-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Scarlet5

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 54517


ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ.

Воскресенье, 28 Апреля 2024 г. 19:33 + в цитатник
Цитата сообщения Алефтина_Ивановна ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ.

 Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье традиционно наступает за неделю до Пасхи и предваряет собой Страстную неделю - воспоминания о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. В Вербное воскресенье, как и вечером накануне этого праздника, во всех храмах Русской православной церкви верующим раздают распустившиеся вербные ветки и совершают их освящение. Освященные вербы принято хранить в течение всего года и украшать ими иконы в доме. В России они заменяют пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа жители Иерусалима.

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Христа, которое описывают все четыре евангелиста. После праздника Входа Господня в Иерусалим у православных христиан начинается Страстная седмица (неделя) в память о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, последняя и самая важная часть Великого поста, а в следующее воскресенье наступает Пасха - Воскресение Христово.

Традиции празднования в стародавние времена.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В обычаях православного народа повелось на этот праздник использовать веточки ивы с распускающимися почками. С середины IV века патриарх на Руси в это воскресенье, восседая на лошади, замаскированной под осла, въезжал в город, а его приветствовали вербой.
 

Шварц В. Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.

 
В XVI - XVII веках в Москве в Вербное воскресенье проходил ежегодный Крестный ход. В нем участвовали Патриарх Русской православной церкви и царь. Они проезжали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было древо, украшенное плодами. Плоды символизировали Божью благодать. Их раздавали всем желающими на Красной площади после всеобщей молитвы.

В допетровскую эпоху во время праздника рядом с Лобным местом устанавливали колесницу с вербой, украшенной цветами, финиками и орехами. После этого совершался торжественный въезд патриарха от Успенского Собора в Кремле к Лобному месту. Шествие символизировало въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Приезжая к Лобному месту, патриарх подносил царю ветвь финиковой пальмы. После этого священнослужитель садился на коня, украшенного красным сукном спереди и зеленым сзади. Царь лично вел за повод коня, впереди которого везли колесницу с вербой. Патриарх доезжал до Успенского Собора и там благословлял дерево. От вербы отрубали самую большую украшенную ветку, отсекая от нее несколько маленьких прутьев. Все ветви выкладывали на подносы и отправляли в покои государя, а также раздавали боярам и священнослужителям. Люди низшего ранга и царский двор получали свои веточки с украшенных атласом санок. Мелкие ветви раздавали горожанам и стрельцам. Все желающие могли взять себе несколько ветвей из бочек, расставленных по периметру площади.

 

Совершение обряда Шествие на осляти в неделю вай (вербное воскресенье), в царствование Ивана Грозного. Цветная литография В.Ф. Тимма (с рисунка Адольфа Иосифовича Шарлемана).

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают.
 

Когда к власти пришел Петр I, он отменил патриаршество и шествие на коне. На Красной площади с этого времени устраивали гулянья. Монахини Вознесенского монастыря своими руками создавали искусственные цветы и фигурки, а затем продавали их вместе с вербовыми ветками. Народные гулянья проводились каждый год до начала XX века. Православные люди покупали вербу, сладости, цветы и игрушки, а затем шли освящать ветви в церковь.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти».

Праздничное богослужение

Православные люди, живущие в России, отмечают Вербное Воскресенье каждый год. Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами.

Вербное воскресение в народных традициях

Главная традиция Вербного воскресенья – посещение праздничного богослужения и освящение верб.

С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство.

Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

На Вербное воскресенье православным верующим разрешается есть рыбу (во время строгого Великого поста такое послабление дается только дважды, в том числе в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Раньше существовал интересный обряд, связанный с вербой. В воскресное утром нужно было легонько ударить вербой всех жителей дома. Особенно старались коснуться освященными веточками детей и молодых в доме. Считалось, что после этого детей не могут коснуться злые духи, а молодые девушки родят легко и малыши будут здоровыми.

Подобное отношение к вербе легко объяснимо, поскольку на Руси она по праву считалась самым сильным, крепким и живучим деревом, которое могло расти в любой почве.

Чтобы злые силы не смогли войти в дом, принято брать ветки только со здоровых и молодых деревьев без повреждений. Нельзя срезать ветки с вербы, которая стоит возле кладбища, или у которой образовалось дупло. Следует обходить стороной и те деревья, ветви которых склоняются над водой. Приметы гласят, что на них могли по ночам раскачиваться русалки и водяные.
Для укрепления здоровья принято проглатывать 3 почки от вербы. Ритуал также способствует привлечению удачи. В посевной сезон следует перед выходом в поле воткнуть несколько вербных веток в землю для будущего богатого урожая.
К богатству сажали в праздник любое комнатное растение с мясистыми и крупными листьями. Но не все решаются на такой эксперимент: если цветок увянет, вся жизнь пройдет в бедности и лишениях. Не каждый готов заранее узнать негативное пророчество, поэтому эта примета постепенно уходит в прошлое.

Как отметить праздник?

Воцерковленные люди на Вербное воскресенье обязательно посещают храм. Накануне, в субботу, идут на всенощное бдение, где освящают вербы. А в день праздника спешат на литургию, чтобы помолиться на службе, а также исповедоваться и причаститься. Духовенство отмечает, что если у православного человека нет возможности посетить храм, то можно прочесть молитвы дома. Есть специальные праздничные гимны (кондаки), которые стоит пропеть в этот день.

После праздничной службы можно собраться с близкими за трапезой. Однако следует помнить, что Вербное воскресенье приходится на время Великого поста, поэтому на столе не может быть мяса и молочных продуктов. Правда, в праздник делается исключение — в пищу можно употребить немного рыбы, икры и вина, но не переедать.

Свободное время лучше провести в чтении духовных книг. В Вербное воскресенье не стоит заниматься тяжелым физическим трудом и домашней уборкой. В то же время совершать бытовую рутинную работу не возбраняется.

Что нельзя делать в праздник

В Вербное Воскресенье действует мало запретов. Однако все верующие должны придерживаться их. Православным необходимо придерживаться следующих правил: Запрещено срезать вербные веточки с деревьев, растущих около кладбища. Также нежелательно обрезать дерево, в котором присутствует дупло. Запрещено в этот день употреблять алкогольные напитки, сквернословить и ругаться. Праздник отмечают скромно в узком семейном кругу, без шумного застолья с песнями и плясками. Категорически нельзя работать, но и встречать праздник в неубранном жилище тоже запрещено. Именно поэтому многие женщины убираются и готовят еду в субботу днем. Еда на праздничном столе должна быть скромной. Разрешается готовить рыбу и выпить бокал красного вина. Вместо домашней работы следует заняться собой — привести себя в порядок, помолиться за себя и близких. Существует распространенный, но странный запрет. Считается, что в Вербное Воскресенье нельзя красить волосы и мыть голову. В противном случае можно навлечь на себя неприятности. Все, что связанно с домашним хозяйством и садом — стоит отложить на пару дней. Рекомендуется только выйти в огород и воткнуть вербовую ветку в землю. Это поможет вырастить в будущем году богатый урожай. В праздничный день не рекомендуется устраивать поминальные обеды. Священнослужители не накладывают на это строго запрета, но советуют переносить подобные мероприятия на любой другой день.

Что можно делать в праздник

Все православные понимают, что в священный праздник нужно сходить в церковь, при этом не забыть принести оттуда веточку вербы. В конце службы священник освятит растение, которое нужно принести в дом и поставить около иконы.

Чтобы защитить дом и всех жильцов, проживающих в нем, необходимо помолиться перед сном и попросить у Господа благословения.

Если в этот день требуется выгнать скотину на пастбище, то делать это нужно веточкой вербы. Некоторые христиане хлестали пучками скот, чтобы те не болели весь следующий год. Тем, кто планирует важное мероприятие, нужно съесть три почки и поверить в то, что все сложится самым лучшим образом. Почки обязательно следует запить святой водой. Женщины, планирующие ребенка, должны были изготовить из вербы амулет для себя и для мужа. Талисман помогал им быстро забеременеть, а мужчинам придавал силу и смелость. Почки добавляли в корм даже скоту, чтобы те активно размножались. Освещенные прутья, принесенные из церкви, ставили у изголовья кровати, на которой спал больной человек. Волшебная сила вербы исцеляла любые недуги.
Самыми распространенными блюдами, которыми угощали гостей на Руси, были: постный хлеб; мучные шарики; каша; гречневые блинчики; печенья. Все блюда должны быть приготовлены без использования яиц, масла и молока.
 

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы – ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Народные приметы и поверья
Приметы Вербного Воскресенья повествуют о чудодейственных свойствах освященных веточек. Обычаи запрещают в этот день использовать хвою — она предназначены для погребения усопших. Существует несколько народных примет о веточках: Если в день праздника сделать своими руками амулет из почек, то совсем скоро человек отправиться в дальнюю дорогу или путешествие. Собрать несколько веток с нераспустившимися почками — к продвижению по карьерной лестнице. Если бесплодная женщина обнаружит на пороге дома веточку, значит, вскоре она сможет забеременеть. От старших поколений к младшему много веков передавались приметы о погоде. Также они подсказывали людям, когда ждать урожай. Приметы о погоде и урожае на Вербное Воскресенье: Солнечная и безветренная погода предвещает теплое лето и хороший урожай. Утро без заморозков — к обилию фруктов. Чем больше распустившихся сережек — тем обильнее будет урожай. Прохладная, но ясная погода — хороший урожай яровых. Ветреная погода — к холодному лету. Ночью было морозно — летом уродятся капуста и огурцы. С утра льет дождь — к обильному урожаю всех культур. Неожиданно ударили сильные морозы — пшеница в этом году не уродится. Ветер дует с северной стороны — год будет плодородным. Часто в праздник погода была переменчива. Если начиналась буря, то люди бросали против ветра несколько почек, чтобы остановить ее. Многие люди мечтали стать богатыми. Для этого они выбрали из дома все старые вещи и предметы, освобождая место для поступлений. Многие сажали в горшке «денежное» дерево и тщательно его выращивали. Считалось, что чем больше дерево, тем больше благ притянет человек в свою жизнь. Должникам в праздничный день нужно раздать все долги и встретить Вербное Воскресенье с «легким сердцем». Возврат долга, в свою очередь, требовать нельзя. Молодые девушки мечтали удачно выйти замуж. Чтобы будущий супруг был щедрый и верный, девушки готовили угощения, а в праздник шли кормить бедняков. Для привлечения жениха одинокие дамы заранее делали вышивку на подушках. Считалось, что подушка привлечет возлюбленного в дом именно в день Вербного Воскресенья.
 

Что можно и что нельзя кушать

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

Что подарить на Вербное воскресенье

На этот праздник принято вручать символические подарки и сувениры:

  • Освященная в церкви вербная веточка.
    При вручении такого подарка пожелайте человеку разных благ: здоровья, благополучия, удачи.
  • Букет из вербы или букет цветов с вербой.
  • Оберег из веточек вербы.
    Оберег можно сделать самостоятельно. Для этого возьмите несколько веточек вербы (желательно освященных в церкви), сплетите из них косичку и соедините в веночек. Можно украсить его искусственными цветами или цветными ленточками. Такой оберег будет защищать дом от бед и ненастий.
  • Открытка с Вербным воскресеньем.
  • Подарок церковной тематики.
    Хорошим вариантом станет икона «Вход Господень в Иерусалим».
  • Чашка, футболка, магнит на холодильник, мыло ручной работы с названием праздника, изображением вербы или иконы.

 

Главный символ праздника Вербного воскресенья в России и других православных странах СНГ – верба, или ива остролистая. У католических христиан Вербное воскресенье имеет название Пальмовое воскресенье, или Неделя Вайи. В разных странах празднование Входа Господня в Иерусалим осуществляется по - разному. В православных странах именно верба стала символом добродетели, новой жизни и обновления. Не удивительно, что с ней связаны многие поверья и обряды, приписывая ей чудотворные и целительные свойства. Верить или не верить, это вопрос личный для каждого, но отдать дань уважения к традициям предков и провести этот праздник с родными и любимыми не помешает любому человеку. Вербное воскресенье — светлый праздник, который всегда символизирует возрождение и надежду на всесильного Господа и Спасителя нашего.

 

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. 

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. 

Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Тропарь на Вход Господень в Иерусалим 

О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

 

Молитва на Вход Господень в Иерусалим

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м! И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рубрики:  РЕЛИГИЯ
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям