Художник — он как глазное яблоко лишенное века: обнажённый слово нерв,
с которого сорвали всё до единой покровы, но видящий всё, запоминающий всё...
Поппи Брайт ~ Рисунки на крови~
Portret chBopca w gimnazjalnym mundurku
Ok. 1890. Olej na pBótnie. 180 x 100 cm.
Muzeum Narodowe w Warszawie.
Потрясающий мастер!
В очередной раз убеждаюсь в том, что те ,кто решает, какой художник первого ряда, какой третьего,
какой великий, какой - нет, какой войдет в историю, какой забудется -
сильно заблуждаются...
Autoportret z kwiatami
Ok. 1909. Olej na pBótnie. 68 x 49 cm.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Ольга Бознаньска родилась в семье железнодорожного инженера; её отец был по национальности поляк, а мать — француженка. Училась рисунку с детства, брала уроки у художников Антона Пиотровского и Казимира Похвальского. С 1886 по 1890 год жила в Мюнхене. Так как женщин в мюнхенскую Академию изящных искусств не принимали, Бознанская брала частные уроки у Карла Крихендорфа и Вильгельма Дюрра.
Бознаньска рисовала преимущественно портреты, натюрморты, пейзажи и жанровые сцены. В 1890-х годах, закончив обучение, молодая художница начала выставлять свои работы — в Мюнхене, Варшаве, Берлине, Вене. За картину "Портрет художника Павла Наумена" На выставке в Вене получила золотую медаль; её "Портрет мисс Мэри Брэм" завоёвывает награду в Лондоне. В 1896 году она получила премию парижского Общества изящных искусств.
Kwiaciarki
1889. Olej na pBótnie. 65 x 85 cm.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
В 1898 году Бознаньска вступила в Товарищество польских художников "Искусство". В том же году приехала в Париж. В 1900 году она на выставке в лондонской Новой Галерее удостоилась золотой медали и ей был присуждён приз на парижской Всемирной выставке. В том же году О. Бознаньска рассталась с художником Юзефом Чайковским, с которым долгие годы была в близких отношениях.
В 1901 году состоялась выставка работ художницы в Питтсбурге. В 1907 году ей присуждается серебряная медаль питсбургским институтом Карнеги . В 1912 году О.Бознанская, совместно с Клодом Моне и Огюстом Ренуаром, представляет Францию на выставке в Питтсбурге. В 1932 году художница в последний раз посещает Краков. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже ей присуждается Гран-При. Участница венецианского биеннале 1938 года.
Pejza| z wiaduktem (Krajobraz z torami)
1890. Olej na sklejce. 32 x 52,5 cm.
WBasno[ prywatna.
Очень болезненно художница пережила вторжение нацистской Германии в Польшу и начало Второй мировой войны.
Ольга Бознаньска скончалась 26 октября 1940 года в Париже, в полной нищете. Художница похоронена на польском кладбище Monmercy около Парижа.
Ее Работы находятся во многих коллекциях по всему миру - во Франции, Чехии, Украине, Соединенных Штатах. Большое количество ее работ является собственностью крупнейших музеев в Польше, особенно в Кракове и Варшаве.
Много картин находится в частных коллекциях в Германии, России, Австрии, Швеции, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и даже в Австралии и Японии.
Посмертные выставки Бознаньской были проведены в Польской библиотеке в Париже и Обществе искусств в Кракове в 1945 году.
В 1959 на улице de la Grande Chaumiere, 16 у Академии Коларосси в Париже была установлена мемориальная доска.
Большая ретроспектива художницы была проведена в Национальном музее в Кракове в 1960 году.
Kwiaty na tarasie
1903. Olej na tekturze.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Plac de Ternes w Pary|u
1903. Olej na tekturze. 14 x 24 cm.
Muzeum Narodowe w Warszawie.
Kwiaty
Po 1920. Olej na desce. 29,5 x 41 cm.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Wntrze pracowni artystki w Krakowie
1906. Olej na tekturze. 50,5 x 73 cm.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Wntrze paryskiej pracowni
1908. Olej na tekturze. 50 x 71,5 cm.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Martwa natura z biaBymi kwiatami i japoDsk laleczk
Po 1918. Olej na tekturze. 50 x 64 cm.
WBasno[ prywatna.
Martwa natura z japoDsk laleczk
Ok. 1918. Olej na tekturze. 43 x 55,5 cm.
WBasno[ prywatna.
Martwa natura z waz
1918. Olej na tekturze. 38,5 x 57,5 cm.
Muzeum Narodowe w Warszawie.
{óBte ró|e
1918. Olej na tekturze. 30 x 38 cm.
WBasno[ prywatna.
Martwa natura
Po 1920. Olej na tekturze. 46,5 x 56 cm
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Tulipany w kloszu
Po 1920. Olej na tekturze. 37 x 44,5 cm.
WBasno[ prywatna.
Ró|e w czajniku
Ok. 1930. Olej na tekturze. 28,8 x 41 cm.
WBasno[ prywatna.
Martwa natura z japoDsk laleczk
? Olej na tekturze.
WBasno[ prywatna.
Wntrze pracowni
Ok 1895. Olej na tekturze. 54,5 x 73 cm.
WBasno[ prywatna.
Kwiaty
Po 1930. Olej na pBótnie.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Zabudowania miejskie II
1885. Olej na pBótnie.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Widok z okna pracowni w Krakowie
Ok. 1900. Olej na tekturze. 52 x 74,5 cm.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
W pracowni
Przed 1891. Olej na pBótnie.
Muzeum Narodowe w Kielcach.
Maki (Kwiaty)
Po 1920. Olej na tekturze. 45,5 x 38 cm.
Muzeum Narodowe w Warszawie.
Ko[cióB Inwalidów w Pary|u
1899. Olej na tekturze.
WBasno[ prywatna.
Zabudowania miejskie I
1885. Olej na pBótnie.
Muzeum Narodowe w Krakowie.
Растущую известность в Германии принес Ольге, портрет Павла Найена, известного в Мюнхене художника, чья роль в жизни Ольги до сих пор остается неясной.
Один из биографов художницы написал, что он был ее преподавателем, но доказательств этому нет.
Однако факт, что они были хорошо знакомы, ибо портретировали друг друга. Портрет Ольги Найен уничтожил после 21 сеанса написания, утверждая, что он недостаточно поймал "тип" модели, однако, сохранившаяся фотография говорит об обратном. С другой стороны, портрет Найена кисти Бознаньской увековечил имя художника и попал в галерею картин польского национального музея в Кракове.
Существует несколько версий написания этого портрета.
По одной, Найен утром провожал Ольгу после бала в ее студию. Ольга вышла на несколько минут, чтобы приготовить кофе. Он, не снимая одежды, сел в кресло в ожидании чашки кофе. Вернувшаяся Ольга внимательно посмотрела на мужчину, попросила его остаться на минуту без движения и тут же сделала эскиз.
Другая версия рассказывает, что после уничтожения портрета Ольги, Найен согласился из чувства вины позировать младшей коллеге, а когда утром, еще в темноте, он пришел в студию для проведения первой сессии в пальто с поднятым воротником, Ольга решила, что именно в таком виде его и напишет.
В свою очередь, Юзеф Чарский в воспоминаниях о Бознаньской пишет еще одну "легенду":
"В то время, когда я общался с Ольгой, она рассказывала о том, что она влюбилась в своего профессора – немца, Найена из Мюнхена, и что они должны были пожениться. Уже было все подготовлено, куплено платье, но молодой человек внезапно… умер. С тех пор до тридцати лет Ольга ходила в платьях черного цвета в знак верности. Так ли это? Не знаю!"
Известно, что Найен отказался от своих прав на портрет, и Адам Бознаньский в письме к Ольге назвал его "справедливым немцем". Вскоре Ольга продала этот портрет в Краковский музей.