Весна, тепло, пасха, молодая зелень и прелестные русские девушки - все это в нежных работах художника-эмигранта из России Шмарова Павла Дмитриевича, очень тосковавшего по своей родине. В России он мало известен, но хорошо известен за рубежом, во Франции его даже называли "русским Ренуаром"... Три дамы в саду (Three Ladies in a Garden) Алексей Архиповский – Золушка Вот бы так в душе – белым бело…
чтобы все страданья замело,
чтобы мир искрился чистотой…
и лишь луч по небу – золотой… Тишина… покой на всей земле,
и лишь имя Господа слышней…
лишь лико Господа видней –
христианской веры нет родней… © Ирина Фетисова-Мюллерсон Возвращение из церкви (Returning From Church)
Русские женщины с букетами (Femmes russes aux bouquets) Девушки в саду (Fillettes au jardin) Девочки (Jeunes filles) Крестьянки идущие по воде (Paysannes marchant dans l'eau) Руские крестьянки (Paysannes russes)
Процессия женщин (Procession de femmes) Молодые девушки с букетами (Jeunes filles aux bouquets) Пять женщин и ребенок (Cinq femmes avec un bébé) Три женщины цветами (Trois femmes au bouquet de fleurs) Три русские крестьянки (Trois paysannes russes)
Беседа (La conversation) Две русские красавицы (Deux Beautés russes) Крестьянки на солнечной поляне (Paysannes dans une clairière ensoleillée) Летний день (A Summer's Day) Русские женщины (Russian Women) Русские крестьянки и купальщица (Paysannes russes et baigneuse)
Русские крестьянки на скамейке (Paysannes russes sur un banc) Три девушки с мальчиком (Trois jeunes filles avec garçon) Три женщины (Trois femmes) Четыре русские крестьянки (Quatre paysannes russes) Деревенский праздник (Fête au village)
Молодые женщины в саду Чаепитие на берегу реки (Tea party on the riverbank) Купальщицы (Bathers) Купание (The Bathers) Розовые купальщицы (Rose bathers), ок.1925 Крестый ход (Sortie de messe). 1898
____________
Русский художник Павел Дмитриевич Шмаров (Шмыров) родился 22 сентября 1874 года в Воронеже. Его отец был крестьянином и жил в Чижовке, пригородной слободе. Но выучившись по специальности мастер экипажного цеха, он покупает дом и переезжает с семьей в Московский район Воронежа.
Павел Шмаров получает образование в уездном училище Воронежа, а в 1893 году поступает в бесплатную рисовальную школу, основанную иконописцем Львом Григорьевичем Соловьевым. Во время учебы в рисовальной школе, Павел Шмаров посещает выставки и открывает для себя "передвижников". Павел достигает успехов в рисовании и решением городского попечительского совета направляется в Санкт-Петербург для продолжения учебы в мастерской Репина. Питерская интеллигенция считает Павла малообщительным и слишком деревенским. Репин пишет о нем: "Шмаров идет впереди, в этом безграмотном глуповатом мальчике сидит великий художник". Один из одноклассников вспоминает о Павле Шмарове: "Писал он красками широко как помелом…". Павлу везет и в 1899 году его дипломная картина на тему "Горе побежденным" получает золотую медаль Академии художеств Санкт-Петербурга, а Павел Шмаров - официальное звание "художник" и стипендию для учебы за границей.
С 1900 Шмаров путешествует, учится и работает в Вене, Мюнхене, Риме, Флоренции, Венеции, Париже и Испании. Творчество художника не ограничивается картинами, он делает иллюстрации для периодических изданий и произведений Пушкина и Некрасова, работает для театра.
В 1916 году Павла Шмарова избирают академиком и председателем оргкомитета Весенней выставки в залах Петербургской академии художеств. В 1917 году Павел Шмаров участвует в первой выставке картин фонда Куинджи, а в 1919 - в первой Всероссийской свободной выставке произведений искусства.
В 1923 году Павел Шмаров эмигрирует из России сначала в Рим, а затем - в Париж. Он пишет ностальгические сценки с русалками, купальщицами, крестьянками в русских народных костюмах, а также портеры на заказ, его работы выставляются на выставках русского искусства во Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Югославии, Германии и даже Аргентине. Несмотря на творческую активность, Павлу Шмарову бывает трудно свести концы с концами, иногда он вынужден расплачиваться за съемную квартиру картинами. Павел Шмаров очень тоскует по Родине и Воронежу, почти не говорит по-французски и общается в основном с женой - Ольгой Виноградовой и другими русскими эмигрантами.
2 июля 1950 года Павел Шмаров умирает, его хоронят на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкуре. Однако, у родственников нет денег на содержание могилы и останки Павла эксгумируют и перезахороняют в общей могиле.
В настоящее время большинство работ художника Павла Шмарова находятся в частных коллекциях по всему миру.
http://www.liveinternet.ru/users/3162595/post413424865/