-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_rss_krasa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 38


Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому...Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)

Суббота, 16 Февраля 2019 г. 15:34 + в цитатник

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщениеЛюбовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому...Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)

Борис Михайлович Кустодиев/Boris Mikhailovich Kustodiev
(Russian, 1878-1927)

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным "сюжетом" моих картин." Кустодиев Б.М.


Работы "Жанровые", из частных коллекций и "Купчихи" - здесь
imgonline-com-ua-AutoContrast-0n2nCqe77zOUM.jpg
Автопортрет (1912). Галерея Уффици.

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский советский художник. Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841—1879, Астрахань, был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии. Отец его умер от скоротечной чахотки, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей.

imgonline-com-ua-convert4rk53LxN6fIK.jpg
Portrait of E.Kustodieva, Artists Mother, 1910

В 5 лет маленький Боря начал рисовать, в 5 же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу "Иван Сусанин", а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина.

Kustodiev_BM.jpg
На фото 1900 года

Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже 1903 году:

"О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу..."

Впрочем, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где носил 2 пары носков, потому-что у нижней пары недоставало пальцев, а у верхней пяток. На первый свой гонорар - 16 рублей - купил штаны и холст для работы.

AVTOPORTRET-U-OKNA.-1899-PERMSKAY-GOSUDARSTVENNAY-KUDOZESTVENNAY-GALEREY.jpg
Автопортрет у окна. 1899 Пермская государственная художественная галерея

Конец июля 1900 года. По дороге катит телега с молодыми людьми. Это будущие художники, причем один из них никогда не знал мира и быта русской деревни - именно он станет ее великим певцом. Знавший до этого только свою Астрахань, промелькнувшую Москву да нелюбимый холодный Петербург, он окунулся этим долгим счастливым летом в старинные волжские города и городки, узнал среднюю полосу России, деревню и маленький полудеревенский городок,- узнал все это и полюбил навсегда, открыл для себя в Кинешме "вторую родину". Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Здесь он встретит 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбится с первого взгляда.

PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI.-1903-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1903 Государственный Русский музей, С. Петербург

Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, составила портрет Кустодиева того времени:

"Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху."

KUSTODIEV-BORIS-c-ZENOI-YLIEI.-1903G..jpg
Кустодиев Борис c женой Юлией (возможно Поволжье). 1903г.

Молодой человек нашел свою суженую, художник нашел свою землю. Через три года они обвенчались, а через две недели после свадьбы Кустодиев, его соученик Куликов и их мастер Илья Ефимович Репин закончили гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного Совета". Мало у кого была столь стремительная карьера: вчера он еще носил комбинированные носки, сегодня он пишет портреты людей, вершивших судьбы России.

POSTANOVKA-MODELI-V-MASTERSKOI-I.E.REPINA-V-AKADEMII-KUDOZESTV.-1899.jpg
Постановка модели в мастерской И.Е.Репина в Академии художеств. 1899, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, С.-Петербург
POSTANOVKA-NATURY-V-MASTERSKOI-I.E.REPINA.-1899.jpg
Постановка натуры в мастерской И.Е.Репина. 1899 (частная коллекция)

К 1910 году Борис Михайлович становится становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. А он говорит: "Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене ) - я очень рад, что она на меня не повлияла". В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин.

KUSTODIEV-EGO-ZENA-DOC-I-SYN-SESTRA-S-MUZEM-A.-M.-I-V.-A.-KASTALSKIE-NYNY.-V-1925-RUSSKAY-VENERA.-NIZEGORODSKII-GOSUDARSTVENNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
На террасе. (Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем -А. М. и В. А. Кастальские, няня). В 1925 году холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера") 1906 (Нижегородский ГХМ)
V-TEREME-MOI-DOM.-1914-1918.jpg
В "Тереме" (Мой дом). 1914-1918
(Изображена семья Кустодиевых - сам художник, его жена Юлия Евстафьевна, дети - сын Кирилл и дочь Ирина. Картина закончена в 1918 году, когда в пейзаж усадьбы, созданный в 1914 году, автор вписал человеческие фигуры.) Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Медали, триумфы, а он сбегает от сиятельных заказчиков в свой "Терем", и там, и только там, он по-нашему счастлив... Родились сын Кира и дочка Ира. Иру он носит в грибной корзинке в лес, а сыну, будущему театральному художнику, объясняет изменчивую красоту облаков. Его астраханские вкусы не изменились, он любит собак, кошек, коров, все живое, простое, необходимое. Многие удивлялись, почему он запер себя в такую глухомань.

AVTOPORTRET.-NACALO-1900-K-GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-ISKUSSTV-RESPUBLIKI-KAZAKSTAN-IM.-ABYLKANA-KASTEEVA-ALMA-ATA.jpg
Автопортрет. Начало 1900 х Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева

Борис Михайлович удивлялся в свою очередь:

"Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - нишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят..."

YLIY-EVSTAFEVNA-KUSTODIEVA-S-DOCERY-IRINOI-1905-1981.-NAPISANO-V-USADBE-PAVLOVSKOE-KOSTROMSKOI-GUBERNII.-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Сирень. 1906, Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с дочерью Ириной (1905-1981). Написано в усадьбе Павловское Костромской губернии. Государственный Русский музей, С.-Петербург
PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI-S-DOCERY-IRINOI.-1908-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 Государственная Третьяковская галерея, Москва

PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI-S-SYNOM.-1904.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой с сыном. 1904
По-видимому, портрет представляет собой центральную часть картины "Портрет семьи художника" (1904), уничтоженной автором. Частное собрание

К этому времени написаны такие такие картины, как "Базар в русской деревне", "Ярмарка" (1906), "Ярмарка" (1908), "Ярмарка" (1910), "Праздник в деревне" (1907), "Деревенский праздник" (1910), "Гулянье" (1909), "Провинция" (1910) и т.д.
(Жанровые работы художеика - здесь)

PORTRET-VELIKOI-KNYGINI-MARII-PAVLOVNY.-1911-ESKIZ-YROSLAVSKII-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Портрет великой княгини Марии Павловны. 1911, Эскиз, Ярославский художественный музей

Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Еще в 19 лет он обронил в письме к матери: "Опять что-то поет, как это у меня иногда бывает". Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось - боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться: "Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже." К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком, из-за болей в руке не спать.

16-01-01-60.jpg

Когда-то Борис Михайлович признался, что главный его недостаток - это отсутствие силы воли. Теперь он говорит: "Как бы хотелось писать картины не красками, а одним напряжением воли!". Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Но все реже становились приступами болезни. Врачи предполагают костный туберкулез. Отныне он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому.

imgonline-com-ua-2to1-0bkeigU0tjOPqFB.jpg

"Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы." Прикованный к постели, он пишет Юлии Евстафьевне: "Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни - просто вот раб тому, что живу, вижу голубое небо и горы - и за это спасибо."

PORTRET-ZENY-KUDOZNIKA.-1909-ODESSKII-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-UKRAINA.jpg
Портрет жены художника. 1909 Одесский художественный музей, Украина

Европейская знаменитость Герман Оппенштейн ставит новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Правда, потом обещают полное выздоровление. А пока от болей он уже не спит семь дней подряд. "Слабовольный" Кустодиев предупреждает друзей: " Не говорите о моей болезни никому - а, напротив, что я здоров, а главное весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли -, я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видимо, жить!"

Вернувшись из Швейцарии на родину Борис Михайлович снова вынужден работать над заказами петербургского света.

PORTRET-A.D.ROMANOVOI.-1908-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет А.Д.Романовой. 1908 Государственный Русский музей, С. Петербург
PORTRET-A.N.PROTASOVOI.-1900-ASTRAKANSKAY-GOSUDARSTVENNAY-KARTINNAY-GALEREY-IM.-P.M.DOGADINA.jpg
Портрет А.Н.Протасовой. 1900 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина
GORLOVSKII-GORODSKOI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-DONETKAY-OBL..jpg

PORTRET-M.V.SALYPINOI.-1919-SANKT-PETERBURGSKII-MUZEI-TEATRALNOGO-I-MUZYKALNOGO-ISKUSSTVA.jpg
Портрет М.В.Шаляпиной. 1919, Изображена Шаляпина Мария Валентиновна, урожденная Элухен. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
PORTRET-MARFY-I-MARINY-SALYPINYK.-1920-EKATERINBURGSKII-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV.jpg
Портрет Марфы и Марины Шаляпиных. 1920 Екатеринбургский музей изобразительных искусств
PORTRET-O.I.SIMANOVSKOI.-1920-NATIONALNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-LATVII-RIGA.jpg
Портрет О.И.Шимановской. 1920 Национальный художественный музей Латвии, Рига
PORTRET-R.I.NOTGAFT.-1914-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет Р.И.Нотгафт. 1914 Государственный Русский музей, С. Петербург
PORTRET-R.I.NOTGAFT.-1909-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет Р.И.Нотгафт. 1909 Государственный Русский музей, С. Петербург

Так проходят дни, недели, месяцы, но Кустодиев не забывает о свей мечте:

"Занят сейчас кое-какими картинами, портретом и мечтаю все о больший работе как всегда, когда был здоров, не писал того, что хотел, а вот теперь смерть как хочется начать большую картину и тоже "купчих": уж очень меня влечет все это!".

В 1913 году он начинает писать ставшую знаменитое и находящуюся ныне в Русском Музее в Санкт-Петербурге "Купчиху". В зале посетителей встречала хозяйка. Румяное, свежее лицо ее было приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчали гордую голову. Красавица была рада гостям, ее брови были чуть приподняты, карие глаза блестели. Она была прелестна и величава. Казалось, еще миг - и она степенно шагнет вперед, навстречу гостям, и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки лилового шелкового платья, блеснет рдяным огнем большая серебряная брошь, зашелестит черный платок, усыпанный лазурными, шафранными, пунцовыми, янтарными цветами, обрамленными изумрудной зеленью... Казалось, она степенно опустит руку, низко, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: "Добро пожаловать!"

KUPCIKA.-1915-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Купчиха. 1915 Государственный Русский музей, С. Петербург

Пройдут века, многое изменится, а все будут плыть и плыть в высоком небе облака над бескрайним синим раздольем Волги. Много времени пройдет, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и драгоценности инфанты Веласкеса, очаровательные и милые парижанки Ренуара. Среди них будет и наша русская красавица "Купчиха", созданная Кустодиевым в 1915 году.

NATIONALNYI-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV-IM.-GAPARA-AITIEVA-BISKEK-KYRGYZTAN.jpg
Девушка на Волге 1919, Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Наконец художник находит себя. Невзирая не новые симптомы временно притихшего недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну картину за другой: "Красавица", "Девушка на Волге" - (сразу признана классикой). Вслед за ними пишет серию картин-песен "Масленицы", сверкающую панораму русских празднеств, народных гуляний, калейдоскоп неповторимых по сочности и яркости сочетаний.

Репин, учитель Бориса Михайловича, писал:

"На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха."

PORTRET-I.E.REPINA.-1902.jpg
Портрет И.Е.Репина. 1902, Этюд, Вологодская областная картинная галерея

И ученик оправдал надежды. Репин был в восторге от его " Маслениц", да и художественный мир наконец заметил новую красоту, найденную Кустодиевым. До этого Борис Михайлович был известным, но все таки "вторым Репиным", теперь он был сам, сам! Кострома расцветиласи ярким астраханскими красками, дух Островского сплелся с миром народной игрушки, - и этого никогда не было, и это был Кустодиев. Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну и его картин: "Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою "Красавицу", ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои." Нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям "святого" старца.

GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG2.jpg
Николай II (1915),Государственный Русский музей, С. Петербург

А в это время автор "прелестной и ласковой" красавицы в семье Елены Полевицкой: "По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки." Но днем, совладавши с болью, он работал над портретом Полевицкой, и она потрясена его доброй лучезарностью...

PORTRET-E.A.POLEVITKOI.-1905-KIEVSKII-NATIONALNYI-MUZEI-RUSSKOGO-ISKUSSTVA-UKRAINA.jpg
Портрет Е.А.Полевицкой. 1905 Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Катастрофа приближается.

...Из его записной книжки: "Каждое существо хочет жить, даже таракан."

4 марта 1916 года он ложится на повторную операцию. Ему еще нет 38. У Бориса Михайловича двое детей: третий сын Игорек умер одиннадцати месяцев отроду, и тогда по воспоминаниям дочери, " в волосах мамы появилась первая седая прядь: Операция на спинном мозге и по нынешним временам не шутка, а уж тогда...

Общий наркоз на 5 часов. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Врачи подбадривают ее время от времени, но снова и взгляды их уклончивы. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, уже потерявшая сына мать и с трагической железной неизбежностью теряющая мужа, Юлия Евстафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта милая, мягкая подруга и советчица говорит: "Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет..."

PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI.-1920-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы человек заявляет: "Если не позволите мне писать, я умру ". Врачи и слушать не хотят. Но разве знали его эти добросовестные эскулапы! Через год он будет возвращаться из Выборга в Петроград. Он уже не мог вставать с кресла, и его поместили в "собачий" вагон. Что должен чувствовать всемирно знаменитый художник, помещенный посередине между пуделем, бульдогом, терьером и несколькими охотничьими? Собаки были в намордниках, они глухо рычали и скалили клыки. Что чувствовал Борис Михайлович в такой ситуации? Унижение? Бессилие? Все четыре часа пути Борис Михайлович рисовал ПСОВ!!!! Дорога ему понравилась, он сказал: "Делай, что хочешь - никому не мешаешь !"

imgonline-com-ua-2to1-33RuX0UMz0f4ydB.jpg
слева Автопортрет с женой (в санях). 1918, Эскиз (частная колекция), справа Автопортрет с женой (в санях). Пароход у пристани. 1918, Эскиз, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Еще в больнице Кустодиев начал работать. По его признанию, голова пухла от будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. Самобытные образы художника, его чудесные композиции посвящены старому русскому быту середины прошлого столетия. В ряду изображений волжских купчих достойное место занимает "Купчиха за чаем" (1918):

KUPCIKA-ZA-CAEM.-1918-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Купчиха за чаем. 1918 Государственный Русский музей, С. Петербург

...Провинциальный городок. Чаепитие. Молодая красавица купчиха сидит в теплый летний вечер на балконе. Перед нею стол с самоваром, фруктами и сдобой. Нежный румянец оттеняет белизну холеного лица, черные брови слегка приподняты, голубые глаза что-то внимательно рассматривают вдали. По русскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддерживая его пухлыми пальцами. Вдали видна терраса другого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.

imgonline-com-ua-2to1-P9IVJzdRhX694H.jpg

Натурщицей Кустодиева была Галина Адеркас скромная девушка, жившая неподалеку. Этюд с нее лег в основу картины. Художник доработал и изменил его, в результате изображенная на этюде девушка превратилась в нарядную красавицу. Румяные и белотелые кустодиевские купчихи являют собой народный, отчасти даже простонародный идеал красоты. Художник любуется ими, хотя его собственные эстетические представления, воспитанные на полотнах Веласкеса, Гольбейна, Тициана, не соответствуют этим образам. Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Но, по словам Кустодиева, во время работы над картинами тонкие и изящные красавицы не вдохновляли его и не казались интересными.

PORTRET-T.N.CIZOVOI.-1924-IVANOVSKOE-OBEDINENIE-KUDOZESTVENNYK-MUZEEV.jpg
Портрет Т.Н.Чижовой. 1924, Ивановское объединение художественных музеев

Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все "оглядывается не передвижников". Декаденты считали его искусство "безнадежно ортографическим", "Солидные" критики из больший печати десятых годов называли работы Кустодиева "Лубочными". А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды".

EKATERINBURGSKII-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV.jpg
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Кустодиев довольно спокойно относился к подобным выпадам в свой адрес. Художник работал, невзирая не хулу и брань, хотя читать о себе ежедневно всякую пакость, неприятно и досадно. А в двадцатых годах такие ярлыки, как "певец купцов", принесли еще и дополнительные неприятности. О Кустодиеве просто забыли. Как, впрочем, "забыли" Нестерова, Васнецова и других мастеров русской живописи.

Борис Михайлович мечтал увидеть свои творения в музеях, в Третьяковке, где стали достоянием народа. Но их не спешили показывать, вот письмо к художнику в ответ на его запрос о судьбе своих картин:

KUPCIKA-NA-BALKONE.-1920.jpg
"Купчиха на балконе" 1920, Частное собрание
PORTRET-I.E.GRABARY.-1916.jpg
Портрет И.Э.Грабаря. 1916, Государственный Русский музей, С.-Петербург

"В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художест венной культуры сообщает, что из приобретенных у Вас тов. Штеренбергом двух картин одна, а именно "Купчиха на балконе", отправлена в Москву в августе 1920 г., "Портрет И.Э. Грабаря" находится в настоящее время в музее и не мог быть выставлен потому, что организованная тов. Альтманом выставка музея имела целью представить современное течение в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно".

OKTYBR-V-PETROGRADE.-1927.jpg
Октябрь в Петрограде. 1927, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Очевидно, Кустодиев в то время не попал в число художников "от импрессионизма до кубизма включительно ". В те горячие дни кому-то казалось, что, ломая устои русской реалистической школы, можно на ее обломках построить дорогу в завтрашний день советской живописи.

Kustodiyev_bolshevik.jpg
Большевик, 1920, Третьяковская галерея

Несмотря на это Кустодиев с первых дней принял революцию. Его холсты "Большевик", "Праздник II конгресса Коминтерна" и многие другие сегодня считаются классикой.

Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Ф.И. Шаляпиным.

PORTRET-F.I.SALYPINA.-1921-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Портрет Ф.И.Шаляпина. 1921 Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, - вспоминает Шаляпин, - Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для "Вражьей силы"...решили просить об этом Кустодиева..."

- С удовольствием, с удовольствием, - отвечал Кустодиев, - я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе.

PORTRET-F.I.-SALYPINA.-1921.jpg
Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921, Эскиз, Частное собрание

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица - зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гуляния, узорами инея. Но главное, точно во всей этой декоративной шири не потух, не стерся Человек, Артист...

PORTRET-F.I.SALYPINA.-1922-UMENSENNYI-VARIANT-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 Уменьшенный вариант Государственный Русский музей, С. Петербург

В этом и состояла способность Кустодиева решать труднейшую задачу в живописи - создавать образ человека в пленэре. Шаляпин высоко оценил портрет. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. Это была работа наугад, на ощупь. Борис Михайлович ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.

А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю "Вражья Сила". Кустодиев очень быстро справился с этим, затем выразил желание присутствовать на репетициях. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике.

VID-MASTERSKOI.-1926-G..jpg
Вид мастерской. 1926 г.

"Я работаю для массы" - как то с гордостью сказал Кустодиев. Его иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, А. Толстого, А. Островского, Н. Лескова декорации и костюмы к постановкам "Горячего сердца" Островского, "Смерти Пазухина" М. Салтыкова-Щедрина, "Левши" Н Лескова, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, -это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века.

MATROS-I-MILAY.-1921-SANKT-PETERBURGSKII-MUZEI-TEATRALNOGO-I-MUZYKALNOGO-ISKUSSTVA.jpg
Матрос и милая. 1921 Санкт Петербургский музей театрального и музыкального искусства
MATROS-I-MILAY.-1920-MUZEI-KVARTIRA-I.I.BRODSKOGO-S.-PETERBURG.jpg
Матрос и милая. 1920, музей-квартира Бродского

За год до кончины он завершил картину "Русская Венера". Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое, здоровое, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе. Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки.

RUSSKAY-VENERA.-1925-1926-NIZEGORODSKII-GOSUDARSTVENNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Русская Венера. 1925 1926 Нижегородский государственный художественный музей

А последним произведением художника был этюд триптиха "Радость труда и отдыха"...

30 марта 1927 года А.В. Луначарский сообщает в административный отдел Ленсовета, что Кустодиеву предоставлена правительственная субсидия, и, по постановлению Особой комиссии при СНК СССР, он направляется для лечения в Берлин.

AVTOPORTRET-S-KNIGOI.-1920.jpg
Автопортрет (С книгой). 1920, Государственный Русский музей, С.-Петербург

5 мая. После поездки в г. Пушкин у Кустодиева начинается воспаление легких.
26 мая в 11 часов вечера Б.М. Кустодиев скончался.
Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

MOGILA-B.-M.-KUSTODIEVA-NA-TIKVINSKOM-KLADBISE-ALEKSANDRO-NEVSKOI-LAVRY-SANKT-PETERBURG..jpg
Могила Б. М. Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро Невской лавры (Санкт Петербург).

Незадолго до смерти Борис Михайлович просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Он ушел, но с нами остались его картины - праздник России, праздник русской живописи.







0_201093_dfea9594_orig.jpg
Кустодиевы 1920.
Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович, Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена )

В браке супруги Кустодиевы имели сына Кирилла (1903–1971, стал тоже художником) и дочь Ирину (1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер в младенчестве. Юлия Кустодиева пережила мужа и скончалась в 1942 году.

PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI.-1925-SAMARSKII-OBLASTNOI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1925 Самарский областной художественный музей
PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI.-1915-NATIONALNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-LATVII-RIGA.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915 Национальный художественный музей Латвии, Рига
PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI.-1922-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1922 Государственный Русский музей, С. Петербург
UTRO.-1904.jpg
Утро. 1904, Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже. Государственный Русский музей, С.-Петербург
PORTRET-I.B.KUSTODIEVOI.-1906-NATIONALNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-RESPUBLIKI-BELARUS-MINSK.jpg
Портрет И.Б.Кустодиевой. 1906 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
PORTRET-IRINY-KUSTODIEVOI-S-SOBAKOI-SUMKOI.-1907-SAMARSKII-OBLASTNOI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907 Самарский областной художественный музей
U-OKNA.-PORTRET-I.B.KUSTODIEVOI.-1910-OMSKII-OBLASTNOI-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV-IM.-M.A.VRUBELY.jpg
У окна. Портрет И.Б.Кустодиевой. 1910 Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Boris_Kustodiev._Portret_Iriny_Kustodievoy_1911.jpg
Iriny Kustodievoy 1911
PORTRET-I.B.KUSTODIEVOI-DOCERI-KUDOZNIKA.-1919-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника. 1919 Государственный Русский музей, С. Петербург
PORTRET-I.B.KUSTODIEVOI-DOCERI-KUDOZNIKA.-1926-ASTRAKANSKAY-GOSUDARSTVENNAY-KARTINNAY-GALEREY-IM.-P.M.DOGADINA.jpg
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника. 1926 Астраханская государственная картинная галерея
PORTRET-K.B.KUSTODIEVA.-1922-NATIONALNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-RESPUBLIKI-BELARUS-MINSK.jpg
Портрет К.Б.Кустодиева. 1922 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Дети в маскарадных костюмах (дети художника Ирина и Кирилл). 1909, Государственный Русский музей, С. Петербург
DETI-KUDOZNIKA.-1913-VITEBSKII-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-BELARUS.jpg
Дети художника. 1913 Витебский художественный музей, Беларусь
PORTRET-Y.E.KUSTODIEVOI.-1926.jpg
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1926

0_201084_a7ceda5c_orig.jpg
Борис Кустодиев в мастерской, 1914

Память

В 1978 году были изданы серия марок с почтовым блоком и художественный маркированный конверт, посвящённые художнику и его творчеству. Также художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева был выпущен в 2003 году (художник Б. Илюхин, тираж 1 000 000 экземпляров)
В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина (ранее им. Б. М. Кустодиева) расположен памятник Б. М. Кустодиеву.
Дом-музей Б. М. Кустодиева в Астрахани находится по адресу ул. Калинина, 26 / ул. Свердлова, 68.
Музей имени Б. М. Кустодиева в пос. Островское Костромской области находится по адресу ул. Советская, 29.
Именем Б. М. Кустодиева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
Именем Кустодиева названа улица в Ленинском районе г. Астрахани на берегу реки Кривая Болда.
Именем Кустодиева назван проезд в поселении Воскресенском Новомосковского административного округа города Москвы.
с 2013 года имя Бориса Кустодиева носит самолёт Boeing 737 (VP-BRH) авиакомпании "Аэрофлот" Кинешме Ивановской области.
Именем Бориса Кустодиева названа улица в городе-курорте Геленджик.

https://www.liveinternet.ru/users/3162595/post449759247/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку