Пейзажи. Художник Станислав Выспяньский (Stanislaw Wyspianski) |
Лирично-пастельные пейзажи Станислава Выспяньского (1869-1907)
Богато одарённый не только творческим талантом, но и жизненной энергией, устремлённостью и потрясающим упорством в достижении задуманного, Станислав Выспяньский - польский живописец, поэт, драматург, дизайнер, один из наиболее выдающихся и разносторонних художников Европы своего времени, ушёл очень рано, в 38 лет, оставив огромное художественное наследие.
Planty на рассвете, 1894 (холст, масло)
Анна Герман - Осенняя песня
Станислав Выспяньский родился 15 января 1869 года в Кракове. Его отец был скульптором, но очень сильно пил, и поэтому никак не мог выбраться из нужды и добиться творческих успехов. Мать Станислава, очень одаренная, с богатой фантазией женщина, писала стихи и музыкальные композиции. Она была больна туберкулезом и очень переживала из-за алкоголизма мужа. Когда умер их младший сын Тадеуш, она всю свою любовь отдавала Станиславу. Однако едва Стасю исполнилось семь лет, умерла. Он всю жизнь мучился оттого, что не мог передать так рано умершей матери всю свою любовь и нежность.
![]() | ![]() |
Виды из окна студии художника на курган Костюшко, 1904-1905
Мать доверила мальчика опеке своей сестры, но он первое время жил вместе с отцом и много времени проводил в его скульптурной мастерской неподалеку от Вавеля. Здесь он впервые начал читать Шекспира. Учился Станислав Выспяньский в школе при учительской семинарии Анджея Юзсфчика, где слыл неутомимым выдумщиком и фантазером. Он увлекался музыкой, а в десять лет перешел учиться в гимназию святой Анны - старейшую в Польше.
На Рудаве, 1905
В 1880 году его взяла на воспитание сестра матери Иоанна Роговска, которая вышла замуж за Казимежа Станкевича, и тут он начал много рисовать, увлекся театром. Уже в двенадцать лет Станислав превосходно знал пьесы Шекспира, ходил на многие спектакли, сам участвовал в школьных постановках, даже писал пьесы. В доме у тетки часто бывал выдающийся польский художник Ян Матейко, и Станислав, восхищенный его творчеством, начал делать копии его картин, а потом увлекся зарисовками Кракова. Очень горячо полюбил Станислав и музыку.
Дома в Grebowie, 1900
В 1887 году, сдав экзамены, Станислав Выспяньский поехал путешествовать по востоку Малой Польши и где бы ни был делал зарисовки церквей, скульптур, орнаментов. Вернувшись, он поступил в краковскую Школу изящных искусств, где в то время преподавали Матейко, Лушчкевич, Яблоньски, Цинк. Станислав, который уже года три посещал школу как вольнослушатель, прошел всю программу за 1887-1890 годы. Он был не только очень одарен, но и образован. С 1887 года учился на философском факультете Ягелоннского университета, очень глубоко изучал историю искусства, литературу, ездил в экспедиции по инвентаризации памятников искусства, писал драматические произведения и мечтал защитить докторскую диссертацию. В 1889 году Матейко пригласил Выспяньского помочь ему в росписи Мариицкого костела.
Висла под Краковом, 1905
В 1890 году Выспяньский благодаря полученным стипендиям смог отправиться путешествовать по Италии, Швейцарии, Франции и Германии. Самое большое впечатление на него произвели готические соборы. Он начал преодолевать имитацию, искать свой стиль, свою цветовую гамму. В Париже он не только посещал частную академию Коларосси, но и всерьез увлекся французским театром, много читал и писал. В Лувре его особенно поразило греческое искусство. "Счастливые греки,- писал Выспяньский в одном из своих писем,- у них не было академий, но были художники".
Planty ночью, 1898-1899
В 1892 году Выспяньский получил заказ на проект витража для львовского собора на тему клятвы Яна Казимира, который обещал улучшить крестьянскую долю, отдал себя и страну под покровительство пресвятой девы Марии. Выспяньский изобразил историческую сцену клятвы внизу, а вверху поместил видение короля. Особенно сильное впечатление производил образ Польши-мученицы, которая возносилась над головой короля.
Вид из окна студии на курган Костюшко, 1905
Приезжая в Париж, Выспяньский метался, разрываясь между необходимостью закончить картины и желанием увидеть как можно больше театральных спектаклей. В это время он познакомился с творчеством Гогена, Ван Гога, Грассе, которые призывали художников при создании новых форм орнаментики искать вдохновения в природе. Выспяньский использовал растительные мотивы и в проекте театрального занавеса, и в картоне "Клятвы Яна Казимира". Здесь же, в Париже, Выспяньский был покорен творчеством чешского художника-декоратора Альфонса Мухи, который, занимаясь стилизацией, разрабатывал различные орнаментальные линии.
Ферма в Konary, 1900
В это время в Англии представители творческого направления прерафаэлитов - Рескин, Моррис и другие художники, реформируя декоративное искусство, пробовали возродить художественные промыслы. Основным композиционным элементом стиля "сецессион" стали плавные, извилистые линии, которые как бы повторяли линии стеблей вьющихся растений и водорослей. Эти линии встречаются и в пластике Тулуз-Лотрека, и в портретах Ван Гога. Эти линии использовал и Выспяньский.
Водный пейзаж
Картины, над которыми он так долго работал, к сожалению, не были приняты, как и новый его проект витражей для францисканского собора. В это же время начались переезды с квартиры на квартиру, бедность, так как умер помогавший ему дядя Казимеж. Выспяньский очень глубоко переживал непонимание, и обывательский, мещанский Краков начал его тяготить, ему так хотелось вернуться в Париж... Он реставрировал витражи, писал статьи и пьесы, написал серию детских портретов, иллюстрировал Метерлинка и "Илиаду" Гомера…
Вид из окна студии на курган, 1904
Выспяньский метался из одной области искусства в другую - от живописи к скульптуре, от искусства витража к мебели... Это объяснялось не только широкой одаренностью, но и тем, что он не всегда имел возможность воплотить все свои замыслы. Ему хотелось бы поехать в Европу, где его, возможно, поняли бы и приняли, он задыхался в Кракове, но все же, как патриот, решил остаться. В это время, в 1897 году начал выходить журнал "Жыче", художественным руководителем которого стал Выспяньский, возникло общество "Штука", объединяющее художников краковского модерна, где Выспяньского выбрали секретарем. Однако многие рисунки, которые он помещал в журнале, например, "Фонтан" с обнаженными телами, вызывали негодование мещан.
Излучина Вислы, 1904
В 1897 году Выспяньский писал одному из своих друзей: "Столько замыслов, столько образов, что я как безумный живу этими картинами, обособляющими меня от людей, и только теперь я по-настоящему врос в мир моей фантазии". Он задумал целую серию картин, которые сам назвал живописными романсами, диковинными поэмами. Это "Сезам", "Воздушные замки", "Хлопоты любви" и многие другие. Это сказочный мир растительно-анималистических фантазийных композиций. Интересно, что во многих литературных произведениях Выспяньского, например в "Легенде", появляются те же фантастические образы, что и в живописных работах.
Вид из окна студии на городские стены, до 1894
Станислав Выспяньский - автор таких драматических произведений, как "Варшавянка", "Ноябрьские ночи", драмы на античную тему "Акрополь", "Мелеагр" и др., а также эпических поэм, рапсодов. Он писал портреты, лучшими из которых считаются "Автопортрет с женой" и портреты детей, оформлял спектакли, работал над проектом застройки Вавеля.
Город, 1893
В 1905 году Выспяньский получил премию Академии за серию пейзажей с курганом Костюшки и смог приобрести усадьбу в деревне Венгжцы под Краковом. Туда он вместе с семьей переехал летом 1906 года. Друзья, узнав, что Выспяньский болен, но его можно спасти, если он поедет в субтропический климат, собрали деньги на поездку в Алжир, от которой Выспяньский отказался. Он боялся умереть без Польши. До последних дней Станислав Выспяньский продолжал диктовать свои пьесы. В ноябре 1907 года его перевезли в Краков, а 28 ноября он умер.
Вид на Курган Костюшко, 1904
Дома в Grebowie, 1900
Башни Мариацкого костёла, 1905
Городской театр, 1894 (Холст, масло)
Вид на Барбикан, 1894 (холст, масло)
Ферма в Konary, 1905
Вид на курган в зимний солнечный день
Вид на курган во время таяния снега, 1905
Вид на курган в снежную метель серым зимним днем, 1905
Вид из окна студии на курган, 1904
Гроб комнаты. А за окном — могила
Костюшко. А за ней — бескрайний день.
А в кресле тело утлое застыло,
почти пресуществившись в тень.
Поэма не дописана. Не кончен
рисунок. Обессилела рука.
А как хотелось пламенней и звонче
победный след свой прочертить в веках.
А тут какой-то полутруп на ложе,
какой-то край маячит сквозь окно…
Но чтоб жила Она, ты сгинуть должен:
истлеть — и возродиться, как зерно.
Станислав Выспяньский,
пер. Владимир Яськов
Автопортрет, 1902
Женские и детские портреты (пастель) в следующем посте.
http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0013.shtml
http://commons.wikimedia.org/wiki/Stanis%C5%82aw_Wyspia%C5%84ski
http://www.pinakoteka.zascianek.pl/Wyspianski/Wysp_Dzieci_3.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/111364#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F
http://artyzm.com/e_artysta.php?id=688
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |