-Метки

anarrioviol Алиса в Зазеркалье алиса алиса в стране чудес алиса лидделл анар ибрагимов артур аудиоспектакль бавария балет бриллиант виттельсбах-графф бриллиант хоуп вагнер видео виттельсбахи владимир оводок генрих фон клейст германия германия плюс грандиозные проекты джон тенниел дон жуан друзья-музыканты знаменитости иллюстрации истории каролина сайн-витгенштейн каролина сен-крик картины клип козима легенды лола монтес лоэнгрин льюис кэрролл людвиг людвиг i людвиг ii майерлинг максимилиан максимилиан ii мама мари д`агу мария мария вечера мост марии музыка музыканты мульт мюнхен новый год нойшванштайн обераммергау обряды опера отто отто i панорама парсифаль поздравления праздники принц людвиг проза радиопостановка регалии королевства бавария рождество роланд рудольф сабина шпильрейн сисси сказка сонечка софия шарлотта стихи тангейзер традиции тристан и изольда украшения учебник фалькенштайн ференц лист фильм фото франц иосиф фюссен хоэншвангау чайковский чарльз доджсон штарнбергское озеро штраубинг щелкунчик элиза гильберт

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sonya_Pictures


Лола Монтес

Вторник, 17 Января 2012 г. 20:10 + в цитатник
Если женщина хочет чего-то, то она обязательно этого добьется. Эту истину не один раз в истории доказывали самые знаменитые женщины мира. По большей части, конечно, это были женщины-авантюристки, женщины искательницы приключений. Девизом одной из них была фраза: "Что Лола хочет, то Лола получает!". Жизнь этой роковой женщины была короткой, ей отпущено было всего-то 40 лет жизни, но за это время она успела побывать возлюбленной Ференца Листа, О. Бальзака, А. Дюма-отца, баронессой и графиней, вызвать интерес у Николая I, побыть правительницей целой страны в роли фаворитки баварского короля Людвига I. В ее копилке судебные процессы, дуэли и даже революция. Она была эксцентричной и эпатировала публику, куря сигары и разгуливая по улице с белым попугаем на плече. И... умерла всеми покинутая, почти в нищете... Так проходит слава земная.

Sonya_Pictures (460x555, 52Kb)
Лола Монтес, худ. Йозеф Карл Штилер, 1847


О Лоле Монтес написаны книги и сняты фильмы, но в её биографии много недосказанного, много вымысла и фантазий. В своих воспоминаниях она утверждала, что её предками по матери были испанские графы Парис-и-Монтес, хотя по другой версии её мать родилась в результате случайной связи обычной трактирщицы и проезжего дворянина. А вот по отцу Лола точно была ирландской дворянкой. Английский офицер Джон Гильберт соблазнил пятнадцатилетнюю девушку, её будущую мать, и увез с собой в полк.
В феврале 1821 года у молодой четы родилась дочь, получившая при крещении имя Элизабет Розанна (Elisabeth Rosanna Gilbert). Вскоре отца Элизабет отправили служить в Индию. Туда с ним отправилась и жена с маленькой дочерью. Уже через месяц отец подхватил холеру и нашел упокоение на английском военном кладбище. Молодая вдова не могла долго горевать: надо было выбираться из Индии или обживаться на месте. Она выбрала последнее, благо на нее обратил внимание бравый вояка, бывший командир её мужа Джеймс Крейги. Вскоре они сыграли скромную свадьбу, а Элизу вместе с возвращающейся на родину семьей одного из офицеров на попутном корабле отправили к родственникам Джеймса в Шотландию.

Sonya_Pictures (483x700, 70Kb)
Лола Монтес, литография

Нелегкие годы жизни в чужой для неё семье, а затем в пансионе для девочек Элиза вспоминать не любила, видимо, обычных детских радостей у неё в тот период было маловато. Когда девочка подросла, она пошла по стопам матери: побег из пансиона с лейтенантом Томасом Джеймсом (Thomas James) в Ирландию, венчание, а через год - долгий путь в Индию. Молодая красавица, чем-то похожая на индуску, блистала в светском обществе Калькутты. Её деятельной натуре было мало общества британских колониальных чиновников, офицеров и их жен, и она начала обучаться индийским танцам. Врожденная музыкальность и артистизм позволили ей быстро добиться заметных успехов. Вскоре Элиза отправилась в Англию навестить родных. На корабле у неё "случайно" оказалась общая каюта с молодым лордом Леноксом. Не расстались они и в Англии. Доброхоты известили Джеймса об увлечении жены, и с очередным кораблем из Индии для Элизы пришли не деньги от любящего супруга, а письмо с требованием развода.

Sonya_Pictures (500x699, 66Kb)
Лола Монтес в испанском наряде, литография Marie Alexandre Alphe, 1844

Ветреная красавица отправилась в Испанию, где в Севильи стала обучаться местным искрометным танцам. Она объявила себя "вдовой из Испании" и стала Лолой Монтес. В июне 1843 года Лола Монтес дебютировала в Лондоне на сцене Королевского театра. Зрители были потрясены и покорены. Зажигательные испанские танцы, сдобренные эротичными телодвижениями востока, вызвали бурю восторгов. Но долго оставаться в Англии Лоле было нельзя, в испанской танцовщице узнали Элизу Джеймс, назревал скандал. Возникшая в результате этого дурная слава не повредила ее карьере и она быстро стала известна и благодаря самостоятельно придуманному "Танцу тарантула" и выражению "Что Лола хочет, то Лола получает".
Пришлось отправиться на континент. Впоследствии она напишет об этом периоде в своих воспоминаниях: "Я пришла к выводу, что мне надо подцепить какого-нибудь принца". Уже к концу лета Лола с успехом танцевала в Дрездене, а осенью ей рукоплескал Берлин. В то время в Берлине был с визитом русский император Николай I, которого заинтересовала красавица-испанка. Но, видимо, императора проинформировали, кем является Лола на самом деле, так как её гастроли в Варшаве (Царство Польское входило тогда в состав Российской империи), закончились, практически не начавшись. Лолу просто выслали. Высылали её из разных стран и городов неоднократно, так как гастроли мнимой испанки часто сопровождались скандалами.

Sonya_Pictures (457x598, 43Kb)
Лола Монтес, худ. Jules Laure, около 1845

В феврале 1844 года в ее сети угодил сам Ференц Лист. Роман был ярок и стоил Листу много денег: у гениев просто роковая склонность выбирать в подруги совсем не тех. Однажды композитор после очередной ссоры запер Лолу в номере гостиницы. Когда дверь открыли, вся мебель была превращена в щепки. "Отошлите счет господину Листу", - как ни в чем не бывало сказала Лола ошарашенному хозяину. Чувство самосохранения все же взяло верх, и Лист счел за лучшее расстаться со строптивой танцовщицей. Однако дело было сделано: Лола попала во все биографии гения. Теперь можно было не сомневаться, что ее имя будет звучать столько же, сколько "Венгерская рапсодия", то есть до бесконечности. Но она была, несомненно, талантлива, не зря же ею восхищались композитор Вагнер, писатели Дюма, Бальзак и Теофиль Готье. Один из лучших театральных критиков Франции Александр Дюжарье (Alexandre Dujarrier) погиб из-за Лолы на дуэли, правда, успел составить завещание на её имя. После его смерти Монтес пришлось срочно покинуть Францию. Она отправилась в Баварию, где правил король Людвиг I, прослывший театралом и любителем молоденьких актрис.

Sonya_Pictures (494x700, 91Kb)
Лола Монтес на охоте в Амазонке, литография Klauprecht & Menzel, 1847

Эту историю можно начать с вполне заурядного события, когда в книге гостей недавно построенной мюнхенской гостиницы «Bayerischer Hof» зарегистрировалась некая сеньора Мария де лос Долорес Поррис и Монтес (Señora Maria de los Dolores Porris y Montez). Случилось это 5 октября 1846 года. Богатое прошлое этой 25-летней женщины, скорее всего, не было известно интенданту Баварского королевского театра, пригласившего её выступить в качестве испанской танцовщицы перед королевской семьёй.
Спустя два дня после приезда в Мюнхен иностранка получила аудиенцию у короля Людвига I (König Ludwig I von Bayern). На приёме она назвалась Лолой (в дальнейшем король в переписке называл её Лолитой (Lolitta)). С этого дня уже практически невозможно отличить правду от легенд, возникавших вокруг короля и танцовщицы и с невероятной скоростью распространявшихся по Баварии и дошедших до Берлина. По слухам, отношения любовников якобы закончились тайной свадьбой в 1856 году. Мы же можем с определённой долей уверенности воспроизвести лишь детали первой встречи Лолы и Людвига. Встреча эта была описана доверенным лицом короля, придворным архитектором Лео фон Кленце (Leo von Klenze). Хотя можно ли полностью доверять рассказу человека, который ненавидел (ревновал?) Лолу, называя её свиньёй, проституткой и другими, отнюдь не лестными словами? Самое хорошее из этих прозвищ было «красивая собака».
Как бы то ни было, обратимся к свидетельству фон Кленце. По его словам, стеснительность не была свойственна царствующей особе, и король при первой встрече напрямую спросил гостью, всё ли настоящее у неё под нижним бельём. В ответ, недолго думая, Лола взяла со стола ножик для бумаг и вспорола на груди свой наряд. С тех пор во всех своих 175 письмах к королю она называла его «Mi muy querido Louis» («Мой дорогой Луис»). А 60-летний король в письме к своему другу, Генриху фон дер Танну (Heinrich von der Tann), описывая свои чувства, сравнил себя с Везувием, который считался потухшим навеки, пока не вспыхнул вновь.
Король-эстет уже давно задался мыслью создать галерею портретов баварских красавиц. Принцип создания этой галереи он сформулировал так: «Только красавицы хорошего поведения попадут в это собрание». И тут уже титулы не играли роли. Здесь были и дочь сапожника, и девушка из семьи мюнхенского торговца. Но для той, которая при первой же встрече предъявила королю свою обнажённую грудь, конечно, было сделано исключение. Придворный художник Йозеф Штилер (Joseph Karl Stieler) постарался: на портрете его кисти еле заметная улыбка вот-вот сорвётся с губ мятежной красавицы!
В знак наивысшего расположения король предоставляет танцовщице свою карету. И встречающим на улице этот экипаж невдомёк, кто же действительно едет в нём – сам король или его возлюбленная?! И кому они на самом деле кланяются, танцовщице или королю?!
Уже через шесть недель после первой встречи с Лолой Монтес король меняет составленное ранее своё завещание: он дарит своей Лолите шикарный особняк в фешенебельном мюнхенском районе Богенхаузен, на нынешней улице Барерштрассе. Влиятельные лица в баварской столице спешат завязать знакомство с некоронованной королевой. И чтобы расставить точки над «i», Людвиг заставляет свой кабинет министров присвоить танцовщице титул графини Ландсфельд (Gräfin von Landsfeld).
Любовница короля тем временем становилась настоящим катализатором для мюнхенского общества, которое разделилось на сторонников и противников пассии Людовика. Гуляя по улицам баварской столицы с огромным догом по кличке «Turk», она вызывающе курила сигару, борясь тем самым (по её мнению) за равноправие между женщинами и мужчинами. Из-за неё известие из Берлина о том, что прусский король Фридрих Вильгельм IV собирается ввести закон о равных избирательных правах женщин и мужчин, ассоциировалось у баварцев с узаконением распутства. Естественно, для большинства это было недопустимо. Однажды, 9 февраля 1848 года, когда Лолита в белой шали и голубой шляпе шла по Театинерштрассе, толпа студентов набросилась на новоиспечённую графиню. К счастью, у неё был с собой пистолет. Она успела выхватить его из кармана и, угрожая им студентам, забежала в Театинеркирхе, чем и была спасена.

Sonya_Pictures (475x583, 69Kb)
Людвиг I, король Баварии

Спустя несколько дней король издал указ о закрытии университета. Тут уж было не до равных избирательных прав. 4 марта 1848 года брат Людвига I, принц Карл (Prinz Karl), вывел на площадь перед гостиницей «Bayerischer Hof» (той самой, где полтора года назад впервые поселилась Монтес) несколько тысяч недовольных баварцев. Картина художника той поры показывает, что среди недовольных было немало знатных господ и офицеров.
Королю пришлось отменить указ о закрытии университета. Но обстановка столь накалилась, что одной этой меры для налаживания спокойствия было уже недостаточно. 19 марта, в тот самый день, когда Фридрих Вильгельм IV пообещал дать всем гражданкам Пруссии равные избирательные права с мужчинами, Людвиг I в своей рабочей комнате писал текст совсем другого содержания: «В этот час я без всякого давления решил покинуть трон; трон, но не мою любимую Лолиту». На следующий день Людвиг отказался от короны в пользу своего сына Максимилиана (Maximilian II. Joseph).
Историки считают, что король лукавил, ибо Лола Монтес давно советовала ему освободиться от тягот власти: ведь в этом случае им было бы легче встречаться. Да и выколачивать деньги из любовника ей было бы сподручнее. Требования денег продолжались и после того, как Лолита уехала из Баварии в Швейцарию. Вот выдержки из их переписки, взятые из книги «Ludwig I und Lola Montеz. Der Briefwechsel» (Prestel-Verlag):
Людвиг Лоле, 19 апреля 1848 года: «Я положил для тебя в банк 20 000 гульденов, а вчера мне захотелось увеличить эту сумму до 40 000…»
Лола Людвигу, 20 апреля 1848 года: «Я живу в дорогом отеле с прислугой и лошадьми; пришли мне деньги для оплаты отеля и мебели…»
Лола Людвигу, 9 мая 1848 года: «В Берне я играла в карты… и проиграла. Уже три недели я совсем без денег, не могу даже уплатить за гостиницу. Если ты мне не поможешь, мне придётся застрелиться…»
Лола Людвигу, 10 октября 1848 года: «Срочно пришли мне 20 000 гульденов…»
Людвиг Лоле, 15 октября 1848 года: «Если тебе интересно знать, сколько денег я тебе за два года отдал, то сообщаю: 158 084 гульдена и 16 и 1/4 крейцера» (по современным меркам 2,5 миллиона евро).
Дальнейшая история не имеет никакого отношения к политическим и социальным проблемам. Зато хорошо иллюстрирует неписаный закон, что любовь обратно пропорциональна расстоянию, во всяком случае хотя бы для одного из бывших любовников. Лолита завела себе нового обожателя, а Людвиг I, озабоченный сохранением тайны переписки, предложил бывшей любовнице выкупить свои 225 писем за 5000 гульденов. Но этой небольшой суммой, конечно, ничего не кончилось, денежные поступления от Людвига продолжались до 1849 года, пока Лола Монтес не написала, что «умерла для него». К слову, новый любовник Лолиты, Август Папон (August Papon) тоже вынужден был потратиться: Лола потребовала от него 100 000 франков, если он не хочет, чтобы её мемуары увидели свет.

Sonya_Pictures (441x502, 41Kb)
Лола Монтес, фот. Albert Sands Southworth & Josiah Johnson Hawes, ок. 1850/51.
Это одна из первых известных фотографий Лолы, держащей сигарету.

Личность Лолы Монтес нашла заметное отражение в европейской культуре. Войдя в свет, она открыла собственный салон, который посещали коронованные особы Европы и члены правительства Баварии. Хозяйка салона принимала гостей, раскуривая у всех на глазах папиросу. Она первой осмелилась курить там, где это было строго запрещено придворным этикетом. Именно Монтес одной из первых ввела устойчивую моду на костюм амазонки, сделала его принадлежностью обыденной жизни европейской аристократки. Это ей мы должны быть благодарны за живописные образы русских красавиц в амазонках, которых так поэтично изобразил К. Брюллов. За десятки лет до всеобщего увлечения "босоножками" Лола Монтес утвердила право на существование свободного танца. Правда, ее понятия о свободе танца были весьма неоднозначными. Она танцевала не босоногой, а, скорее, нагой, и пластика ее была очень далека от классических канонов. Исследователи даже приписывают ей первенство в искусстве стриптиза.
Летом 1849 года Лола переехала в Лондон и вышла замуж за англичанина Джорджа Траффорда Хилда, но вскоре оказалась арестованной за двоемужество, ведь первый брак у неё так и не был расторгнут. Благодаря деньгам, которые ей периодически присылал влюбленный экс-король, весной 1850 года она смогла внести залог и, не дожидаясь суда, уехать из Англии. В Европе звезда Лолы практически закатилась, скандалы сделали свое дело, и Монтес отправилась покорять Америку, где объявила себя танцовщицей, но уже не испанской: на её афишах на Бродвее стояло «Лола Монтес из Баварии». Однако надежды на успех в Америке не оправдались...

Sonya_Pictures (450x581, 47Kb)
Лола Монтес, ч/б репр. картины Николя Туссен Шарле, 1844

Спокойная жизнь была не для неё, и Монтес отправилась в Австралию. На Зеленом континенте её приняли восторженно. Лоле удалось поправить дела и даже скопить денег для новой гастрольной поездки в Европу. Триумфа, на который надеялась Лола, в Европе не получилось. В сентябре 1855 года – как свидетельствуют исторические источники – она исполняла свой эротический танец тарантула, в Королевском театре в Мельбурне, поднимая свои юбки так высоко, что публика могла видеть все ее нижнее белье. На следующий день ее выступление сочли разлагающим для общественной морали и респектабельные семьи перестали посещать театр, который, в результате, начал получать большие убытки.

Sonya_Pictures (450x575, 92Kb)
Лола Монтес

Пришлось вернуться в Америку, где Монтес поселилась в бедном пригороде Нью-Йорка. После удара, который случился с ней в 1860 году и стал причиной частичного паралича, она переключилась с жизни танцовщицы на жизнь тихой, набожной женщины, проводя последние дни в разговоре со священником. 17 января 1861 года Лола Монтес скончалась от быстротекущей пневмонии. В соответствии с последней волей Лолы на могильной плите написали её подлинное имя «Элиза Гильберт». Могила Лолы Монтес находится на кладбище «Green-Wood» в Бруклине.

Sonya_Pictures (300x394, 32Kb)
Надгробие на могиле Лолы Монтес

Благодаря ей европейская хореография пережила моду на испанские танцы, а ее зажигательные фанданго, болеро, качуча стали массовым увлечением. Что-то было в Лоле Монтес от библейской Саломеи… Не случайно миф о ней ожил в гитлеровской Германии, где собирались снять фильм о баварских событиях. В 1955 году в послевоенной Европе французский кинорежиссер М. Офюльс осуществил постановку, правда, неудачного фильма "Лола Монтес" (с Мартиной Кароль и Питером Устиновым в главных ролях). Суперзвезда современной поп-музыки певица Мадонна назвала свою дочку именем Лола, не скрывая, что сделала это в память о Монтес. Есть мнение среди исследователей творчества Ф. М. Достоевского, что образ знаменитой Настасьи Филипповны списан с Лолы Монтес. Так, например, сцена сожжения ста тысяч в "Идиоте" - похожа на скандал, который закатила баварскому королю Лола Монтес, бросив в камин его подарок - жемчужное ожерелье (и старый король вытащил его из огня голыми руками).


Портрет Лолы Монтес, неизвестный художник, 1853

Источник: «История в художественных образах», Виктор Фишман «Загадочная Лола Монтес: от танцовщицы к графине», Ирина Сорокина «Проклятие Лолы Монтес», Инна Савватеева «Красота, юность и… нахальство», Алексей Лопатин «Елизавета Сандунова, Лола Монтес, Настасья Филипповна - история одного жеста».

P.S. В исторической литературе утвердилось мнение, что именно Лола Монтес стала причиной событий, вызвавших баварскую революцию 1848 года, за которой последовало отречение Людвига I от престола, и по сути, начало падения Дома Виттелъсбахов... Существуют разные версии, как Лола Монтес познакомилась с монархом, королем Баварии Людвигом I, которому уже было под шестьдесят. У него было четверо взрослых сыновей и только что родился внук — будущий король Баварии Людвиг II. В Мюнхен Лола прибыла в сентябре 1846 года. Супруга Людвига I, Тереза Шарлотта, давно жила отдельно и никто не помешал королю кинуться в омут поздней любви. Он восхищенно писал старому другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал свое извержение. Я охвачен чувством любви, как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне». Монарх буквально "потерял голову" от нахлынувших чувств к 26-летней танцовщице. Седина в висок - бес в ребро... В бесчисленных письмах король просил «свою возлюбленную Лолиту» вести себя немного осторожнее. Но она только подливала масла в огонь, носясь по мюнхенским улицам с неизменным хлыстом, торчащим из-за голенища сапог, и чуть ли не в глаза называя министров «чванливыми немецкими ослами». Когда к ее балкону явилась очередная демонстрация, она вышла к ней полураздетой с бутылкой шампанского и издевательски выпила бокал за ее «добрых баварских подданных». Разнесся слух, что король вот-вот женится на ней. Такого издевательства терпеть не стали и 11 февраля 1848 года народ осадил дворец фаворитки на Барерштрассе. Людвиг сам явился защищать любимую и был ранен камнями, брошенными из толпы. А Лолы во дворце и след простыл — она успела бежать в загородное поместье Блютенбург. Под давлением толпы королю пришлось издать указ о высылке возмутительницы спокойствия. Лола Монтес уехала в Швейцарию, отрекшийся от престола Людвиг I — в свой горный замок, но между ними еще долго продолжали сновать почтальоны...

Источник: Иван Измайлов «Ураган по имени Лола»
Sonya_Pictures (500x453, 58Kb)

Рубрики:  Alex
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку