Андерс Леонард Цорн (швед. Anders Leonard Zorn, 18 февраля 1860 — 22 августа 1920, Мура) — шведский живописец, график и скульптор. Вырос в крестьянской семье в деревне Мора (в некоторых источниках деревня указана, как Мура). В пятнадцать лет он отправился в Стокгольм, намереваясь стать скульптором. Но за годы обучения ваянию в Государственной шведской Художественно-промышленной школе (1875-1877), а затем в Академии художеств в Стокгольме (1877-1881) под руководством Боклунда раскрылся его талант живописца. Уже первые, школьные произведения его кисти — небольшие сцены из народной жизни и портреты — обратили на него внимание любителей искусства уменьем верно и тонко схватывать характеры. Картины обладали силой и свежестью красок, отличной передачей воздуха и освещения, простотой и, вместе с тем, вкусом исполнения — достоинствами, которые, чем дальше, тем ярче проявлялись в работах художника.
Вдова 1882-1883 бумага, акварель Частное собрание
Первый успех ему принёс рисунок тушью "Вдова" (1880 г.). Внешне следуя традициям сентиментального салонного искусства, Цорн проявил здесь гораздо больше вкуса и чувства, чем обычно требовалось. Уже в студенческие годы мастер был надёжно обеспечен заказами. Выставленный им в Стокгольме портрет молодой девушки в трауре, с прозрачной вуалью, имел огромный успех у публики, и к Цорну посыпались заказы на дамские и детские портреты. Скопив исполнением этих заказов достаточные деньги, он отправился путешествовать по Европе: посетил Испанию и Италию.
В 1882-1885 работал в Великобритании, устроил себе фешенебельную мастерскую в Лондоне, откуда предпринимал поездки в Северную Америку, Россию, Константинополь, Марокко и Среднюю Европу и не раз возвращался в свое отечество. В то время он работал в основном акварелью, с удивительной живостью и полнотой передавая калейдоскоп своих путевых впечатлений.
Работы, созданные Цорном в Швеции, более спокойны и задушевны — художник словно заново вглядывается в знакомые с детства лица, пейзажи, предметы. В 1888 Цорн поселился в Париже, где совершенствовал свои знания и продолжал путешествовать. В Париже художник обратился к масляной живописи. В какой бы технике Цорн ни работал, ему лучше всего удавались изображения фигур людей на фоне природы, трактованные в импрессионистической манере. Мастерство и блеск, с которыми он умел передать атмосферные и световые эффекты, напоминали произведения Сарджента.
Творчество художника формировалось под сильным влиянием импрессионизма, тем не менее, он выработал собственную индивидуальную эскизную манеру в живописи, отличающуюся удивительной виртуозностью. Так же, как импрессионисты, А. Цорн большое внимание уделяет проблеме света и изменению цвета под воздействием световоздушной среды. Но в отличие от них изображаемые А. Цорном предметы никогда не теряют свою материальность и объемность. Главное в его художественной манере — это непосредственное впечатление, которое делает его картины жизнеутверждающими, ликующими и убеждающими.
Купальщицы_1889_98 х 68_х.,м._Мора, музей Цорна
Отчасти под влиянием французского художника Эдуарда Мане он увлёкся темой обнажённых фигур на пленэре. Цорн трактует наготу по-крестьянски бесхитростно и мирно; ему одинаково чужды салонная манерность и грубоватая простота моделей французских живописцев Гюстава Курбе и Эдгара Дега.
1890-1899 Марта Дана (позднее жена Вильяма Мерсера) (Martha Dana (or Mrs. William R. Mercer) Хьюстон, Музей изобразительных искусств
Цорн был прекрасным портретистом. Для характеристики своих персонажей он использует серебристо-серую гамму, сводя ее порой до простого противопоставления теплых и холодных оттенков. Работы конца 1890-х 1900-х гг. изысканными сочетаниями черного и белого, а также черного и желтого цветов, изящной выразительностью поз вызывают в памяти картины Сарджента. А их вертикальная удлиненная форма говорит о влиянии салонной живописи конца XIX в. Опираясь на непосредственное впечатление, Цорн с удивительным правдоподобием лепит лицо и руки, не обращая внимания на остальное.
1911 Улыбающаяся Эмма (жена Цорна) Частное собрание
Следуя за Э. Мане и Э. Дега, он часто изображает свои модели в интерьере. Особой любовью отмечены портреты жены Эммы. В Париже Цорн создал ряд выразительных, острохарактерных портретов. Индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста, мимолетного выражения лица остро схвачены в портретах художника.
Автопортрет в волчьей шубе (Self-portrait in a wolfskin) 1915 Мора, музей Цорна
Цорн в своем творческом наследии оставил немало автопортретов. Критики считают, что некоторые автопортреты, например, "Автопортрет в волчьей шубе" (1915, Музей Цорна, Мора), напоминают полотна старых мастеров: Веласкеса, Халса и Рембрандта. После 1893 художник несколько раз приезжал в США, где написал ряд портретов знаменитых американских общественных деятелей, в том числе президентов Кливленда, Тафта и Т.Рузвельта.
В 1896 г. мастер навсегда поселился в родных местах, в Море. Изучая местный фольклор, он собрал богатую этнографическую коллекцию, а в 1913 г. построил большой дом в "старинном северном" стиле, который впоследствии превратился в мемориальный музей.