-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_rss_krasa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 38


Григорий Григорьевич Мясоедов (Россия, 1834-1911)

Пятница, 11 Января 2019 г. 19:27 + в цитатник

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение Григорий Григорьевич Мясоедов (Россия, 1834-1911) основатель Товарищества передвижников.


Grigoriy Grigoryevich Myasoyedov (Russian, 1834-1911)

ЖанровоПортретноПейзажное с аукционов и музеев


Лесная река (кликабельно)
Несколько работ художника были проданы на аукционах, в том числе "Лесная река", приобретена на "Русском аукционе искусств" МакДугалла в 2014 году за 137 104 доллара.

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 [19] апреля 1834, село Паньково, Тульская губерния[2] — 18 [31] декабря 1911, Полтава) — русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.


Автопортрет

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству. Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно "Поздравление молодых в доме помещика", Мясоедов получил малую золотую медаль.


"Поздравление молодых в доме помещика", 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" и был поощрен пенсионерской поездкой.


"Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1825) — "Корчма на литовской границе", 1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии. В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет "Божественной комедии" "Франческа да Римини и Паоло да Паоленто".

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину "Заклинание", за которую получил звание академика. В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.



Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.

Урок пряжи. 1859. Тюменский музей изобразительных искусств


29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота"


"Дедушка русского флота" Государственный Музей Искусств Узбекистана,Ташкент

а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – "Земство обедает".



Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – "стремление к реальному и повседневному", отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.


"Чтение манифеста 19 февраля 1861 года", 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В довольно короткий срок художником была написана картина "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года". В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

"Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц".

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.



В 1876 году художник переселился на хутор близ Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.


Опахивание. 1876 Холст, масло. 78 x 134 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

В картине "Опахивание" изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине "Молебен на пашне о даровании дождя" передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.


Самосжигатели. 1882,1884 Холст, масло. 139 x 283 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном "Самосожигатели". В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.


Дорога во ржи. 1881, Холст, масло. 65 x 145 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину "Дорога во ржи". На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887).



Страдная пора (Косцы). 1887, Холст, масло. 179 x 275 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

"Страдная пора" (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.
Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.


Осенний вид в Крыму. 1884 Холст, масло. 80 x 156 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Скалы, 1884, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина "Зреющие нивы".


У чужого счастья, Таганрогский художественный музей

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис.

Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием "Святая Русь".


Портрет молодой женщины, 1899 г (аукцион)

Портрет старика (аукцион)

Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником, 1898 (аукцион)

ПО СТЕПИ (МИГРАНТЫ), 1883 (аукцион)

В ПОЛЕ (аукцион)

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием "крепкой водкой" (офортом).


Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина. 1891, Холст, масло. 187 x 123 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих "Святая Русь". Среди поздних работ выделяется картина "Сам с собою, или Игра в шахматы" (1907).


"Сам с собою, или Игра в шахматы", 1907. Музей шахмат

Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.



"Смотрины невесты", 2-я пол. XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Пристань в Ялте", 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник



"Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской. Худ. Г.Г. Мясоедов. В левой части картины, у колонны – Петр Чаадаев, 1904-1906.


Весна

"Иван Грозный в келье псковского старца Николы"

Три сестры в парке, 1888, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осиротели, Харьковский художественный музей

Сумерки. 1880, Холст, масло. 79 x 143 см, Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова

Курсистка. На пути к знаниям, Полтавский художественный музей

В Севастополе в 1854 году. 1878, Холст, масло . 114 x 156 см, Харьковский художественный музей, Украина

Молебен во время засухи. 1880, Холст, масло. 74 x 148 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Сумерки, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы

Мальчик-итальянец, Музей "Спасское", Тула


Портрет В.В. Стасова Государственный Литературный музей, Москва

Испанец. 1866, Этюд,Холст, масло. 21 x 17 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сеятель 1888


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА


Myasoyedov by Kramskoi (Государственная Третьяковская галерея)

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его "словно перепела в сети". У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.


Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: "А где Ванечка? Где ваш воспитанник?" Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой "живой картины" у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — "мой сын". В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.


Мясоедов Иван Григорьевич (Автопортрет, Холст, масло. 46 x 43 см, Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина)

Иван Григорьевич Мясоедов (30 сентября (12 октября) 1881, Харьков, Российская империя — 27 июля 1953, Буэнос-Айрес, Аргентина) — русский и лихтенштейнский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.

Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.


Г.Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…


Осеннее утро. 1893, Холст, масло. 88 x 70 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

“Park sun”

Весной (Лесной ручей близ Полтавы). 1890, Холст, масло. 75 x 56 см,Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Родник. 1890-е, Холст, масло. 35 x 34 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Пруд в лесу, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Источник текста: https://allpainters.ru/mjasoedov-grigorij.html

https://www.liveinternet.ru/users/3162595/post447592699/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку