Легенда оперетты Григорий Ярон |
“Оперетта - искусство молодых и умеющих быть молодыми”.
«Комик – это особый талант. Комик – это артист, в исполнении которого даже простая фраза становится смешной». Григорий Ярон.
В нём, в этом “метре с кепкой”, рыцаре оперетты, была заключена энергия, которая, казалось, могла привести в работу атомный реактор. 25 февраля 1893 года, в Петербурге родился знаменитый артист и режиссёр оперетты, основатель и многолетний руководитель Московского государственного театра оперетты Григорий Маркович Ярон.
Родители мальчика имели самое непосредственное отношение к искусству: его отец М. Ярон был газетчиком-репортером (упомянут в письмах А.П. Чехова и в журнальном варианте его рассказа “Сон репортёра”), позже стал известным переводчиком либретто оперетт. А мать Ярона — оперная певица Э. Мелодист, мечтавшая о том, чтобы ее единственный сын стал … настоящим ученым.
Однако, будучи гимназистом, Гриша Ярон решил посвятить свою жизнь театру. Из театральных жанров более других он полюбил оперетту. И поначалу поступил учиться в Драматическую школу Петербургского литературно-художественного общества под руководством лучших актеров Александринки, в том числе самой Марии Савиной. Одновременно учился в театральной школе Суворина в Петербурге (вместе с Михаилом Чеховым).
Надо сказать, что у Ярона, увы, были неподходящие данные для сцены, особенно для сцены опереточной: рост ниже среднего, выпуклые глаза, скромный высокий голосок. Правда, юноша отличался необыкновенной легкостью и прыгучестью. Если к этому добавить обаятельную улыбку, особую яроновскую наивность, сочетавшуюся с лукавством, умение его героев врать, не краснея, то получится портрет актёра Григория Ярона. Отличали его и знание иностранных языков, музыкальность, интеллигентность, образованность, способность не только рассказывать, но и слушать, внимательность к партнёру и забота о нём.
Дебют Ярона состоялся на сцене Суворинского театра. Будущий комический актер сыграл роль Пети Ростова в спектакле по роману Льва Толстого “Война и мир”, после чего решил попытать счастья в провинции, где быстро завоевал положение первого комика. Там он практически переиграл весь репертуар и научился с одной-двух репетиций входить в любую оперетту и в каждую внести что-то от себя. С 1918 года Ярон обосновался в Москве, работал в различных опереточных антрепризах. Тогда же сыграл и в Театре имени В.Э. Мейерхольда. Параллельно работал на эстраде как конферансье.
И вот решающий поворот судьбы, который связал его на всю жизнь с Московским государственным театром оперетты - в 1927 году Ярон становится его создателем и главным режиссёром. Официально художественным руководителем он был в периоды 1927-1939 гг. и 1942-1945 гг. Там, в своих владениях, он собирал самых талантливых мастеров весёлого музыкального жанра. Первым спектаклем, созданным на сцене молодого театра в 1927 году, стала оперетта молодого композитора Исаака Дунаевского “Женихи”. Впервые комедийный спектакль был создан не из “жизни аристократов”, а из жизни современных героев - в качестве женихов были представлены извозчик, гробовщик, маклер и повар.
В первый же сезон под руководством молодого главрежа – восемь премьер! Пришли успех и популярность, и вскоре Московский театр оперетты стал ведущим в России среди театров этого жанра. Вскоре он обрел успех и в Европе. В советской России к жанру оперетты отнеслись настороженно, однако Ярон никогда не позволял любимому солнечному жанру стать анахронизмом. Уже в 1928 году он поставил знаменитую “Сильву” (”Королеву чардаша”) композитора Имре Кальмана. И эта яроновская “Сильва” продержалась в репертуаре театра до 1981 года, выдержав более полутора тысяч представлений! Ставил Ярон и другие оперетты Кальмана, а также Оффенбаха, Легара, Зуппе, Штрауса - и всегда с огромным успехом.
Новые поколения зрителей могут судить об искусстве актёра Ярона по фильму “Мистер Икс”. Его часто показывают по ТВ, и уже одного этого фильма достаточно, чтобы понять, каким блистательным мастерством обладал артист. В нём, в этом “метре с кепкой”, рыцаре оперетты, была заключена энергия, которая, казалось, могла привести в работу атомный реактор. Стоило Ярону перед выходом на сцену подать из-за кулис голос или просто высунуться, как зал взрывался от восторга. Люди ведь никогда не перестают тянуться к шутке, радости и веселью. В 1940 г. Григорий Ярон получил звание народного артиста РСФСР. Умер 31 декабря 1963 года в Москве.
© источник
| Рубрики: | музыка |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |