
Спасибо каналу "Культуре" - за показ балета "Драгоценности" Баланчина - балетная группа Парижской Оперы.
Я не большой знаток балета, но это так графично, даже нет - геометрично, с потрясающими костюмами по эскизам Кристиана Лакура.
В общем, лучше я процитирую из буклета Мариинки, где тоже идет этот балет, но нам его не показывают:
Великий балетмейстер в 1967 году перевел в танец впечатления от встречи с Клодом Арпелем, знаменитым нью-йоркским ювелиром. Блеск ювелирной коллекции покорил Баланчина, и, сочиняя балет, он виртуозно сыграл танцем на цветовой разнице лучей света, преломленного гранями драгоценных камней. В баланчинский цикл входят элегантные холодноватые «Бриллианты», роскошно-вальяжные «Изумруды» и острые пламенеющие «Рубины».
Обращаясь к замыслу "Драгоценностей", Баланчин избрал для своего балета-"ожерелья" изумруды, рубины и бриллианты. Однако "Драгоценности" - балет не столько о самих камнях, сколько о некоторых эпохах классического танца: французского классицизма, американского модернизма и русского императорского балета. Хотя "Драгоценности" считаются первым трехактным бессюжетным балетом, мотив драгоценных камней, поддерживаемый костюмами и декорациями Карински, на самом деле лишь прием, объединяющий музыку столь разных композиторов, как Габриэль Форе, Игорь Стравинский и Петр Чайковский.
Музыка к "Изумрудам" происходит из концертных сюит "Шейлок" (сочиненная в 1889 году к пьесе Шекспира "Венецианский купец") и "Пеллеас и Мелизанда" (в 1898 году написанная к пьесе Метерлинка). Танцевальный симфонизм "Изумрудов" строится напостоянном изменении хореографических форм: pas de deux с "аккомпанементом"' восьми девушек, затем вариации солисток, сменяемые pas de trois, вновь pas de deux и финалом, где все танцовщики соединяются. Быстрая смена строго симметричных форм, их своеобразная "текучесть" создают ощущение загадочного мерцания изумрудов, излучаемых ими световых переливов.
В "Рубинах", поставленных Баланчиным на музыку "Каприччио для фортепиано с оркестром" Игоря Стравинского, хореографическим лейтмотивом становится сама "капризность" формы, ее асимметрия. В этой центральной части балета ведущая пара танцовщиков и солистка, по очереди возглавляя ансамбль, словно соревнуются в виртуозности не только друг с другом, но в целом создают контрапункт партии фортепиано. Здесь экстатичность танца порой переходит в бег, и, прерываемый синкопами, ритмическими контрастами, он заполняет "безумством" красного все пространство сцены. "Бриллианты" - блистательный апофеоз на музыку Третьей симфонии Чайковского (кстати, единственной из шести, написанной в мажорной тональности). Она также единственная, имеющая пять частей, однако Баланчин. считая первую часть неподходящей для танцев, сконцентрировал свое внимание на оставшихся четырех. Третьей, заключительной части балета Баланчина, кульминацией которого становится блестящий полонез, присущи торжественность и гармония, широта хореографических построений, "кантилена арабеска", словно произрастающая из симфонического мелодизма.
Единственный минус на мой вкус - некоторый излишний "атлетизм" солисток, но... сейчас это общая тенденция - крупнее - зрелищнее.