-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 16765
Комментариев: 1060
Написано: 18081


Известные личности, связанные с Ташкентом-4 (продолжение)

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 17:01 + в цитатник

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Kaidalov (150x225, 28Kb)

Кайдалов Владимир Елпидифорович (1907.27. XII - 1985.21.IV). Художник, плакатист, график. Член Союза художников СССР. Народный художник УзССР (1957). Владимир Елпидифорович Кайдалов родился в Барнауле. В 1921-1923 занимался в студии А. Никулина в Барнауле у Е. Коровай. Учился в ленинградской студии АХРР с 1927 по 1930 год у Е. М. Чепцова, М. Авилова, И. Дроздова. В 1930-1931 член организации молодежи Ассоциации художников революции. С 1930 начал работать как художник график и плакатист (в основном станковая и книжная графика) на военные и политические темы. В 1932 году он переезжает в Ташкент и с той поры все свои творческие силы отдает искусству Узбекистана. Работает как график и живописец, как плакатист и иллюстратор книг. В годы Великой Отечественной войны Кайдалов сам был участником боев за освобождение Маньчжурии от японских войск. Поэтому с убедительностью очевидца он изображает советских воинов, конницу, танки, партизан, простого солдата в пилотке, ведущего вдоль улицы понурых пленных. К празднованию 500-летия со дня рождения великого узбекского поэта Алишера Навои Кайдалов создает серию иллюстраций к его произведениям и ряд портретов самого писателя (в технике литографии, акварели, гравюры на дереве). Ему удается создать проникновенный, глубокий образ поэта — философа и мыслителя, прекрасного и сильного человека.1960-е - 1980-е рисует для журнала «Звезда Востока». Графические листы Кайдалова из «Дальневосточной серии», иллюстрации к народному эпосу «Алпамыш» и станковые произведения военного и послевоенного периода занимают значительное место среди произведений художников Узбекистана. Работы Кайдалова получили заслуженное признание, он удостоен звания народного художника Узбекской ССР. Награжден 2 орденами «Знак Почета», медалями.

RIAN_521266 (397x656, 54Kb)

img080 (393x622, 58Kb)

akaydalov1-625x600 (498x595, 58Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

kashina (220x286, 8Kb)

Кашина Надежда Васильевна (1896—1977). График, живописец, народный художник Узбекской ССР. Родилась в Перми в семье потомственного иконописца. Сестра художницы Нины Кашиной. Училась в Пермском художественном училище, в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921-27) у Р. Фалька и С. Герасимова. Член-организатор художественного общества «Рост», положившего начало ее выставочной деятельности. Автор тематических картин, декоративно-монументальных панно. Участница выставки художников группы «Тринадцать» (1929). С 1929 г. и до конца жизни ее творческая судьба была связана с Узбекистаном. С 1930 жила в Самарканде, с 1932 — в Ташкенте. Умерла в Ташкенте в 1977 г. Произведения Кашиной находятся в ГТГ. Москва; ГРМ, С-Петербург, и частных собраниях.

GRF-23 (601x537, 65Kb)

file (600x412, 53Kb)

DSC_4941 (446x605, 274Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Николай-Карахан.-232x300 (232x300, 29Kb)

Карахан Николай Георгиевич (5 ноября 1900—1970) — художник-пейзажист, народный художник Узбекистана. Талантливый мастер узбекской живописной школы, основанной Александром Николаевичем Волковым. Работал с Р. Фальком, М. Курзиным. В 1919-1921 учился в Туркестанской краевой художественной школе в Ташкенте у Алексея Исупова и Сергея Юдина. Был членом Ташкентского филиала АХРР (1926-1929). Педагог (1925-41). Участник выставок с 1928 года. Персональные выставки проходили в Ташкенте (1960, 1965, 1981). Работы художника хранятся в ГТГ и в региональных музейных собраниях. Особенно плодотворными были работы художника в 50-60годах. Пейзажи художника этих лет разнообразны по тематике, колористическим и композиционным решениям, написаны с виртуозной лёгкостью. Горные мотивы, цветение весеннего сада - это красочная сюита, передающая первое впечатление, свежесть утреннего весеннего воздуха. В эти годы художник создал очень много разнообразных картин. Среди них картины: ”Цветение” (1940), ”Мост” (1950), ”Три этюда” (1950), ”В узбекском селе” (1950), “Письмо с фронта” (1950), ”Дорога в Самарканд” (1951), ”Чиланзар” (1956), ”В Бухаре” (1960), ”Горы и хлопок” (1967), ”Горный пейзаж” (1968). Награжден государственными наградами. 

50298_56 (600x465, 76Kb)

Уборка хлопка

karakhan-podpisnoi (600x380, 33Kb)

Дорога в Самарканд

56055_80 (600x432, 55Kb)

Вид на Амударью

85081_106 (328x437, 17Kb)

Коласия-сай

46882_147 (600x411, 41Kb)

Чиланзар

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Казаков Иван Семёнович выходец из крестьян, родился в деревне Касилово Орловской губернии. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества с 1888 года по 1894 год. Затем продолжил своё образование в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств, где учился с 1895 года по 1898 год в мастерской В. Е. Маковского. В 1898 году он получил звание художника. И. С. Казаков в 1890 – 1900 годах являлся постоянным участником академических выставок, участвовал в выставках Московского общества любителей художеств и в 1902 – 1910 годах (с перерывами) участвовал в Торгово-промышленных художественных выставках. Преподавал в Ташкентском реальном училища с 1906 года до 1910 года. В Туркестане И. С. Казаков писал архитектурные пейзажи Самарканда, Бухары и Ташкента. Создал серию этнографических этюдов и написал картину «Чтение дастана». В период 1917 – 1918 годов И. С. Казаков написал картину «Ташкентский дворик», на которой он изобразил типичный дворик и дом богатого ташкентского горожанина в новом европейском Ташкенте. В 1919 году И. С. Казаков преподавал в Туркестанской краевой художественной школе, а в 1921 году работал и преподавал в собственной студии, располагавшейся на Пушкинской улице в Ташкенте. И. С. Казаков с 1930 по 1935 годы работал преподавателем в Ташкентском политехническом институте. Произведения Казакова находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственном Русском музее и Музее Искусств Узбекистана.

Ташкентский дворик:

И.С.Казаков_1918_год_Ташкентский_дворик (600x447, 79Kb)

Пряхи:

800px-Kazakov_-Priakhi-_1899 (600x441, 100Kb)

Шейхантоур:

И.С.Казаков-Шейхантоур.-1922 (600x339, 68Kb)

На отдыхе:

И.С.Казаков.-На-отдыхе (600x374, 108Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

личное-фото-Александра-Ли (337x500, 19Kb)

Ли Александр Владимирович, родом из Маргилана. Воспитанник детского дома. Сколько себя помнит, всегда рисовал. Его целеустремленность и огромное желание постичь основы композиции и цвета привели молодого паренька в художественное училище им. П. Бенькова, где его наставниками были А. Гольдрей, А. Ган, Н. Шин, Д. Ким, Н. Лимаков. Затем он продолжил учебу в Театрально-художественном институте им. А. Островского под руководством И. Юровского и Н. Пака. Получив базовое образование, А. Ли приступил к самостоятельной работе. Наряду с издательской и педагогической деятельностью он создает живописные полотна, которые выставляются с 1964 г. Наиболее значимы из них - диптих "1961-й год", "Арал", "Инь-Янь", "День рождения", "Пегас", "Вечер", "Будда", "Гиланский дворик", "Мираж", "Мечта", "Малыш", "Молчание", "Поверженные", графический цикл автобиографических литографий и др. А. Ли - художник разноплановый. Со свойственной ему восточной мудростью он размышляет о сути бытия, добре и зле, любви и ненависти, гармонии и хаосе в мире. Будучи способным рисовальщиком и тончайшим колористом, он словно парит в созданном им же пространстве, стремясь уловить тонкую грань "между черным и белым квадратом жизни". Произведения Александра Ли представлены в музеях Ташкента, Самарканда, Шахрисабза. Его работы находятся в частных собраниях коллекционеров России, Кореи, Америки, Германии, Италии, Франции, Голландии. 

Старый-город-1 (390x600, 74Kb)

Старый-город-2 (600x475, 119Kb)

Старый-город-3 (600x460, 104Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

337 (274x373, 32Kb)

Мальт Семен Адольфович (1900 - 1968). Художник. График, мастер книжной гравюры, эстампа. С. Мальт - художник, положивший начало книжной и станковой графики Узбекистана. С. Мальта по праву считают одним из зачинателей искусства эстампа в Узбекистане. Принадлежал к замечательной плеяде русских художников, работавших в Узбекистане. Окончив в 1928 г. полиграфический факультет ВХУТЕИНа, в первые годы творчества Мальт находился под влиянием В. А. Фаворского, личное обаяние которого и дерзкое экспериментаторство в искусстве привлекали молодежь. Жажда непосредственного участия в созидательной деятельности народа, еще не установившийся художественный вкус, да и шумная неразбериха в искусстве тех лет бросают С. Мальта от работы над книжной иллюстрацией к стенным росписям в клубах, к участию в „зрительных концертах” Баранова-Россинэ и снова к оформительской работе. В 1927 г. Мальт приезжает в Узбекистан, в Ташкент. Он становится главным художником газеты „Правда Востока”, делает рисунки и карикатуры для журналов „Семь дней” и „Муштум”. В ту пору группируется коллектив молодых художников-графиков, сознательно подчиняющих свое творчество задачам художественной агитации. Они выезжают в ставший на путь коллективизации кишлак, помогая в борьбе с кулаками; устраивают рейды на индустриальные предприятия, создавая стенные газеты, портретные галереи ударников, бичуя недостатки в „Окнах сатиры”; публикуют в республиканских газетах изоочерки, овеянные пафосом созидания. Ташсельмаш, шахты Сулюкты, Аму-Дарья, станции и полустанки Средне-Азиатской железной дороги, Текстильстрой - вот только часть объектов, где побывали художники, где они живым словом и метким рисунком способствовали успехам в труде. Значительное место в творчестве С. Мальта занимает его работа с бригадой графиков Ташкента на Чирчикстрое (1940). Вернувшись в Ташкент, он создает графические листы „9 мая в Праге”, „По дорогам войны”, „Ночная тревога” (1947), работает над политическим плакатом, книжной иллюстрацией, оформлением книги. Широко известны его плакаты „Сколько ты собрал сегодня хлопка?”, „Победили в боях - победим в труде” (1946), „Дадим Родине 1 миллион 600 тысяч тонн хлопка” (1948) и др. Большую работу ведет художник в жанре книжного оформления. Он стремится в книге органично сочетать орнаментальное оформление с сюжетной заставкой, концовкой, буквицей, стремится использовать традиционные приемы народного искусства. В этом плане интересны его работы по оформлению „Иранских народных сказок" и „Рубайи" Омара Хайама (1958). Творческий почерк Мальта - это лаконизм средств выражения, контрасты линии и пятна, белого и черного, сохранение линейности приемов даже в акварели. С. А. Мальт принадлежит к тем художникам, большая часть произведений которых не хранится в музейных коллекциях, а живет в гуще народных масс, выполняя свое скромное, но важное дело. С. Мальту многие графики Узбекистана обязаны не только своим творческим становлением, но и человеческой товарищеской поддержкой в трудные минуты.

malt2264 (287x416, 24Kb)malt2265(1) (326x410, 24Kb)

sayt054 (308x600, 52Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

ystashirin(15) (130x186, 33Kb)

Мурадов Ширин (Усто Ширин) (1880—1957) — прославленный мастер резьбы по ганчу (сырой алебастр), художник-орнаменталист, архитектор, почётный член Академии наук Узбекистана. Им выполнена отделка целого ряда зданий и помещений в Ташкенте, в том числе Ташкентских Курантов и оформление «Бухарского зала» в здании театра Оперы и балета им. Алишера Навои.

n_028 (600x400, 70Kb)

n_205 (400x600, 88Kb)

n_211 (400x600, 74Kb)

n_016 (600x400, 64Kb)

n_217 (400x600, 80Kb)

n_219 (400x600, 85Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Mysaev (150x196, 15Kb)

Мусаев Мели (1914.I.I - 1969.17.XII). Театральный художник. Народный художник УзССР (1950). Окончил Самаркандский художественный техникум (1928-30). Мели Мусаеву было всего шестнадцать лет, когда он в 1931 году впервые переступил порог Узбекского театра оперы и балета в Ташкенте и начал свой трудовой путь сначала учеником, а потом помощником художника. Учителями Мусаева были художники С. Афанасьев и М. Гвоздиков. Лауреат государственной премии СССР (1951) за оформление спектакля «Гюльсара» Т. С. Садыкова и Р. М. Глиэра, поставленный на сцене ГАБТ имени А. Навои, государственной премии им. Хамзы УзССР (1969). Награжден орденами «Ленина», 2 орденами «Трудового красного Знамени». 

img083 (497x399, 51Kb)

img084 (490x374, 47Kb)

img082 (499x369, 44Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

А.Мирзаев (431x537, 48Kb)

Мирзаев Алишер. Народный артист Узбекистана. Родился в Ташкенте в 1948 году. Художник. Окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова в 1974 году. Член Союза художников Узбекистана.

New_А.Мирзаев.-Портрет-Э.Калантарова (364x600, 132Kb)

Портрет Э. Калантарова

New_А.Мирзаев.-Ташкентский-натюрморт (452x600, 162Kb)

Ташкентский натюрморт

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Назаров Дмитрий Васильевич — учитель рисования Ташкентской гимназии, известный ташкентский фотохудожник. Его фотоснимки были выставлены в 1908 году на Всемирной выставке в Марселе и были удостоены высшей награды — Гран-при. Д. В. Назаров был выпускником знаменитого Строгановского училища в Санкт-Петербурге и со студенческих лет был энтузиастом фотодела. Он в собственном доме на углу Московского проспекта и Хивинской улицы содержал самое известное в Ташкенте фотоателье.

file (2) (347x600, 68Kb)

filephp (500x408, 49Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Novikov-Maksim (396x509, 44Kb)

Новиков Максим Евстафьевич (1886.21.VIII – 1982.17.XII). Художник живописец, график. Старейший художник Узбекистана. Он принадлежит к тому поколению художников которое, сформировавшись до революции, вышло на путь самостоятельной творческой деятельности после Октября. Новиков родился в 1882 г. на Украине в семье крестьянина. Еще мальчиком, в сельской школе, он пристрастился к рисованию. В Киеве, куда семья Новиковых переехала в 1899 г. Максима определили в столярную мастерскую. Мысль стать художником не покидала подростка и здесь. Трудолюбие и настойчивость привели его, наконец, в Киевское художественное училище. Успешно окончив в 1910 г. курс обучения в Киеве, он в том же году поступает в Петербургскую Академию художеств. Академию Новиков оканчивает в 1916 г., по классу пейзажа. Его руководителем был известный в то время профессор пейзажной живописи Н. Н. Дубовской, который прививал студентам любовь к родной природе, открывал им глаза на ее неисчерпаемые поэтические красоты, воспитывал из них чутких художников. Воспитанный в трудовой крестьянской семье, духовно сложившийся под воздействием демократических традиций русской реалистической литературы и искусства, Новиков всегда смотрел на жизнь и на искусство глазами трудовых людей. Желание при всех обстоятельствах говорить на языке понятном миллионам - одна из замечательных черт творчества Новикова. Демократическая направленность искусства Новикова сама по себе заслуживает глубокого уважения. В лучших своих работах Новиков остался верен художественным идеалам к заветам своих, учителей-передвижников. С 1921 г. Новиков живет в Ташкенте. Он ведет педагогическую работу, совмещая ее с творчеством. Первые узбекистанские этюды Новикова посвящены городскому пейзажу и горным ландшафтам Бостандыкского района. Человеку, писавшему до этого исключительно российские пейзажи, было нелегко настроить на новый лад свою палитру. Но в лучших этюдах, к числу которых можно отнести „Базарную улицу в Ташкенте" и „Лавки у Регистана”, виден умелый выбор кадра и освещения, типичность сюжетов, обстоятельность и достоверность. Одним из первых живописцев в Узбекистане Новиков посвящает свои большие пейзажи-картины индустриальным темам и народным стройкам республики. В 1934 г. он пишет Кадырьинскую ГЭС, в 1938 -1939 гг.- пейзажи, посвященные Чирчикстрою, в 1940 -1942 гг. отдельные участки строительства Северо-Ферганского канала, в 1956 г. - строительство стадиона Пахтакор, Обувную фабрику. Подлинная стихия Новикова - лирический пейзаж. Излюбленный мотив Новикова, выросшего в России - зима. Художник верно передает характер узбекистанских зим с синими тенями, с искрящимся на солнце снегом. „Зима в старом Ташкенте“ (1925), „Зима в Туркестане” (1927), „Зимушка” (1940) и “Анхор зимою” (1956) достоверность. В горных пейзажах Новикова много света, воздуха, пространства. Они не лишены ощущения величия и суровой поэзии. В весенних этюдах Новикова радует цветение садов. Его скромные картины напоены ароматом влажной еще земли, свежих трав и цветов. В них хорошо передано ощущение пробуждающейся природы. „Весна на берегах Анхора” (1924), „Цветущие персики” (1936), „Весна в Ботаническом саду“ (1940), „Весна в садах“ (1948) и многие другие весенние этюды и не только цельны по колориту и верны по настроению, они очень типичны для узбекистанской природы. Из большого числа отличных осенних этюдов выделяются „Осень” (1925) и „Осенний вечер“ (1950). Эти пейзажи наполнены осенней прохладой, они мягки и деликатны по освещению, выдержаны по колориту и полны поэтического настроения. Один из последних по времени натурных этюдов Новикова - “Улица в старом городе“ (1956). Долгая трудовая и творческая жизнь Новикова была плодотворной. Свои знания и опыт многие годы он передавал молодому поколению художников и архитекторов. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном музее искусств Узбекистана, коллекции Национального банка Узбекистана.

Старый-Ташкент (600x516, 118Kb)

Старый Ташкент. 1921

И-отписка-по-этим-спискам-о-снятии-с-АТС. (600x427, 94Kb)

Зима в Туркестане. 1927

9986 (298x651, 29Kb)656546 (300x658, 29Kb)

Новиков-Максим-Евстафьевич-_-Ташкент.-Весна-_-1962 (600x418, 79Kb)

Ташкент. Весна. 1962

Новиков-М.Е.-_-Ташкент.-В-близ-Анхора.-1962 (600x452, 83Kb)

Ташкент. Вблизи Анхора. 1962

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

oganesov (140x202, 39Kb)

Оганесов Тачат Амаякович (1922.01.II – 1991.14.V). Художник-живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств УзССР (1968). Профессор. Окончил Республиканское художественное училище (1944–1947), учился у А. Волкова, В. Уфимцева, П. Гана, и институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1947–1953) у Б. Иогансона и Мыльникова А. А. Преподаватель РХУ (1953). С 1954 года преподаватель Ташкентского театрально-художественного института. В первой половине пятидесятых годов проходит путь творческого становления Т. Оганесова. В живописи он отдает предпочтение холодному колориту. Цветовая гамма в портретах всегда обусловлена эмоциональным состоянием изображаемого человека. Любимые жанры: психологический портрет. В созданных им работах запечатлены руководители народа, хлопкоробы, военачальники, писатели и художники. Автор картин: “Мой сын” (1955), “С. П. Бородин” (1957), “Медсестра” (1958), портрет шахтера “Джумабаева” (1959), “Турсуной” (1959), портрет художника “В. Еремяна” (1962), “Фидель” (1963), “Хамза” (1972), портреты “А. Беруни”, ”А. Кадири” (1974). Работы художника хранятся в ГМИ Узбекистана.

Кузнец холст (400x392, 124Kb)

Тачат-Оганесов.-Портрет-писателя-Абдуллы-Кадыри.-1975-247x300 (247x300, 14Kb)

Портрет писателя Абдуллы Кадыри. 1975 г.

Tachat-Oganesov.Dedushka-Choi.-1957 (600x494, 115Kb)

Дедушка Чои. 1957 г.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

img113 (150x213, 16Kb)

Ошейко Анатолий Кузьмич (1913.17.I - 1987.2.XI). Художник оформитель. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств УзССР (1975). Родился в 1913 г. в городе Артеме Дальневосточного края. В 1930—1931 гг. учился во Владивостокском художественном училище. Переехав в Ташкент, Ошейко с 1934 г. работает сначала в газете «Пионер Востока», а затем в «Комсомольце Узбекистана» художником–ретушером. Великую отечественную войну Ошейко провел в действующей армии, но и здесь он не выпускал из рук карандаш. В 1944 г. в г. Тирасполе он участвовал на выставке художников-фронтовиков своими графическими работами “По дорогам войны“. Демобилизовавшись в 1946 г., Ошейко начинает работать художником в Политическом управлении Туркестанского военного округа, с 1947 в редакции журнала “Саодат“. В области книжной графики первая его работа - переплет к роману Л. Н. Толстого „Война и мир“, издававшемуся на узбекском языке. Затем Ошейко участвовал в оформлении „Антологии узбекской поэзии” в составе коллектива ведущих художников-графиков (Кайдалов, Венедиктов, Кедрин). В послевоенные годы художник осваивает различные техники графического искусства - офорт, ксилографию, линогравюру. К декаде узбекской литературы и искусства, состоявшейся в 1951 г. в Москве, им оформлены сборник стихов „Здравствуй, Москва!”, сборник произведений молодых писателей „Молодой Узбекистан” и др. Тогда же им создан значок к декаде. По его эскизу утвержден государственный флаг Узбекской ССР. Трудолюбивый, требовательный к себе, художник вырос в одного из ведущих мастеров книжной графики республики. В длинном списке книг, оформленных Ошейко, можно встретить произведения Навои, Пушкина, Горького, Мукими, Фурката, А. Каххара, С. Бородина. Им оформлены некоторые академические издания (в том числе „История народов Узбекистана”), работы по музыке и изобразительному искусству Узбекистана, произведения писателей зарубежного Востока. В составе бригады художников Ошейко выезжал в колхозы - Ферганской долины и на строительство железной дороги Чарджоу-Кунград. С 1957 г.- художественный редактор Объединенного издательства „Правда Востока”, „Кзыл Узбекистан” и „Узбекистони Сурх”. Своими графическими работами он участвует на всех республиканских графических выставках. Последние годы Ошейко возглавлял графическую секцию Союза художников Узбекистана, а после Всесоюзного съезда художников (1957) избран в члены правления Художественного фонда СССР и председателем правления Художественного фонда УзССР. Главный художник издательства ЦК КП УзССР с 1960 г. Награжден орденом «Красной Звезды», медалями.

562 (399x481, 73Kb)

3(2) (401x201, 38Kb)

RIAN_739410 (407x600, 63Kb)

Биби-Ханым

RIAN_739414 (600x375, 103Kb)

Шахи-Зинда

RIAN_739417 (600x418, 112Kb)

Вечерние зори

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

r015_01 (600x400, 22Kb)

Пенсон Макс Захарович — (17 марта 1893, Витебск — 1959, Ташкент) — известный фотохудожник, фотокорреспондент газеты «Правда Востока» родился в небогатой еврейской семье в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года в семье переплетчика, работника местной типографии. Окончил Велижское городское училище в 1911 году, затем полгода учился в художественной школе в Миргороде Полтавской губернии, а затем в художественно-промышленной школе общества имени Антокольского (в декоративно-малярном отделе) в Вильно. В 1915 году с семьей переезжает в Коканд, где работает счетоводом и одновременно учителем рисования в местной школе до 1917 года. Затем работал в Кокандском отделе Народного образования в качестве заведующего учебно-производственными мастерскими до 1922 года. В 1923 году по распоряжению Наркомпроса был отозван в город Ташкент. Затем после сокращения штатов в Наркомпросе работал до 1925 года счетоводом в табачной мастерской. С 1925 года стал делать фото-репортажи и с 1926 года стал работать фотокорреспондентом в редакции га-зета «Правда Востока». Его фоторепортажи были весьма популярны в Советском Союзе в 20-х и 30-х годах XX века. Самая известная его фотография — портрет «Узбекской Мадонны», получивший высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, — изображает освобожденную мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребенка грудью. В 1949 году по указанию органов НКВД ему было запрещено продолжать работу в качестве фотокорреспондента. На этом его работа в качестве публичного фотохудожника была прекращена. 

r015_02 (400x528, 35Kb)

598 (600x400, 118Kb)

420 (600x423, 95Kb)

dac4407a0aa7ef895ecda6713c6_prev (590x393, 32Kb)

18604 (331x450, 27Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

1703 (300x437, 15Kb)

Пестинский Борис Владимирович (4 марта 1901, Владивосток — 13 марта 1943, Ташкент) — живописец, герпетолог, педагог. Родился в 1901 г. в городе Владивостоке в семье военнослужащего — моряка, — Пестинского Владимира Николаевича и его жены Елены Осиповны. Борис Владимирович был высоко одарен в художественном и в музыкальном отношении. Учился в балетном кружке. С детства увлекался биологией. В 1911 г. поступил в гимназию К. И. Мая, закончил ее в 1919 г., — к тому времени она стала называться 217 трудовой школой. В этом же, 1919 г. поступил в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (Петербургская Академия Художеств), на живописный факультет. Здесь на первом курсе он занимался в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. Затем его руководителями были К. С. Петров-Водкин и Савинский В. Е. Ленинградский Высший Художественно-Технический институт закончил в 1925 г. Получил звание художника-живописца. В 1926 г. вступил в Союз Работников Искусств, работал в клубе им. Октябрьской Революции. Участвовал в юбилейной выставке изобразительных искусств. В 1930 г. был членом ревизионной комиссии «Общины Художников». Параллельно с перечисленным Борис Владимирович работал по живописи в основном в области портрета. Был создан целый ряд работ этого жанра, в частности в это время был написан портрет «Хариты Грановской», который Пестинский считал своей лучшей работой. Этот портрет был утерян перед началом второй мировой войны, при пересылке из Ташкента в Москву на выставку в Третьяковскую галерею. В это же время были созданы другие работы — портреты «Татарского мальчика», «Славы Кириченко» и т. д. Тогда же он написал картину «Рыбаки», которая была выставлена в Русском музее. Одновременно с живописью Пестинский занимался биологией. С 1920 г. он студент Географического института по зоологическому профилю, однако вскоре занятия в Географическом институте забросил, но продолжает изучать зоологию самостоятельно, а также под руководством профессора кафедры зоологии позвоночных Ленинградского Государственного Университета А. А. Гавриленко. Борис Владимирович не только увлекался изучением зоологии, но и работал как зоолог в Ленинградском зоологическом саду и на Лахтинской экскурсионной станции — в «Музее природы Северного побережья Невской губы», в организованном там при его участии отделе герпетологии. В результате проведенных исследований Пестинский опубликовал ряд научных работ. В марте 1932 г. Лахтинская экскурсионная станция была расформирована и расформирован «Музей природы северного побережья Невской губы». Б. В. Пестинский арестован 20 марта 1932 г. Приговорен и выслан в Среднюю Азию на 3 года. В Средней Азии он жил в г. Бек-Буди, (ныне г. Карши), а затем в Ташкенте. В Бек-Буди Пестинский выполнял временные работы в качестве художника. Там он написал портреты узбекских мальчиков, которые в настоящее время находятся в Русском музее. В то время в захолустьях Средней Азии господствовало убеждение, что человек, изображенный на портрете (двойник изображенного человека), должен умереть. Поэтому Пестинскому было очень сложно получить у родителей мальчиков разрешение, чтобы они позировали. Однако, быстро изучил узбекский язык и сумел завоевать доверие местного населения, которое его так полюбило, что разрешило ему писать портреты со своих детей. В 1934 г. Бориса Владимировича перевели в Ташкент. Здесь он устроился в Узбекистанский Зоологический сад Комитета Наук при СНК УзССР. Освобожден Пестинский был 21 марта 1935 г., но не вернулся в Ленинград, а остался жить в Ташкенте. Вскоре, по инициативе Пестинского в Ташкентском Зоологическом саду был организован отдел герпетологии (земноводных и пресмыкающихся), который сам и возглавил совместно с профессором фармакологии Н. Н. Компанцевым. Борис Владимирович занимается научными исследованиями биологии ядовитых змей и свойств их ядов, изучает особенности жизни в неволе других рептилий. Свои работы он проводил в контакте с медиками, которые изучали обезболивающие свойства ядов змей. За годы работы с пресмыкающимися Б. В. Пестинский был 4 раза укушен ядовитыми змеями: обыкновенной гадюкой еще в конце 20-х годов — в Ленинграде, эфой в 1935 г., щитомордником в 1936 г., и гюрзой в 1937 г. — в Ташкенте. В результате последнего укуса в указательном пальце правой руки началась гангрена, и его пришлось ампутировать. Отсутствие этого пальца (которым при работе брались змеи), лишило Пестинского возможности продолжать работу с ними. С 1938 г. становится действительным членом Союза Советских художников Узбекской ССР по секции живописи. Он активно участвует в выставках художников Узбекистана. Его картины приобретают организации Ташкента. Картину «Жертвы войны» приобрел Дом офицеров в Ташкенте. Картину «Детство Навои» (возможно, картина называлась «Юность Алишера Навои»), приобрел институт рукописей им. Сулейманова. В эти годы Б. В. Пестинский много работает в области портретной живописи как маслом, так и карандашом, пишет этюды на природе. С 1938 г. он работает ассистентом на кафедре рисунка Средне-Азиатского Индустриального института, где читает курс Истории Искусств и преподает рисунок. В это же время он занимает должность руководителя Изостудии Центрального Дворца пионеров г. Ташкента. Умер Б. В. Пестинский 13 марта 1943 года. Б. В. Пестинский был реабилитирован посмертно 28 сентября 1989 г., прокуратурой Ленинграда.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Reix (160x206, 10Kb)

Рейх Михаил Вольдемарович (1904 -1966). Художник живописец, график. Член Союза художников Узбекистана. Михаил Вольдемарович Рейх родился в 1904 г. Свой путь художника-графика начал в Военной ударной школе искусств в Ашхабаде (1920—1923). Школа дала ему не столько художественное, сколько политическое образование, пробудила у него острый интерес к действительности. Приехав в 1924 г. в Узбекистан, Рейх работает в Ташкентских газетах и журналах, делая преимущественно портретные зарисовки и карикатуры на бытовые темы. Позднее его карикатуры печатает сатирический журнал „Муштум”, а иллюстрации, заголовки, натурные зарисовки к рассказам и очеркам публикует журнал „Семь дней”. Стилистически работы этого времени носят подражательный характер, но склонность художника к юмористическим темам и решениям уже начинает определяться. Постепенно Рейх от работы в периодической печати переходит к иллюстрированию детской книги. В местных издательствах выходят две книжки узбекских народных сказок, иллюстрированные рисунками пером, а в издательстве „ЗИФ” - книжка „Кичкинтой” („Малыш”) с акварельными рисунками (1927). Персонажи его иллюстраций смешны, зачастую это острый гротеск. Но художественное преувеличение смешного, как правило, достигается утрированием физических черт персонажей, поисками занимательных ракурсов и поз. В иллюстрациях нет еще подлинной фантазии, сказочности и широкого простора для воображения, хотя композиционные решения их изобретательны и забавны. В конце 30-х годов творческая биография художника наполняется новыми интересными событиями, которые крепче, теснее связывают его с жизнью республики. Рейх во главе бригады графиков выезжает на народные стройки. Большой Ферганский канал, Чирчикстрой - это долгие дни труда в народе, общения с народом, познания жизни у ее истоков. "По дороге на Большой Ферганский канал, - рассказывает Рейх, - нас не покидало ощущение, что мы едем на фронт, и это впечатление осталось на канале". Это был трудовой фронт. Энтузиазм народа был так велик, что оставаться равнодушным созерцателем было невозможно. Каждый портрет, нарисованный художником, был острым и действенным средством повышения производительности труда. Почти год работал Рейх на Чирчикстрое. Здесь широко развернулись его организационные способности и природный дар художника-портретиста, умеющего быстро и живо схватывать сходство и характер человека. Одиннадцать портретных галерей ударников, включающих более 300 зарисовок, 200 тематических рисунков, 40 номеров „Чирчикстроевского крокодила”, плакаты для „Окон сатиры”, панно, рисунки для газет, оформление трассы канала - даже этот сухой и далеко не полный перечень работ бригады художников переносит нас в боевую атмосферу их трудовых будней и определяет значимость их творчества. Художники на строительстве получили новый запас жизненных впечатлений, сделали сотни зарисовок, однако подлинного творческого обобщения в станковых произведениях добиться им не удалось. Их работы, в том числе и работы М. В. Рейха, носили характер конкретных зарисовок, правдивых, часто острых, жизненных, но не глубоких и не объединенных идейно-образной сюжетной линией. Но они представляли интересный раздел графики на республиканской выставке художников Узбекистана в 1940 г. В первые дни Великой Отечественной войны Рейх создал сатирические листы на темы, разоблачающие фашизм. В 1942—1945 гг. Рейх работает художником на большом военном строительстве на Урале. В послевоенный период Рейх продолжает работать в жанре политического плаката, сотрудничает в „Муштуме“ возглавляет бригаду художников на строительстве железной дороги Чарджоу—Кунград, создает иллюстрации к детской книге, участвует в выставках станковыми произведениями („У Туямуюна”, „Листовки”, „На стройке”). В 1949 г. Рейх уезжает на три года в Киев и там продолжает иллюстрировать детскую книгу (М. Стельмах „Жнива”, В. Бичко „Я хоч невеличка”). Там же начинается новый этап в творчестве художника. Ему поручают иллюстрирование исторических романов „Чингизхан”, „Батый”, „Абай”. Иллюстрации Рейха привлекают исторической достоверностью деталей, верностью этнических типов, интересными композиционными находками, точно расставленными смысловыми акцентами в сюжетной линии, но в них зачастую слаб рисунок, техника отмывки еще робкая и вялая. Во многих иллюстрациях бросается в глаза излишняя карикатурность лиц, поз, но в некоторых из них (особенно в иллюстрациях к роману „Чингиз-хан” уже ощущается стремление художника к психологической выразительности, к образному решению). Новое мы видим и в листах станковой графики на темы Октябрьских событий в Ташкенте (1957). Здесь видно стремление художника к объединению рисунков единой идейной линией, одним стилистическим приемом, внимание к характерности типажа, выразительности композиций. Рейх - это художник-пропагандист и агитатор, журналист по складу дарования и по творческим стремлениям.

image0013-463x700 (298x507, 21Kb)

image0021-466x700 (399x600, 78Kb)

image0031-512x700 (438x600, 81Kb)

Плакат 1940-го года. Снизу написано: “1 сентября сдадим в эксплуатацию первую очередь чирчикского химкомбината”

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Тансикбаев_ (150x211, 15Kb)

Тансыкбаев Урал [1(14).1.1904, Ташкент, — 18.4.1974, Нукус], один из основоположников современного узбекского изобразительного искусства, советский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1958). Окончил Пензенское художественное училище (1929). Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1973). Награжден орденом Ленина, орденами и медалями.

Tansykbaev (298x497, 25Kb)

01(8) (600x539, 54Kb)

image (597x502, 55Kb)

Tansinbaev_13 (596x477, 45Kb)

i010-001-266877673 (500x352, 13Kb)

"Утро на Кайрак-Кумской ГЭС". 1957. Музей искусства народов Востока. Москва

img013 (390x700, 53Kb)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Йигитали-Турсунназаров. (340x338, 22Kb)

Турсунназаров Йигитали Турсунович родился в 1941 году. Живописец. Член Союза художников СССР.

Й.-Турсунназаров.-Оксарай.-2000 (600x337, 94Kb)

Ок сарой

Й.-Турсунназаров.-Хазрати-Хызыр (600x482, 119Kb)

Хазрати-Хызыр

60041298_Y (595x600, 121Kb)

Юные хлопкоробы

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

maksudtuhtaev (256x316, 30Kb)

Максуд Тохтаев (1947 — 2004).

У всякого безумия есть своя логика», – сказано в "Гамлете". И в живописных кошмарах, и в параноидальном политическом бреде Сальвадора Дали тоже присутствует логика – логика антигуманиста, реакционера... Кроме того, следует при этом знать, что даже первый в Республике Узбекистан художник испробовавший сюрреализм на прочность, но в совершенно другом – уже в гуманистическом контексте, был Максуд Тохтаев...

М.Тохтаев.-Мир-где-рождаются-легенды.-1978 (567x600, 246Kb)

Мир где рождаются легенды. 1978

Махсуд-Тохтаев.-Мир-где-рождаются-легенды.-Сер.-Осенние-плоды (434x600, 86Kb)

Мир где рождаются легенды. Осенние плоды

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Пахриддин-ТАХИРОВ.-Автопортрет.-2002 (544x600, 83Kb)

Автопортрет

Тахиров Пахритдин (1933 — 2006). Живописец. Родился в Ташкенте. В 1959 г. окончил отделение живописи РХУ им. Бенькова. Член Союза художников Узбекистана. Получил известность как художник-пейзажист с ярко выраженной стилистической манерой письма. Работая в традициях реалистической школы, художник привнес в свои пейзажные полотна видение современника 60-х годов: строгость композиции, цветовую сдержанность и лирикоэпический характер. Пейзажи художника панорамны, наполнены солнечным светом, ощущением зноя азиатских просторов.

New_Пахриддин-Тахиров.-Индустриальный-пейзаж.-1982 (600x438, 87Kb)

Индустриальный пейзаж. 1982

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Жавлон-Умарбеков.-Думы (588x374, 28Kb)

Умарбеков Жавлон (1946 г. р., Ташкент) – Народный художник Узбекистана, действительный член Академии художеств Киргизии и Украины, Академик Академии художеств Узбекистана, профессор. В 1966 году после окончании художественного училища в Ташкенте, поступил во ВГИК в Москве, учился у известных художников России – Народного художника СССР Юрия Пименова, Народного художника РСФСР Ивана Петровича Иванова–Вано, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Виталия Токарева.

Город-огнепоклонников.-1983 (600x367, 78Kb)

Город огнепоклонников. 1983

Жавлон-Умарбеков.-Декабрьский-снег-у-Анхора.-2005 (600x402, 108Kb)

Декабрьский снег у Анхора. 2005

(Продолжение следует)

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Рубрики:  Прошлое и настоящее Ташкента
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку