-Цитатник

Все радиостанции мира - (0)

Все радиостанции мира Наводишь курсор на любую точку мира, и слушаешь местное радио. Круто. Э...

*** - (0)

#ValeZ, ответь нам - Когда на Лиру перестанут размножать русофобию? Всё чаще на Лиру стали ...

В мире оперной музыке - (0)

✨ 100 самых знаменитых мировых опер и оперет - 4     Италия&nbs...

"Зеленое прекрасное лето." - (0)

Схема "Зеленое прекрасное лето."

Весна. Цветение - (0)

~дизайны для блога~ by Mesabi 1. 2. ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Taissil

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Наши_схемы Темы_и_схемы_для_Вас О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.02.2018
Записей:
Комментариев:
Написано: 984


Книга Еноха

Четверг, 22 Февраля 2018 г. 14:14 + в цитатник
Цитата сообщения Avel_Hladik Книга Еноха

 
1. Лестница в небо
Вчера вечером просматривая гностическую «Книгу тайн Еноха» (т.н. Вторую или Славянскую. Одно из трех псевдэпиграфических произведений, посвященных библейскому патриарху Еноху, сыну Иареда и прадеду Ноя. Надо помнить, что помимо нее существует еще Первая книга - коптская или арамейская, которую нашли в Аль-Кумране, та самая которую регулярно упоминают в своих текстах Ориген, Лактанций Фирмиан и Тертуллиан и Третья - Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов)
 
Там я прочитал этот отрывок.
 
«Когда мне исполнилось сто шестьдесят пять лет, сказал Енох, у меня родился сын Мафусаил. Затем я еще прожил еще двести лет. А вся моя жизнь продолжалась триста шестьдесят пять лет. В один день первого месяца я, Енох, был в своем доме один и лежал на одре, почивая. Во время сна обильная скорбь охватила сердце мое, и я сказал: "Вот очи мои испускают слезы (ибо во сне я не мог понять, что означает сия скорбь). Что будет со мною?»
 
Дальше, если вы помните, к нему являются два пресветлых мужа, каких никто не видывал на земле. И эти мужи берут Еноха под белы руки и водят его по семи небесам, как по лестнице света и тьмы, пока не доводят до самого края, где архангел именем Гавриил говорит ему "Дерзай Енох, не бойся! Встань и иди со мной..."
 
Итак - семь небес. Остановимся подробней на структуре Вселенной сквозь которую пролегает путь, ведомого пресветлыми мужами Еноха.
 
Первое небо. 
Область ангелов, правящих движением звёзд, и ангелов, странных видом, стерегущих природу. Своеобразный божественный гринпис.
 
- И еще показали мне хранилища снега и града и ангелов грозных, стражей хранилищ тех; и хранилища облаков, и как они входят и исходят. И показали мне хранилища росы, как елей масличный; и ангелы стерегли хранилище те, и вид их – как все цветы земные.
 
Второе небо. Сакральное Гуантанумо.  
 
"И взяли меня мужи те, и поставили меня на втором небе; и показали мне узников, блюдомых для суда безмерного.
И там видел я ангелов осужденных.."
Это небо - место заточения ангелов, отступивших от Господа. Они просят Еноха помолиться о них.
– Человече Божий, о, когда бы помолился ты о нас ко Господу! "
 
По этому ангелическому нарративу можно непредвзято судить, что им там, на втором небе, совсем не так сладко, как нам казалось раньше.
 
Третье небо. 
- Там всякое древо цветами украшено, всякий плод наливается, всякое брашно кипит изобилием на всякое время, всякое веяние благовонно, и четыре реки мимотекущие, тихо шествующие, всяк злак добр на пищу порождающие. Рай. 
Здесь же растёт Древо Жизни. 
 
Рай - третье небо - имеет стороны света, как и наша юдоль. И есть некоторая странность, ибо когда Еноха возносят на север неба (Рая) он видит там то что видит:
 
- И взяли меня оттоле мужи те, и вознесли меня на север неба, и показали мне там место, страшное весьма. Всякое мучение и терзание на месте том, и нет там света, но огнь мрачный, возгорающийся непрестанно на месте том, и река огненная, заливающая все места те, студеный лед, и узилища, и ангелы лютые и немилосердные, носящие оружие и мучающие без милости.
 
Особенно, конешно меня здесь пугают лютые ангелы. Просто песдец.
 
Пресветлые мужи доходчиво разъясняют путешественнику, что сей райский уголок - специальное местечко, которое  уготовано нечистивым, творящим безбожные дела на земле, что учиняют чародейства и волхвания, и похваляются делами своими, и крадут душу человечью потайно, и сокрушают ярмо, и богатеют, обидою присваивая чужое добро.  (...) И всем сим уготовано место сие в удел вечный.
 
Четвёртое небо.
Место нахождения колесниц Солнца и Луны и технических ангелов, их обслуживающих. Он видит там большое количество изрядно украшенных врат, для Луны и Солнца.
Кроме этого там же Енох получает начальные знания по расчету движения небесных светил и основы небесной механики.
 
- Посредине же неба того видел воинов вооруженных, служащих Богу пение непрестанным, с тимпанами и органами, и насладился слышанием гласов их.
 
Пятое небо
Он видит там воинов многих, а кроме этого ангелов по виду как вид человеческий, величество же их превыше чуд великих, и лица их прискорбны, и уста их молчат; и не было службы божественной.
 
И сказал я мужам, сущим со мною:
– Чего ради прискорбны они весьма, и унылы лица их, и уста их молчат, и нет службы божественной на небе сем?
И ответили мне мужи:
– Сие суть Бодрствующие..   (в некоторых апокрифах их называют Скорбящими)
Бодрствующие скорбят о тех братьсях своих, кто сошли на землю, и нарушили обет свой на хребте горы Ермонской, осквернив себя с женами человеческими, и за осквернение то осудил их Господь. И се, рыдают (скучают) они о братьях своих и о укоризне, бывшей к ним.
 
Енох успешно призывает их оставить скорбь и возобновить служение Богу. Что те не теряя времени и ничтоже сумняшеся начинают делать единым гласом, вострубив в четыре трубы.
 
Шестое небо.
Место нахождения существ, которые  устрояют и преподают благой порядок мироздания, и пути звезд, и солнца, (...) они же устрояют заповеди, и поучения, и песнословия, и напевы, и всякую хвалу, и славу.
 
Кроме этого там проживают ангелы, поставленные над временами и над годинами; и ангелы, поставленные над реками и морями; и ангелы, поставленные над плодами, и травами, и всяким произрастанием; и ангелы всех народов, устрояющие все житие их и записывающие его пред лицем Господа.
А также Феникс, семь херувимов и семь серафимов и неизъяснимо пение их.
 
Седьмое небо.  Место силы. Топус ноэтос. 
Престол Бога, окружённый воинством херувимов и серафимов. 
Проводники Еноха подбадривают его словами
-  Дерзай, Енох, не страшись!
 
Енох стоит на самом краю небес и только издалека наблюдает престол Господень. Это видение поражает его и он в страхе падает "на лицо свое"
 
Господь через архангела Гавриила призывает Еноха к себе, который повторяясь, подбадривает путешественника.
- Дерзай, Енох, не страшись; восстань, и пойди со мною, и стань пред лицем Господним!
И отвечал я ему, и сказал:
- Увы мне, господине, душа моя отступала из меня от страха.
 
Гавриил поднимает Еноха, "как поднимаем бывает лист ветром",  мчит по воздуху и ставит перед престолом. И тут он в третий раз слышит слова ободрения, теперь уже из уст Бога
- Дерзай, Енох, не страшись, восстань и стань пред лицем Моим вовеки!
 
После этого Он призывает архангела Михаила и указывет ему:
- Возьми Еноха, и совлеки с него ризы земные, и помажь елеем многоценным, и облеки в ризы славы!
 
И воззрел я на себя самого, и был я как единый из Славных, и не было на вид различия.
 
Далее Господь призывает другого архангела по имени Вревоиль, превосходящего остальных быстротой ума, приказывает принести Еноху изящные благовонные книги и вручить ему борзописную кисть. И в течение тридцати дней и ночей Вревоиль описывает законы мироздания. 
 
- И стал он мне глаголать все дела небес, и земли, и моря, и всех стихий, и движения их, и бытие их, и перемены годов, и дней шествия и перемены, и заповеди, и поучения, и сладкогласие напевов, и восходы облаков, и исходы ветров, и язык еврейский, и всякий язык песнопений воинств вооруженных. И все, чему подобает поучаться, исповедал мне Веревеил тридцать дней и тридцать ночей и не умолкали уста его глаголющие.
 
И еще другие тридцать дней и ночей Енох переписывает в книгу, то, что надиктовал ему архангел.
о море и всех явлениях, движениях и разгулах природных стихий; 
о солнце, луне, звездах,
об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах;
о восхождении облаков и дуновении ветров; об ангельских числах и песнях воинства;
о жизни человеческой, заповедях и поучениях;
о сладкоголосом пении и обо всем, чему следует поучиться.
 
После этого Енох встречается с самим Богом, который рассказывает историю сотворения мира.
И в конце Бог говорит ему 
- И высек Я из камения огнь великий, а из огня сотворил все воинство бесплотное и все воинство звездное: и Херувимов, и Серафимов, и Офанимов; всех их извел Я от огня.
 
2. Сон
И вот вчера, читая текст книги, я подумал, что если бы я был таким же как все сейчас ярым сторонником разума, то отнес бы этот фрагмент, как и всю книгу в целом к одной из разновидностей манихейского бреда, поскольку очевидно, что мы - нормальные люди - существуем только благодаря расстоянию, которое отделяет нас от структурированных фантазий, видений, теории струн, квантовой физики и нас самих. А наша жизнь - лишь суета и хлопоты.
 
Собственно, с этой мыслью я и заснул.
 
Однако, нынче утром, сидя за чаем я подумал - ведь несмотря на то, что бытийная содержательность человека уменьшается с каждым шагом вперед, мы выработали в себе способность отказываться от того, что есть и насладждаться тем, чего нет.
(Чайная церемония по утрам вообще иногда вызывает самые странные ассоциации)
 
Мне подумалось, что в описании Еноха есть что-то неуклюжее.
Нечто, напоминающее страх, который гложет изнутри честолюбцев, но оставляет в покое в покое чистые души, слегка касаясь, но не раня их.
 
И как бы ни был изыскан стиль текста, в нем всякий раз ощущается нечто от сырья.
Ведь стиль - это форма без назначения; его толкает вверх, сквозь семь небес, некая сила снизу, а не влечет к себе известный замысел свыше; стиль - это человеческая мысль в ее вертикальном и обособленном измерении.
 
В глазах таких великих рассказчиков как Енох мир может выглядеть и выглдядит возбуждающим страсти, но отнюдь не брошенным на произвол судьбы, ибо он представляет собой совокупность упорядоченных отношений. Явления действительности, будучи описанными в подобных текстах, уже не могут бессмысленно громоздиться друг на друга, потому что тот, кто рассказывает об этом мире, властен отвергнуть мысль о непроницаемости и одиночестве составляющих его человеческих существований. Каждой своей фразой повествователь рассказывает о способности людей к общению друг с другом, с волшебными и неведомыми магическими тварями, со стихиями и светилами и об иерархической упорядоченности любых поступков
 
А ещё так вышло - и Енох это понял, проходя семь небес Вселенной, что триста шестьдесят пять лет его земной жизни были подлогом и фальсификацией. Но только шестьдесят дней - два месяца, проведенные им в ученичестве у архангела Вревоиля были истинной его жизнью и подлинным бытием.
 
Словно в повести Толстого "Смерть Ивана Ильича", где подлинными оказываются лишь несколько недель агонии главного героя, освященных болью. В чем-то схожи они - Енох и Иван Ильич, сумевшие раздавить монотонность внутри и вне себя, один посредством космической иллюзии, другой - болезни.
 
Ведь существовать - означает поддаться опьянению множественности.
Потому что всё, что переливается цветами радуги в зримом мире, и всё, что называют интересным - плод опьянения и неведения. Стоит отрезветь, как повсюду натыкаешься на бездны и вопросы без ответов.
 
В этом смысле примечателен финал "Книги тайн Еноха":
 
Родился же Енох на шестой день месяца памовуса и жил триста шестьдесят пять лет.
А взял он был на небеса месяца нисана в первый день.
На небесах же пребывал он шестьдесят дней, записывая все о знамениях и тварях, созданных Господом. И написал Енох триста шестьдесят шесть книг и передал их своим сыновьям. И провел он на земле тридцать дней, рассказывая им обо всем, а потом опять был взят на небо того же месяца памовуса, в тот же шестой день и час, в который родился. 
 
Так каждое человеческое существо обладает тайнами сего жития: зачатия, рождения и представления. В какой час оно зачато, в такой же рождается и представляется.
 
От себя же добавлю только: Аминь
 
У Еноха есть «двойник» в шумеро-аккадских мифах, это - седьмой допотопный царь Энмендуранна. На Ближнем Востоке и на Востоке вообще' Енох издревле считался образцом справедливого правителя и законотворца, мудрейшим человеком всех времен, обладателем всеохватного знания о мире, создателем письменности, основоположником таких наук, как математика и астрономия. В псевдоэпиграфах он - прежде всего, «писец правды», регистратор небесных и земных событий, пророк, приближенный к Богу и ставший «как Ангелы». См.: Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.; Jerusalem, 2000. С. 19.
 
Считается при этом, что Енох никогда не умирал. Иудейский историк I в. н. э. Иосиф Флавий так прокомментировал библейский текст: «...он (Енох) отошел к Богу, почему и нет сообщения об его смерти»
 
И здесь напрашивается прямая аналогия с бессмертием Каина, и его проклятием. Но это другая тема, другого нашего доклада, дорогие мои маленькие пытливые четатели и слушатели ..если только у миня к тому времени ещё чуть-чуть атрастет моск.
.
Рубрики:  Наследие
Метки: