первом, - секс, любовь к детенышам. На третьем (не у всех и неодинаково) - общественные потребности; общение, лидерство, свобода, но и подчинение авторитету, подражание.
Сюда же можно отнести корни этики: чувство справедливости при любых обменах - вещами, словами, поступками. Тут уж проявляются эгоизм и альтруизм. Потребность правды; чтобы слова соответствовали образам.
А ложь - неприятна. Потребность веры. Симпатии и антипатии - до ненависти и агрессии. Четвертое место занимает любознательность.
Так говорят цифры. К биологии чувств прибавляются убеждения от идеологии. Это словесные формулы, привитые обществом: "хорошо - плохо" и "как надо". Так вот; значимость убеждений оценивается всего в 30 процентов от чувств. Воспитуемость как возможность изменения врожденных потребностей, оценивается в 25 процентов. Это значит, что "сильно жадного" не превратишь в щедрого, а только, возможно, уменьшишь жадность.
Воспитуемость и значимость убеждений - единственные рычаги для идеологии, чтобы изменить гражданина. Как видите, возможности невелики. Если учесть, что эгоизм и альтруизм соотносятся как 10:1, то чего стоят всякие фантазии по части "сделаем революцию, изменим условия, наладим воспитание и создадим идеальное общество"? Нет, в ангелочков граждан не переделаешь.
Спрашивается: на что же тогда рассчитывать? Как конструировать общество? Большинство сильных потребностей - жадность, страсть к лидерству - антиобщественно. Если их еще натренировать на 30 процентов, да вооружить ненавистью, то каких же можно получить подлецов! Может быть, эксперты преувеличивают? Думаю, что нет. Все так. К счастью, имеются в запасе у природы еще несколько благоприятных факторов. Во-первых, лидеров и крайних эгоистов - меньшинство. Им противостоит масса средних и слабых, у которых есть потребность объединяться против насильников и властолюбцев. В этом - надежды демократии. Во-вторых, существуют лидеры-альтруисты, они могут и сами организовывать общество так, чтобы "был порядок", не стесняясь использовать страх, убеждения и обман. И, в-третьих, есть надежда на разум, если развивать его образованием, то люди рассчитают компромиссы и найдут оптимум сосуществования. Так что дело наше не безнадежно. Разум поможет. Конечно, его тоже "заносит", но чем выше уровень развития общества, тем меньше. Поэтому нужна наука - для правящей элиты, а образование - для всех граждан.
Психологию мы пытались воплотить в моделях личности, В них суммируются отношения граждан и общества к труду. При крайнем упрощении можно вывести три уравнения: "труд - плата" - это стимул, "труд - утомительность" - это тормоз, "плата - чувство" - рост приятности от платы и уменьшение от утомления. Последнее прямо зависит от тренированности и силы характера. Следует определить не только, сколько человек выдаст труда, сколько заработает, но и какой уровень душевного комфорта получит, то есть сколько у него в связи с этим будет счастья и несчастья. Разумеется, для этого надо учесть многие потребности, динамику "надежд и разочарований". Модели составляются с учетом видов деятельности, отношения субъекта к правительству, идеологии, другой социальной группе, уровень довольства материальной жизнью и результатами оценки своей роли в обществе. Это - наши исследования только в одной сфере - сфере труда.
Словесное мое заключение, чтобы не утомлять научными графиками и цифрами, таково: человек скорее плох, чем хорош. Его животная природа неискоренима, и её можно лишь ввести в некоторые рамки, используя ограничения, образование и потребность в вере. И обязательно подкармливать материально. Для того чтобы определить, как это сделать, нужно поговорить об идеологии.
Да, нашему предку выпал счастливый билет - творческий мозг. Да, речь и орудия расширили стаю, повысив выживаемость и управляемость. И тут же началась история идеологий.
Идеология - предмет изобретений, как и техника. Для этого нужно выделить из моря образов обобщенное понятие, обозначить его словами, натренировать повторениями и авторитетами, пока слово не станет чувством - убеждением. По ним потом оценивается мир и предписываются действия - "это - хорошо, это - плохо", "должно - можно - нельзя". Материалом для обобщений служат альтернативы и наблюдения над людьми. Такие, например: равны люди или нет? Если нет, то законна власть сильного, умного, богатого. Если равны - то демократия. Собственность: "мое" или "наше"? Личное или общее? Так же и труд: отдельный или коллективный. "Око за око" или непротивление злу? Свобода или покорность? Агрессивность или терпимость? Наконец, материя или Бог?
За набором слов стоят образы и чувства. Одни - активизируются, другие - тормозятся. Так идеологии поправляют "биологическую психологию" и конструируют отношения. Конечно, они связаны с экономикой и технологией, но не жестко. На одной технической базе могут существовать разные системы верований, власти, собственности. Оптимальность вроде бы решается отбором. Но он оказался очень непростым и затягивается на десятилетия.
Я попробовал выстроить такой механизм с помощью системы координат, где абсцисса "X" - собственность, отношение государственной и личной (от социализма к капитализму), ордината "Y" - власть от тоталитарной к плюрализму, координата "Z" - Уровень экономики. Кстати, вроде бы она не имеет прямого отношения к идеям, а оказалась самой главной, ведь в ней вся цивилизация: богатство, техника, образование, удовлетворение биологических потребностей,
Вспомогательные координаты идеологий - религия, мораль, агрессивность, даже отношение к природе.
Оптимальность определяется по критериям - качествам. Самый общий - благо народа. Им клянутся правители. В модели - это уровень душевного комфорта, а также устойчивость политики, колебаний, прирост экономики. Прогресс. Выживание.
Чтобы полнее исследовать качество идеологий, лучше всего отразить их в моделях государств, где учитываются уровень валового национального продукта на душу населения, характер собственности и власти, распределение граждан по социальным классам и для каждого - материальное положение, отношения с властью, образование, условия труда. Еще отдельно - правительство. Психология социальных, групп воплощается в "модели личности",
В результате исследования получилось то, что можно было ждать, исходя из природы человека. Вспомним цепочку убывающих приоритетов - чувств: боль, страх, голод, секс, дети, собственность, свобода, сопереживание, интерес и, наконец, убеждения. Так вот, дотошный анализ показал: у богатого, свободного, образованного-одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного - другая. Соответственно и разное предвидение дальнего будущего, планирование.
Взяли мы богатые, средние и бедные страны и просчитали от социализма к капитализму в относительных цифрах. Нет смысла приводить цифры -действительность последних лет все высветила. Частная собственность лучше общественной. Но и при капитализме 30 процентов валового национального продукта, как минимум, требуется государству для улучшения социальной помощи. Социализм проигрывает - как среднебогатым странам, так и бедным. Богатых соцстран не бывает. Однако и капитализм мало помогает, когда в стране нет капитала, граждане неграмотны и рожают много детей. Очень трудно раскрутить экономику.
Что касается власти, то тут положение примерно такое: оптимум колеблется от ограниченной демократии и даже диктатуры у очень бедных - к плюрализму богатых стран.
Ну а с "благом народа" дело совсем запутано. Сильные и лидеры всегда счастливее, особенно при капитализме. Социализм не дает им развернуться, на том и проигрывает вся система. Слабым лучше при социализме: мало платят, но жить надежнее, а работать по-настоящему не требуется.
А может быть, не нужно так напрягаться, как японцы? Утомление счастья не прибавляет. При социализме работать вольготно... Зачем большой прирост экономики? Потребительство -это плохо! Оказывается, нет, нужно вкалывать. Социализм де-тренирует и разлагает общество, порядка нет. КПД экономики, то есть сколько гражданин потребляет с сотни наработанного, падает до 30 - 40 и менее процентов вместо 60 - 70. Ресурсы тратятся непомерно.
Если бы во всем мире так, то, может быть, привыкли бы и не знали, что можно жить лучше. Но когда рядом-то совсем другое - богатое, то удержаться уже невозможно. Лидерство не позволяет.
Такие вот дела по части оптимальной идеологии. Это "капитализм, слегка подправленный социализмом", Хотя лично мне противна вечная гонка за деньгами. "Но пряников сладких всегда не хватает на всех" - как поет мой любимый Окуджава.
Идеал вообще невозможен. Все философы хотели бы перестроить человечество по разуму. Дело оказалось за малым: биология не позволяет. Человек "рассчитан" эволюцией для жёсткой иерархической стаи, в которой прежде всего отрабатывается программа "для себя" - это уже голый эгоизм, а потом - "для рода" - это отвлечение для детенышей. И только в конце - "для вида", то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для размножения самых сильных. Иначе вид захиреет. Как видим, не захирел. Но отобрались не только умные, но и .жестокие. А слабым всегда плохо.
Но: выпал этот счастливый билет - с мозгом! Неужели нельзя из разума ничего извлечь для счастья всех? Есть же какая-то воспитуемость в человеке. Использовать ее, поискать компромисс с природой... Или уже все безнадежно, и человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности? Я говорю о так называемых "глобальных проблемах". Атомной войны, похоже, не будет, но экологическая катастрофа по-прежнему пугает мир. Увеличивается население, растет потребление материальных благ на душу, ископаемые ресурсы стремительно тают, химия душит все живое. Погибнем от голода и генетических болезней!
Люди на планете смотрят в это мрачное будущее как зачарованные - и ничего не предпринимают. Наука говорит: "Можно удержаться, боритесь! Действуйте! Не нужно для жизни столько вещей и даже пищи. Тем более - оружия. Богатые, помогите бедным подняться из невежества. Вот вам совершенная техника, средства регулирования рождаемости - дешево и надежно. Действуйте, и я обеспечу вам изобилие!" Но все продолжают жить, как раньше. Человечество может погибнуть от противоречий между мощью разума и своей животной природой.
Я сделал маленькую попытку разобраться в будущем планеты. Опять же через расчеты, учитывающие психику ее обитателей. Основные идеи; страны ведут себя, как люди; тот же разум и те же чувства. Разум - наука и техника дают средства. Кроме того, предсказывают, прогнозируют. Но коэффициент реальности будущего у людей так мал, что грядущие несчастья действуют гораздо слабее, чем день сегодняшний.
Вот так диктуют чувства: велик страх перед катастрофой. Но: коэффициент будущего у сытого и образованного условно 20 лет. У голодного и невежественного - 5, ему, дай Бог, прожить сегодня. Еще одно: "мое" - в 30 раз сильнее, чем "наше". Агрессивность в 50 раз сильнее сопереживания.
Результат: богатые страны на своей территории навели порядок и даже могут заткнуть озоновые дыры. Бедные развивают, как могут, самую дешевую, но вредную промышленность, сыплют пестициды, сводят леса, чтобы наесться. Им не до будущего. Прогресс идет и у них, но затруднен отсутствием капиталов, высокой рождаемостью, серостью народа, удорожанием ресурсов. Если прирост валового национального продукта всего 5 процентов (даже 5!), а отставание от богатых в 20 раз, то, чтобы догнать, нужно 120 лет. Но у совсем бедных (а это 1/5 населения Земли) реальный прирост 0-2 процента. О "догнать" нет речи, лишь бы не умереть. Их подкармливают из милосердия, они не умирают, но продолжают рожать детей - следуя цепочке приоритетов чувств,
Еще факт: бедный и невежественный народ не может быстро стать богатым и умным. Даже если открыть массу школ, каждое поколение может освоить прибавление образования на пять классов. И здесь нужно 80 лет, чтобы дотянуться до Японии и США. Поэтому очень сильно ускорить (в 5 - 10 раз) богатство и образование бедных стран невозможно. Естество человека не позволяет. Но все же подтолкнуть можно. Предложены всевозможные проекты в ООН - по инфраструктуре, подъему урожайности, развитию производства. Подсчитано; нужно по 150 миллиардов долларов лет на десять. Пока дают около 20. Причем половина уходит на спасение жизней - на продовольствие и лекарства. В то же время на военные цели тратится 1000 миллиардов в год. Таково отношение силы чувств - агрессивности и альтруизма. Его нельзя сильно сдвинуть. Известно, что "слабые" и "средние" страны загрязняют воду и воздух втрое больше на единицу продукции, чем сильные и богатые. Опять же нужна помощь. Но океан и атмосфера - это не "мое", а "наше"...
Таковы общие "качественные" рассуждения. А вот что говорят расчеты, очень приблизительные, на 75 лет вперед. Срок я определил, полагая, что к тому времени начнется новая технологическая эра. Так вот: удвоится население, будет 10 миллиардов землян. Валовой национальный продукт возрастет, главным образом в средних и слабых странах. Они разбогатеют в 2,2 раза против 1,5 у богатых, но все равно останутся в пять раз беднее. Впрочем, для сносной жизни этого вполне хватит, если бы распределялось равномерно. Самые бедные - около 1 миллиарда - будут жить на грани голода. Только помощь богатых - не так много, около 50 миллиардов в год на хлеб - позволит удержать их от голодной смерти.
Учтенные на сегодня запасы минеральных ресурсов будут исчерпаны почти полностью. Вероятные резервы - наполовину. Жизнь не остановится, научно-технический прогресс справится, но кпд экономики - процент на личное потребление - сократится на четверть. Особенно чувствительно для бедных.
Страх перед загрязнением природы заставит тратиться на экологию: богатых - много, бедных - поменьше. Это снова сократит потребление. Уже сейчас ученые считают, что на эти нужды надо тратить 5 процентов валового продукта. В будущем понадобится 10-15. Сейчас идет 1 - 2. Хотя бедные страны будут экономить, но, полагаю, что ущерб для природы в масштабах планеты все же сократится на 30 процентов от единицы валового продукта. Значит, "текущая" вредоносность нашей цивилизации возрастет в 2,3 раза, с учетом процессов самоочищения - в 2.
Ну и что? Начнем погибать? Нет. Я - врач не только по болезням, но и по здоровью. На эту цифру среднего повышения вредности резервов у человека хватит. Прибавление болезней будет, но, если культуре и медицина улучшатся, потери компенсируются. Так что дети, родившиеся сегодня, еще успеют прожить жизнь по старым образцам. Однако не все. Среди миллиарда очень бедных жителей миллионы погибнут в связи с бедностью. Не надо забывать об эгоизме: по, нашим опросам, для детей Африки люди готовы отчислять аж 0,1 процента своего дохода. Такова наша природа.
Человечество не погибнет. Разум в дальнейшем все-таки победит, люди поумнеют. Население стабилизируется и начнет медленно убывать. Наука и техника выдадут несколько крупных прорывов. Полагаю, что основные координаты идеологии (наиболее оптимальной) - частная собственность и демократия - сохранятся. Произойдет дальнейшая консолидация стран вокруг ООН. Но биология человека и на этом фоне не изменится: будут взрывы вражды и фанатизма, и потребуется гарантия военной мощи для поддержания устойчивости.
Модели, схемы, математика... Хорошо, что с их помощью можно доказать: человечество будет жить. Ну а счастье? Будет ли счастлив человек? И при каких условиях? А вот это зависит от того, сумеют ли люди найти компромиссы разума и биологии. На них и хочу остановиться, чтобы завершить статью во здравие. Вот какими они мне представляются.
Бог - материя. От Бога нельзя отказываться. Даже если его нет. Только в нем надежное условие морали. Алгоритм Разума не позволяет поверить в материалистические теории морали типа "разумного эгоизма". Бог многообразен. Для одних он только запустил небесную механику и отстранился, для других - не позволяет даже волосу с головы упасть без воли его. Для неразумных нужен Ад и Бог карающий, для интеллектуалов достаточно верить, что существует (из какой-то материи?) носитель идеала, добра, укоряющий за грехи самим своим постоянным присутствием.
Главная линия противопоставления и компромиссов в моральных ценностях заключается между коллективом и личностью, равенством и свободой, Коллектив и равенство - для слабых. Личность и свобода - для сильного меньшинства, которое, однако, определяет прогресс. Религия не отвергает личность, но требует персональной ответственности сильных перед Богом за поступки в ущерб слабым. Разумное общество ищет компромисс, дозируя свободу в системе власти и повышая степень социальной защиты слабых при частной собственности. Но - не в ущерб прогрессу.
Еще несколько линий компромиссов важны для нас. Например, между терпимостью и агрессивностью. Идея непротивления злу насилием - замечательная. Но Моисей (и природа человека) требует "око за око". Возрастание разумности и обеспеченности общества сдвигает идеологии в сторону терпимости, но не гарантирует от жестокости. Наказаний не избежать. Даже - смертью.
Компромисс между трудом и отдыхом. Плохой труд, предпочтение отдыха - для коллективистов, а не для частников.
Компромисс между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт от осознания этого факта, что внушает надежду.
Хотелось бы жить в хорошем обществе, чтобы получать отдачу, если делаешь добро. Я бы выбрал социализм, но природа человека не допускает его, потому его никогда не было и не. будет. Остаются только компромиссы и надежды на прогресс Разума.
http://www.gatchina.ruweb.net/ib/articles/index.php

Метки:  

Падший Ангел

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:44 + в цитатник
Мы снова отвлечёмся.Вы может и подумаете, что все эти высказывания мало связаны друг с другом. Однако, это не так.

Так вот, многие думают, что Бог и Сатана - это полные противоположности. И это так. Но противоположность не в том, в чём видят его многие. Как можно забыть о том, что Сатана - Ангел. Падший? Да! Но Ангел! Так неужели вы думаете, что он способен получать удовольствие от бессмысленного зла, зависти, мести? Даже его месть и зло должно нести с собою тягу к творению. Стать Творцом... С этого он начал...

И Бог и Сатана хотят одного, лишить Человека способности творить зло. Но Сатана считает человеческую сущность порочной, не способной достичь идеала. А Господь, ведёт путём взаимной любви. Любя не навредишь!

Сатана смеётся в ответ. Путь альтруизма противен ему и кажется нелепым. Человек способен избавиться от зла, если уйдёт из общества, если два человека никогда не пересекутся друг с другом, то понятие зла исчезает. Нет зла там, где нет двоих. Научить Человека быть одним - путь Сатаны. Эгоизм - дорога к Сатанинскому раю. Кровь, алчность, страдания... Это отголоски человеческой порочности на пути к Сверхэгоизму. "Подождите, - говорит Сатана, - дойдёте до конца и не сможете уже навредить никому."

Мир Муравейник, и миры Личностей не пересекающихся в пространстве и времени. Война эгоизма и альтруизма на протяжении веков.

Метки:  

МИРОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:38 + в цитатник
Если мысли о движущей силе эгоизма верны, то можно смело указывать на перспективы современной Цивилизации в целом. В чём её особенности? Что отличает её от предшественников? Технологии? нет, конечно. Это её всемирность. Неизбежность её падения должно привести не к тому, что будет наблюдаться отступление на шаг и скачок вперёд на два... Подхватить упавшее знамя будет некому за счёт невелирования уровня эгоизма-альтруизма между различными ареалами, так как не будет их различных... Падение должно быть глобальным. Утрата современных знаний - ужасающей. Новое Средневековье - наступит не скоро... Чем не аналог Вавилонской башни?..

Национализм и Цивилизация

Среда, 15 Декабря 2010 г. 09:28 + в цитатник
Это ещё не до конца сформированная идея...
Но если взять за аксиому тот факт, что в период распада личность стремится к максимальному сужению круга "своих", то национализм можно рассматривать как один из маркеров "распадного" периода. В данном случае, это попытка личности неосознанно сузить круг лиц, ради которых стоит чем то жертвовать...

Косвенно в подтверждение данного факта может говорить и то, что наиболее агрессивные формы национализма, склонны к пстоянному сужению уже суженного круга. Сначала - арийцы, потом истинные арийцы, после самые-самые истинные арийцы... Пока один фюрер не останется...

Без заголовка

Вторник, 14 Декабря 2010 г. 11:11 + в цитатник
Это цитата сообщения [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Философия истории

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах[18][19][20].
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
формационный (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин, И. М. Дьяконов и др.)
цивилизационный (Н. Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.)
мир-системный (А. Г. Франк, И.Валлерстайн, С.Амин, Дж. Арриги, М. А. Чешков, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.)
Школа «Анналов»: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич.
Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов)

Взгляд на Тойнби...

Вторник, 14 Декабря 2010 г. 11:09 + в цитатник
Это цитата сообщения mortuos_plango [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

"Постижение истории", А. Тойнби

 

Ещё один классик циклической теории истории. Оставил весьма противоречивое впечатление. Оговорюсь сразу: весь 12-томный цикл "Постижения истории" не читал. Подозреваю, что в русском переводе его вовсе не существует. По интернетам, судя по всему,  гуляет лишь одно издание, представляющее собой антологию первых семи томов - правда, весьма немаленькую. Потому наберусь наглости судить о теории Тойнби по данному изданию.

Если вкратце - разочарование и недоверие. Ситуация немного парадоксальна. Конечно, и у того же Шпенглера есть куча неточностей и ошибок, за что его и шпыняют, "опровергая" его теорию. Но сам стиль его изложения - философско-одухотворённый, зачастую использующий метафоры и образы вместо рациональных аргументов - подкупает, убеждая в правдивости не столько самой теории, сколько взгляда на историю, который лежит в основании этой теории. Тойнби же пытается придерживаться объективисткого, научного стиля. Но тем виднее становятся многочисленные притягивания за уши и недостаток аргументации. Временами, однако, он пытается приукрасить свою речь образностью, но это только ухудшает ситуацию, потому что используются пафосные штампы и плоскости, нередкие для научно-публицистической речи. Да, пафос чудовищный. Усугубляется обилием слов с большой буквы. Особо безбожно используется слово "Добро". Вот с этим-то "Добром" связан другой провал теории Тойнби.

Он всячески пытается отмежеваться от Шпенглера (понятно - чтобы не прослыть эпигоном), в частности, ополчаясь как раз на цикличность теории последнего (внезапно, не правда ли?!). Тойнби считает неверным уподобление существования общества биологической жизни со свойственными ей обязательными циклами  рождения-смерти. Общество - не организм, утверждает Тойнби. Однако он не видит, что утверждение "общество - организм" весьма многосмысленно. В устах Герберта Спенсера оно действительно топорно и механистично, в устах Шпенглера - совсем иное. "Общество - это пересечение полей активности индивидов", - заявляет Тойнби, чтобы найти альтернативу. Но тут же встаёт вопрос - а как это, собственно, противоречит Шпенглеру? Почему у этой самой активности индивидов не может быть ритмов (как есть биологические ритмы в активности организма), тождественных циклам? Более того - как дальше мы увидим, Тойнби и занимается выявлением этих самых ритмов.

Важно и то, что Тойнби не особо разбирается в циклизме Шпенглера, по сути, не делая различия между его учением и "мифом о вечном возвращении" Ницше. В чём дело? Как я думаю, дело в том, что цикличность применяется к разным объектам. Цикличность Шпенглера - это утверждение, что все культуры проходят одинаковые стадии развития. Но в остальном они абсолютно автономны и никакой связи между культурами нет, цикличности или какой-либо другой закономерности нет в истории человечества. Для Шпенглера вообще не существует истории человечества, нет смысла этой истории, он говорит лишь об отдельных культурах. А "Постижение истории" Тойнби - это именно постижение общечеловеческой истории и попытка, что ещё более важно, найти смысл этой истории. Поэтому неудивительно, что в рамках общечеловеческой истории, по Тойнби, нет никакой цикличности. Её, как оказывается, не подразумевает и Шпенглер. Они вообще видят историю абсолютно по-разному.

Тойнби ищет смысл истории, и вот тут-то выползает самое неприглядное. Едва он касается этого смысла, касается вопроса ценностей, как тут же отчётливо проступает пошленькая англосаксонская мораль, говорящая о "Добре", о торжестве нравственности и духовности как цели общечеловеческой истории и об уменьшении насилия как основной тенденции и критерия "хорошести" общества. Мораль эта абсолютно ничем не доказывается, а преподносится как аксиома. Точнее говоря, она преподносится суггестивно, как внутренняя данность, нечто само собой разумеющееся, о чём даже не нужно предварительно заявлять. В конечном счёте, модель общечеловеческой истории Тойнби выливается в другую пошлость - гегельянское развитие по спирали. Короче говоря, теория Тойнби оказывается скорее псевдоциклической.

Немаловажно и то, что при постулируемом отрицании европоцентризма, Тойнби никак не может отделаться от западного взгляда на мир. Проявляется это в том числе и уже в выше упомянутом либеральном смысле истории, т.е. таком смысле, который присущ исключительно западному сознанию. Кроме того, Тойнби пытается всячески подчеркнуть историческую исключительность христианства. Так это нарочито делается, что иногда даже неловко читать. Сложного понимания христианства, присущего Шпенглеру, нет и в помине. Христианство Запада для Тойнби напрямую связано с событиями начала нашей эры, а Христос - фигура ключевая в истории, покруче всяких Будд. Нет, и для Шпенглера христианство было ценнее того же буддизма, но он это хотя бы аргументировал менее патетично, в рамках логики своей теории. У Шпенглера буддизм - последнее мировоззрение умирающей индийской цивилизации, христианство же, напротив, - свежее, полное жизненных сил воззрение зарождающейся магической культуры. Отсюда и отношение к ним. А у Тойнби выходит какое-то камлание, сводящееся едва ли не к тому, что Христос лучше Будды, потому что он сын Бога. Это не то что не наука, но даже не философия...

Однако есть в теории Тойнби и ценные вещи. И, что весьма занятно, касаются они в основном уже упоминавшихся ритмов в жизни цивилизации:

1. Ритм "Вызов-Ответ". Это главный ритм истории и существования цивилизации. Особенно он важен при их зарождении. Огромное значение этого ритма связано с тем, что было объяснено слабое развитие центрально- и южноафриканских народов - потому что не было достойного вызова. Природный вызов слишком слаб, а человеческого вызова в виде каких-либо великих вторжений попросту не было. В то же время, народы Крайнего Севера или азиатские кочевники застыли в своём развитии, потому что вызов слишком силён - природные условия настолько жёсткие, что, приспособившись к ним, эти народы уже не смогли развиваться. А скажем, вызов цивилизации Междуречья был оптимальным - климат тоже не самый приятный, но наличие великих рек способствовало развитию ирригации, появлению городов, усложнению государства и т.д.

Важно отметить, что все существовавшие цивилизации рано или поздно переживали надлом. Он был связан с тем, что цивилизация находила оптимальный вызов на самый главный вызов, а потом останавливалась и уже не могла найти ответы на новые вызовы.

2. Ритм "Спад-Оживление". Это ритм распадающейся, надломившейся цивилизации. Тойнби довольно много написал о периоде распада в разных цивилизациях. Надо отдать ему должное, там немало интересного.

3. Концепция мимесиса. Ключевая концепция теории. Тойнби делит общество на творческое меньшинство и нетворческое большинство. Именно творческое меньшинство находит ответ на вызов. Отношения с большинством могут складываться очень по-разному, но даже в случае враждебности большинства срабатывает мимесис - большинство начинается подражать меньшинству, и так всё общество даёт ответ на вызов. Однако со временем меньшинство растрачивает свою творческую потенцию и остаётся просто правящим меньшинством, которое отчаянно держится за старый ответ на старый вызов, а дать новые ответ на новый вызов уже не может. В результате и происходят пресловутые надлом и распад. При этом в распадающейся цивилизации нарождается новое творческое меньшинство и выходит оно, как правило, не из старого меньшинства. Это новое творческое меньшинство является корнем новой цивилизации.

Правда, на страницах того издания, которое мне довелось читать, я не нашёл никакого обоснования данной концепции.

4. Ритм "Уход-Возврат". Это ритм, в котором живёт развивающаяся, молодая цивилизация. Она сталкивается с вызовом, на время отступает, потом находит ответ и возвращается ещё более сильной. Также этот ритм присутствует в деятельности представителей творческого меньшинства. Примеров тут масса - взять тех же Христа и Будду, учения которых появились после отшельничества, ухода от мира. Забавно довести эту аналогию до деятелей новейшего времени - скажем, основополагающие труды Ленина и Гитлера появились также после "ухода" - заключения в тюрьме.

Возвращаясь к недостаткам, стоит отметить, что Тойнби довольно узко понимает духовную составляющую цивилизации, верх культуры для него - религия, что тоже выглядит тенденциозно. Однако тут, как мне кажется, и кроется коренное отличие между Тойнби и Шпенглером. Теория последнего - не столько историческая, сколько культурологическая. Видимо, поэтому Шпенглер и не задается вопросом смысла истории, потому что он не историю изучает, а культуру, а в ней действительно нет никакого смысла, да и говорить об общечеловеческой культуре вряд ли возможно. Тойнби, напротив, весьма слаб как культуролог, но его теория - это теория именно историческая.

Если резюмировать, то я, безусловно, признаю важность тех четырёх концепций, но едва ли они стоили столь большого объёма (я о количестве томов), столь обширного "растекания" мыслью по древу. Или иначе - они требовали несколько другого фокуса. Не о том писать надо было, короче говоря.

Исходя из всего, что я написал выше, цитировать мне нечего, хотя я и поместил данный текст в раздел "цитаты".

Засим остаюсь правоверным шпенглерианцем.


ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вторник, 14 Декабря 2010 г. 08:38 + в цитатник
Возможно ли противостоять неумолимости Рока? С одной стороны, наша формула однозначно
говорит да. Необходимо лишь подавлять личностный эгоизм. С другой, были ли в
истории примеры подобных структур? Безусловно. Причём, разные цивилизации достигали
этого результата по-разному. Так османы душили личностный эгоизм путём лишения
власть имущего класса права наследия, создав слой рабов управленцев. Стоило
данной структуре отойти от заложенной основы, как всего за 3-4 поколения,
отлаженный механизм, в том числе и военный, стал сбоить и в итоге развалился.
Спартанцы, напротив, очень ревностно относились к наследованию прав. Эгоизм подавлялся
жёсткой системой общественных отношений, которые базировались на извечном
страхе перед илотами. Не будь страха – не было бы и этой подавляющей системы.
Отними страх, и всего несколько поколений уничтожили или сильно расшатали
альтруистическую систему.
И та и другая структура, в итоге канули в Лету. Но причины были различны. Османы не
смогли победить исконное стремление личности к эгоизму. Пропал стимул. Уже при
Сулеймане Великолепном появилось наследование в среде власть имущих рабов. Традиций
хватило на несколько поколений, далее процесс эгоизации лишь набирал обороты.
Но
спартанцы находились в более выигрышном положении, страх всегда был рядом. Но
исчезли и они. Увы, подавление личности неуклонно ведёт к снижению общего
творческого потенциала Цивилизации, что не важно для самого существования
структуры, но крайне важно на уровне внешней конкуренции, альтруистическая
структура неизбежно начинает отставать по уровню развития от эгоцентричных
Альтруистические структуры становятся слишком хрупкими для внешних
столкновений.
Интересна
мысль, что существование вечной Цивилизации возможно при выполнении нескольких
условий:Регулирующая система не должна быть завязана на
Человеке. Человек в любом случае найдёт лазейку для своего эгоизма. Что
это будет? Какая то кибернетическая система, которой Человек вынужден
подчиниться в обмен на вечную жизнь или что то подобное? Необходимо исключить внешнюю конкуренцию с
эгонаправленными цивилизациями, которые должны быть уничтожены.

Без заголовка

Вторник, 14 Декабря 2010 г. 08:38 + в цитатник

Эволюция цивилизационного лидерства.

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 11:42 + в цитатник
В последнее время, стало модным говорить о наиболее эффективной форме цивилизации. Возникло ощущение, что из всего множества проявлений, можно получить идеальную субстанцию, которая и позволит быть вечным лидером среди всех, а отставшим - наверстать отрыв от вперёд забежавших и даже опередить их...



Нам представляется такая позиция ошибочной. Ошибочной прежде всему потому, что данный подход исходит из того, что есть "прогрессивные" цивилизации и "регрессивные"... Есть "хороший" базис цивилизации и "плохой"... Плохой никогда не обеспечит роста, в сравнении с хорошим...

Ошибка кроется и в том, что мы пытаемся рассматривать некий исторический момент, как олицетворяющий сущность всего процесса, мы выявляем закономерности и пытаемся перенеси его и на день сегодняшний и на день завтрашний... Не удивительно, что подобная экстрополяция не приносит в итоге ожидаемого эффекта. Гонка за сегодняшним лидером никогда не закончится победой, если траектория пути совпадает с выбранным ранее соперником.

Мы исходим из того факта, что никогда не существовало и не существует цивилизаций плохих и хороших... Каждая из форм уже самим фактом существования доказала свою прогрессивную форму. Отличия лишь в скорости прогресса. Почему же появляется лидер и есть отстающие?

Нам представляется, что с определённым интервалом времени, появляются узловые вызовы, скорейший ответ на которые позволяет занять лидирующие позиции в мире. От чего же зависит скорость ответа? Во многом, это случайный процесс. К моменту смены основного вектора развития, все цивилизации имеют различные начальные предпосылки для получения импульса в данном направлении.

По аналогии с эволюцией в мире животных... Каждая тварь имеет возможность взлететь ввысь... Со временем... Но безусловно кому то будет проще получить необходимые крылья, а кому - то, стоит предварительно задуматься о структуре костей, чтобы облегчить общую конструкцию...

Ошибочный сознательный выбор направления эволюции, может привести к трагедии... Так как можно не дождаться наступления времени эволюционного превосходства над соперником. И благом было бы не стремиться ввысь, а занять нишу на земле, усилив панцирь, тебя защищающий... Быть может завтра, условия изменятся, и сегодняшние лидеры упадут на землю, оказавшись на земле, где предпосылки ускоренного роста уже принадлежат вам... А своим панцирем, вы уже сегодня обеспечили себе существование... А завтра, возможно, лидерство... В то время пойди вы путём завоевания неба... Вы зависли бы между небом и землёй... Потеряв преимущества и того, и другого пути...

Для привязки этой схемы к реальности, попытаемся рассмотреть один из примеров истории... Рассмотрим причину лидерства англосаксов в наше время...


Понравилось: 1 пользователю

Зарождение цивилизации

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:50 + в цитатник
Теория вызова и ответа Тойнби весьма интересна, но зачастую вызывает сарказм со стороны критика. Даже Гумилёв, в своё время, не обошёлся без того, чтобы бросить камень на эту благодатную почву. Но именно Тойнби первым заговорил о некой силе, которая толкает общину на путь строительства Цивилизации. Гумилёв лишь нашёл имя этой силе и добавил немного физики. Но вернёмся к нашей саморазвивающейся системе базирующейся на Эгоизме и Альтруизме. Она вполне логична, но всё же не даёт ответа на вопрос, почему именно с данного момента она начинает своё развитие, почему сотни тысяч лет Цивилизации – нет, и вдруг она появляется? Необходимо согласиться с теорией Тойнби. Вызов брошенный общине имеет крайне важное значение.
Однако, сам Тойнби признаёт, что зарождение Цивилизации – крайне редкое явление при схожем развитии событий. Очевидно, удар становится вызовом лишь в том случае, если община приобретает некоторую устойчивость перед ним, получает достаточный материальный базис для того, чтобы удар стал вызовом, а не всеуничтожающей стихией. Так как творческое начало мы олицетворяем с человеческим Эгоизмом, то процивилизационная модель должна обладать уже импульсом к продвижению к абсолютному эгоизму, одним словом, в этом теле должны уже появиться достаточно эгоистичные стереотипы поведения, которые не могут получить пока общественного признания, но практикующиеся в ограниченной элитарной группе. Очевидно, что для этого необходим определённый экономический базис и определённая численность населения, которая позволяет существовать нарождающейся эгоистичной сущности в лице конкретных личностей.





И следует Вызов. Этот удар не смертелен, но времени на раздумье немного. И здесь на первый план выходит зародившееся эгоистичное меньшинство, которое эгоистично настолько, чтобы повысить свою творческую потенцию и альтруистично в такой степени, чтобы не бросить погибающую общину. При этом высокая степень альтруизма большинства превращает его в послушный муравейник нацеленный на решение глобальной проблемы. Уже первые успехи ведут к росту рождаемости, к укреплению роли элитарной эгоистичной группы (эгоизм которой начинает расти, а эгоистичные стереотипы начинают захлёстывать и основную часть общества) ведут к эволюции системы управления. И рано или поздно, появляются первые институты государства. Цивилизация окрепла, началась бесконечная гонка Эгоизма и Альтруизма. Бесконечная? Вовсе нет. Цивилизационная преемственность возможна лишь до тех пор, пока людей достаточно много или процесс дезинтеграции окажется окончательным.


Понравилось: 1 пользователю

«Ускорение» истории

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:48 + в цитатник
Очевидно,
что основными причинами ускорения культурологических «мутаций» служат два
фактора – численность населения (ведущая к повышению плотности и повышающая
шанс как на появление новой идеи, так и на её ощущение, переработку и адаптацию
широким кругом лиц) и новые средства коммуникации, которые резко ускоряют
перемещение идей между цивилизациями и внутри самих цивилизационных структур.
Данные
факторы неумолимо ускоряют ход истории. Они же могут и замедлить его при
отрицательной динамике.

МОГИЛЬЩИК ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:45 + в цитатник
Государство – та форма, которая эволюционирует
параллельно цивилизации. Его проникновение в тело последней столь сильно, что
зачастую невозможно отделить одно от другого. Их симбиоз во многом плодотворен,
лишь благодаря государству цивилизация выживает. Но из-за ограниченности его,
она однажды вынуждена умереть.
Но история знает примеры, когда «кровавая ванна»
позволяла отсрочить неизбежность смерти. Лишь крушение самого государства
позволяло вырваться задыхающейся культуре из холодных объятий системы, а кровь,
которая была неизбежна, резко снижала коэффициент эгоизма в обществе.
После, возрождение государства было неизбежным, но
спасительный глоток воздуха был получен, отсрочка неизбежного конца произошла.

Общество - Реликт

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:44 + в цитатник
Итак, века бегут, цивилизации сменяются цивилизациями. Альтруизм даёт толчок для зарождения цивилизации. Эгоизм в развитии даёт максимальное проявление личности, и достигается пик в науке и искусстве. Эгоизм устоявшийся разрушает общество и ведёт к гибели цивилизацию его породившую... Так цикл за циклом...
Но есть! Есть те бессмертные, которые пережили многих и переживут ещё больших.
Мне не хватает фактических данных, но думаю, что не ошибусь приведя пример еврейской и цыганской конструкции общества. Такие социальные структуры Тойнби и Гумилёв называли реликтами. Назову их и я так. Хотя, реликт подразумевает неизменность. А эта неизменность лишь в одном - в поддержании внутреннего баланса эгоизма и альтруизма. Во всём остальном, это очень пластичные структуры открытые для всего нового.
Как же поддерживается этот баланс? Вечная жизнь становится возможной лишь с утратой привязанности к конкретной государственности и территории. Общество переходит в состояние чистого информационного содержания, людей скрепляет идея и ничего более. Пока жива идея, жив народ. Не важно где, не важно с кем.
Но такой организм не в состоянии самостоятельно выполнять ряд функций, которые нужны любому обществу. И здесь подключаются законы симбиоза или паразитизма (всё зависит от стадии развития цивилизации - хозяина).
Такое общество может существовать и развиваться лишь в плоти иной цивилизации, а главное... Не смешение с ним, позволяет сохранить максимум альтруизма к своим и максимум эгоизма к чужим. Первое - цемент для данной структуры, второе - сокровищница для цивилизации - хозяйки и катализатор её гибели в будущем. Лишь катализатор... Не причина.

Золотой век...

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:43 + в цитатник
Что же является "золотым веком"? На мой взгляд, это эпоха ощущения собственной силы общественной структурой. Это период времени, в который закладывается новый стереотип мышления, который сводится к ощущению безопасности и отсутствию понимания того, что такое положение не может быть вечным. Именно с этого начинается закат цивилизации. Ещё впереди создание самых величественных творений, но процесс распада уже пошёл... Чувства эгоизма нарастает и начинает приобладать над общественным альтруизмом.
Даже когда в дальнейшем возникает проблема требующая совместных усилий для решения, она не способна вновь объединить общество в единый монолит. Новое мироощущение, которое складывалось на протяжении нескольких поколений не изменить сею минутно. Это противоречие лишь ускоряет процесс развала. Личность всё более агрессивно начинает смотреть на общественную структуру, которая чего то требует от неё... И всё заканчивается гибелью того Сверх организма, который так долго завоёвывал себе место под солнцем.
Но как определить уровень эгоизма в обществе? Не является ли это утверждение пустыми рассуждениями? Если нет, то должны быть общие для всех цивилизаций признаки нарастания эгоизма. И они есть. О них позже...

Золотой век, как точка отсчёта смерти

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:42 + в цитатник
Тойнби пишет, что цивилизация возникает только там, где появляется проблема, проблема требующая совместного усилия для её разрешения. Это позволяет говорить о том, что на момент возникновения цивилизации люди готовы поступиться личными интересами для решения более глобальных общих задач.
Во времена распада, элита начинает вести себя неадекватно ситуации, впрочем, не только элита.
Почему? Люди не становятся глупее, на мой взгляд, начинают преобладать личные интересы. Классический пример, поведение персидской аристократии и греческих наёмников при вторжении Александра. Если последние предлагают тактику вызженной земли, то первые переживают за свои личные потери. Элита перестаёт связывать своё существование и свои выгоды с существованием своего мира. Ей кажется, что ничего не может произойти с тем миром в котором она живёт... А вот потеря посевов... Это конкретно, это действительно потеря. Таким образом, индивидум видит в структуре цивилизации уже одни минусы. Он начинает считать все преимущества цивилизации автоматически существующими, а свои обязанности перед обществом воспринимает как необоснованные и вредные для себя. Он хочет отрывать куски мяса от цивилизации, но не хочет платить за то. Начинается распад. Монолитная структура общества превращается в набор несвязанных личностей. Это и определяет причину дальнейшей гибели.
Но в какой момент происходит этот излом?
На мой взгляд, это связано с наступлением так называемого "золотого века", который неизбежен при развитии любой цивилизации. Именно тогда достигается равновесие эгоизма и альтруизма... Позже, в обществе начинают приобладать эгоистичные тенденции развития, что неизбежно ведёт к краху. Что есть золотой век? Об этом позже.

Эволюция Сверхорганизма: Муравей-Крыса-Человек

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:41 + в цитатник
Так вот, правящая элита "тупеет" не от того, что превращается в вырожденцев пассионарных предков, теряя творчесскую энергию...

Неужели Вы так и не поняли до сих пор, чем человек отличается от животного? Неужели Вы не понимаете, почему человек победил их всех: и пещерного медведя, и саблезубую кошку... Вы думаете всё дело в его генетике? Всё дело в передаче информации! Муравей и пчела передаёт её с помощью гена... Бедный Муравей... Сколько поколений должно смениться, чтобы сверхорганизм муравья отреагировал на изменение среды? Крыса уже умнее, вместе с генетической информацией, вместе с врождённым инстинктом животное способно обучаться, а инстинкт подражания ведёт к возможности передачи личного опыта "сотоварищам" по популяции. Сверхорганизм животного уже гораздо "подвижнее"... Но лишь человек плюнул на генетическую информацию... Точнее плюнул человеческий сверхорганизм, одной из форм которого является и Цивилизация. Человеческое общество крайне хрупко... Всего за поколение человека можно опустить до уровня животного, даже ниже... Но... На фоне пассивного растительного царства, еле шевелищихся популяций насекомых и весьма заторможенных животных... Человек превращается в суперсущество. Представьте, что время почти остановилось для всех, кроме вас. Кто вас теперь остановит? Вы - суперсущество...

Так к чему я? Человечество эволюционировало в сторону отрыва от генной передачи информации не для того, чтобы жизнь свою ставить в зависимость от мифического мутагенеза... Точнее, мутогенез происходит не в теле, но в сознании. И не под воздействием мутогенов, а...
А вот об этом позже...

Эгоизм - причина смерти Цивилизации

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 18:41 + в цитатник
Цивилизации гибнут, это факт. Тойнби говорит об этом, Гумилёв вторит ему, наш опыт говорит о том, что ни что не вечно.
Но почему гибнут? Тойнби говорит, что элита становится не способной на великие дела. Почему? Ответа нет. Гумилёв пишет, что всё дело в мутагенезе... Глупо, расчитывать ударом молотка по голове вызвать у себя озарение, по крайней мере каждый раз. Не глупее ли расчитывать, что ген по которому бьёт окружающая среда каждый раз создавать новую Цивилизацию? Что остаётся? Остаётся вечная борьба и единства двух противоположностей натуры человеческой: АЛЬТРУИЗМА И ЭГОИЗМА. Соотношение этих сил в обществе единственная движущая сила Цивилизации... Почему? Об этом позже.

Дневник SUHAMMER

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 18:29 + в цитатник
Цивилизация: жизнь и смерть...


Поиск сообщений в SUHAMMER
Страницы: [1] Календарь